Научная статья на тему 'Предпосылки и порядок заключения договора перевозки грузов на автомобильном транспорте'

Предпосылки и порядок заключения договора перевозки грузов на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1000
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / ДОГОВОР / ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / TRANSPORT OF GOODS / CONTRACT / SHIPPING DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лончакова Ю. А.

Рассматривается вопрос об организационных предпосылках, предшествующих заключению договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также о специфике порядка заключения и оформления договора автомобильной перевозки конкретного груза с помощью определенных транспортных документов. Указанные транспортные документы имеют организационное и правоустанавливающее значение для перевозок грузов автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и порядок заключения договора перевозки грузов на автомобильном транспорте»

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ю.А. ЛОНЧАКОВА,

аспирант кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии

Аннотация. Рассматривается вопрос об организационных предпосылках, предшествующих заключению договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также о специфике порядка заключения и оформления договора автомобильной перевозки конкретного груза с помощью определенных транспортных документов. Указанные транспортные документы имеют организационное и правоустанавливающее значение для перевозок грузов автомобильным транспортом.

Ключевые слова: перевозка грузов, договор, транспортные документы.

BACKGROUND AND PROCEDURE FOR THE CONCLUSION OF THE CONTRACT

OF CARRIAGE OF GOODS BY ROAD

Y.A. LONCHAKOVA

The Summary. This article examines the institutional prerequisites prior to the conclusion of the contract of carriage of goods by road, as well as the specifics of the order of detention and processing contract carriage of goods by means of a specific set of transport documents. These travel documents are an organizational title, and the value for the transport of goods by road.

Key words: transport of goods, contract, shi pping documents

Заключению договора автомобильной перевозки грузов предшествуют определенные предпосылки, связанные с выполнением действий по организации перевозок грузов, что невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это, по справедливому замечанию В.А. Егиазарова (1), достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, а также обеспечивает конкретизацию объемов перевозок грузов и уточнение их сроков.

Согласно положениям ст. 791 Гражданского кодекса РФ, основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств под погрузку являются заявка (заказ), договор перевозки или договор об организации перевозок. Аналогичные положения содержатся в Уставе автомобильного транспорта РФ, п. 5 ст. 8 которого гласит: «Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя»1.

Важной правовой формой в транспортном законодательстве, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов. ГК РФ в ст. 798 определил следующие особенности этого договора, относящиеся к любому виду транспорта. Во-первых, такой договор заключа-

ется перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов; во-вторых, этот договор отнесен к числу долгосрочных договоров; в-третьих, сторонам этого договора предоставлена возможность по взаимному согласию устанавливать сроки предъявления грузов к перевозке, их объемы и любые другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок, которые не предусмотрены транспортными уставами и кодексами и не противоречат гражданскому законодательству (2).

Мы разделяем мнение В.П. Мозолина о том, что организационный договор представляет собой самостоятельную гражданско-правовую сделку, не совпадающую по значению и правовым последствиям с договором о конкретной перевозке груза (3).

Другим правовым средством, предшествующим заключению договора перевозки грузов на автомобильном транспорте, служит заявка, которая традиционно выступает «важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку»2.

Вместе с тем в юридической литературе существуют различные мнения относительно значения заявок на отдельных видах транспорта и их юридической природы. Так, одни авторы полагают, что подача за-

явки — самостоятельное одностороннее требование грузоотправителя, которое по своей юридической природе является односторонней сделкой3. Другие считают, что принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем (4). Третьи говорят о том, что обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора (5).

По нашему мнению, все указанные позиции недостаточно точно отражают правовую природу заявки в перевозочном процессе. Более правильной следует признать позицию В.Т. Смирнова (6), К.Ф. Егорова (7), В.А. Егиазарова (1), с точки зрения которых обозначать заявку сделкой — значит придавать ей несвойственное правообразующее значение, поскольку заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов. Утверждение о том, что подачей заявки грузоотправитель принимает на себя перед перевозчиком обязательство использовать транспортные средства, а перевозчик — установить количество транспортных средств, необходимых для погрузки согласно поданной заявке, по их мнению, ошибочно.

Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае служит основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов (8).

С нашей точки зрения, ключевое значение такого транспортного организационного документа как заявка в отношении грузовых автомобильных перевозок, будет связано с ролью оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов.

Еще одним правовым основанием заключения договора перевозки на автомобильном транспорте может быть разовый заказ на перевозку грузов.

В правовой литературе также высказываются различные точки зрения на природу данного транспортного документа. Так, Л.Н. Клепцова и Ю.Е. Воронов отмечают, что в юридическом смысле разовый заказ на перевозку груза является «разновидностью договора об организации транспортного обслуживания» и представляет собой, «по сути, соглашение сторон об организационных условиях предстоящей перевозки грузов»4. В силу специфики коммерческой работы на автомобильном транспорте договор

об организации разовой перевозки может носить и устный характер. Подобные соглашения часто обсуждаются и заключаются сторонами по телефону без предварительного оформления каких-либо документов (8).

