Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / LAW / ENERGY CONSERVATION / ENERGY EFFICIENCY IMPROVEMENT / LEGISLATION / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / ENERGY SERVICE CONTRACT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В статье в рамках сравнительно-правового анализа рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования отношений в энергетической сфере в Российской Федерации и Республике Сербия. Приводятся статистические данные, в том числе в виде диаграмм, на основе Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2020 и 2022 годах, составленного Министерством экономического развития Российской Федерации. Целью исследования является выявление общих черт и различий в подходах российского и сербского законодателя в рассматриваемой сфере, а также определении правового потенциала для дальнейшего международного сотрудничества двух стран, касающегося повышения эффективности использования энергетических ресурсов. Экономия энергоресурсов ведет к значительному сокращению государственных расходов, стабилизации энергоснабжения и дальнейшему развитию энергетического сектора, способствуя развитию всей экономики. Специфика законодательства об энергоэффективности заключается в его комплексном, межотраслевом характере, многоуровневости регулирования, наличии множества технико-юридических норм, значительного массива ведомственного нормотворчества, важности обеспечения разумного баланса публично-правового и частноправового регулирования. Международное сотрудничество Российской Федерации и Республики Сербия в энергетической сфере активно развивается, что актуализирует научный и практический интерес к изучению проблематики энергосбережения в контексте современной климатической повестки и целей устойчивого развития стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF ENERGY CONSERVATION AND ENERGY EFFICIENCY IMPROVEMENT: THE EXPERIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF SERBIA

The article examines topical issues of legal regulation of relations in the energy sector in the Russian Federation and the Republic of Serbia within the framework of comparative legal analysis. Statistical data are provided, including in the form of diagrams, based on the State Report on the Situation of Energy Conservation and Energy Efficiency Improvement in the Russian Federation in 2020 and 2022, compiled by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. The purpose of the research is to identify common features and differences in the approaches of the Russian and Serbian legislators, as well as to determine the legal potential for further international cooperation between the two countries regarding improving the efficiency of energy resources use. Saving energy resources leads to a significant reduction in government spending, stabilization of energy supply and further development of the energy sector, contributing to the development of the entire economy. The specificity of energy efficiency legislation consist in its complex, intersectoral nature, multilevel regulation, the presence of many technical and legal norms, a significant array of departmental rulemaking, the importance of ensuring a reasonable balance of public and private law regulation. International cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia in the energy sector is actively developing, which actualizes scientific and practical interest in studying the problems of energy conservation in the context of the modern climate agenda and sustainable development goals of the countries of the world.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ»

DO 1: 10.33693/2541-8025-2024-20-3-62-69

УДК 346.7 ГРНТИ: 10.23.51

EDN:SPTTPK

Правовое регулирование отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: опыт Российской Федерации и Республики Сербия

©Петюкова Оксана Николаевна3, ©Ситников Степан Алексеевичь Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

ае-таМ: [email protected] ье-таН: [email protected]

Аннотация. В статье в рамках сравнительно-правового анализа рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования отношений в энергетической сфере в Российской Федерации и Республике Сербия. Приводятся статистические данные, в том числе в виде диаграмм, на основе Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2020 и 2022 годах, составленного Министерством экономического развития Российской Федерации. Целью исследования является выявление общих черт и различий в подходах российского и сербского законодателя в рассматриваемой сфере, а также определении правового потенциала для дальнейшего международного сотрудничества двух стран, касающегося повышения эффективности использования энергетических ресурсов. Экономия энергоресурсов ведет к значительному сокращению государственных расходов, стабилизации энергоснабжения и дальнейшему развитию энергетического сектора, способствуя развитию всей экономики. Специфика законодательства об энергоэффективности заключается в его комплексном, межотраслевом характере, многоуровневости регулирования, наличии множества технико-юридических норм, значительного массива ведомственного нормотворчества, важности обеспечения разумного баланса публично-правового и частноправового регулирования. Международное сотрудничество Российской Федерации и Республики Сербия в энергетической сфере активно развивается, что актуализирует научный и практический интерес к изучению проблематики энергосбережения в контексте современной климатической повестки и целей устойчивого развития стран мира.

Ключевые слова: право, энергосбережение, повышение энергетической эффективности, законодательство, правоприменительная практика, энергосервисный контракт, государственно-частное партнерство.

