9.6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ КАК ВАЖНЕЙШИМ НАПРАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Чистов Александр Анатольевич, аспирант. Место учебы: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Телефон: 8-916-15156-69.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы коррупции в системе МВД России. Исследованы основные ее причины. Обоснованы задачи органов внутренних дел в сфере противодействия коррупции. Показана роль службы собственной безопасности и основные направления ее деятельность по противодействию коррупции в системе МВД России.
Ключевые слова: коррупция, служба собственной безопасности, противодействие коррупции.
JUDICIAL REGULATION OF CORRUPTION IN THE SYSTEM
OF MINISTRY OF NATIONAL AFFAIRS OF RUSSIA AS THE
PRIORITY DIRECTION OF SOCIAL AND POLICY SECURITY PROVISION IN RUSSIA
Chistov Alexander Anatolyevich, post-graduate student.
Place of study: Russian Academy of governmental service of President of Russian Federation. Telephone: 8-916-151-5669.
Annotation: The issues of corruption in the system of Ministry of national affairs are raised in the article. Also the main reasons are researched. The tasks of corruption preventive measures of national affairs authorities are clarified. The role of the own security service and the priority direction of its activities concerning the corruption preventive measures in the system of the Ministry of national affairs are shown.
Keywords: corruption, own security service, preventive measures
В настоящее время в Российской Федерации развернута полномасштабная компания по борьбе с коррупцией. Только в 2008 году было возбуждено 40 тысяч уголовных дел в отношении тех, кто нарушает правила о государственной и муниципальной службе. Из них 12 тысяч - это дела о взятках. Определенную долю среди уголовных дел о взятках и коррупции составляю уголовные дела в отношении работников правоохранительных органов. Система коррупционных связей характерна и для МВД России, о чем свидетельствует история этих органов. Следует отметить, что правоохранительные органы, в рамках их компетенции, не занимаются разработкой и осуществлением превентивных мер по борьбе с коррупцией, так как это не является приоритетом их деятельности. На практике они имеют дело с конкретными правонарушениями, такими как взятки, злоупотребление должностными полномочиями, подкуп, которые являются лишь последствиями коррупции.
По данным социологического опроса, проведенного Всероссийский центр изучения естественного мнения и маркетинга в 2007 году респонденты-граждане оценили степень коррумпированности сотрудников милиции в 7,2 балла (по 10-балльной шкале), определив им
1
первое место среди правоохранительных органов . На вопрос «В какой мере милиция заслуживает доверия?» - респонденты ответили: вполне заслуживают -11,8 (12,4)%; не вполне заслуживают - 33,1 (38,5)%; совсем не заслуживают - 40,5 (36,9)%. По данным МВД России в 2007 г. к уголовной ответственности привлечено 4 тыс., к дисциплинарной - 24 тыс. сотрудников МВД России.
Изучение юридической литературы показывает, что основными причинами коррупции в органах внутренних деп являются: низкий уровень заработанной платы, отсутствие должного контроля со стороны органов, надзирающих за деятельностью милиции и органов собственной безопасности, отсутствие должного уровня правового сознания у значительной части граждан, низкий уровень материально-технического обеспечения органов внутренних дел, влияние преступной среды, представители которой постоянно пытаются перетянуть на свою сторону сотрудников с целью получения от них упреждающей информации и др.
Рассматривая проблему пресечения коррупции в органах внутренних дел (милиции), необходимо отметить, что она имеет различные специфические формы проявления, в связи с чем, ее опасность в органах внутренних дел (милиции) проявляется в различных аспектах: социально-экономическом, политическом и организационно-правовом. Изучение практики пресечения коррупции в органах внутренних дел (милиции), а также научной литературы позволяет выделить следующие формы коррупции в рассматриваемой сфере:
1. Устойчиво сложившаяся коррупция. Данная форма проявляется при систематическом участии сотрудников органов внутренних дел (милиции) в перераспределении доходов субъектов предпринимательской деятельности. Отчисляемые денежные суммы дают возможность противодействовать правоохранительной деятельности, как со стороны органов внутренних дел, так и других правоохранительных, а также контрольно-надзорных органов.
2. Точечные коррупционные отношения. Систематическое получение денежных средств, сотрудниками милиции. В ответ на это сотрудники милиции не препятствуют противоправной деятельности отдельных лиц или групп, например торговле в неустановленных местах, организации азартных игр и др.
