Научная статья на тему 'Правовая природа депутата представительного органа местного самоуправления'

Правовая природа депутата представительного органа местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
444
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа депутата представительного органа местного самоуправления»

Марийский юридический вестник

Выпуск 5

низаций в правовой сфере, то в юридической практике необходимо будут присутствовать содержательные элементы философского понятия «практика».

Подводя итог изложенному выше, возможно сказать, что реализация норм права занимает самостоятельное место в правовой системе общества и отличается от иных социально-правовых явлений, содержание которых составляет деятельность людей в правовой сфере либо процесс правового воздействия на общественные отношения, таких, как действие права, юридическая деятельность, правовое регулирование, юридическая практика и т.д. В то же время необходимо помнить о тесной взаимосвязи реализации юридических норм с названными правовыми явлениями.

В.И. Емешов *

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В связи с провозглашением самостоятельности местного самоуправления автономными стали и органы самоуправления на местах - во внутригородских территориях городов федерального значения, городских округах, муниципальных районах, городских и сельских поселениях. Вполне естественно, что наука и практика конституционного и муниципального права стали обогащаться новыми категориями (понятиями). В частности, появились такие понятия, как «депутат представительного органа местного самоуправления», «местное сообщество», «муниципальное образование», «глава муниципального образования», «должностное лицо местного самоуправления», «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления» и ряд других, требующих осмысления* 1.

Между тем, депутат представительного органа местного самоуправления -лицо, избранное в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченное представлять в нем интересы избирателей, населения муниципального образования.2 Депутат (лат. deputatus - посланный)3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131 от 6.10.2003 г. (далее - Федеральный закон № 131 от 6.10.2003 г.) определяет депутата как члена представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев дополняют, что «особен-

Соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., с изм. и доп. М.: Юрайт, 2006. С. 7.

2 КокотовА.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М.: Юрист, 2005. С. 230.

3 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2004. С. 139.

140

2007

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

ности имеет статус лиц, из которых согласно Федерального закона №131 от 6.10.2003 г. может состоять представительный орган муниципального района: глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. В этом случае главы поселений являются и выборными должностными лицами, и одновременно членами представительного органа муниципального района»1.

Следует отметить, что в связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность в введении представительства. Появилось понятие представительства2. Представительный орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее положение в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным нормотворческим органом местного самоуправления. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса.

Характеризуя современные представительные органы местного самоуправления и правовую природу депутата этого органа, необходимо учитывать их историческую связь с вече, земскими собраниями, думами, местными советами. Так, согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1864 г.3, Уездное Земское Собрание состояло из земских гласных (ныне именуются депутатами), избираемых уездными землевладельцами, городскими и сельскими обществами. Срок полномочий гласных составлял 3 года. В настоящее время согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. срок полномочий депутатов составляет не менее 2 и не более 5 лет. Так, Уставом муниципального образования «Горномарийский район» от 23 июня 2005 г. ч. 1 ст. 23 срок полномочий Собрания депутатов установлен 5 лет, соответственно и депутатов - 5 лет.4 Тем не менее, вопрос о том, какой срок наиболее оптимален для муниципальных советов, является предметом постоянных дискуссий. Например, срок полномочий местных советов может составлять один год (канадские провинции Нью-Брансуик, Онтарио), два (Боливия, Мексика), три (Швеция, Эстония), четыре (Венгрия, Дания, Норвегия, Польша, Япония), пять (Кипр, Турция) или же шесть (Бельгия, Люксембург, Франция) лет.5

1 Кутафин О.Е., ФадеевВ.И. Муниципальное право РФ. М.: ТК Велби, 2006. С. 376.

2 ШугринаЕ.С. Муниципальное право. М.: ТК Велби, 2004. С. 206.

3 Михеева Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть. Йошкар-Ола, 2000. С. 125.

4 Устав муниципального образования «Горномарийский район» РМЭ (с изм. и доп. от 04.10.2006 г.). Принят решением Собрания депутатов Горномарийского района 23 июня 2005 г.

5 Научные и практические проблемы юриспруденции. - Представительные органы местного самоуправления - важнейший институт правового демократического государства: Тез. докл. Болтушкин В.Е. Научно-техническая конференция МГТУ, 2000.

141

Марийский юридический вестник

Выпуск 5

По нашему мнению, небольшой срок полномочий обычно позволяет электорату осуществлять достаточно строгий контроль за деятельностью своих избранников с помощью права голоса. В то же время за короткий срок местные депутаты зачастую не успевают войти в курс дела, должным образом познакомиться с особенностями муниципальной работы, ее процедурами. Частые выборы обходятся недешево и являются ощутимой нагрузкой для местных бюджетов и налогоплательщиков. Более длительный срок деятельности советов экономичнее с финансовой точки зрения и позволяет его членам не думать постоянно о своем переизбрании, хотя в то же время утрачивает определенные достоинства демократического характера и снижает общий динамизм политического процесса.