Благодарности: Научная статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы в рамках международного временного творческого студенческого коллектива №17 на тему: «Сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Сербия в сфере энергетики», 2024 год, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, международный партнер—Белградский университет, Республика Сербия.

Для цитирования: Петюкова О.Н., Ситников С.А. Правовое регулирование отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: опыт Российской Федерации и Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 3. С. 62-69. 001: 10.33693/2541-8025-2024-20-3-62-69. Е01Ч: БРТТРК

62

ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 3, 2024

DOI: 10.33693/2541-8025-2024-20-3-62-69

Legal Regulation of Relations in the Field of Energy Conservation and Energy Efficiency Improvement: The Experience ofthe Russian Federation and the Republic ofSerbia

©Oksana N. Petyukova3, ©Stepan A. Sitnikov1' Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ae-mail: [email protected] ''e-mail: [email protected]

Abstract. The article examines topical issues of legal regulation of relations in the energy sector in the Russian Federation and the Republic ofSerbia within the framework of comparative legal analysis. Statistical data are provided, including in the form of diagrams, based on the State Report on the Situation of Energy Conservation and Energy Efficiency Improvement in the Russian Federation in 2020 and 2022, compiled by the Ministry of Economic Development ofthe Russian Federation. The purpose ofthe research is to identify common features and differences in the approaches of the Russian and Serbian legislators, as well as to determine the legal potential for further international cooperation between the two countries regarding improving the efficiency of energy resources use. Saving energy resources leads to a significant reduction in government spending, stabilization of energy supply and further development of the energy sector, contributing to the development of the entire economy. The specificity of energy efficiency legislation consist in its complex, intersectoral nature, multilevel regulation, the presence of many technical and legal norms, a significant array of departmental rulemaking, the importance of ensuring a reasonable balance of public and private law regulation. International cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia in the energy sector is actively developing, which actualizes scientific and practical interest in studying the problems of energy conservation in the context ofthe modern climate agenda and sustainable development goals ofthe countries ofthe world.

Keywords: law, energy conservation, energy efficiency improvement, legislation, law enforcement practice, energy service contract, public-private partnership.

Acknowledgements: The scientific article was prepared based on the results of research work within the framework of the international temporary creative student collective No.17 on the topic: «Comparative legal analysis ofthe legislation ofthe Russian Federation and the Republic of Serbia in the field of energy», 2024, Financial University under the Government ofthe Russian Federation, international partner—University ofBelgrade, Republic ofSerbia.

For citation: Petyukova O. N., Sitnikov S. A. Legal Regulation of Relations in the Field of Energy Conservation and Energy Efficiency Improvement: The Experience ofthe Russian Federation and the Republic ofSerbia// ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 3. P. 62-69. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2024-20-3-62-69. EDN: SPTTPK

Анализируя правовое обеспечение топливно-энергетического комплекса, важно учитывать его сущность как сложной хозяйственной системы, учет многообразия внутрихозяйственных связей которой позволит сформировать актуальные научные подходы к правовому регулированию энергетических правоотношений в целом и энергосбережения в частности [1; 2]. Сравнительно-правовой метод изучения правового опыта России и Сербии в направлении повышения энергоэффективности помогает выявить правовые возможности для международного сотрудничества в энергетической сфере. Специфика российского законодательства в области энергосбережения состоит в том, что оно является комплексным, межотраслевым массивом нормативных актов;представлено на различных уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований,

локальном;имеет существенный компонент технического регулирования;предопределяется во многом международными обязательствами;представлено значительным компонентом ведомственного нормотворчества;затрагивает интересы практически всех субъектов экономической деятельности, публичных образований, граждан, и требует соблюдения разумного баланса публично-правового и частноправового регулирования [3].

Среди главных стратегических ориентиров долгосрочной энергетической политики наряду с бюджетной эффективностью энергетики, энергетической безопасностью и энергетическая эффективность экономики. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности приобретают особое звучание на современном этапе. Как отмечается в Энергетической стратегии Российской Феде-

ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 3,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 63 ISSN 2712-7605(online)

рации на период до 2035 года, одним из приоритетов государственной энергетической политики Российской Федерации, являются рациональное природопользование и энергетическая эффективность1.

Эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития в России необходимыми объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса означает, главным образом, эффективное удовлетворение внутреннего спроса, который формируется в том числе в рамках реализации национальных программ и проектов.

За 10 лет, начиная с 2008 года по 2018 год, показатель энергоемкости российской экономики снизился на 9,3%, прежде всего, за счет роста энергоэффективности энергопотребляющего оборудования и объемов загрузки производственных мощностей. Тем не менее, как отмечается в документах стратегического планирования, уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза,

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р (ред. от 28.02.2024) «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // «Собрание законодательства РФ», 15.06.2020, N 24, ст. 3847.

а по отношению к лучшим мировым практикам—в 1,5-4 раза2, и требуется преодолеть этот негативный фактор. Технологическое сбережение пока еще сдерживается дефицитом инвестиций, недостаточной эффективностью мер государственной политики и ограниченной мотивацией потребителей энергии к повышению энергоэффективности.

Согласно Государственному докладу о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2022 году, подготовленному Министерством экономического развития РФ, энергоемкость ВВП по суммарному вкладу секторов экономики за вычетом затрат на неэнергетические нужды является основным показателем энергоэффективности в системе учета повышения энергоэффективности России (Рисунок 1). В 2022 г. произошло снижение энергоемкости ВВП за счет снижения потребления топлива на неэнергетические нужды в связи со сжатием внешних рынков сбыта продукции нефте- и газохимии3.

Там же.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2022 году. —М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2023. С. 3

Рис. 1. Динамика энергоэффективности ВВП Российской Федерации без неэнергетических нужд по сумме секторов в 2015-2022 гг.

Для сравнения: в 2020 году энергоемкость ВВП Российской Федерации составляла 9,32 т. у. т./млн руб. в ценах 2016 г. (рисунок 2), что ниже на 0,2% по сравнению с 2019 г. (рисунок 1). Наиболее энергоемкими секторами оставались «Электроэнергетика» (22%), «Обрабатывающая про-

мышленность» (20%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (17%) и «Транспорт» (15%)4.

4 Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2020 году. —М.: Министерство экономического развития Российской Федерации. С. 11.

Рис. 2. Динамика энергоемкости ВВП Российской Федерации за период 2015-2020 гг.

64

ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 3, 2024

В 2022 г. впервые была произведена оценка эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне. Каждому субъекту Российской Федерации присвоен рейтинговый класс энергоэффективности на основе диапазонов интегральных значений показателей рейтинга. По результатам соответствующего «рейтинга регионов», 77 субъектов Российской Федерации (91%) входят в диапазоны классов от А до С.

Наибольшая доля регионов (29%) принадлежит к классу А. Класс А+ присвоен 21 субъекту Российской Федерации. По состоянию на 2022 г. в 62 субъектах Российской Федерации принята региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности5.

5 Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повыше-

нии энергетической эффективности в Российской Федерации в 2022

году. —М.: Министерство экономического развития Российской Фе-

дерации, 2023. С. 5.

18

субъекты РФ

Ш Общее количество субъектов

Ш Количество субъектов, в которых принята региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Рис. 3. Количество принятых региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в федеральныхокругах Российской Федерации (ед.).

Что качается рынка энергосервиса в России по итогам 2022 года, то количество заключенных за год контрактов сократилось почти в 2 раза. Наблюдалось снижение стоимостного и количественного объема рынка по сравнению с 2021 г., а также возвращение стоимостного объема рынка к значению 2017 г.6 Хотя по итогам 2020 г. несмотря на пандемию и общий спад экономики, российский рынок энергосервиса показывал уверенный рост, энергосервисные контракты заключены в 59 субъектах Российской Федерации,

среди лидеров по общей стоимости контрактов-Респу-блика Саха (Якутия), Нижегородская область, Магаданская область, Краснодарский край и Республика Тыва7. Всего в 2020 г. было заключено 826 энергосервисных контрактов общей стоимостью 19,1 млрд руб., в сравнении с 2019 г. стоимостной объем контрактов увеличился на 9,9%8.

Там же. С. 6.

Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2020 году. —М.: Министерство экономического развития Российской Федерации. С. 39. Там же. С. 38.

Рис. 4. Стоимостный объем контрактов в разрезе субъектов Российской Федерации в 2020 г.