Имеются и более опасные формы коррупции сотрудников милиции, которые проявляются в общественных местах, например непринятие соответствующих мер к сбытчикам наркотических средств и психотропных веществ, поборы с нищих и бродяг, проституток и др. Коррупционная связь обязывает сотрудников милиции оберегать правонарушителей. По нкоторым данным до 30% сотрудников милиции обеспечивают оперативное прикрытие коммерческих структур (так называемая «крыша»).
3. Вымогательство денежных средств у пиц, которые привлекаются к уголовной ипи административной ответственности. В этом случаи сотрудники органов внутренних дел (милиции) получают от граж-
1 См.: Реформирование России: реальность и перспективы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2001г. / Под ред. Г.В.Осипова. М., 2003.С.87-89.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ МВД
Чистов А.А.
дан незаконное вознаграждение, прекращают уголовные дела, выносят необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении, уничтожают вещественные доказательства, фальсифицируют доказательства, свидетельские показания и др.
4. Нелегальное сотрудничество сотрудников милиции с частно-детективными и охранными структурами (незаконный обмен информацией, а также нелегальное предоставление организационнотехнических ресурсов органами внутренних дел).
5. Получение незаконного вознаграждения от потерпевшего за выполнение своих служебных обязанностей, в частности розыск угнанного автотранспорта или иного имущества.
6. Получение незаконного вознаграждения от подчиненных сотрудников за прием на службу, направление на учебу, устройство в образовательные учреждения, оказание содействия в защите диссертации, присвоение очередных и досрочных специальных званий, продвижение по службе, выделение жилья, путевок и др.
7. Сбор информации о конкурентах по бизнесу в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности в интересах отдельных физических и юридических лиц и др.
Пресечение указанных деяний со стороны сотрудников органов внутренних дел (милиции) является приоритетным направлением в деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел. По имеющимся статистическим данным, около 60% коррупционных правонарушений сотрудников органов внутренних дел пресекается службой собственной безопасности органов внутренних дел. Как отмечают специалисты по обеспечению собственной безопасности правоохранительных органов, в современных условиях для правоохранительных органов крайне важно обеспечить собственную безопасность, так как преступные организации пытаются получить упреждающую информацию, стремятся устроить на работу в правоохранительные органы своих осведомителей, вовлечь в правоохранительную деятельность кадровых сотрудников.
Коррупция в органах внутренних дел нередко вызвана практически теми же причинами, что и в иных органах государственной власти. Это низкая заработная плата, отсутствие тщательного отбора кадров, поверхностная проверка деловых и моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел, низкий уровень служебной дисциплины, отсутствие какой-либо системы организации пресечения коррупции.
Основную нагрузку по противодействию коррупции возлагается на Департамент собственной безопасности МВД России, который является оперативным подразделением криминальной милиции. В структуре собственной безопасности находятся управления в Главных управления МВД России по федеральным округам, управления, отделы, отделения и группы собственной безопасности главных управлений и управлений субъектов Российской Федерации.
Подразделения Собственной безопасности в системе МВД России созданы во исполнение Указа Президента России от 18 сентября 1995 года № 954с «Об организации контрразведывательной деятельности в Российской Федерации» и приказа МВД России от 18 декабря 1995 года № 050. Функции, которые выполняет служба собственной безопасности, были востребованы во все времена.
Истоки возникновения службы берут начало с 20-х годов ХХ века. Специальная служба по борьбе за «чистоту рядов» - Особая инспекция органов внутренних дел в структуре милиции была создана в 1924 году. С 1939 по 1953 год штат Особых инспекций состоял из сотрудников, в обязанности, которых входило выполнение специальных поручений, связанных с возбуждением и расследованием уголовных дел в отношении сотрудников НКВД; проверка материалов по заявлениям, жалобам, рапортам о должностных и государственных преступлениях. В 70-х годах прошлого столетия Особые инспекции преобразовались в Инспекции по личному составу при кадровых аппаратах, у которых функция дознания уже отсутствовала.
Изменение ситуации в обществе в 90-х годах прошлого столетия, не лучшим образом отразилась на милиции, серьезный удар был нанесен состоянию дисциплины и законности среди сотрудников. В связи с этим и возникла насущная необходимость в кардинальных изменениях форм и методов работы по выявлению и пресечению правонарушений со стороны личного состава, которые оформились с решением Министра внутренних дел Российской Федерации в феврале 1996 года.
