Транспорт
m
канд. экон. наук / О.Г. Чачина ; Самарский ГУПС. Ростов-на-Дону, 2011.
6. Эрлих А.В. Взаимодействие владельцев подвижного состава и инфраструктуры в организации управлением приватными вагонными парками // Вестн. трансп. Поволжья. 2009. № 1. С. 20-23.
7. Приступа Ю.Д., Фрянов В.Н., Павлова Л.Д. Система управления неравномерными транспортными потоками в структуре угольного холдинга // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. 2013. № 3 (97). С. 51-54.
8. Tom Hopkins [Electronic resource] : [site]. URL: http://www.tomhopkins.com (access date: 29.08.2014).
9. Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 320 с.
10. Кочнев Ф. П. Управление эксплуатационной работой железных дорог / под ред. И. Б. Сотникова. М. : Транспорт, 1990. 424 с.
11. Конышева Л.К., Назаров Д.М. Основы теории нечетких множеств. СПб. : Питер, 2011. 192 с.
12. Куликова И.В. Системы поддержки принятия решений как инструмент современного управления материально-техническими ресурсами на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. 2011. № 11. С. 103.
13. Недосекин А.О. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансами // Аудит и финансовый анализ. 2000. № 2.
14. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные. М. : Наука, 2002. 161 с.
15. Огурцов А.Н., Староверова Н.А. Алгоритм повышения согласованности экспертных оценок в методе анализа иерархий // Вестн. Иванов. гос. энергет. унта. 2013. № 5. С. 81-84.
16. Нормализация векторов [электронный ресурс] // Осовский С. Нейронные сети для обработки информации. М. : Финансы и статистика, 2002. 344 с. URL: http://stu.scask.ru/book_ns.php?id=81 (Дата обращения: 29.08.2014).
17. Методы построения функций принадлежности [электронный ресурс] // Алтунин А.Е., Семухин М.В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. унта, 2000. 352 с. URL: http ://dit. isuct. ru/ivt/books/IS/Model/gl42. htm (Дата обращения: 29.08.2014).
18. Киселев И.С. Показатель согласованности количественных предпочтений в матрице парных сравнений // Изв. Томск. политехн. ун-та. 2011. № 5. С. 2224.
19. Козлов П.А., Александров А.Э., Козлова В.П. Теоретическая модель транспортной системы // Транспорт Урала. 2008. № 3. С. 2-4.
УДК 347.463 Рудых Светлана Николаевна,
к. ю. н., доцент, доцент кафедры ГрПД юридического института (филиала)
Академии Генеральной прокуратуры РФ, тел:89025105153, e-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
S. N. Rudykh
LEGAL NATURE OF THE CONTRACT OF MANAGEMENT OF RAILWAY CARGO CARRIAGE
Аннотация. В современном обороте договоры об организации перевозок грузов стали обыденным явлением в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, систематически пользующихся услугами перевозчика. Построение взаимоотношений на долгосрочной основе показало не только свою актуальность, но и практическую значимость. В статье рассматривается правовая природа договора об организации перевозок грузов, которая, исходя из анализа современного транспортного законодательства и судебной практики, является неоднозначной. Этим объясняется и отсутствие единого мнения по вопросу его правовой характеристики среди специалистов в области транспортного права.
Ключевые слова: транспортная деятельность, транспортные обязательства, долгосрочное планирование, договор об организации перевозок грузов, договор перевозки грузов, предварительный договор, организационно-правовой договор, квалификация договора.
Abstract. In the current turnover, contracts of management of railway cargo carriage are an everyday occurrence in business activities of enterprise entities, which systematically employ services of transport operators. Long-term basis relations have shown not only their applicability, but also practical significance. The article focuses on the legal nature of the contract of management of railway cargo carriage, which appears to be a complex phenomenon in the light of the analysis of the contemporary transport legislation and judicial practice. This explains the absence of consensus on the issue of its legal character among experts in the sphere of transport law.
Keywords: transport activities, transport obligations, long-term planning, contract of cargo carriage management, cargo carriage contract, organizational and legal contract, qualification of the contract.
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Являясь неразрывной составляющей, он образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам.
Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажи-
ра и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых. Транспортная деятельность характеризуется очевидной спецификой в зависимости от вида транспорта, объемов и различий в перевозочных процессах. Это порождает разнообразие в правовом регулировании исходя из вида перевозок грузов и позволяет выделить особенности используемых там видов договоров [4]. Цель исследования - критически проанализировать и систематизировать накопившийся за последние годы нормативный и практический материал, связанный с правовым регулированием отношений, вытекающих из договора об организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
При систематических перевозках грузов перевозчик и грузоотправитель в соответствии со ст. 798 ГК и ст. 10 УЖТ могут заключить долгосрочный договор об организации перевозок. Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте - урегулировать в ходе исполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период [8].
