УДК 347.763:629.35
ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
FULFILLMENT OF OBLIGATIONS FOR THE CARRIAGE OF GOODS BY ROAD
Фаст Ольга Фёдоровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права, Саратовская государственная юридическая академия.
О^ F. Fast
PhD (Law), Associate professor of the Department of Civil and Family Law, Saratov State law Academy.
Аннотация. В статье рассматриваются правовые последствия надлежащего исполнения обязательств по основному договору перевозки грузов и вспомогательным договорам (фрахтования и транспортной экспедиции) при перевозке грузов автомобильным транспортом.
Ключевые слова: надлежащее исполнение обязательств, договор перевозки грузов, договор фрахтования, договор транспортной экспедиции, перевозка грузов автомобильным транспортом.
Abstract. In this article the author studies the legal consequences of the proper fulfillment of obligations as the main contract for the carriage of goods and as support contracts - chartering in a transport expedition for the carriage of goods by road.
Key words: proper fulfillment of obligations, contract for the carriage of goods, contract for a chartering, contract for a transport expedition, carriage of goods by road.
Исполнение перевозочного обязательства завершается доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя. При соответствии условиям обязательство прекращается (исполнением), в противном случае изменяется его содержание, наступает ответственность той или иной стороны договоров, опосредующих процесс перевозки грузов.
Договор перевозки груза, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением, что закреплено в п. 1 ст. 408 ГК РФ [1]. Данное правило конкретизировано в статьях Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [2] (далее - Устав 2007 года). А именно, «пока имеет место надлежащее исполнение обязательств, нет места для ответственности. И наоборот, наступление ответственности исключает надлежащее исполнение обязательств» [3]. Поэтому надлежащее исполнение мы будем рассматривать как исключающие ответственность сторон договора, а не надлежащее исполнение - как наступающую ответственность той или иной стороны договора.
При систематизации договоров надлежащее исполнение касается всех участников (субъектов) основного договора перевозки гру-
зов и вспомогательных договоров (фрахтования и транспортной экспедиции). Так, например, грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке, обеспечив безопасность перевозки и сохранность груза, не допустив повреждения транспортного средства, контейнера (ч. 2 ст. 10 Устава 2007 года). При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке необходимо маркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок грузов (ч. 3 ст. 10 Устава 2007 г.), определять массу груза (ст. 12) и производить пломбирование транспортных средств, контейнеров (ст.13). Если грузоотправитель предъявил груз с опозданием, не в соответствии с договором или правилами перевозки грузов, то груз считается не предъявленным для перевозки. В этом случае грузоотправитель несёт ответственность, установленную в ч. 1 ст. 35 Устава 2007 года Предусмотрена ответственность грузоотправителя при не указании в транспортной накладной особых отметок или мер предосторожности при перевозке груза; искажении сведений о свойствах груза (ч. 3 ст. 35 Устава 2007 года); в случае задержки (простоя) транспортных средств, поданных под погрузку (ч. 4 ст. 35 Устава 2007 года), или контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042
■ З^®*
< X
ш
о ш
о. 2
под погрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35 Устава 2007 года)
В обязанности перевозчика входит, например, предоставление в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Устава 2007 года), при необходимости хранить груз в терминале (ст. 16) и т. д. Однако, как указывал В. Т. Смирнов, основной обязанностью перевозчика по договору перевозки является выдача груза в пункте его назначения управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Чтобы грузополучатель мог своевременно осуществить приёмку груза, перевозчик должен совершить ряд подготовительных действий, являющихся содержанием его обязанностей, сопутствующих выдаче груза, до их исполнения получатель не может принять прибывший в его адрес груз. К ним относятся: а) информационная обязанность сообщить грузополучателю о прибытии груза; б) обязанность подачи перевозочных средств под выгрузку, если выдача груза осуществляется не через склад транспортной организации» [4].
«С выдачей груза, - пишет В. Т. Смирнов, - прекращается обязательство по перевозке, а при наличии к тому оснований, возникает охранительное правоотношение, наступает ответственность перевозчика за ненадлежащее исполнение договора перевозки» [4, с. 186-187]. Эта мысль отражена в Уставе 1969 года и воспринята законодателем в новом Уставе 2007 года. Так, например, ст. 34 Устава 2007 года закрепляет ответственность перевозчика за невывоз по его вине груза, предусмотренного договором перевозки груза (ч. 1); за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, что прописано в договоре перевозки груза (ч. 3); за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5).
Грузополучатель наделён обязанностью - принять доставленный ему груз (ч. 1 ст. 15 Устава 2007 года). Кроме того, после выгрузки грузов грузополучатель обязан очистить от остатков
этих грузов транспортные средства, контейнеры, а после перевозки грузов, перечень которых определяется правилами перевозок грузов, промыть и при необходимости продезинфицировать транспортные средства, контейнеры.