Следует отметить, что с повышением роли энергетических ресурсов в мировой экономике и ростом отрасли возобновляемой энергетики, повышение энергетической эффективности становиться важнейшим компонентом стратегии «зеленой энергетики».

В России действует Федеральный закон от23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической

эффективности» (далее—Закон N 261-ФЗ), в котором сформулированы не только основные принципы и понятия, но и отражены меры государственной поддержки и контроля.

В ст. 2 указанного закона содержатся легальные определения таких ключевых понятий как: «энергосбережение», «энергетическая эффективность». Под энергосбережением понимается реализация различного рода мер, которые

Том 20, № 3,2024 Проблемы экономики и юридической практики

65

призваны уменьшить объем используемых энергетических ресурсов, полезный эффект от использования этих ресурсов сохраняется на том же уровне. Энергетическая эффективность выражается в виде отношения полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к произведенным затратам энергетических ресурсов.

В статье 4 Закона N 261-ФЗ при перечислении принципов регулирования отношений в рассматриваемой сфере говорится об оптимальном и целесообразном использовании энергетических ресурсов;комплексном и системном подходе при реализации мероприятий по энергосбережению; разработке планов энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов9.

Важно отметить, что понятийный аппарат и система принципов в области энергосбережения являются основой для российского законодательства и схожи с общеевропейскими, что позволяет говорить в целом о единых законодательных подходах в сфере энергосбережения.

Внедрение в законодательство института энергосервисного договора (контракта) направлено на осуществление мероприятий по увеличению эффективности использования энергии с одновременным сохранением полезного эффекта при сниженных расходахэнергоресурсов.

На основании статьи 19 Закона N 261-ФЗ можно выделить ряд существенных условий данного соглашения. Контракт должен содержать количественные показатели, позволяющие определить величину экономии энергоресурсов, после его исполнения. Данный договор является срочным; указание сроков, необходимых для достижения цели контракта, является обязательным условием.

Также законодательно предусмотрены условия, которые могут быть указаны в энергосервисном договоре по решению сторон, перечень которых открыт. Стороны имеют право определить условия использования энергоресурсов, организации труда, характеристики строений, другие параметры, которые характеризуют работу исполнителя качественно / количественно. Если стороны достигли соглашения, условия установки и ввода в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов могут быть указаны в контракте. Важно отметить, что цена энергосервисного контракта может быть определена сторонами с учетом стоимости сэкономленных энергоресурсов.

Законодатель выделяет разновидности договоров, призванных служить цели энергосбережения и повышения энергоэффективности, упоминая энергосервисный кон-тракт;энергосервисные контракты, заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд, посредством контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг;договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, в которые включены условия энергосервисного контракта (в отношении любых энергоресурсов, кроме природного газа, используемого в качестве моторного топлива).

Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного контракта могут содержать условия, такие как: условия о количественном значении потребляемых энергоресурсов, определяемом на момент фактического потребления;ус-

9 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5711.

ловия о расчетах исходя из показателей или планируемых результатов исчисляемых из стоимости сэкономленных ресурсов. Также стороны могут определить иные параметры, исходящие из сущности договора в соответствии с законодательством. Примерные условия определяются в приказе Минэкономразвития России10, что позволяет не только унифицировать контракты, но и избежать коллизий.

Одним из наиболее важных видов энергосервисных договоров является договоры, заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Их особенность—заключение путем проведения конкурса или запроса котировок, установленных в Федеральном законе N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»11. Особенность энергосервисного контракта для государственных и муниципальных нужд состоит в наличии начальной (максимальной) цены контракта, которая определяется как фиксированная плата, выраженная в денежном выражении, подлежащая уплате исполнителю за соответствующий про-центэкономии энергоресурсов (ч. 3 ст. 108 ФЗ №44)12.

Энергосервисный контракт—один из важнейших юридических инструментов регулирования сбережения энергоресурсов. Анализируя судебную практику, следует выделить Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2023 N 308-ЭС23-22382 по делу N А53-3909/202213. Заявитель отметил проблему определения качества выполненных работ, так как не хватает регламентов и условий, определяющих качество и комплексность произведенных работ. Проблемы подобного рода возможно решить применением норм технико-юридического характера в виде регламентов и инструкций.

