I. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCES
5.1.1.
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORY AND HISTORY OF LAW
УДК 340.5 ГРНТИ 10.09.01 EDN: ARPRTK
Правовое обеспечение наставничества в России: перспективный и ретроспективный взгляд
©Петюкова Оксана Николаевна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
Аннотация. Цели/задачи. В научной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся правового обеспечения наставничества в России в современном и историческом аспектах. Цель состоит в определении дефиниции наставничества в законодательстве и научной доктрине, а также выявлении правовых традиций взаимодействия наставника и наставляемого в различных сферах, в том числе в образовании. Актуальность рассматриваемой в статье тематики обусловлена тем, что 2023 год в Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника на государственном уровне. При этом в документах стратегического планирования обозначена задача поэтапного вовлечения обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества. Методология. В исследовании использовались методы анализа и синтеза, диалектический, системный, историко-правовой, формально-юридический и другие. Выводы. В статье отмечается, что значимость преподавательского труда возрастает в контексте решения задач по подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих современным потребностям, что должно способствовать достижению экономического, технологического, культурного суверенитета страны. Возрождение на современном этапе правовых традиций наставничества как актуальной образовательной и кадровой технологии, популяризация лучших наставнических практик будут способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих надлежащим уровнем профессиональных компетенций, активной гражданской позицией, что позволит им быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, и в свою очередь приведет к своевременному и качественному решению важных задач в социально-экономической, политической, культурной сферах жизнедеятельности общества.
Ключевые слова: юридическая наука, наставничество, наставник, наставляемый, законодательство, правоприменение, образование, воспитание, правовая традиция, российское право.
Для цитирования: Петюкова О. Н. Правовое обеспечение наставничества в России: перспективный и ретроспективный взгляд//Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 6. С. 14-19. Е01М: АРРРТК
14 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
Legal Support for Mentoring in Russia: Perspective and Retrospective View
©Oksana N. Petyukova Financial Universityunder the Government ofthe Russian Federation, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. Goals/objectives. The scientific article discusses topical issues related to the legal provision of mentoring in Russia in modern and historical aspects. The purpose is to define the definition of mentoring in legislation and scientific doctrine, as well as to identify the legal traditions of interaction between mentor and mentee in various fields, including education. The relevance of the topic considered in the article is due to the fact that 2023 in the Russian Federation has been declared the Year of the Teacher and Mentor at the state level. At the same time, the strategic planning documents outline the task ofgradually involving students in various forms of support and mentoring. Methodology. The research used methods of analysis and synthesis, dialectical, systemic, historical-legal, formal-legal and others. Conclusions. The article notes that the importance of teaching work increases in the context of solving the tasks of training highly qualified personnel who meet modern needs, which should contribute to achieving the economic, technological, and cultural sovereignty ofthe country. The revival ofthe legal traditions of mentoring as an actual educational and personnel technology at the present stage, the popularization of the best mentoring practices will contribute to the training of highly qualified specialists with an appropriate level of professional competence, an active civic position, which will allow them to be in demand and competitive in the labor market, and in turn will lead to timely and high-quality solutions to important tasks in the socio-economic, political, and cultural spheres.
Keywords: legal science, mentoring, mentor, mentored, legislation, law enforcement, education, upbringing, legal tradition, Russian law.
For citation: Petyukova O. N. Legal Support for Mentoring in Russia: Perspective and Retrospective View// ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 6. P. 14-19. (in Russ.) EDN: ARPRTK
2023 год объявлен Годом педагога и наставника на государственном уровне на основании Указа Президента РФ от 27.06.2022 г. №401 в целях укрепления престижа и общественной значимости преподавательской профессии.
Наряду с Днем учителя, празднование которого в Российской Федерации, было установлено 5 октября 1994 г. с учетом решения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО ранее об объявлении соответствующего международного праздника1, с 2021 г. на основании Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.11.2021 №992, стал отмечаться 19 ноября День преподавателя высшей школы. Его празднование приурочено ко дню рождения выдающегося русского ученого, одного из основателей Московского университета Михаила Васильевича Ломоносова.
Следует отметить, что педагогический труд в России традиционно характеризуется особой общественной ролью и имеет государственно-правовую поддержку. Так, например, согласно российской правовой традиции, деятельность преподавателя высшего учебного заведения предполагает тесную связь науки и образования. В настоящее время примерно две третьих общего количества
1 Указ Президента РФ от 03.10.1994 N 1961 «О праздновании Дня учи-
теля» // Российская газета. N 190. 05.10.1994.
вузовских преподавателей имеютученые степени кандидата и доктора наук.
Введение профессионального праздника преподавателя высшей школы свидетельствует о государственном признании важности, востребованности труда преподавателей и особой роли университетского образования в развитии России, а также призвано привлечь молодежь в вузовскую научно-образовательную среду и способствовать обеспечению высокого уровеня воспроизводства университетских кадров.
