Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта'

Проблемы правового регулирования развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1886
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / НЕТИПИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ / CIVIL LAW / SPORT LAW / MUNICIPAL LAW / CONCESSION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP / SPORTS INFRASTRUCTURE / SPORTS FACILITIES / PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаев Антон Владимирович, Батура Ольга Викторовна

Статья посвящена анализу проблем применения органами местного самоуправления действующего законодательства в целях осуществления ими полномочий по развитию физической культуры и спорта на территориях муниципальных образований. Рассматриваются вопросы правового статуса спортивных сооружений, основы законодательного регулирования взаимодействия муниципальных образований и субъектов предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problems of application by local authorities of existing legislation to implement their authority on the development of physical culture and sports in the territories of municipalities. It is examined the legal status of sports facilities, the fundamentals of legal regulation of interaction of municipalities and business entities in the sphere of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА1

МАМАЕВ Антон Владимирович, БАТУРА Ольга Викторовна

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем применения органами местного самоуправления действующего законодательства в целях осуществления ими полномочий по развитию физической культуры и спорта на территориях муниципальных образований. Рассматриваются вопросы правового статуса спортивных сооружений, основы законодательного регулирования взаимодействия муниципальных образований и субъектов предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Annotation. The article analyzes the problems of application by local authorities of existing legislation to implement their authority on the development of physical culture and sports in the territories of municipalities. It is examined the legal status of sports facilities, the fundamentals of legal regulation of interaction of municipalities and business entities in the sphere ofphysical culture and sports.

Ключевые слова: гражданское право, спортивное право, муниципальное право, муниципаль-но-частное партнерство, концессионное соглашение, нетипичные объекты недвижимости.

Keywords: civil law, sport law, municipal law, concession, public-private partnership, PPP, sports infrastructure, sports facilities, the property.

Крупнейшие международные спортивные соревнования за последние 10 лет продемонстрировали, что спорт сегодня - это не только сфера общественной жизни, но и важная часть мировой политики. Достижения и успехи профессиональных спортсменов на международных соревнованиях для любого государства -способ заявить о своем месте на международном политическом олимпе.

На текущем этапе общественного развития спорт приобрел особенное значение, трансформировавшись из способа поддержания и укрепления здоровья в стиль и образ жизни современного человека, сферу государственной политики, существенную часть рынка.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, главной целью государственного преобразования является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития,

1 В статье использованы данные, полученные в рамках научно-исследовательской работы по теме «Анализ современных подходов, регулирующих взаимодействия государства и субъектов предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта», выполненной по заказу Министерства спорта РФ на основании государственного контракта N° 455 от 28 июля 2016 г.

который предполагает создание условий для улучшения качества жизни российских граждан.

Важная роль в переходе к инновационному социально ориентированному типу экономического развития государства авторами Концепции отводится сохранению и укреплению здоровья населения и формированию здорового образа жизни. Это должно обеспечиваться за счет создания условий, ориентирующих различные группы населения на занятия физической культурой и спортом, способствующих повышению конкурентоспособности российского спорта. Указанную цель предполагается достигнуть, в том числе, за счет развития спортивной инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственным организациям2.

Сегодня Россия занимает позиции одного из лидеров мирового спортивного движения, являясь ареной проведения наиболее престижных и массовых международных спортивных мероприятий. В период с 2010 по 2020 г. Российская Федерация явилась организатором

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N° 1662-р // СПС «КонсультантПлюс».

и еще проведет около 30 крупнейших спортивных мероприятий, в числе которых соревнования глобального масштаба, включая Чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубок конфедераций ФИФА 2017 г.3

Согласно отчету Минэкономразвития России, несмотря на сложившуюся тенденцию снижения реально располагаемых населением денежных доходов с ноября 2014 г., на рынке платных услуг физической культуры и спорта в последние годы наблюдается стабильный рост. По итогам первого полугодия 2016 г. объем услуг физической культуры и спорта увеличился на 7,2 % по сравнению с первым полугодием 2015 г.4, причем значительная часть экспертов связывает рост потребительского интереса к спорту с развитием спортивной инфраструктуры5. Так, согласно расчетам главного экономиста Moody's Economy Марка Занди каждый доллар, вложенный в инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долл.6

Следует отметить, что, несмотря на интенсивное развитие спортивной инфраструктуры (более 33 тыс. объектов спорта введено в эксплуатацию в 2008-2013 гг.), Россия отстает от большинства развитых в спортивном отношении государств по показателям обеспеченности населения объектами спорта, прежде всего по количеству малобюджетных спортив-

«7

ных сооружений .