С этого времени, созданная для решения задач борьбы с, так называемой, «милицейской» преступностью служба собственной безопасности всегда находилась на острие событий. Принимая во внимание постоянный прирост количества должностных преступлений и коррупции, совершаемых сотрудниками органами внутренних дел, можно сделать вывод о тенденции к образованию системности коррупционных процессов в органах внутренних дел. При этом профилактика и предотвращение подобных негативных процессов является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами.
Все это свидетельствует о необходимости проведения серьезной работы по борьбе с коррупцией в органах внутренних дел. Так, основными приоритетными направлениями деятельности подразделений собственной безопасности являются:
- наряду с беспощадной борьбой с коррупционными
проявлениями, принятия подразделениями собственной безопасности во взаимодействии с кадровыми и воспитательными аппаратами исчерпывающих мер, направленных на изучение морально-
психологического климата в коллективах органов внутренних дел, своевременную превенцию противоправного поведения, создание условий неприятия и нетерпимости к нарушителям служебной дисциплины и законности;
- использовать в целях профилактики обсуждение на совещаниях в коллективах правонарушителей, возрождение коллективных формирований с функциями судов офицерской чести;
- безусловного знания и выполнения каждым руководителем обязанностей в области обеспечения собственной безопасности, требований Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел;
- наведения порядка в сфере государственного учета нарушений дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел;
- усиления роли и ответственности руководителей подразделений всех уровней за упущения в воспитательной работе, неинформированность о развитии в подчиненных подразделениях негативных процессов и явлений;
- придать особую значимость объективности и тщательности подбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, их проверке и согласованию, проработать внедрение института поручительства.
Теоретические обобщения и анализ государственной политики и деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в обществе показал, что при осуществлении борьбы с коррупцией необходимо учитывать следующее:
- нет, и не может быть «абсолютной победы» над коррупцией;
- не существует стран, обреченных на масштабную коррупцию;
- коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами, т.к. она охватывает значительные властные уровни;
- борьба с коррупцией достигнет успеха, если она будет вестись постоянно, с привлечением всех органов, осуществляющих обеспечение национальной безопасности государства;
- необходимо учитывать, что потери от коррупции гораздо больше, чем разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы.
Таким образом, основными задачами в области борьбы с коррупцией в системе МВД Росси, по нашему мнению, являются: во-первых, выявление, устранение и предупреждение причин и условий, их порождающих; во-вторых, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества; в-третьих, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего, структур службы собственной безопасности; в-четвертых, привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению и борьбы с коррупцией; в-пятых, расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
Важным направлениям развития службы собственной безопасности стало принятие в 2007 году Концепции обеспечения собственной безопасности МВД России и ФМС России. Заложенные в ней мероприятия согласуются с Национальным планом противодействия коррупции. В МВД России с этой целью разработана новая система учета сотрудников, совершивших правонарушения. Это позволяет оперативно принимать управленческие решения.
ская газета. 2009. - 19 мая.
2. Повестка для России // Материалы круглых столов Фонда «Единство во имя России» за 2007 год под редакцией В.Никонова. М.: ФОРУМ, 2008.
3. Сатаров Г.А. Коррупция и роль закона как механизм ее преодоления / Lex Russica, № 3, 2003.
4. Краткий анализ состояния преступности за
январь-декабрь 2008 года. Аналитические мате-
риалы МВД России. М., 2008.
5. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (история и современность) // Государство и право. 2002. № 9.
Рецензия
на статью Чистова А.А. Тема: «Правовое регулирование борьбы с коррупцией в системе МВД России как важнейшим направлении обеспечения социальнополитической безопасности России».
Актуальность данной сатьи связана со сложной правовой проблемой обеспечения противодействия коррупции в системе МВД России. Автор рассмотрел один из важнейших вопросов - правовое регулирование деятельности службы собственной безопасности.
В статье автор показал, что основными причинами коррупции в органах внутренних дел являются: низкий уровень заработанной платы, отсутствие должного контроля со стороны органов, надзирающих за деятельностью милиции и органов собственной безопасности, отсутствие должного уровня правового сознания у значительной части граждан, низкий уровень материально-технического обеспечения органов внутренних дел, влияние преступной среды, представители которой постоянно пытаются перетянуть на свою сторону сотрудников с целью получения от них упреждающей информации и др.
В статье даны конкретные предложения по формированию правового механизма противодействия коррупции в системе МВД России.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что рассматриваемая статья может быть интересна специалистам в области административного права, национальной безопасности и рекомендуется к опубликованию в издании, включенном в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Профессор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, д.ю.н., профессор Ю.Г.Шпаковский.