По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме, то есть сторонами данного договора являются перевозчик и грузовладелец. Однако следует иметь в виду, что договор об организации перевозок может быть заключен и лицом, не являющимся грузовладельцем (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2006 № Ф08-4209/06, определение ВАС РФ от 18.01.2007 № 16224/07).
По своей правовой природе договор об организации перевозок не является разновидностью договора перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и «направлен на обеспечение планомерных отправок грузов» [19]. Необходимо также отметить, что договор об организации перевозок является долгосрочным. Это означает, что действие этого договора распространяется на отношения сторон в течение достаточно длительного периода времени. Условия этого договора предусматривают периодическое заключение договоров перевозки в течение срока его действия (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.04.2007 № А82-1743/2006-7). Данный договор предусмат-
ривает систематичность перевозок грузов, что закреплено в ч. 1 ст. 798 ГК РФ, а также временные рамки, в период которых груз должен быть принят и предъявлен к перевозке[15].
Таким образом, договор об организации перевозок заключается в тех случаях, когда грузоотправитель и перевозчик намерены: а) в течение длительного периода времени осуществить совместными усилиями не одну, а целый ряд отправок грузов; б) установить общие для всех предстоящих отправок условия организации перевозок.
Говоря о значении данного договора в регулировании транспортных обязательств, следует согласиться с позицией А. Н. Антюхина, А. И. Гончарова, которые отмечают, что построение взаимоотношений на долгосрочной основе показало не только свою актуальность, но и практическую значимость. Ритмичное функционирование перевозочного процесса невозможно без долгосрочного планирования, в особенности когда предъявление грузов к перевозке осуществляется ежедневно и в больших объемах [1].
В современной литературе высказываются разные мнения относительно правовой природы данной договорной конструкции.
Так, Е. А. Суханов приравнивает такие договоры к предварительным договорам, заключаемым в сфере предпринимательской деятельности, на основании и во исполнение которых стороны затем заключают целый ряд конкретных однотипных (локальных) договоров. Характерными чертами таких договоров автор называет субъектный состав, множественность заключаемых на их основе однотипных локальных договоров и прежде всего отсутствие принудительно осуществляемой обязанности заключения последних [20].
Такой позиции придерживаются достаточно большой круг ученых: А. Ю. Кабалкин [11], В. А. Косовская [14], Т. Е. Абова, Б. Д. Завидов [10].
Противоположной точки зрения придерживаются В. В. Витрянский [5], И. В. Елисеев и М. В. Кротов [9], которые считают, что невозможно использовать реальный договор перевозки грузов в качестве основного (главного) договора по отношению к договору об организации перевозки грузов, так как реальный договор перевозки грузов оформляет конкретные действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов. Таким образом, форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов [5].
Представляется, что позиции и сторонников, и противников распространения модели предварительного договора к отношениям, вытекающим из
Транспорт
ш
договора об организации перевозок грузов, не являются бесспорными.
Более правильной, на наш взгляд, следует считать позицию Д. А. Медведева и В. Т. Смирнова [19], которые характеризуют договор об организации перевозок, предшествующий реальному договору перевозки конкретного груза, как организационную предпосылку заключения договора перевозки груза, отличную от самого договора перевозки груза. Данную точку зрения поддерживают В. Н. Гречуха, Г. П. Савичев [18].
По своей юридической природе договор об организации перевозок является организационно-правовым договором, целью которого является согласование основных условий перевозки. В данном договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозки, «исходя из особенностей конкретной обстановки, в которой осуществляются перевозки, или особенностей перевозимых грузов» [2].
В этой связи следует согласиться с мнением А. Г. Калпина, который указывает, что «придя в долгосрочном договоре к соглашению по поводу специфических условий перевозки, стороны на весь период действия этого договора освобождаются от необходимости вновь договариваться об этих условиях при заключении разовых договоров на каждую конкретную отправку груза. Тем самым долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях контрагентов, устраняет ненужные споры между ними при заключении и исполнении разовых договоров... перевозки» [12].
Современная доктрина трактует организационный (рамочный) договор как действующий гражданско-правовой договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами при заключении отдельных договоров на основании или во исполнение рамочного договора [13].
Это означает, что организационный договор предусматривает общие требования к заключению и исполнению других обязательств в пределах его действия. Данная функция организационных договоров определяется как формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора. Кроме того, организационные договоры значимы сами по себе, имеют собственную ценность, состоящую в достигаемом на их основе повышении организованности взаимосвязанной деятельности субъектов, что дает непосредственный экономический эффект. Вместе с тем, поскольку ор-
ганизационный договор не предусматривает достижения конкретного имущественного результата, он остается по своей природе организационным [17].