Согласно данным Минэкономразвития России от общего количества спортивных сооруже-

3 Доклад Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта «О развитии материально-технической базы физической культуры и спорта в 2016-2020 гг.». URL : https://www.google.ru/url?sa= t&rct= j&q= &esrc= s&source= web&cd= 16&ved= 0ahUKEwjmzKijnZHPAhWGhywKHY8pCZ84 ChAWCDcwBQ&url= http% 3A% 2F% 2Fwww.sportsovet.ru% 2 Fdocs% 2F20141009% 2FDokladMTO.doc&usg= AFQjCNGfLCx ZhB-OX-OUgrt_EoUBMkkORg&sig2= pz-JsYQRy8rrHEohYkNq 1 A&bvm= bv.133053837,bs.2,d.bGs

4 Мониторинг Минэкономразвития России. «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2016 года». 2016. 28 июля. URL : http://economy. gov.ru/wps/wcm/connect/eea0415f-d45d-4233-bb62-7d2b0cd6635 d/% D0% 98% D1% 82% D0% BE% D0% B3% D0% B8_% D0% BF% D0% BE% D0% BB% D1% 83% D0% B3% D0% BE% D0% B4% D0% B8% D1% 8F_2016+% D0% B3..pdf?MOD=AJPERES &CACHEID=eea0415f-d45d-4233-bb62-7d2b0cd6635d

5 Ищенко Н., Рожков А. Delloitte: РФПЛ - шестая выручка мира // Ведомости. 2014. 8 июня. URL : http://www.vedomosti.ru/ business/articles/2014/06/08/deloitte-rfpl-shestaya-po-vyruchke-liga-mira

6 Струтинский В. О состоянии спортивной инфраструктуры в России // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. 2014. 24 дек.

7 Доклад Совета при Президенте РФ по развитию физиче-

ской культуры и спорта «О развитии материально-технической

базы физической культуры и спорта в 2016-2020 гг.».

ний в муниципальной собственности находится 80 %, в собственности субъектов РФ - 9,6 %, в федеральной собственности - 4,4 %, в частной собственности - только 6 %. В сельской местности расположено 40 % объектов спорта.

Обеспеченность населения России спортивными объектами не достигает и 50 % практически по всем типам сооружений. Только один показатель - обеспеченность спортивными залами - составляет 62,3 % от нормы8.

При этом уровень обеспеченности спортивной инфраструктурой и уровень потребления населением услуг в сфере физической культуры и спорта находятся в прямо пропорциональной зависимости. Во многом это связано с тем, что на рынок услуг, по сравнению с рынком товаров, оказывает влияние локализация и привязанность к местности потребителя услуг9. Кроме того, на муниципальные образования тяжелым бременем ложится обязанность содержать спортивные сооружения, которые были построены в нашей стране во второй половине XX в. В первую очередь речь идет о стадионах и аренах, большинство из которых уже подверглись фактическому износу и нуждаются в реконструкции10. Таким образом, существенным является муниципальный фактор использования спортивной инфраструктуры.

Порядок реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере физической культуры и спорта регулируется отраслевыми федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ и законами субъектов РФ, принятыми в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с положениями федеральных законов от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к основным полномочиям органов местного самоуправления первого и второго уровня относятся обеспечение условий для развития на территории местного самоуправления физической культуры, школьного спорта и массового

8 Доклад Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта «О развитии материально-технической базы физической культуры и спорта в 2016-2020 гг.».

9 Гулин К.А., Костылева Л.В. Производство и потребление рыночных услуг в регионе : учеб. пособие. Вологда, 2009. С. 33.

10 Там же.

спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий местного значения.

Для реализации указанных полномочий органы местного самоуправления, согласно разъяснению Комитета Государственной Думы, вправе применять все имеющиеся в их распоряжении правовые, управленческие, материальные и финансовые ресурсы, включая самостоятельное определение приоритетов в направлении средств для решения тех или иных вопросов местного значения и объема финансирова-ния11. Однако из-за падения производства и доходов людей уменьшаются налоговые и иные поступления в местные бюджеты. По данным информационного агентства «ФедералПресс», дефицит бюджетов в 2016 г. вырастет на 40 % по сравнению с 2015 г.12 При этом муниципальным образованиям довольно трудно сокращать социальные расходы, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

Выходом из указанной ситуации должно стать привлечение в развитие спорта внебюджетных средств на инвестиционных условиях в рамках муниципально-частного партнерства (далее - МЧП) или посредством заключения концессионных соглашений. В последние годы популярность набирает реализация проектов по строительству или реконструкции социальной инфраструктуры именно в рамках государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) или МЧП, а также на основании концессионных соглашений. На платформе единой информационной системы ГЧП в России (pppi.ru) был проведен экспертный опрос о перспективах применения механизма частной концессионной инициативы в России в первые полгода своего существования. Большинство респондентов (28 %) прогнозировало существенный рост числа предложений инвесторов. В настоящий момент такой сценарий можно считать полностью реализовавшимся на фоне большого числа предложений (209). Такое развитие событий объясняется возможностью распределения рисков между

11 Дырда С.Г. Административно-правовое регулирование реализации прав граждан на занятие физической культурой и массовым спортом на муниципальном уровне // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 5-9.

12 Сапожникова М. В кризис бюджеты большинства регионов России находятся в опасной ситуации // Информационное агентство «ФедералПресс». URL : http://fedpress.ru/expert-opinion/1669043

13 URL : http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_ Block_04-04-2016.pdf

частным инвестором и публично-правовым образованием (понятие «публично-правовое образование» введено в БК РФ14 и обозначает Российскую Федерацию, субъекта РФ или муниципальное образование в зависимости от контекста).