Значимость преподавательского труда возрастает в контексте решения задач по подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих современным потребностям, что должно способствовать достижению экономического, технологического, культурного суверенитета страны.
В 10-летие науки и технологий следует отметить дефицит научных исследований о внедряемых в вузовскую среду инновациях, обобщение лучших практик такого внедрения, в том числе с учетом тренда цифровизации. Среди немногочисленных исследований в этой области назовем монографию «Экосистема вузов: трансформация российской системы образования» под редакцией д.э.н., профессор С.Е. Прокофьева, изданную в 2023 году [1].
Вопросам наставничества в правовом измерении посвящены работы таких авторов, как: В.О. Захарова [2, 7-10], Д.И. Ковтков [3, 41-53], Н. Литвиненко [4, 61-70],
ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 15 ISSN 2712-7605(online)
Ю.В. Ростовцева [5, 57-60], Е.А. Дроздова, A.B. Аксенова [6, 253-255], И.В. Сушкова [7, 7-12] и др. При этом аспекты взаимодействия наставника и наставляемого в образовательном процессе менее проработаны в юридической литературе.
Педагогические аспекты наставничества отражены в трудах E.H. Фомина [8], Е.А. Черниковой [9], И.И. Ири-сметовой[10], Т.А. Гришиной [11,13-22] и других авторов.
Для того чтобы современное образование отвечало актуальным запросам общества и государства в условиях беспрецедентного санкционного давления западных стран, особенно важна его воспитательная составляющая [12, 29-34]. «Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание—вот цель обучения», по словам М.В. Ломоносова.
Следует различать доктринальное и легальное определение наставничества, понимание его в широком и узком смысле слова. В узком смысле слова наставничество в научной литературе рассматривается в качестве одного из «удобных и эффективных способов адаптации и обучения новых работников» [13, 61-70].
Понятие «наставничество» было зафиксировано на международном уровне Содружества Независимых Государств (далее—СНГ) в Постановлении N51-20 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О Согласованном словаре терминов в области образования» в 2020 г. Согласно указанному документу, наставничество—это осуществляемый между наставником и подопечным процесс направления, руководства, помощи в обучении, образовании и (или) профессиональном развитии, который базируется на интерактивном взаимодействии сторон2.
На внутригосударственном уровне легальное понятие наставничества в образовательной сфере было сформулировано в Распоряжении Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145, в котором основной акцент
2 Постановление N 51-20 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О Согласованном словаре терминов в области образования» (Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020) (участники: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2021. N 73 (часть 3).
делается на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, мета-компетенций и ценностей посредством доверительного и партнерского неформального общения субъектов-сторон отношений наставничества3.
Применительно к государственной службе при реализации наставничества проявляются черты, отражающие специфику служебной деятельности, а также цель, состоящую в содействии профессиональному развитию гражданских служащих, воспитании добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей4.
Иной подход представлен в позиции Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которому наставничество рассматривается как инструмент целенаправленной кадровой политики государственного органа по формированию кадрового состава, обеспечению преемственности специальных профессиональных знаний, сохранению морально-этического климата и развитию государственно-служебной, профессиональной культуры»5.
В соответствии с рекомендованным Минтруда России методическим инструментарием по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе, выделяется четыре этапа для его эффективной реализации на практике, показанные на Рисунке 1: после этапа организации наставничества следует этап подбора кандидатов для наставничества, затем выбор и назначение наставников, после чего непосредственно осуществление наставничества и его завершение.
3 Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» // Официальные документы в образовании. N 5. Февраль, 2020.
4 Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 N 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 14.10.2019. N 41. Ст. 5727.
5 Письмо Минтруда России от 28.05.2020 N 18-4/10/П-4994 «О Методическом инструментарии по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0)» // СПС Консультант Плюс.
16
ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
Рис. 1. Этапы осуществления наставничества в государственном органе.
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
Том 19, № 6,2023 Проблемы экономики и юридической практики
17
В ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные нормативные правовые акты, регулирующие процесс оформления и осуществления отношений наставника и наставляемого6.
О создании условий для развития наставничества говорится в Указе Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». К примеру, в Паспорте национального проекта «Образование» 2018 г. ставится задача поэтапного вовлечения обучающихся общеобразовательных организаций в различные формы сопровождения и наставничества: в 2019 году—не менее 3%, в 2020—не менее 10%, в 2021—не менее 20%, 2022—не менее 35%, 2023—не менее 50%7. В наставники обучающихся привлекаются и преподаватели вузов.
