УДК 316.3 ББК 60.5
Загутин Дмитрий Сергеевич Zagutin Dmitry Sergeevich
профессор кафедры связей с общественностью Донского государственного технического университета доктор философских наук, доцент.
Professor, Department of Public Relations, Don State Technical University, Doctor of Philosophy, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Самыгин Петр Сергеевич Samygin Petr Sergeevich
профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) доктор социологических наук, профессор.
Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics, Doctor of
Sociology, Professor.
E-mail: [email protected]
Самыгин Сергей Иванович Samygin Sergey Ivanovich
профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) доктор социологических наук, профессор.
Professor, Department of Human Resource Management and Sociology, Rostov State Economic University, Doctor of Sociology, Professor. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
Features of legal socialization of modern Russian youth in a transforming society
Статья посвящена особенностям правовой социализации молодежи в условиях трансформирующегося российского общества. Общей тенденцией социализационных траекторий современной российской молодежи, по мнению авторов, является уменьшение государственного сегмента институтов социализации. Авторами обозначена необходимость поиска механизмов, которые позволят обеспечить стабильность и правовую культуру в обществе посредством социализационных процессов.
Ключевые слова: социализация, правовая социализация, российская молодежь, российское общество.
С конца XX века в российском обществе сложилась принципиально новая ситуация вхождения молодых поколений россиян в социум. Смена парадигмы общественного развития, кардинальные изменения в политике, экономике, праве, трансформация правовых и политических традиций, острая социальная дифференциация, правовая и социокультурная
The article deals with peculiarities of legal socialization of young people in transforming Russian society. The General trend of socialization trajectories of modern Russian youth is a reduction in public segment institutions of socialization. The authors indicated the need to identify mechanisms that will provide stability and legal culture in the society through socialization processes.
Keywords: socialization, legal socialization of the Russian youth, Russian society.
реформации изменили положение человека в обществе, расширили границы автономии формирующейся личности. Особенности процесса социализации в целом и правовой социализации в частности, заключаются в том, что молодежь как особая социальная группа вынуждена проходить процесс личностного становления в сложных, противоречивых услови-
ях, порожденных трансформацией различных агентов и институтов социализации. Так, сегодня серьезные изменения претерпели семья, система образования, СМИ, политические, правовые и общественные организации [1].
В результате социально-экономических трансформаций [12, с. 11-19] в социуме молодежь оказалась самой незащищенной группой. А поскольку она является наиболее чувствительной к общественно-политическим изменениям, то характерными чертами ее социального портрета сегодня стали: социальная и правовая дезориентированность, социально-психологический алармизм, а также маргинальное поведение [2]. Зарубежный исследователь Е. Стоунквист применяет определенный перечень характеристик, на наш взгляд, четко отражающих степень влияния маргинального положения на политико-правовое сознание и социализацию молодежи: социально-правовая дезорганизованность, ощущение неприспособленности, внутреннее напряжение, изолированность, отчужденность, разочарованность, эгоцентрочность, социальная агрессивность, криминализация и другие [3]. На увеличение масштабов различных отклонений в профессиональной социализации молодежи вообще и правовой социализации в частности указывают многие отечественные исследователи. Это проявляется в росте девиации в молодежной среде, в раннем, преждевременном или, наоборот, запаздывающем обретении молодежью социальных ролей и статусов, дисбалансе целенаправленно организованных процессов социализации в пользу стихийности, а также кризисе социокультурной и правовой идентичности молодых людей [4].
Для того чтобы каждый молодой человек освоил и осознал, смог применить на практике правовые и социально-политические знания, необходим процесс правовой социализации. Безусловным результатом правовой социализации молодежи является социально зрелая личность, у которой сформировалось устойчивое мировоззрение, способность к нравственно-правовой и социально-политической саморегуляции. Таким образом, процесс усвоения молодым человеком статусного и ролевого поведения, социокультурных ценностей и ориентиров, ведущий к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптировать-
ся к конкретной правовой системе и выполнять определенные функции, является правовой социализацией [5]. Человек, не имеющий такого рода свойств, включаясь в политико-правовое поле, зачастую не способен принять его требования, защитить себя от сложных и жестких правовых взаимоотношений и эффективно отстаивать свои интересы.
На процесс правовой социализации существенное воздействие оказывают происходящие в российском обществе трансформации, например, социокультурные, общественно-экономические, мировоззренческие и идеологические кризисы, переживаемые конкретными социальными группами, характеризующиеся негативной окраской.
Правовая социализация российской молодежи в современном социуме имеет следующие особенности: во-первых, уже практически утрачен доминировавший в советский период единообразный и патерналистский характер политико-правовой социализации; во-вторых, увеличилось количество социализа-ционных практик молодежи; в-третьих, произошло расслоение молодежи по социализа-ционным траекториям, отражающим социально-политическую стратификацию общества, диверсификацию правовых и социокультурных сценариев и стилей жизни молодых людей.
