Научная статья на тему '9. 1. О необходимости разработки и апробации специализированных образовательных антикоррупционных программ для служащих правоохранительной службы'

9. 1. О необходимости разработки и апробации специализированных образовательных антикоррупционных программ для служащих правоохранительной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
552
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СЛУЖАЩИХ ПРАВООХРА-НИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаренко Мадина Муссаевна

В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупционным правонарушениям. Акцентируя внимание на особенностях коррупции как явления в целом и ее криминальных формах в част-ности, автором сделан обоснованный вывод о необ-ходимости разработки и апробации специализиро-ванных образовательных антикоррупционных про-грамм для служащих правоохранительной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макаренко Мадина Муссаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «9. 1. О необходимости разработки и апробации специализированных образовательных антикоррупционных программ для служащих правоохранительной службы»

9. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АДВОКАТУРА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

9.1. О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СЛУЖАЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Макаренко Мадина Муссаевна, доцент кафедры методологии и методики расследования экономических преступлений, кандидат юридических наук, подполковник милиции, Академия экономической безопасности МВД России, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупционным правонарушениям. Акцентируя внимание на особенностях коррупции как явления в целом и ее криминальных формах в частности, автором сделан обоснованный вывод о необходимости разработки и апробации специализированных образовательных антикоррупционных программ для служащих правоохранительной службы.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, единый образовательный антикоррупционный комплекс для служащих правоохранительной службы.

THE NECESSITY OF ELABORATION AND TESTING SPECIALIZED EDUCATIONAL ANTI CORRUPTION PROGRAMMES FOR LAW ENFORCEMENT EMPLOYEES

Makarenko Madina Musaevna, assistant, professor, department of methodology and methods economic crimes investigation. Academy of Economic security ministry of Internal Affairs. Candidate of jurisprudence, lieutenant colonel.

Annotation. The matter in enquiries is about countermeasures against corruption offences. The author pays more attention to special features of crime corruption as a phenomenon in whole and and in details. The author made up a reasonable conclusion about the necessity of elaboration and testing specialized educational anticorruption programmes for law enforcement employees.

Key words: corruption, countermeasures, against corruption, the integrated educational anti corruption complex for law enforcement employees.

Коррупция на сегодняшний день представляет одну из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Опасность данного явления заключается не только в экономических потерях, вызывающих падение качества жизни населения, но и в негативном воздействии на эффективность работы государственного аппарата, снижении качества управления обществом, государством, ухудшении геополитического положения страны, в разрушении государства как суверенной единицы. Таким образом, в современной России коррупции отводится роль системного фактора оказывающего негативное

влияние на жизнедеятельность государственного аппарата, общества и отдельных граждан.

Противодействие коррупции значительно усложняют высокая степень ее латентности, внутренняя предрасположенность к видоизменению, «мимикрии», меняющимся социальным, экономическим, политическим и иным условиям жизни общества и государства.

Представители различных научных специальностей, изучающих коррупцию, законодатели и правоприменители до настоящего времени не пришли к единому мнению в понимании данного явления, его содержания и форм. В результате этого наблюдается отсутствие консолидированного подхода на концептуальном и государственном уровнях к стратегии и тактике борьбы с коррупцией, и как следствие, отсутствие надлежащей функционирующей системы мер ее противодействия в системе государственной службы.

В основе коррупции лежит нарушение формальных норм поведения непосредственных носителей власти, связанное с их стремлением к обладанию материальными благами и средствами достижения последних, что является следствием сформировавшегося у них особого социального интереса, основанного на иных ценностях, чем те, которые служат обществу ориентиром желаемого поведения. Обладание властью и ее использование становятся для них средством достижения первых двух ориентиров, а также выступает в качестве стабилизирующего фактора, сохраняющего неизменность сложившегося поведения. Этим объясняется поразительная живучесть коррупции и практическая невозможность ее полного искоренения.

Противодействие коррупции представляет собой сложную системно-структурную деятельность, целью которой являются снижение уровня коррупции и степени ее общественной опасности до социально терпимого предела, а также устранение или нейтрализация ее детерминантов. Основная роль в противодействии криминальным коррупционным проявлениям отводится системе мер общего и специального предупреждения. Среди мер предупреждения особо значимы меры организационного, экономического и правового характера.

Анализ показывает, что предпринимаемые государством меры противодействия коррупции, в основном, направлены на нейтрализацию и пресечение ее проявлений в органах государственной власти, а не на устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений. Смещение акцентов на борьбу с конкретными фактами коррупции предопределяет их низкую эффективность.

Кроме того, отсутствие единого научно обоснованного подхода к определению содержания понятия «коррупция» и четкого его законодательного закрепления препятствуют правильному формированию государственной стратегии и политики

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Макаренко М. М.

противодействия коррупции в России, тем самым изначально обрекая их реализацию на неудачу.

Как показывает практика, в том числе и приведенные ниже статистические данные, сегодня возбуждается лишь незначительное количество уголовных дел по отношению к фактическим масштабам преступлений, связанных с коррупцией. Еще меньшая их часть доходит до суда.

Так по итогам 2009 года в ходе мероприятий, проведенных подразделениями правоохранительных органов в целом по России выявлено 43 086 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления ( рост на 6,5%).

Однако в целом по Российской Федерации и в ряде федеральных округов наблюдается тенденция снижения выявления преступлений данного вида в крупном и особо крупном размерах ( по России на 4,5%, по Центральному федеральному округу на 7,3%, Южному федеральному округу на 25,3%, Уральскому федеральному округу на 17.3%, Дальневосточному федеральному округу на 6,7%.

Аналогичная картина складывается в ряде федеральных округов и по показателям количества уголовных дел, по преступлениям указанной категории, направленным в суд1.