В 2019 г. была утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее—ОП), дополнительным общеобразовательным программам (далее—ДОП) и программам среднего профессионального образования (далее—ПСПО)8, которую рекомендовано внедрять при организации со стороны региональных органов исполнительной власти в сфере образования, с применением лучших практик в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование»:
Сквозное внедрение соответствующей целевой модели наставничества обучающихся по ОП, ДОП, ПСПО, имеет своей целью максимально полное раскрытие потенциала личности обучающегося для успешной личной и профессиональной самореализации, создания условий для формирования эффективной системы поддержки, их самоопределения и профессиональной ориентации, начиная с 10-летнего возраста.
Итак, наставничество в настоящее время применяется как на государственной службе, где порядок его оформления и осуществления унифицирован, так в иных сферах, включая образование, опираясь, в том числе на локальные акты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Зачастую наставничество рассматривается в соответствии с нормами трудового законодательства как дополнительная трудовая функция работника и оформляется на основании трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору, предусматривающих порядок оформления и осуществления наставничества, способы мотивации наставников, особенности взаимодействия настав-
6 См., например: Закон Воронежской области от 3 июня 2013 г. N 8103 «Об организации наставничества в государственных органах Воронежской области» // Собрание законодательства Воронежской области. 2013. N 16 (часть I). Ст. 484; Постановление Губернатора Самарской области от 6 сентября 2013 г. N 218 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Самарской области» // Волжская коммуна. 2013. N 300(28716).
7 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС Консультант Плюс.
3 Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» // Официальные документы в образовании. N 5. Февраль, 2020.
ника и наставляемого и т.д. Судебная практика в этой связи складывается в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и юридически корректного оформленного ученичества и наставничества9. При сравнении с аналогичной практикой наставничества в СССР можно заметить, что соответствующие общественные отношения в Советском государстве не были надлежащим образом урегулированы нормами трудового законодательства и в значительной степени представляли, прежде всего, собой форму воспитания, когда представители рабочего класса—передовики производства передавали молодежи трудовые навыки, политические и идейно-нравственные ориентиры и принципы [14, 7].
Следует отметить, что если в Союзе советских социалистических республик (далее—СССР) первоначально наставничество, истоки которого уходят во времена первых советских пятилеток, подразумевало формы индивидуального ученичества и шефства и ассоциировалось, прежде всего, со стахановским движением [15, 14], молодежью, приобретавшей рабочие профессии при поддержке наставников, то в дальнейшем движение наставничества охватило и сферу сельского хозяйства. В ходе социалистического соревнования партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям, сельскохозяйственным органам предлагалось воспитывать у тружеников села чувство высокой ответственности за выполнение государственного плана и социалистических обязательств, развивать наставничество как важную форму воспитания и повышения профессионального мастерства молодежи10. Так, в 1976 г. за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетки, бригадиры-наставники молодежи C.B. Кузовков, П.Л. Чиченов были удостоены звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»11.
После распада СССР наставничество продолжало использоваться, например, в области судовождения (только в 2014 г. утратило силу Положение о капитанах-наставниках пароходств Министерства морского флота СССР12, утвержденное Приказом Минморфлота СССР от 27.05.1991 N 40 «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания»), а также в системе силовых структур, в ряде случаев детально урегулировано отдельными подзаконными актами — Положениями об организации наставничества: например, в органах внутренних дел Российской Федерации13; в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
9 См.: например: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А41-16097/11 // СПС Консультант Плюс.
10 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 09.01.1975 N 33 «О Всесоюзном социалистическом соревновании работников сельского хозяйства за увеличение производства и заготовок продуктов земледелия и животноводства в 1975 году и успешное завершение девятой пятилетки» // СП СССР. 1975. N 3. Ст. 17.
11 Указ Президиума ВС СССР от 05.03.1976 N 3596-1Х «О присвоении звания Героя Социалистического Труда работникам организаций и предприятий Министерства промышленного строительства СССР» // Ведомости ВС СССР. 1976. N 11. Ст. 194.
12 Приказ Минморфлота СССР от 27.05.1991 N 40 (ред. от 20.08.2009) «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания» // СПС Консультант Плюс.
13 Приказ МВД РФ от 30.06.1994 N 221 «Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» (утратил силу 27.03.2017) //// СПС Консультант Плюс.
18 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий14—и в настоящее время.
Возрождение на современном этапе правовых традиций наставничества как актуальной образовательной и кадровой технологии, популяризация лучших настав-
14 Приказ МЧС РФ от 20.07.2009 N 416 «Об организации наставничества в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (вместе с «Положением о наставничестве в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий») // Гражданская защита. N 12. 2009.
Список литературы:
1. Экосистема вузов: трансформация российской системы образования. Коллектив авторов / под редакцией д.э.н., профессор С.Е. Прокофьева. М., 2023.
2. Захарова S.O. Влияние наставника на качество работы следователя // Российский следователь. 2023. N 8. С. 7-10.