Однако в отношении потенциальной возможности реализации проектов МЧП тормозящим фактором может стать формальное исключение муниципальных образований из процесса принятия решения о реализации проекта МЧП. Так, согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-част-ном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»15 полномочия по оценке эффективности проекта МЧП и определению его сравнительного преимущества переданы на уровень субъекта РФ. Указанное полномочие, в свою очередь, непосредственно связано с функцией управления и распоряжения муниципальной собственностью и местными финансами, поскольку отрицательное заключение об эффективности проекта фактически означает отказ от его реализации16.

Другую сложность реализации проектов МЧП или заключения концессионных соглашений в отношении объектов спорта, находящихся в муниципальной собственности, представляет отсутствие в БК РФ права субъектов РФ на софинансирование из региональных бюджетов соответствующих проектов, реализуемых на основании соглашений о МЧП и концессионных соглашений, что, на наш взгляд, следует рассматривать как пробел действующего законодательства в связи с вышеобозначенной проблемой дефицита местных бюджетов.

Возможность реализации проектов МЧП или заключения концессионных соглашений в отношении спортивных сооружений, относящихся к муниципальной собственности,

14 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

15 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

16 Комментарий к Федеральному закону «О государствен-

но-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (научно-практический, постатейный) / Е.В. Гриценко [и др.] ; под ред. В.Ф. Попондопуло, В.В. Килинкарова. М. : Инфотропик Медиа, 2016. 352 с.

также ограничена несовершенством отраслевого законодательства. Так, например, соглашение о МЧП или концессионное соглашение может быть заключено только в отношении объекта спорта, признаваемого недвижимым имуществом или комплексом недвижимого имущества и связанного с ним движимого имущества. Между тем, далеко не все спортивные сооружения являются объектами недвижимого имущества. В данном случае речь идет о так называемых нетипичных объектах недвижимости, например, о футбольном поле или спортивной площадке, о стадионе. Подтверждением данного тезиса является позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженная в Постановлении от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/201117, согласно которой стадион следует рассматривать как единое спортивное сооружение (единый объект), состоящее из земельного участка, обустроенного особым образом, а также объектов недвижимости вспомогательного характера, объединенных общим функциональным назначением. Футбольное и мини-футбольное поля относятся к сооружениям, входящим в состав стадиона как единого объекта, не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой улучшение земельного участка, на котором они расположены (являются его неотъемлемой составной частью). В силу изложенного право собственности на данные сооружения не может быть зарегистрировано в ЕГРП. Применительно к ст. 135 ГК РФ юридическая судьба и принадлежность таких сооружений определяется по принадлежности соответствующего земельного участка. Указанная правовая позиция отражает ранее сделанные выводы Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10 по делу № А56-50083/2008.

Следует обратить внимание на тот факт, что в приведенной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, несмотря на предложение рассматривать стадион как единый объект, состоящий из движимого и недвижимого имущества, суд не дал квалификацию указанного объекта в качестве сложной вещи в соответствии со ст. 134 ГК РФ. По мнению В.А. Алек-

17 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

сеева, главной причиной, по которой рассматриваемые объекты не признаются судом недвижимыми вещами, является то, что они вообще вещами не являются. В связи с этим нельзя говорить об их прочной связи с землей, о том, что они выступают в качестве сооружений и что они обслуживают земельный участок, нельзя также рассуждать об их функциональном назначении. Автор обосновывает свои выводы на технических характеристиках футбольного поля и спортивной площадки, которые не имеют фундамента и чьи характеристики обусловлены выполненными работами по улучшению земельного участка посредством асфальтирования, прокраски разметок для игры в футбол и пр.18

Однако объектом соглашения о МЧП, равно как и объектами концессионного соглашения, могут выступать объекты спорта, включая спортивные сооружения, обладающие признаками недвижимости, а не иные объекты недвижимости вспомогательного характера.

Таким образом, признание спортивного сооружения движимым имуществом может повлечь признание соглашения об МЧП или концессионного соглашения в отношении такого объекта недействительным, а зарегистрированного права отсутствующим. При этом, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от 30 сентября 2015 г. № 303-ЭС15-5520, исковая давность на требование о признании права отсутствующим не распространяется19.

В случае если спор о правовой природе создаваемого (реконструируемого) объекта возникнет до заключения соглашения, велика вероятность возникновения риска инвесторов в связи с инициацией реализации проекта на основании соглашении об МЧП, заключения концессионного соглашения. Как правило, это влечет риск невозврата средств, вложенных в подготовку соответствующей инициативы, учитывая, что на сегодняшний день порядок компенсации инициатору проекта МЧП или ГЧП, заключения концессионного соглашения средств, направленных на подготовку соответствующей инициативы, на законодательном уровне не урегулирован.

18 Алексеев В.А. Является ли самостоятельность в обороте критерием отнесения имущества к недвижимому? // Закон. 2015. № 9.

19 Определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г.

№ 303-ЭС15-5520 по делу № А51-12453/2014/ // СПС «Консуль-

тантПлюс».