Нарушение условий социализации молодежи в целом обусловило множество изменений в ее правовой социализации:
- ухудшилось социальное положение молодежи, что привело к конфликтным противоречиям с обществом;
- произошло ограничение возможностей молодежи в вертикальной мобильности: молодежь имеет неодинаковые стартовые возможности в социальном и правовом развитии и в доступе к образованию, что усиливает протестные настроения в молодежном сообществе;
- отсутствует единство социокультурных оснований, а потеря устойчивых социально-правовых связей с социокультурными и правовыми ценностями советского прошлого, доминирование статусных, материальных ценностей не позволяют создать гармоничную правовую иехархию ценностей молодежи [6];
- социальное рассмотрение приводит к деформации современной молодежи и, как след-
ствие, к аномии, отклоняющемуся и девиант-ному поведению.
Надо сказать, что социализационные траектории молодежи претерпевают расширение горизонтальных дифференциаций и стратификацию, связанную со значительными различиями в образе жизни, образовании, доступе к информации и различным социальным благам. В результате трансформационных изменений и деформации традиционных социокультурных ценностей, правил и норм поведения наблюдается усиление социально-экономического расслоения, отмечается расширение так называемой зоны бедности (как правило, за счет социально незащищенных групп, например молодежи), эмпирически фиксируется снижение доступности и качества образования, что влечет неблагоприятные последствия для политической и правовой систем.
В связи с отсутствием централизованных, контролируемых государством и социальными институтами правовой социализации организаций молодежи в трансформационных общественных условиях неизбежно возникают группы самореализации в виде различных дворовых и иных молодежных компаний, деятельность которых зачастую не является социально одобряемой, санкционируемой и контролируемой. Иными словами, на смену целенаправленному влиянию институтов социализации на сознание молодежи приходит стихийное воздействие социальной среды, которая, будучи неопределенной и рискогенной, может содержать предложения противоправного, неправомерного достижительного поведения со стороны молодежи.
Таким образом, общая тенденция социали-зационных траекторий современной российской молодежи - уменьшение государственного сегмента институтов социализации [7]. Данные траектории несут в себе потенциал внутреннего единства исторических, национальных, социальных и политико-правовых оснований развития индивида.
Правовая социализация является важной частью процесса социализации молодежи в целом, который включает освоение каждым молодым человеком правовых ценностей, норм и принципов, обретение навыков регулирования собственного поведения на основе
юридических установлений. Стоит отметить, что «в процессе правовой социализации индивид не только усваивает те или иные правовые нормы и ценности, но и определенным образом реализует усвоенные нормы в своей правовой активности, совершая юридически значимые действия» [8]. Как указывает М. А. Гусарова, правовая социализация базируется на спонтанных и целенаправленных механизмах и процессах освоения молодым человеком определенных правил и стандартов нормативного, правомерного поведения [9]. К спонтанным механизмам правовой социализации, как правило, относят интернали-зацию (непосредственное постижение социального факта в качестве определенного значения, основы понимания мира, по П. Бергеру и Т. Лукману, «как значимой и социальной реальности» [10, с. 211]) и идентификацию (отождествление, принятие поведения выбранных объектов в качестве образца).
Что же касается целенаправленных процессов, лежащих в основе правовой социализации, то к ним относятся искусственные воздействия, посредством которых можно формировать и корректировать те или иные свойства личности молодого человека. Самыми важными целенаправленными процессами, несомненно, являются воспитание, обучение и образование. Они связаны с приобщением к социально значимым, актуальным правовым ценностям и нормам, которые помогают молодым людям достигать необходимого уровня квалификации в той или иной профессиональной деятельности и относительно легко ориентироваться в условиях изменяющегося социума, при этом позволяют противостоять манипулятивному воздействию извне, то есть помогают избежать превращения в пассивный объект социально-политических манипуляций.
По сути, правовая социализация молодежи представляет собой определенный процесс развития и формирования способности молодого человека к нормативному сознанию и поведенческим практикам [11, с. 32-40], сопоставлению собственного образа жизни с общепринятыми образцами и стандартами.
Заметим, что правовая социализация молодежи в современной реальности носит общественно-исторический детерминированный
характер, поскольку любое общество имеет собственный тип государственного устройства, свои представления о праве и социальной политике, а также определенные стандарты, правила и способы участия различных социальных групп в социально-политических процессах. Кроме того, правовая социализация молодежи находится в прямой и непосредственной зависимости от заинтересованности государства в повышении уровня ее политико-правовой культуры.