Одна из главных причин сложившегося положения

- это недостаточная профессиональная подготовка сотрудников. Слабая же обеспеченность процесса подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих борьбу с коррупционными правонарушениями, соответствующими специальными образовательными программами и курсами, свидетельствует о недостатках в подготовке и повышении квалификации сотрудников, специализирующихся в данной сфере.

Согласно аналитическим данным правоохранительных органов, в разных регионах России у правоприменителей сформировался различный подход к вопросам выявления, раскрытия, расследования и предупреждения указанных преступных деяний. Отсутствие единообразной практики противодействия коррупционным преступлениям, так же напрямую влияет на низкую результативность работы на данном направлении.

Большинство государственных служащих, составляющих группу коррупционного риска, по своей специальности являются юристами. Это работники милиции, таможни, службы судебных приставов, прокуратуры, суда, налоговых инспекций, федеральных инспекций труда, госнаркоконтроля и других органов.

Для того чтобы противостоять соблазну встать на преступный путь коррупции, государственный служащий должен быть не только достаточно обеспечен материально, но и воспитан духовно. Без воспитания личности в духе абсолютного и неукоснительного соблюдения закона, построения правового государства, обеспечения правопорядка невозможно противостоять коррупции.

Обеспечение нормального базового материального уровня государственного служащего правоохранительных органов со стороны государства представляет только начальную стадию в деле борьбы с коррупционными проявлениями. Чтобы одержать стратегическую победу над коррупцией как систем-

1 Справочно-аналитические материалы Департамента экономической безопасности МВД России.

ным явлением, необходимо обеспечить внутреннюю неприязнь государственного служащего к самим фактам проявления элементов коррупции, к должностным преступлениям и лицам их совершающим. Определяющую роль в процессе противодействия коррупционным правонарушениям среди служащих правоохранительной службы играют такие объекты социально-духовной действительности как правосознание и правовая культура. Основополагающую роль в их формировании занимают правовое воспитание и обучение. При этом правовое воспитание включает в себя систему мероприятий, воздействующих на психику человека, в целях формирования высокого правосознания и правовой культуры, а правовое обучение представляет собой непосредственный процесс передачи и усвоения правовых знаний, ориентирования обучаемого на их использование.

Процесс правового ( в данном случае антикоррупционного) воспитания, по нашему мнению, может быть организован в следующих основных формах: академической; научно-популярной; неформальной; игровой. Указанный процесс должен быть построен на принципах: научности; плановости; системности; последовательности; дифференцированности;

обеспечения комплексного подхода; создания благоприятных условий для реализации правосознания на практике; связи с жизнью и юридической практикой; яркости и образности; ориентирования на укрепление законности; повышения авторитета закона; знания действующих законодательных норм и умения ими пользоваться.

Именно с учетом этих принципов и требований на протяжении последних трех лет строятся процессы обучения и воспитания при преподавании профессорско-преподавательским составом кафедры методологии и методики расследовании экономических преступлений Академии экономической безопасности» учебной дисциплины «Противодействие коррупции в государственной службы». Все виды занятий (лекции, семинары, практические занятия) проводятся с соблюдением необходимых методических и дидактических требований, а так же с учетом профилизации образования. Имея большой опыт практической работы по расследованию преступлений различной категории и направленности, специалисты кафедры применяют его в своей педагогической деятельности, сочетая классическую методику преподавания с применением нетрадиционных и малоиспользуемых форм. Указанное обстоятельство, в конечном счете, способствует выработке у курсантов и слушателей навыков и умений, необходимых для противодействия коррупционным преступлениям.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о назревшей необходимости и актуальности проведения исследования по изучению проблем противодействия коррупции в целом и коррумпированности служащих правоохранительной службы в частности, а также необходимости разработки программных и методических документов по противодействию коррупции в деятельности служащих правоохранительной службы. Основной целью данного исследования, на наш взгляд, должна стать разработка единого образовательного антикоррупционного комплекса для служащих правоохранительной службы на основе анализа и оценки проблемы коррумпированности сотрудников правоохранительной службы,

обобщения имеющихся мер противодействия коррупции в контексте применения норм действующего антикоррупционного законодательства, а так же апробация указанного проекта.

При этом считаем, что объектом исследования должны выступать сфера общественных отношений, в которой задействованы служащие государственных органов, осуществляющие правоохранительные функции. Данную сферу необходимо рассматривать через призму неслужебного поведения перечисленных субъектов, их пренебрежения нормами служебной этики, отклонения от общечеловеческих моральных принципов в корыстных личных или групповых целях.

В качестве главной концептуальной составляющей методологии указанного исследования нами предлагается институциональный подход, включающий в себя анализ комплекса коррупциогенных факторов в правоохранительных органах и выявление основных направлений по снижению уровня коррупции в современной России. В рамках данного концептуального подхода должно происходить:

- выявление основных системных механизмов коррупции служащих правоохранительной службы в целом и главных ее элементов;

- детальное описание механизмов коррупционного взаимодействия на различных уровнях и в различных сферах, степени их интенсивности и объема вовлекаемых средств;

- понимание интересов основных участников и взаимосвязей между ними.

Заявленная нами проблема находится на стыке нескольких научных дисциплин: философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики, криминологии, уголовного процесса и уголовного права, оперативно-розыскной деятельности и др. В этой связи междисциплинарность обуславливает необходимость комплексного подхода к изучаемой проблематике и применение при этом как общенаучных, так и ряда специальных методов исследования.

В заключение следует отметить, что практическая значимость результатов указанного исследования, по нашему мнению, должна найти свое отражение в конкретных предложениях и рекомендациях, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, которые в свою очередь реализуются в проекте единого образовательного антикоррупционного комплекса для служащих правоохранительной службы и методических рекомендациях по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.