3. Ковтков Д.И. Наставничество на гражданской службе // Законодательство и экономика. 2016. N 11. С. 41-53.
4. Литвиненко Н. Способы оформления наставничества и их правовые последствия // Трудовое право. 2015. N 8. С. 61-70.
5. Ростовцева Ю.В. К вопросу развития института наставничества на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 57-60.
6. Дроздова Е.А., Аксенова A.B. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе: социально-правовой аспект. Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С 253-255.
7. Сушкова И.В. Наставничество в системе государственной гражданской службы Российской Федерации (опыт правительства Воронежской области) // Общество. Закон. Правосудие. 2012 №2(47). С. 8-12.
8. Фомин E.H. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки. —Дис-сер....на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. —М., 2013.
9. Черникова Е.А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы. Диссер. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Волгоград, 2013.
10. Ирисметова И.И. Формирование готовности наставников к непрофессиональной педагогической деятельности на предприятиях. Диссер. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. —Казань, 2023.
11. ГришинаТ.А. Новые черты традиционной практики наставничества: актуальность и механизм внедрения // Научный альманах. 2021. №8-1(82). С. 13-22.
12.Петюкова О.Н. Правовое обеспечение реализации воспитательной функции образования в контексте трансляции духовного опыта поколений // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. №7. С. 29-34.
13 .Литвиненко Н. Способы оформления наставничества и их правовые последствия // Трудовое право. 2015. N 8. С. 61-70.
14. Венедиктова В.И. Наставничество—важное средство воспитания молодых рабочих. 1981.
15. Исаев А.П. Книга наставника: Практ. пособие. Ростов на Дону, 1984.
нических практик будут способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих надлежащим уровнем профессиональных компетенций, активной гражданской позицией, что позволит им быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, и в свою очередь приведет к своевременному и качественному решению важных задач в социально-экономической, политической, культурной сферах жизнедеятельности общества.
Reference list:
1. The ecosystem of universities: the transformation of the Russian education system. The team of authors / edited by Doctor ofEconomics, ProfessorS.E. Prokofiev. M., 2023.
2. Zakharova V.O. The influence of a mentor on the quality of an investigator's work // A Russian investigator. 2023. N 8. pp. 7-10.
3. Kovtkov D.I. Mentoring in the civil service // Legislation and economics. 2016. N 11. pp. 41-53.
4. Litvinenko N. Methods of registration of mentoring and their legal consequences // Labor law. 2015. N 8. pp. 61-70.
5. Rostovtseva Yu.V. On the issue of the development of the institute of mentoring in the state civil service // Administrative law and process. 2014. N 5. pp. 57-60.
6. Drozdova E.A., Aksenova A.V. The Institute of mentoring in the penal system: socio-legal aspect // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 4. pp. 253-255.
7. Sushkova I.V. Mentoring in the system of the state civil service of the Russian Federation (experience of the government of the Voronezh region) // Society. Law. Justice. 2012 N.2(47). pp. 8-12.
8. Fomin E.N. Competence-oriented mentoring of students at a modern enterprise as a resource for the quality of professional training. —Disser....for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. M., 2013.
9. Chernikova E.A. Mentoring as a means of supporting the professional and personal development of a social service specialist. Disser. for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Volgograd, 2013.
10. Irismetova I.I. Formation of mentors' readiness for nonprofessional teaching activities at enterprises. Disser. for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Kazan, 2023.
11. Grlshlna T.A. New features of traditional mentoring practice: relevance and implementation mechanism // Scientific almanac. 2021. N.8-1(82). pp. 13-22.
12. Petyukova O.N. Legal support for the implementation of the educational function of education in the context of broadcasting the spiritual experience of generations // Gaps in Russian legislation. 2022. Vol.15. N. 7. pp. 29-34.
13. Litvinenko N. Methods of formalizing mentoring and their legal consequences // Labor law. 2015. N 8. pp. 61-70.
14. Venediktova V.I. Mentoring is an important means of educating young workers. 1981.
15. IsaevA.P. Mentor's book: Practicetextbook. Rostovon Don, 1984.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 71,03%.
Статья поступила в редакцию 07.12.2023, принята к публикации 27.12.2023 The article was received on 07.12.2023, accepted for publication 27.12.2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Петюкова Оксана Николаевна, доктор юридических наук, профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 6998-7238, AuthorlD: 408036, ScopusID: 57203791904, ORCID: 0000-0003-0127-9747, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Oksana N. Petyukova, Dr. Sei. (Hist.), Professor of the International and Public Law Department, Law Faculty; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN-code: 6998-7238, AuthorlD: 408036, ScopusID: 57203791904, ORCID: 0000-0003-0127-9747, e-mail: [email protected]
ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 19 ISSN 2712-7605(online)