Важным направлением государственной поддержки в области энергосбережения является популяризация использования энергосберегающих технологий. К примеру, по состоянию на март 2023 года только около 3% всего жилого фонда многоквартирных домов в России признаны энергоэффективными [4].

В отношении помещений многоквартирных домов и жилых домов требования энергетической эффективности и оснащенности помещений приборами учета используемых энергоресурсов являются предметом государственного жилищного надзора, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ14. На основании Постановления Правительства РФ от 07.03.2023 N 360 в новых субъектах Российской Федерации эти нормативные положения не применяются до 31декабря 2026 г. включительно.

По общему правилу, на основании Закона N 261-ФЗ в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме по решению общего

10 Приказ Минэкономразвития РФ от 11.05.2010 N 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)» // «Российская газета», N 141, 30.06.2010.

11 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024) —«Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652.

12 Там же.

13 Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2023 N 308-ЭС23-22382 по делу N А53-3909/2022 // СПС Консультант Плюс.

14 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 25.04.2024)// «Российская газета», N 1, 12.01.2005.

66 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 3, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицом, ответственным за содержание общего имущества, заключается энергосервисный договор (контракт) [5].

Несмотря на законодательное закрепление в ч.4 ст. 12 Закона об энергосбережении особенностей его осуществления в жилищном фонде, по мнению экспертов, юридический механизм реализации правомочий собственников помещений в многоквартирном доме в рассматриваемой сфере недостаточен, на практике возникаютсложности, связанные с принятием собственниками решений о заключении энергосервисного контракта, о полномочиях лица, ответственного за содержание общего имущества, при заключении такого договора15. Проектом Федерального закона N 1077816-7 предлагалось внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее—ЖК РФ) и наделить собственников помещений в многоквартирном доме полномочиями по принятию решения о заключении энергосервисного договора, определению срока такого договора и порядка определения и внесения размера платы по договору. А меры социальной поддержки собственникам помещений в многоквартирном доме предлагалось предоставлять с оговоркой «за исключением наличия задолженности по внесению платы по энергосервисному договору (контракту)»16.

Особенность регулирования деятельности по повышению энергетической эффективности состоит в закрепленной законодательно в главе 8 Закона об энергосбережении системе мер в рамках обозначенных направлений государственной поддержки, а именно: в поддержке при осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения, содействии в развитии технологических решений для повышения энергоэффективности, осуществлении государственных программ, направленных на производство и продажу товаров с большей энергетической эффективностью. Важными инструментами по повышению энергоэффективности являются предоставление налоговых льгот, а также субсидий как из федерального, так и из регионального бюджетов17.

Одним из инструментов для повышения энергетической эффективности, может стать создание реестра энергоэффективных компаний и последующего предоставления им налоговых и иных льгот. Подобное решение в секторе ИТ-продуктов и компаний показывает свою результативность, что применимо по аналогии и в сфере энергосбережения.

В настоящее время международное сотрудничество Российской Федерации и Республики Сербия в энергетической сфере активно развивается, что актуализирует научный и практический интерес к изучению проблематики энергос-

15 Заключение Комитета ГД ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «На проект федерального закона N 1077816-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирном доме)».

16 Проект Федерального закона N 1077816-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирном доме)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.12.2020) // СПС Консультант Плюс.

17 См., например: Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N

754 (ред. от 26.01.2019) «О предоставлении субсидий из федераль-

ного бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реа-

лизацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими

силу актов Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 11.08.2014, N 32, ст. 4524.

бережения и повышения энергоэффективности в контексте современной климатической повестки и целей устойчивого развития стран мира.

Являясь одной из стран центрально-восточной Европы с низким уровнем энергоэффективности, что находит свое подтверждение в Стратегии развития энергетики в Республике Сербия на период до 2025 года18, за годы ее реализации осуществлен комплекс правовых мер для того, чтобы проекты по энергоэффективности стали осуществимыми. Закон об эффективном использовании энергии как первый систематизированный законодательный акт, обеспечивающий повышение энергоэффективности, был принят в 2013 году19, в отношении заключения контрактов по энергоэффективности он стал применяться в мае 2015 года, поскольку тогда был принят важный подзаконный акт о типовых соглашениях между государственными и частными партнерами (Рпуа^а раЛпеге^а) в проектах по энергоэффективности. Как отмечают эксперты в области энергетического права, экономия энергии в конечном итоге должна привести к значительному сокращению государственных расходов, стабилизации энергоснабжения и дальнейшему развитию энергетического сектора, тем самым способствуя развитию всей экономики20.