При этом, по данным Росстата20, среди спортивных сооружений, находящихся на балансе муниципальных образований, большую часть составляют плоскостные сооружения, которые относятся к «нетипичным объектам недвижимости», а также стадионы (см. рис. 1).

____плавательные

----бассейны

0,5 %

спортивные залы

35%

плоскостные спортивные сооружения 50%

стадионы трибунами

Рис. 1. Соотношение спортивных сооружений

В связи с вышесказанным нужно заметить, что схожими техническими характеристиками, такими как замощение, асфальтирование, разметка земельного участка, обладает автомобильная дорога, под которой в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3)21.

20 URL : gks.ru/free_doc/new_site'region_sta1/sel-terr/5-3_sport.xls

21 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Несмотря на определение нормативными правовыми актами22 автомобильных дорог, по сути, как недвижимого имущества, судебная практика идет по иному пути. Например, в своем Определении от 14 сентября 2015 № 305-ЭС15-10419 по делу № А40-27004/13 Верховный Суд РФ пришел к выводу, что поскольку у каждого из объектов отсутствуют качества самостоятельного объекта недвижимости, право собственности на эти объекты не подлежит регистрации независимо от наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих соору-

23

жений с соответствующим участком .

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что отнесение того или иного объекта к недвижимым вещам осуществляется судами в соответствии со ст. 130 ГК РФ по следующим основным признакам:

- судом установлено в отношении объекта наличие признаков, позволяющих отнести его к недвижимым объектам в силу природных свойств, в частности, прочная связь с землей, которой обусловливается невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба назначению такого объекта, или на основа-

24

нии закона ;

- признак самостоятельности объекта25;

- функциональное назначение объекта, которое позволяет квалифицировать его как самостоятельный объект недвижимости26;

- основания возведения объекта, наличие разрешительной документации с соблюдением

27

градостроительных норм и правил .

Однако в ряде случаев суды, отказываясь квалифицировать спортивные сооружения в качестве объектов недвижимости, не принимали во внимание самостоятельное функциональное назначение таких объектов, например, в По-

22 Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // СПС «КонсультантПлюс».

23 Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. № 305-ЭС15-10419 по делу № А40-27004/13 // СПС «Консуль-тантПлюс».

24 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/2011 ; Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

25 Там же.

26 Определение Верховного Суда РФ от 31 марта 2015 г. № 305-ЭС15-1558 по делу № А41-66884/13 // СПС «Консультант-Плюс».

27 Определение Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. по делу № 304-ЭС15-11476, № А27-18141/2014 // СПС «Кон-сультантПлюс».

становлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/201128. В связи с этим интересна позиция в деле № А32-37096/2015 Арбитражного суда Северо-Кавказского округа29, который отразил концепцию В.А. Алексеева об отсутствии у футбольных полей признаков вещи30.

Таким образом, в связи со сложившейся судебной практикой нетипичные недвижимые вещи, являющиеся спортивными сооружениями, могут выпасть из гражданского оборота, поскольку на сегодняшний день представляют собой активы с высоким для инвесторов риском отсутствия окупаемости вложений.

Представляется, что указанная проблема может быть решена посредством включения в федеральное законодательство о спорте нормы, непосредственно закрепляющей за спортивными сооружениями статус недвижимых вещей.

К проблемам реализации проектов в области спорта на основании соглашений о МЧП или концессионных соглашений следует также отнести отсутствие в ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»31 изъятий из общего правила проведения торгов на право заключения государственных (муниципальных) контрактов при реализации проектов ГЧП (МЧП) или концессионных проектов. Это может привести к парадоксальным ситуациям, и не только в случае реализации проектов в области спорта или физической культуры.

Следует отметить, что в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» при решении проблем обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры применяется программно-целевой метод. Его суть заключается в выработке и принятии органами государственного управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных про-

28 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/2011.

29 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2016 г. № Ф08-4130/2016 по делу № А32-37096/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

30 Алексеев В.А. Является ли самостоятельность в обороте критерием отнесения имущества к недвижимому?

31 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПС «КонсультантПлюс».

граммных мер, направленных на достижение целей, связанных с устранением, подавлением, смягчением возникшей проблемы32.

К одной из таких мер можно отнести практику фильтрации спортивных сооружений, создаваемых при поддержке федерального бюджета, которая применяется с 2010 г. В соответствии с указанной практикой строительство спортивных объектов производится преимущественно по проектам, рекомендованным Минспортом России к повторному применению, на основании ежегодного конкурсного отбора, с учетом соответствия проекта современным инновационным технологиям и требованиям по обеспечению условий равного доступа маломобильных групп населения.

Предложения о строительстве в регионах объектов, не имеющих рекомендаций по повторному применению, рассматриваются отдельно с учетом поручений Президента РФ, Правительства РФ, уровня обеспеченности населения региона спортивными сооружениями. По окончании строительства спортивные сооружения должны быть переданы субъекту РФ или муниципальному образованию и не подлежат приватизации и перепрофилированию.

Поскольку эксплуатация возведенных и модернизированных объектов массового спорта ориентирована на использование в первую очередь малообеспеченными категориями населения, вопросы управления, предоставления услуг населению и финансирования функционирования спортивных сооружений решаются субъектом РФ или муниципальным образованием по согласованию с Минспортом России33.