Имеется проблема и в вопросе о том, является ли депутат должностным лицом. Так, С.Г. Соловьев считает, «что депутатов местного представительного органа, не относящихся к категории муниципальных служащих, нельзя рассматривать в качестве муниципальных должностных лиц в связи с тем, что федеральный законодатель в ФЗ от 08.01.1998 г. №8- ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» разводит понятия «муниципальная должность» и «муниципальный служащий», закрепляя в ч. 2 ст. 2 указанного закона норму о том, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Федеральным законом не устанавливается».1

В связи с этим считаем, что нельзя не согласиться с мнением А.Н. Кокотова и А.С. Саломаткина в том, что «можно с определенной долей осторожности сказать, что является депутат должностным лицом, даже если работает на неосвобожденной основе. Это вытекает из его правовой природы. Депутат избирается на всеобщих выборах при тайном голосовании для выполнения определенных должностных полномочий. При этом полномочия депутата весьма обширны ... понятию «депутат» присущи во многом те же признаки, что определяют понятие «должностного лица». Однако депутат - должностное лицо особого рода. Он обладает распорядительно-властными полномочиями только в составе депутатской коллегии в целом. Иные его полномочия не носят распорядительного характера»2.

На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от установленной численности представительного органа, а если численность составляет менее 10 человек - 1 депутат (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.). Представляется данное положение не бесспорно. Вряд ли это будет стимулировать приход в представительные органы профессионально подготовленных людей. На общественных началах сложно добиться хороших результатов в управлении местным хозяйством. Дееспособная му-

1 Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: проблемные вопросы теории и практики // «Черные дыры в Российском законодательстве. 2004. № 2. С. 59.

2 КокотовА.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М.: Юрист, 2005. С. 259.

142

2007

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

ниципальная власть требует и соответствующих затрат. По нашему мнению, было бы оптимальным и эффективным в деятельности депутатов, если число депутатов представительного органа муниципального образования, исполняющих свои полномочия на постоянной основе, составляло бы не менее 20 % от установленного их количества, а не не более 10 % депутатов от установленной численности представительного органа, как установлено ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.

Такие затраты со временем окупятся вдвойне, и представительные органы муниципальных образований наконец-то превратятся из статистов в органы, осуществляющие не только представительские, но и контрольные функции, и только тогда такие органы в полной мере смогут стать органами подлинной демократии.

Считаем, что следует согласиться с мнением В.Б. Евдокимова, полагающего, что ситуацию осложняет отсутствие федерального закона о «статусе депутата местного представительного органа власти»1. Действительно, ядром правового положения депутата, бесспорно, являются полномочия депутата, состоящие из его прав и обязанностей. «Принципиальное значение, как подчеркивает Л.А. Нудненко, для реализации прав депутата имеют основные права человека и гражданина в соответствие Конституцией РФ2 (ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 30, ст. 31, ч. 4 ст. 29, ст. 33, ч. 1. ст. 37, ч. 2 ст. 45)».3 4

В.С. Нерсесянц верно подметил, что «в Конституции содержится также и ряд специальных норм, конкретизирующих общеправовое значение прав ... человека и гражданина для других компонентов правового государства. Существенное положение об этом содержится в ст.18, согласно которой права ... человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления.». ... данная статья в позитивной форме содержит требование правового закона, правового характера (соответствуя праву) деятельности всех ветвей ... органов местного

4

самоуправления...»

Таким образом, полагаем, что правовая природа депутата представительного органа местного самоуправления является одним из главных элементов правового статуса (правового положения) депутата представительного органа местной (муниципальной) власти. Суть представительской природы депутата такого уровня заключается:

- само по себе представительство и является важнейшей задачей для депутата;

- каждый депутат попадает в выборный орган только путем избрания;

1 Евдокимов В.Б. Понятие правового статуса депутата внутригородского муниципального собрания в Москве // Проблемы местного самоуправления. 2006. № 1(17). С. 5.

2 Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в РФ. Юридический центр Пресс, 2004. С. 52.

3 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.: ТК Велби, 2002. С. 7-10.

4 Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма, 2006. С. 686.

143

Марийский юридический вестник

Выпуск 5

- система представительства населения существует и развивается на началах прямой и обратной связи. Обеспечение живой, непосредственной связи с избирателями является главной задачей депутатов, составляющих в совокупности представительное учреждение.

Отсюда следует заключить, что неоспоримой является точка зрения, согласно которой правовой статус должен быть закреплен федеральным законом. В противном случае, речь может идти лишь об общественном статусе. Права и обязанности, составляющие юридический (правовой) статус, регламентируются исключительно законом, поскольку именно закон предоставляет депутату не только права и обязанности, но и устанавливает ответственность за их невыполнение либо ненадлежащее выполнение, сроки их осуществления.

А.Н. Поднебесный *

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ПРАВА ГРАЖДАН, СОВЕРШАЕМЫЕ ПУТЕМ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Традиционно в отечественном уголовном праве психическое насилие понимается исключительно как угроза применения физического насилия либо совершения иных противоправных действий* 1. Назрела необходимость разработки более широкого подхода, согласно которому психическое насилие может осуществляться в иных формах, что обусловлено рядом факторов.

Современные общемировые тенденции технологического развития, в полной мере характерные и для России, наступление информационной цивилизации «третьей волны»2, влекущее повышение значения информационнопсихологической составляющей общества3, вызывают необходимость совершенствования национального законодательства вообще и уголовного в частности с целью обеспечения психологической безопасности граждан и общества и защиты от психического насилия в форме противоправного психологического воздействия, применение которого становится возможным как на индивидуальном уровне, так и посредством использования средств массовой информации, телевидения, глобальной сети Интернет.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации признает в качестве угрозы информационной безопасности Российской Федерации и

Аспирант кафедры уголовного права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

1 См., например: Гаухман Л.Д. Насилие как средство совершения преступления. М.: Юрид. лит., 1974. С. 75.

2 См.: Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. С. 21, 26 и др.; Гуревич П. Конфигурация общества // Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2002. С. 5 и др.

3 См., например: Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, 2002. С. 12.

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.