Закон об эффективном использовании энергии Республики Сербия содержит определение энергосервисной компании (епегще1зка котрапца, далее—ЕБСО) и правила заключения контрактов по энергоэффективности, соответствующие законодательству Европейского Союза (далее—ЕС). Данный закон был разработан и принят с целью обеспечения общей правовой базы для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности как внутри Сербии, так и при участии в международном партнерстве со странами ЕС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Сербия стремится вступить в Европейский Союз, в связи с чем предпринимаетмеры по гармонизации внутригосударственного и общеевропейского законодательства в энергетической сфере [6].

К примеру, согласно ч. 2 ст. 3 Директивы Ы2009/73/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза, «с целью обеспечения безопасности поставок, энергетической эффективности/управления спросом и для достижения целей охраны окружающей среды и использования энергии из возобновляемых источников ... Государства-члены ЕС вправе ввести долгосрочное планирование с учетом возможностей третьих сторон, которые нуждаются в доступе к системе»21.

Также в ч. 8 ст. 3 Директивы Ы2009/73/ЕС устанавливается: «для того чтобы увеличить эффективность использования энергии, Государства-члены ЕС, или если Государство-член ЕС примет такое решение, регулирующий орган власти должны настойчиво рекомендовать предприятиям, работающим на рынке природного газа, оптимизировать

13 Стратеги]а разво]а енергетике Републике Срби]е за период до 2025. године. Службени гласник Републике Срби]е. Бр. 101/2015. Београд, 2015. С. 12.

19 Zakon о ейкаБпот копБсе^и епе^це // «Б1. glasn¡k КБ», Ьг. 25/2013 \ 40/2021.

20 https://energetskiportal.rs/sta-donosi-zakon-o-energetskoj-efikasnosti-¡-гасюпа1по]-иро1геЫ-епе^]е/—Энергетический портал Республики Сербия (Дата обращения 19.05.2024).

21 Директива N 2009/73/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Относительно общих правил внутреннего рынка для природного газа и об отмене Директивы 2003/55/ЕС» (Вместе с «Мерами по защите потребителей», «Корреляционной таблицей») (Принята в г. Брюсселе 13.07.2009) (с изм. и доп. от17.04.2019)//СПС Консультант Плюс.

№№ 2541-8025(рппХ) Том 20, № 3,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 67 ЮМ 2712-7605(опИпв)

использование газа, например, путем предоставления услуг управления использованием энергии, развития инновационных способов расчета цены или введения интеллектуальной системы измерений или интеллектуальной энергетической системы, где это возможно»22.

В настоящее время на общеевропейском уровне принят целый ряд директив и регламентов Европейского парламента и Совета Европейского Союза об энергоэффективности23.

Для реализации положений, предусмотренных Законом об эффективном использовании энергии Республики Сербия, было принято Положение о типовом договоре об энергетическом обслуживании для применения мер по повышению энергоэффективности, когда пользователи из государственного сектора (Pravilnik О utvrdivanju modela ugovora о energetskim uslugama za primenu mera poboljsanja energetske efikasnosti kada su korisnici iz javnog sektora)24 (далее—Положение о типовом договоре).

Положение о типовом договоре было принято в 2015 г., после завершения годичной работы Национальной рабочей группы под руководством Министерства горнодобывающей промышленности и энергетики (Ministarstva rudarstva i energetike), при поддержке Европейского банка реконструкции и развития.

Положением о типовом договоре устанавливается две модели соглашений: одна—для общественных зданий и другая—для освещения дорог и улиц. В обеих моделях предусматривается необходимость предварительного заключения долгосрочного государственно-частного партнерства (между государственным и частным партнера-ми;между муниципалитетами, публичными компаниями и компаниями ESCO). Концепция этого подхода заключается в том, что частный партнер устанавливает, управляет и финансирует мероприятия по повышению энергоэффективности, в то же время гарантируя государственному партнеру достижение заранее согласованного размера финансовой экономии, на основе чего проект может быть профинансирован. Дебиторская задолженность, относящаяся к частному партнеру за счет сэкономленных средств, в дальнейшем может быть передана третьим сторонам, что призвано повысить привлекательность проектов ESCO.