Таким образом, по нашему мнению, сложившаяся ситуация в сфере планирования строительства и реконструкции спортивных сооружений муниципальных образований характеризует механизм правового регулирования отечественного спорта как лишающий муниципальные образования автономии и саморегулирования в указанной сфере отношений.

Вместе с тем развитие физической культуры и спорта должно осуществляться по всем

32 Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. № 2-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"» // СПС «КонсультантПлюс» ; Гузов Ю.Н., Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления. М. : Финансы и статистика, 2005.

33 Доклад Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта «О развитии материально-технической базы физической культуры и спорта в 2016-2020 гг.».

сферам указанной отрасли общественной деятельности, включая массовый (потребительский) спорт, детско-юношеский спорт, профессиональный спорт, спорт высших достижений, поскольку нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию успешного стабильного результата всей отрасли. Следовательно, комплексное решение вопросов развития физической культуры и спорта возможно только

34

по всем сопутствующим направлениям .

В связи со сказанным следует отметить, что российский спорт до сих пор не рассматривается как часть бизнеса или рынка. Такой вывод можно сделать, исходя из анализа публичной отчетности из открытых источников: отчетов международных спортивных организаций, спортивных клубов, спортивных федераций, а также ряда аналитических агентств.

Например, по информации газет «Советский Спорт» и «Ведомости», доходы российских футбольных клубов растут быстрее, чем в Европе (по состоянию на текущий год составили 32 %), однако указанный рост происходит за счет «дотаций» и «пожертвований, что не является "заработком"»35. К такому выводу пришел УЕФА, проанализировав источники доходов российских футбольных клубов. Так, в России футбольный клуб в среднем берет 8 долл. за одного болельщика (меньше стоимость билета только на Украине)36. На наш взгляд, проблема имеет более глубокий контекст и предполагает учет сразу нескольких составляющих. Для того чтобы понять специфику формирования рыночных условий в сфере спорта в России, необходимо выявить основные общие черты, отличающие механизм формирования экономических отношений в указанной области от аналогичных, более успешных практик зарубежных стран.

Анализ законодательства о спорте в зарубежных странах позволил выделить ряд общих закономерностей, формирующих тенденции развития правового регулирования в сфере спорта и физического воспитания. Например,

34 Доклад Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта «О развитии материально-технической базы физической культуры и спорта в 2016-2020 гг.».

35 Тарасенко И. Живем за счет подачек? Доходы российских клубов растут быстрее, чем в Европе. Как оказалось - за счет «дотаций» и «пожертвований» // Советский Спорт. URL : http://spb.sovsport.ru/gazeta/article-item/505663

36 Ландшафт европейского клубного футбола (отчет УЕФА за 2014 г.) URL : http://www.uefa.org//MultimediaFiles/Download/

Tech/uefaorg/ General/02/30/91/46/2309146_DOWNLOAD.pdf

А.А. Соловьев обращает внимание на следующие основные магистральные, оказывающие определяющее влияние на развитие спортивного права тенденции развития законодательства о спорте в зарубежных странах в среднесрочной и долгосрочной перспективе:

1) усиление взаимопроникновения спортивного права и "lex sportiva" (под которым понимается комплекс систем материальных и процессуальных неправовых норм, состоящих из документов так называемого мягкого международного права в области спорта, норм саморегулирования, локальных актов спортивных организаций и спортивных объединений, а также норм нравственности, включая систему «Фэйр Плэй»37;

2) повышение децентрализации управления в области спорта и повышение роли саморегулирования в этой области;

3) увеличение объема правового регулирования в рамках национального спортивного права в большинстве стран до уровня отрасли права;

4) изменение структуры взаимоотношений международного спортивного права с национальным спортивным правом в сторону некоторого повышения роли международного спортивного права;

5) развитие коммерческо-правовой составляющей спортивного права, в том числе существенное развитие связанных со спортом сегментов информационного и авторского права;

6) усиление блока нормативно-правовой регламентации обеспечения безопасности в спорте;

7) развитие международного спортивного права, в том числе эволюция международно-правового регулирования организации и процедур рассмотрения и разрешения международных спортивных споров; развитие международно-правового регулирования статуса и деятельности международных спортивных федераций; эволюция международных правовых документов олимпийского движения в сторону повышения роли Международного олимпийского комитета в регулировании сферы спорта; усложнение правового регулирования статуса

37 Английское выражение «Фэйр Плэй» ("Fair Play") в настоящее время обычно используется для выражения набора определенных принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом. На русский язык указанное выражение обычно переводится как «честная (или справедливая, корректная) игра». URL : http://sportwiki.to/%D0%A4%D1%8D%D0%B9%D1%80_%D0%9 F%D0%BB%D1%8D%D0%B9

и процедур судейства в международных спортивных соревнованиях в целях повышения объективности, непредвзятости и обоснованности такого судейства; уточнение статуса профессионального спортсмена в междуна-

38

родных соревнованиях и др.