По мнению Г.А. Елдашова, разовый заказ, наряду с годовым договором, является разновидностью договора, направленного на организацию автоперевозок, так как он предусматривает только организационные условия предстоящей перевозки грузов. Перевозки же конкретных партий грузов осуществляются так же, как и при наличии годового договора, на основании договоров перевозки грузов, заключаемых при принятии груза к перевозке и оформлении товарно-транспортной накладной (9).

Что касается вопроса о порядке заключения данного договора, то в соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарно-транспортной накладной, которая по общему правилу заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза.

Следует обратить внимание на то, что в науке гражданского права вопрос о правовой природе товарно-транспортной накладной до сих пор остается неоднозначным и дискуссионным. Мнения правоведов-цивилистов в указанной предметной области разделяются на две основные позиции. Сторонники первой из них считают составление товарно-транспортной накладной письменной формой договора автомобильной перевозки конкретного груза.

Так, Б.И. Путинский пишет: «Перевозочный документ непосредственно выполняет роль договора перевозки, поскольку никакого другого договора перевозки сторонами не заключается. Исключительно на основании данных, записанных в перевозочных документах, определяются в случае возникновения спора вид и количество перевозившегося груза, расстояние перевозки, размер провозной платы и др.»5.

В.А. Егиазаров утверждает: «Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами» (9).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов указывают: «Договор перевозки грузов — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством»6.

В том же русле трактует значение рассматриваемого транспортного документа В.В. Витрянский, говоря о том, что транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и, по сути, представляет собой письменную форму этого договора (10).

Среди сторонников противоположной позиции, согласно которой товарно-транспортная накладная не является непосредственно договором перевозки грузов автомобильным транспортом, можно назвать Г.А. Елдашова, с точки зрения которого накладная служит исключительно основным перевозочным документом и при этом не является договором перевозки груза, а лишь подтверждает его наличие (9).

По нашему мнению, более обоснованной представляется позиция сторонников первой точки зрения, среди которых большинство известных отечественных цивилистов. Указанная данными авторами специфика транспортной накладной позволяет сделать вывод, что рассматриваемый документ представляет собой письменную форму договора перевозки.

Поэтому мы не можем согласиться с утверждениями о том, что накладные и выданные на их основании квитанции лишь подтверждают заключение договора перевозки груза. Из этого неизбежно следует ошибочный вывод, что само заключение договора происходит ранее, вне всякой формы. На самом деле волеизъявление отправителя, направленное на заключение договора, содержится в накладной, а выражение воли сопровождается передачей груза перевозчику. Соглашаясь с предложением отправителя и принимая груз, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза, в которой и получает выражение его воля.

Таким образом, важная специфика договора автомобильной перевозки грузов заключена в необходимости соблюдения определенных организационных предпосылок, предшествующих заключению договора перевозки конкретного груза. Правовыми формами, в которых получили закрепление данные предпосылки на автомобильном транспорте, выступают: организационный договор, заявка, разовый заказ. Вместе с товарно-транспортной накладной (как письменной формой заключения договора перевозки) они имеют организационное и правоустанавливающее значение для перевозок грузов автомобильным транспортом.

Сказанное определяется тем фактом, что указанные правовые формы определяют условия перевозки грузов, являются доказательством заключения договора перевозки и его условий, дают право на распоряжение грузом при осуществлении автомо-

бильных перевозок. Данное правовое значение рассмотренных транспортных документов связано с тем, что они составляются по установленной форме и содержат сведения о грузе (наименование, количество мест, масса), а также данные о перевозчике, отправителе, получателе груза и уплате провозных платежей.

1 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2007. 17 ноября. № 4521.

2 Егиазаров В.А. Транспортное право. — М.: Юстицин-форм, 2007. С. 55—56.

3 См.: Алексеев С.С. О взаимодействии административно-правового и гражданско-правового регулирования в социалистическом обществе // Правоведение. 1959. № 3. С. 42; Хаскельберг Б.Л. Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву: Автореф. докт. дис. ... — Томск, 1969. С. 8; Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. — М., 1958. С. 60—63.

4 Клепцова Л.Н., Воронов Ю.Е., Клепцов А.А. Коммерческая работа предприятия автомобильного транспорта. — Кемерово: КузГТУ, 2006. С. 50.

5 Пугинский Б.И. Коммерческое право. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2000.

6 Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. С. 381.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егиазаров В.А. Транспортное право. — М.: Юстицин-форм, 2007.

2. Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Издательство БЕК, 2003.

3. Мозолин В.П. Гражданское право. Учебник для юрид. ВУЗов. Ч. 2. — М.: Юристъ, 2007.

4. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. — М., 1998.

5. Витрянский В.В. Договор перевозки. — М., 2001.

6. Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР: Автореф. докт. дис. ... — Л., 1970.

7. Егоров К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за невыполнение плана грузовых перевозок: Автореф. канд. дис. ... — Л., 1955.

8. Клепцова Л.Н., Воронов Ю.Е., Клепцов А.А. Коммерческая работа предприятия автомобильного транспорта. — Кемерово: КузГТУ, 2006.

9. Елдашов Г.А. Гражданско-правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом: Автореф. канд. дис. ... — М., 2006.

10. Витрянский В.В. Договор перевозки конкретного груза. — М.: Хозяйство и право, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.