Необходимо отметить и то обстоятельство, что соответствующий уровень организованности отношений создается не в результате законодательного регулирования, а на основе правовой инициативы и согласованного волеизъявления самих участников правоотношений. В этой связи особенностью договоров об организации перевозок является то, что они всегда являются взаимными. Стороны вправе заключить подобный договор лишь при обоюдном согласии. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор вторая сторона не вправе в судебном порядке требовать его заключения (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 № 30). Хотя, как справедливо отмечает В. В. Витрянский, в некоторых случаях было бы целесообразно предусмотреть обязательное заключение договоров об организации перевозок как для грузовладельца, так и для перевозчика. Например, именно так должна решаться проблема завоза продукции, товаров и продовольствия в районы Крайнего Севера. В настоящее время для производства и поставки соответствующих товаров используется механизм государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Указанные товары должны доставляться в районы Крайнего Севера в соответствии с жестким графиком, учитывающим ограниченные условия навигационного периода. Для этого и необходимы обязательные договоры по организации перевозок грузов в районы Крайнего Севера, соблюдение которых должно быть обеспечено значительными санкциями за их неисполнение или ненадлежащее исполнение[6].
Нужно отметить и тот факт, что поскольку договор об организации перевозок не имеет своим предметом оказание услуг, выполнение работ, передачу вещей, а является договором организационного типа, то его следует отнести к категории безвозмездных договоров. Вместе с тем судебной практике не свойственно единообразие в разрешении споров, связанных с договором об организации перевозок грузов, поскольку неоднозначно решается вопрос о квалификации тех или иных договоров в качестве таковых. Так, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2013 № 14269/12, договор по организации железнодорожных перевозок, в предмет которого входит предоставление вагонов, пригодных в коммерческом и техническом отношении для осуществления перевозок грузов, является до-
говором возмездного оказания услуг, правовое регулирование которого осуществляется нормами гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации [16].
Таким образом, судебная практика допускает существование смешанных договоров, которые объединяют как элементы договора возмездного оказания услуг, так и элементы договоров, поименованных в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Тогда, следуя позиции З. Э. Беневоленской, весьма проблематичным представляется соотношение элементов договора возмездного оказания услуг и договора об организации перевозок в смешанном договоре. Понятия «систематических перевозок грузов» (ст. 798 ГК РФ) и услуги как деятельности (ст. 779 ГК РФ) имеют общее свойство систематичности. В силу этого трудно представить ситуацию, при которой ст. 798 ГК РФ не охватывала бы всю деятельность по многоразовым перевозкам в пределах долгосрочного договора [3].
Заключение
Таким образом, по своей юридической природе договор об организации перевозок является организационно-правовым договором, главной целью которого является планирование и организация перевозок грузов сторонами соглашения на продолжительный период. Благодаря заключенному договору обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Взаимовыгодные договоренности создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантом соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антюхин А.Н., Гончаров А.И. Договор об организации перевозок грузов: правовая природа и практическое значение // Транспортное право. 2007. № 4. С. 16.
2. Астахова Е.Н. К вопросу о соотношении договора об организации перевозок грузов и договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте // Транспортное право. 2006. № 2. С. 10-11.
3. Беневоленская З.Э. Принцип свободы договора и его реализация применительно к договору возмездного оказания услуг // Цивилист. 2006. № 1.
4. Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Предпринимательское право. Приложение. 2012. № 3. С. 17.
5. Витрянский В .В. Новый Устав железнодорожного транспорта РФ и договор перевозки // Хозяйство и право. 2003. № 4. С.20.
6. Витрянский В.В. Договор перевозки конкретного груза // Хозяйство и право. Приложение. 2001. № 7. С. 3-4.
7. Гражданское право. В 3 т. Т. 2 : учеб. / под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. М., 2007. С. 435.
8. Егиазаров В.А., Ляндрис В.Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. - М. : Юридическая фирма «Контракт». 2009. С. 341
9. Елисеев И.В. Очерки по торговому праву : сб. науч. тр. Вып. 7. Ярославль, 2000. 49 с.
10. Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ. М., 2003. С. 70.
11. Кабалкин А.Ю. Классификация и толкование договоров // Российская юстиция. 1996. № 7. С. 14.
12. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 199.
13. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М. : Статут, 2009. С. 122123.
14. Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. № 3. С. 28.
15. Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок // Транспортное право. 2005. № 3. С. 21
16. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 № 14269/12 // Доступ из справ.-прав. системы «Кон-сультантПлюс» в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей сообщения.
17. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М. : Юрайт, 2003. С. 124.
18. Савичев Г.П. Транспортное и экспедиционное обязательства. Гражданское право. В 2 т. Т. 2. Полут. 1. М., 2000. С. 58.
19. Смирнов В.Т., Медведев Д.А. Гражданское право : учеб. М. : Проспект, 2000. Т. 2. С. 377.
20. Суханов Е.А. Гражданское право : учеб. Т. 2. Полут. 1 / под ред. Е.А. Суханова. М. : БЕК, 2000. С. 159.