Дополнительно можно выделить меры стимулирования развития физического воспитания и спорта, которые принимаются на законодательном уровне в зарубежных странах. В первую очередь это непрямая финансовая поддержка субъектов спорта посредством предоставления налоговых льгот. Например, в Германии предусмотрено освобождение некоммерческих спортивных клубов от большинства налогов (корпоративного, торгового, налога на недвижимость), и, кроме того, установлена пониженная ставка налога на добавленную стоимость39. Налоговые льготы предоставляются бизнесу, у которого дополнительно существует возможность зарабатывать и за счет

40

рекламы .

Налоги также могут выступать в качестве источников финансирования проектов в области спорта. Во Франции 2/3 стадионов в стране построены на средства местных бюджетов, которые поддерживают профессиональный спорт еще и таким образом, а многие профессиональные команды финансируются в том числе и за счет коммун (местных налогов). Кроме того, дополнительным источником финансирования спортивной инфраструктуры является Национальный фонд развития спорта, средства в который поступают от лотерей, ставок и на-

41

логов на алкоголь .

В целом средства фондов являются распространенным источником финансирования развития спорта за рубежом. Финансирование профессионального спорта в Германии осуществляется за счет фондов, выделяемых местными властями, землями и федерацией, а также из фондов бизнес-сообществ и средств массовой информации. Одним из главных источников финансирования деятельности спортив-

38 Соловьев А.А. Актуальные проблемы систематизации законодательства о спорте в России и за рубежом // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 4. С. 26-29.

39 Спортивная хартия Европы. URL : http://lib.sportedu.ru/ GetText.idc?TxtID=1542

40 Зарубежный опыт организации и регулирования профессиональной спортивной деятельности / ред. С.В. Алексеев. М. : Юнити-Дана, 2014.

41 Спортивная хартия Европы ; Агеев В. Способы финан-

сирования профессионального спорта. Зарубежная практика //

GRSport. 2015. № 3 [10]. Окт.

ных клубов является фонд «Спортивная помощь Германии». В Европейском союзе вопросами развития спорта занимаются Комитет по развитию спорта и Фонд развития спорта42.

Общим направлением государственной политики зарубежных стран в области развития спорта является особое внимание к массовому и детско-юношескому спорту и его финансирование, поддержка мероприятий по развитию физического воспитания населения. Пристальное внимание уделяется развитию школьного и вузовского спорта в Англии. Министр образования Великобритании должен отслеживать наличие в школах и университетах необходимой спортивной инфраструктуры. В США создана особенная система развития школьного и вузовского спорта, в соответствии с которой в каждой школе и в каждом высшем учебном заведении обязательно должна быть создана собственная команда, ведущая конкурентную борьбу, как в большом спорте. Наконец, в Германии при каждом профессиональном футбольном клубе имеется своя лицензированная академия, в отношении которой установлено строгое правило: отсутствие одного детского возраста влечет отстранение

43

взрослой команды от соревнований .

Важным фактором, влияющим на развитие спорта в зарубежных странах, является коммерциализация сферы спорта, создание на его базе доходных бизнес-моделей, как, например, в Англии или в США, где одна из важных задач спорта - зарабатывать. Каждый английский футбольный клуб, входящий в Английскую премьер-лигу, представляет собой успешный бизнес-проект. В США профессиональный спорт в целом является уникальным совместным бизнес-продуктом, цель которого -получение дохода за счет повышения интереса и привлечения зрителей и на который не распространяется запрет монополистической деятельности. При этом государство отстранено от решения финансовых вопросов развития спорта44.

Интересным представляется также опыт Китая в области развития физического воспитания и спорта; здесь в государственную модель развития спорта допущен частный бизнес, включая иностранных инвесторов. После по-

42 Спортивная хартия Европы.

43 Спортивная хартия Европы ; Агеев В. Способы финансирования профессионального спорта. Зарубежная практика.

44 Агеев В. Способы финансирования профессионального спорта. Зарубежная практика.

литического утверждения в 2014 г. инвестиционной программы в спорте китайский бизнес

45

вышел на мировые спортивные рынки .

Как можно убедиться, основное и главное отличие в правовом регулировании отношений в сфере российского спорта - это минимальная степень автономии субъектов физической культуры и спорта, независимости от государственного управления, даже по сравнению с Китаем.

Например, для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муници-

46

пальных районов » утвержден перечень дополнительных показателей. Среди них отсутствует такой показатель, как экономическая эффективность для определения уровня социально-экономического развития деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Кроме того, на фоне опыта других стран механизм правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в России развивается очень медленно, часто не успевая за теми изменениями общественных отношений в сфере спорта, которые сложились к определенному периоду времени. Однако следует отметить наметившиеся тенденции текущего года по изменению законодательства в указанной сфере общественных отношений.

В частности, на основании подготовленных Минспорта России предложений Правительством РФ внесен в Государственную Думу РФ законопроект № 1071537-6, направленный на закрепление фактически сложившихся в данной сфере терминов и их определений: предлагается ввести понятия «профессиональная спортивная лига», «профессиональные спортивные соревнования», «профессиональный спортивный клуб», «профессиональный спортсмен», «спортивный агент», «спортивная санкция», а также дать новое определение понятий

45 Спортивная хартия Европы.