Предусматривается три основных периода действия соглашения:

-подготовительный период (Pripremni period), в основном включающий мероприятия по планированию и проектированию проекта;

-период реализации (Period realizacije), в течение которого должны быть предприняты мероприятия, связанные с внедрением мер по энергосбережению частным партнером в сотрудничестве с государственным партнером;

22 Там же.

23 Directive (EU) 2023/1791 ofthe European Parliament and of the Council of 13 September 2023 on energy efficiency and amending Regulation (EU) 2023/955; Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC; Regulation (EC) No 106/2008 of the European Parliament and ofthe Council of 15 January 2008 on a Community energy-efficiency labelling programme for office equipment; Directive (EU) 2024/1275 of the European Parliament and of the Council of 24 April 2024 on the energy performance of buildings // https://eur-lex.europa.eu/ —официальный сайт Европейского Союза.

24 Положение о типовом договоре об энергетической услуге для применения энергоэффективности, когда пользователи из государственного сектора // «SI. glasnik RS», br. 41/2015.

-гарантийный период (Garantni period), представляющий собой период использования потенциала энергосбережения объекта по контракту, в течение которого достигается экономия энергии и финансовая экономия, в результате реализованных таким образом мер.

Положение о типовом договоре дополнительно устанавливает подробные правила, касающиеся условий обеспечения, гарантий выполнения обязательств, страхования проекта, положений о форс-мажорных обстоятельствах и другие. Также в нем содержатся специальные приложения, в которых определяются условия, специфичные для каждого проекта. Эти условия включают характеристики объекта, требования к энергосбережению, инструкции и параметры, необходимые для достижения заданных целей, рекомендации по контролю качества обслуживания и уровню производительности.

Следует подчеркнуть, что Положение о типовом договоре после вступления в силу стало неотъемлемой частью сербского законодательства об энергосбережении. Органы государственной власти и частные заинтересованные лица обязаны учитывать две предписанные законом модели реализации проектов ESCO, как касающихся зданий общественного назначения, так и уличного освещения. Это особенно важно на начальном этапе развития рынка энергосервиса в Сербии, чтобы этот рынок развивался последовательным, прозрачным и законным образом.

Положение о типовом договоре регулирует заключение контрактов, касающихся повышения энергоэффективности, а не контрактов на поставку энергии как таковых. Заключение контракта на повышение энергоэффективности подразумевает поддержку субсидированными из бюджета средствами, в отличие отзаключения контракта на энергоснабжение, когда частный партнер гарантирует непрерывное предоставление определенного количества энергии. При этом оба соглашения имеют схожие контрактные периоды (подготовительный, внедренческий и гарантийный или период использования), порядок выбора частного партнера через процедуру государственных закупок и требования к реализации проекта.

Тенденции развития рынка энергосервиса свидетельствуют о значительном интересе государственного и частного секторов к разработке проектов по повышению энергоэффективности. Так, на этапе реализации в Сербии известны проекты с участием муниципалитетов Врбаш (Vrbas), Вранье (Vranje) и Варварин (Varvarin), где компетентная комиссия по государственному-частному партнерству вынесла положительное заключение о реализации проектов ESCO в области уличного освещения. С участием муниципалитета Пирот (Pirot) готовятся проекты ESCO в области организации освещения зданий, наряду с заключением контрактов на энергоснабжение (на подачу тепла в школы и другие образовательные учреждения).

По мнению сербских экспертов, важно выработать последовательную практику официальной подготовки проектов, соответствующую действующему сербскому законодательству в целом и Положению о типовом договоре в частности, при сокращении субсидирования впоследствии;внедре-нии дополнительных отраслевых стимулов по энергоэффективности в законодательстве о недвижимости, налогах и сборах;повышении осведомленности о практической реализации проектов ESCO и иных проектов, связанных с ними;повышении тарифов на энергию до уровня, обоснованного рыночной конъюнктурой. Как показывает практи-

68 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 3, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

ка, коммерческие и государственные предприятия активно участвуют в проектах по повышению энергоэффективности.