Поиск механизмов, которые позволят обеспечить стабильное развитие и формирование правовой культуры в обществе посредством социализационных процессов, определение их наиболее перспективных моделей в современном российском обществе остаются важней-
Литература
1. Самыгин С. И., Попов М. Ю., Загу-тин Д. С. Социальные сети как социальный институт социализации молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5.
2. Гафиатулина Н. Х. Социологический анализ социального здоровья студенческой молодежи Юга России в рамках теории структурной маргинальности // Инженерный вестник Дона. 2015. № 1. Ч. 2. URL: http:// ivdon.ru/ ru/magazine/archive/nl p2y2015/2826.
3. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности / Л. В. Тара-сенко, О. А. Нор-Аревян, В. А. Кирик и другие. Ростов н/Д, 2016.
4. Самыгин П. С., Попов М. Ю., Самы-гин С. И. Отношение к праву как критерий эффективности правовой социализации современной молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5.
5. Ковалева А. И. Особенности социализации молодежи в изменяющемся обществе // Глобализация и социальные изменения в современной России: тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса. М., 2006. Т. 12.
6. Самыгин П. С., Исакова Ю. И., Печку-ров И. В. Правовая социализация современной российской молодежи: монография / под ред. С. И. Самыгина. М., 2016.
шими проблемами общественной науки и социально-правовой практики. Бесспорно, общество и государство только тогда могут ожидать от молодого поколения россиян ценностно-нормативного, нравственно-ориентированного поведения, когда обеспечат ему социальную защиту и контроль, безопасное существование и развитие, возможность получения качественного образования [13, с. 10-14], гарантируют доступ к достоверным источникам правовой информации, морально-нравственную поддержку со стороны институтов социализации. Все обозначенные требования являются важными условиями и факторами успешной правовой социализации молодежи в сложных трансформационных условиях становления правового Российского государства.
Bibliography
1. Samygin S. I., Popov M. Yu., Sagutin D. S. Social network as a social institution of socialization of youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2015. № 5.
2. Gafiatulina N. K. Sociological analysis of social health of student's youth of the South of Russia in the framework of the theory of structural marginality // Engineering journal of Don. 2015. № 1. Part 2. URL: http:// ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n1p2y2015/2826.
3. Modeling of professional socialization of student's youth in conditions of social uncertainty / L. V. Tarasenko, O. A. Nor-Arevian, V. A. Kirik, etc. Rostov-on-Don, 2016.
4. Samygin S. P., Popov M. Yu., Samygin S. I. Attitude to the law as the criterion of efficiency of legal socialization of modern youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. № 5.
5. Kovaleva A. I. Features of the socialization of youth in changing society // Globalization and social change in contemporary Russia: abstracts of reports and speeches of the all-Russian sociological congress. Moscow, 2006. Vol. 12.
6. Samygin S. P., Isakova Yu. I., Pechkurov I. V. Legal socialization of modern Russian youth: monograph / under the editorship of S. I. Samygin. Moscow, 2016.
7. Gusarova M. A. Peculiarities of legal socialization of Russian youth in the period of animosity // Society: politics, economics, law. 2011. № 3.
7. Гусарова М. А. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в период аномизации // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
9. Лубский Р. А. Государственность и модели социального поведения в современной России // Научная мысль Кавказа. 2014. № 1 (77).
10. Лубский А. В., Лубский Р. А. Адаптация народов Юга России к социальным трансформациям: проблемы методологии исследования // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4 (56).
11. Лубский А. В. Методологические проблемы использования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы // Информатика и образование. 2007. № 6.
12. Stoneguist E. V. The marginal Man. A study in personality and culture conflict. N. Y., 2001.
13. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth / M. M. Shakh-banova, N. Kh. Gafiatulina, A. V. Vereshchagina, ect. // Social science (Pakistan). 2016. Vol. 11. № 16.
8. Berger P., Luckmann T. The social construction of reality. A treatise in the sociology of knowledge. Moscow, 1995.
9. Lubsky R. A. Statehood and models of social behavior in modern Russia // Scientific thought of the Caucasus. 2014. № 1 (77).
10. Lubsky A. V., Lubsky R. A. Adaptation of people of Russia to social transformations: problems of research methodology // Scientific thought of Caucasus. 2008. № 4 (56).
11. Lubsky A. V. Methodological problems of use of ICT in educational space of the higher school // Informatics and education. 2007. № 6.
12. Stoneguist E. V. The marginal Man. A study in personality and culture conflict. New York, 2001.
13. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth / M. M. Shakh-banova, N. Kh. Gafiatulina, A. V. Vereshchagina, ect. // Social science (Pakistan). 2016. Vol. 11. № 16.