46 Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"» // СПС «КонсультантПлюс».

«профессиональный спорт» и «спортивная дисквалификация спортсмена»47. Законопроектом предусматривается введение норм, регулирующих деятельность спортивных лиг и постоянно действующего арбитражного учреждения, рассматривающего споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений. Законопроект рассмотрен в первом чтении.

Законопроектом № 1087121-6 внесены изменения в ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»48 и ст. 32.14 КоАП РФ в части создания дополнительных условий обеспечения безопасности проведения официальных спортивных сорев-нований49. Закон одобрен и подписан Президентом РФ.

Законопроектом № 1089267-6 «О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено освобождение от налога на доходы физических лиц поощрительных выплат спортсменам, тренерам и иным специалистам в области физической культуры и спорта50. Законопроект одобрен и подписан Президентом РФ.

Принят Государственной Думой 20 мая 2016 г. и одобрен Советом Федерации 25 мая 2016 г. Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"», направленный на развитие детско-юношеского спорта51. В нем

47 Законопроект № 1071537-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта». URL : http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf7%28SpravkaNew%29?ÜpenAgent&RN=1071537-6&02

48 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N° 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

49 Законопроект № 1087121-6 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 32.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части создания дополнительных условий обеспечения безопасности проведения официальных спортивных соревнований)». URL : http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?ÜpenAge nt&RN=1087121-6&02

50 Законопроект № 1089267-6 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налога на доходы физических лиц поощрительных выплат спортсменам, тренерам и иным специалистам в области физической культуры и спорта)». URL : http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?ÜpenAge nt&RN=1089267-6&02

51 Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 153-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"» // СПС «Консуль-тантПлюс».

закрепляется термин «детско-юношеский спорт», под которым понимается часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, не достигшие возраста 18 лет или иного возраста, указанного в этих целях в федеральных стандартах спортивной подготовки, являются основными участниками.

Наконец, в Государственную Думу внесен законопроект № 1113576-6, направленный на формирование доходной части субъектов спорта, в частности, законопроектом предлагается установить обязанность организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах направлять целевые отчисления на мероприятия в поддержку развития физической культуры и спорта высших достижений. Также предлагается закрепить использование целевых отчислений от лотерей для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе в поддержку развития физической культуры и спорта52.

Следует также отметить, что рабочей группой по вопросу развития ГЧП в сфере физической культуры и спорта по изменению действующего законодательства в сфере спорта, сформированной по итогам встречи в марте этого года с заместителем Председателя Правительства РФ Аркадием Дворковичем, был подготовлен пакет предложений, в рамках которого предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

- дополнить ст. 2 Закона определением «объекты инфраструктуры», «субъекты предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта», «поставщики товаров, работ, услуг в целях осуществления спортивных мероприятий», «поставщики услуг по организации приема зрителей мероприятий», «поставщики информационных услуг»;

- дополнить ст. 8 и 38 Закона полномочиями субъектов РФ по финансированию строительства и реконструкции объектов мас-

52 Законопроект № 1113576-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)». URL : http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28 SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1113576-6&02

сового и профессионального спорта, в том числе реализуемых на основании соглашений о ГЧП, соглашений о МЧП или на основании концессионных соглашений.

Также рабочей группой предлагается внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

- дополнить ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исключениями из общего правила проведения торгов на право заключения государственных или муниципальных контрактов применительно к оказанию услуг, осуществления эксплуатации объекта на основании соглашения ГЧП, соглашения о МЧП или концессионного соглашения;

- для увеличения финансовой привлекательности муниципальных проектов в ст. 139 БК РФ необходимо предусмотреть для субъектов РФ возможность доводить до муниципальных образований долгосрочные лимиты (более трех лет) бюджетных обязательств в целях со-финансирования расходных обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о МЧП на весь срок таких соглашений;

- для увеличения экономической привлекательности реализации проектов на основании соглашений о ГЧП или соглашений об МЧП распространить меры налогового стимулирования, предусмотренные НК РФ в отношении субъектов предпринимательской деятельности, реализующих проекты на основании концессионных соглашений, на субъектов предпринимательской деятельности, реализующих проекты на основании соглашений о ГЧП или соглашений об МЧП;

- предусмотреть внесение изменений в Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных рай-онов"»53, дополнив показателем экономической эффективности для целей определения уровня социально-экономического развития деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

53 Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СПС «Кон-сультантПлюс».

В целом планируемые изменения в законодательство, регулирующее вопросы развития физической культуры и спорта, в том числе в области регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта, представляются необходимыми и в значительной степени учиты-

вающими новые тенденции развития спортивной индустрии. В заключение хотелось бы выразить надежду, что вышеуказанные изменения в законодательство о физической культуре и спорте будут приняты и роль местного самоуправления в развитии объектов спортивной инфраструктуры массового спорта повысится.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Кон-сультантПлюс».

5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СПС «Кон-сультантПлюс».

8. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. № 2-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"» // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2016 г. № Ф08-4130/2016 по делу № А32-37096/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2013 г. № 17085/12 по делу № А32-29673/2011.