Сравнительно-правовой анализ энергосбережения в Российской Федерации и Республике Сербия показывает общий характер правового обеспечения процессов повышения энергетической эффективности. При этом если в Сербии законодательство о энергосбережении направлено, главным образом, на соответствие европейским стандартам и опирается на подзаконное правотворчество, определяющее механизм государственного-частного партнерства, то в России законодательство об энергосбереже-

нии базируется на детальном регулировании понятийного аппарата, закреплении комплекса принципов правового регулирования соответствующих отношений, мер государственной поддержки, разновидностей контрактов, среди которых в качестве ключевого правового инструмента можно выделить энергосервисный контракт. Учитывая положительный правовой опыт Республики Сербия и ЕС, в Российской Федерации важно развивать отдельную подотрасль энергетического права, которая будет направлена на энергосбережение и повышение эффективности использования энергоресурсов.

Список литературы:

1. Петюкова О.Н. Проблемные аспекты государственного регулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2016. № 4 (95). С. 199-202.

2. Петюкова О.Н. Правовое регулирование финансирования инфраструктурных проектов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства // Современный юрист. 2016. № 2 (15). С. 95-108.

3. Шаблова Е.Г. Правовое обеспечение политики в области энергосбережения: отечественный и зарубежный опыт// Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. N 2. С. 78-83.

4. Пахомов С., Степашин С., Слуцкая М., Башмаков И., Булгакова И., Дзюба Г., Полухина Д., Сиваев С., Иваша Е., Генцлер И., Лыкова Т. Энергоэффективность жилья. Мнения // Бюллетень Счетной палаты РФ: электрон, журн. 2023. N 8. С. 68-90.

5. Кривошеее A.B. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов: как снизить расходы на коммунальные ресурсы. Москва: Редакция «Российской газеты», 2020. Вып. 6. 144 с.

6. Тосунович К. Проблемы гармонизации энергетического законодательства Республики Сербии с законодательством Европейского Союза // Наука и образование сегодня. 2019. №5. С. 40.

Reference list:

1. Petyukova O.N. Problematic aspects of state regulation of energy saving and energy efficiency improvement in the Russian Federation // Eurasian Law Journal. 2016. No. 4 (95). pp. 199-202.

2. Petyukova O.N. Legal regulation of financing infrastructure projects at the expense of the Fund for Assistance to Housing and Communal Services Reform // Modern lawyer. 2016. No. 2 (15). pp. 95-108.

3. Shablova E.G. Legal support of energy saving policy: domestic and foreign experience // Business, Management and Law. 2015. N 2. pp. 78-83.

4. Pakhomov S., Stepashin S., Slutskaya M., Bashmakov I., Bulgakova I., Dzyuba G., Polukhina D., SivaevS., Kvasha E., Genzler I., Lykova T. Energy efficiency of housing. Opinions // Bulletin of the Accounting Chamber of the Russian Federation: electron, journal 2023. N 8. pp. 68-90.

5. Krivosheev A.V. Measures to save energy and improve energy efficiency during major repairs of apartment buildings: how to reduce the cost of utilities. Moscow: Editorial office of Rossiyskaya Gazeta, 2020. Issue 6. 144 p.

6. Tosunovich K. Problems of harmonization of the energy legislation of the Republic of Serbia with the legislation of the European Union // Science and Education today. 2019. No.5. p. 40.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 67,6%.

Рецензент: Воробьёва Ю. Ю., старший преподаватель Кафедры международного и публичного права Юридического факультета; Финансовый университетпри Правительстве Российской Федерации.

Статья поступила в редакцию 07.06.2024, принята к публикации 27.06.2024 The article was received on 07.06.2024, accepted for publicaron 27.06.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Петюкова Оксана Николаевна, доктор юридических наук, профессор Кафедры международного и публичного права Юридического факультета; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 00000003-0127-9747, SPIN-код: 6998-7238, e-mail: [email protected] Ситников Степан Алексеевич, Юридический факультет; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 2079-6297, ORCID: 0009-0001-1249-041Х, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Oksana N. Petyukova, Dr. Sei. (Law), Professor of the International and Public Law Department of the Law Faculty; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-0127-9747, SPIN-code: 6998-7238, e-mail: [email protected]

Stepan A. Sitnikov, the Law Faculty; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN-code: 2079-6297, ORCID: 0009-0001-1249-041X, e-mail: [email protected]

ISSN 2541-S025(print) Том 20, № 3,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 69 ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.