Наделяя обязанностями грузополучателя, законодатель предусматривает и его ответственность за ненадлежащее исполнение своей обязанности:
- задержку (простой) транспортных средств, поданных под выгрузку (ч. 4 ст. 35 Устава 2007 года);
- задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35 Устава 2007 года).
Если грузоотправителем заключён договор транспортной экспедиции, то, с одной стороны, экспедитор обязан оказывать услуги по договору транспортной экспедиции в соответствии со ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87) [5]. С другой стороны, клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (ч. 1 ст. 5 Закона № 87). Кроме того, клиент в порядке, указанном в договоре транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесённые им расходы в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87). В противном случае экспедитор и клиент несут ответственность согласно гл. 25 ГК РФ и ст.ст. 6-11 Закона № 87.
Клиент и экспедитор могут в любой момент досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке. Для этого достаточно предупредить контрагента в разумный срок и возместить ему убытки, вызванные расторжением договора. Это - общее правило, закреплённое в ст. 806 ГК РФ. Закон № 87 дополняет это условие. Помимо убытков, вызванных односторонним «выходом из игры», надо будет заплатить штраф в размере 10% от суммы понесённых затрат (п. 5 ст. 6).
Устав 2007 года даёт возможность заключения вспомогательного договора фрахтования (ст. 18), в обязанности фрахтовщика входит предоставление транспортного средства в соответствии с условиями договора, а фрахтователя - использовать данное транспортное средство в соответствии с договором. В то же время в Уставе 2007 года находят место положения об ответственности фрахтовщика за непредоставление транспортного средства, предусмотренного данным договором (ч. 2 ст. 34), фрахтователя - за отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования (ч. 2 ст. 35).
Базис. 2017. № 1(1). www.engels.ruc.su/science/basis/
Таким образом, надлежащее исполнение сторонами договоров, опосредующих весь процесс перевозки грузов автомобильным транспортом, обязательств, изложенных в Уставе 2007 года, а также иных обязательств, указанных в этих договорах по соглашению сторон, является основанием прекращения данных договоров. Причиной расторжения вспомогательного договора транспортной экспедиции, помимо надлежащего исполнения, является односто-
ронняя инициатива, с обязанностью возмещения убытков. Напротив, неисполнение сторонами договоров, опосредующих весь процесс перевозки грузов автомобильным транспортом, своих обязанностей можно назвать ненадлежащим исполнением, что является основанием наступления для них ответственности, предусмотренной транспортным законодательством.
Материалы поступили в редакцию 22.05.2017 г.
Библиографический список (References)
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 : федер. закон № 14-ФЗ : принят 26.01.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
2. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта : федер. закон № 259-ФЗ : принят 08.11.2007 г. // Парламентская газета. № 156-157. 14.11.2007.
3. Гражданское право : учебник : в 3 т. / под ред.
A. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М. : Проспект, 2011. Т. 1. 780 с.
4. Смирнов, В. Т. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения /
B. Т. Смирнов, В. Ф. Яковлева. Л. : ЛГУ, 1978. 221 с.
5. О транспортно-экспедиционной деятельности : федер. закон № 87-ФЗ : принят 30.06.2003 г. // Парламентская газета. № 120. 03.07.2003.
1. (1996). Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Ch.2 : feder. zakon № 14-FZ: prinjat 26.01.1996 g. [The civil code of the Russian Federation. Part 2. Feder. law No. 14-FZ]. SZ RF. No 5. Art. 410.
2. Ustav avtomobil'nogo transporta i gorodskogo nazemnogo jelektricheskogo transport : feder. zakon № 259-FZ: prinjat 08.11.2007g [The Charter of automobile transport and urban ground electric transport. Feder. law No. 259-FZ]. Parlamentskaja gazeta. No. 156-157. 14.11.2007.
3. (2011). Grazhdanskoepravo: uchebnik: v 31. T. 1 [Civil law : the textbook]. Moscow, Prospekt. 780 p.
4. Smirnov, V. T., Yakovleva, V. F. (1978).
Pravovye problemy perevozki i material'no-tehnicheskogo snabzhenija [Legal problems of transportation and logistics]. L. : LGU. 221 p.
5. (2003). O transportno-jekspedicionnoj dejatel'nosti : feder. zakon № 87-FZ : prinjat 30.06.2003 g. [About transport-forwarding activities. Feder. law No. 87-FZ]. Parlamentskaja gazeta. No. 120. 03.07.2003.
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042