15. Определение Верховного Суда РФ от 31 марта 2015 г. № 305-ЭС15-1558 по делу № А41-66884/13 // СПС «КонсультантПлюс».

16. Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. № 305-ЭС15-10419 по делу № А40-27004/13 // СПС «КонсультантПлюс».

17. Определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. № 303-ЭС15-5520 по делу № А51-12453/2014/ // СПС «КонсультантПлюс».

18. Определение Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. по делу № 304-ЭС15-11476, № А27-18141/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СПС «КонсультантПлюс».

20. Законопроект № 1087121-6 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 32.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части создания дополнительных условий обеспечения безопасности проведения официальных спортивных соревнований)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent& RN=1087121-6&02

21. Законопроект № 1089267-6 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налога на доходы физических лиц поощрительных выплат спортсменам, тренерам и иным специалистам в области физической культуры и спорта)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/% 28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1089267-6&02

22. Законопроект № 1113576-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов спорта)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew% 29?0penAgent&RN=1113576-6&02

23. Законопроект № 1071537-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://asozd2.duma.gov.ru/ main .nsf/%28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=1071537-6&02

24. Агеев, В. Способы финансирования профессионального спорта. Зарубежная практика // GRSport. - 2015. - № 3 [10]. - Окт.

25. Алексеев, В.А. Является ли самостоятельность в обороте критерием отнесения имущества к недвижимому? // Закон. - 2015. - № 9.

26. Гузов, Ю.Н. Технологии муниципального управления / Ю.Н. Гузов, В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных. - М. : Финансы и статистика, 2005.

27. Гулин, К.А. Производство и потребление рыночных услуг в регионе : учеб. пособие / К.А. Гулин, Л.В. Костылева. - Вологда, 2009.

28. Доклад Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта «О развитии материально-технической базы физической культуры и спорта в 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd= 16&ved=0ahUKEwjmzKijnZHPAhWGhywKHY8pCZ84ChAWCDcwBQ&url=http% 3A% 2F% 2F www.sportsovet.ru% 2Fdocs% 2F20141009% 2FDokladMT0.doc&usg=AFQjCNGfLCxZhB-0X-0Ugrt_ EoUBMkk0Rg&sig2=pz-JsYQRy8rrHEohYkNq1A&bvm=bv.133053837,bs.2,d.bGs

29. Дырда, С.Г. Административно-правовое регулирование реализации прав граждан на занятие физической культурой и массовым спортом на муниципальном уровне // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 12.

30. Зарубежный опыт организации и регулирования профессиональной спортивной деятельности / ред. С.В. Алексеев. - М. : Юнити-Дана, 2014.

31. Ищенко, Н. Delloitte: РФПЛ - шестая выручка мира [Электронный ресурс] / Н. Ищенко, А. Рожков // Ведомости. - 2014. - 8 июня. - Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/business/ articles/2014/06/08/deloitte-rfpl-shestaya-po-vyruchke-liga-mira

32. Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (научно-практический, постатейный) / Е.В. Гриценко [и др.] ; под ред. В.Ф. Попондопуло, В.В. Килинкарова. - М. : Инфотропик Медиа, 2016. - 352 с.

33. Ландшафт европейского клубного футбола (отчет УЕФА за 2014 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.uefa.org//MultimediaFiles/Download/Tech/uefaorg/General/02/30/91/46/ 2309146_D0WNL0AD .pdf

34. Мониторинг Минэкономразвития России. «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2016 года» [Электронный ресурс]. - 2016. - 28 июля. -Режим доступа : http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/eea0415f-d45d-4233-bb62-7d2b0cd6635d/% D0% 98% D1% 82% D0% BE% D0% B3% D0% B8_% D0% BF% D0% BE% D0% BB% D1% 83% D0% B3% D0% BE% D0% B4% D0% B8% D1% 8F_2016+% D0% B3..pdf?MOD=AJPERES& CACHEID=eea0415f-d45d-4233-bb62-7d2b0cd6635d

35. Сапожникова, М. В кризис бюджеты большинства регионов России находятся в опасной ситуации [Электронный ресурс] // Информационное агентство «ФедералПресс». - Режим доступа : http://fedpress.ru/expert-opinion/1669043

36. Соловьев, А.А. Актуальные проблемы систематизации законодательства о спорте в России и за рубежом // Спорт: экономика, право, управление. - 2011. - № 4.

37. Спортивная хартия Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lib.sportedu.ru/ GetText.idc?TxtID=1542

38. Струтинский, В. О состоянии спортивной инфраструктуры в России // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2014. - 24 дек.

39. Тарасенко, И. Живем за счет подачек? Доходы российских клубов растут быстрее, чем в Европе. Как оказалось - за счет «дотаций» и «пожертвований» [Электронный ресурс] // Советский Спорт. - Режим доступа : http://spb.sovsport.ru/gazeta/article-item/505663

40. URL : gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sel-terr/5-3_sport.xls

41. URL : http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2016_B5_Block_04-04-2016.pdf

42. URL : http://sportwiki .to/%D0%A4%D 1%8D%D0%B9%D 1 %80_%D0%9F%D0%BB%D 1% 8D%D0%B9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.