Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
М.П. Чельцов
Православное пастырство и общественная деятельность
Опубликовано:
Христианское чтение. 1906. № 5. С. 735-747.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Православное пастырство и общественная дѣятельность.
В ОСЛѢ того, какъ выяснены и установлены нами отношенія христіанства, какъ богооткровеннаго вѣроученія, къ политикѣ человѣческой ‘). естественнымъ, логически слѣ-$ дующимъ, является вопросъ объ отношеніи пастырства пра-I вославнаго къ явленіямъ общественной жизни. Можетъ ли это пастырство, не теряя своего достоинства и не измѣняя своему служенію, участвовать въ политической и общественной жизни? Имѣетъ ли оно право обсуждать вопросы этой жизни? Примыкать къ тѣмъ или другимъ партіямъ? Должно ли оно стремиться къ тому, чтобы вліять съ его точки зрѣнія на жизнь общественную и т. д.?
Всѣ эти вопросы у насъ на Руси сравнительно новы; ихъ давность не превышаетъ четырехъ десятковъ лѣтъ. Впервые они у насъ появились, робко и прикровенно, въ эпоху возникновенія освободительнаго крестьянскаго движенія, особенно развились въ семидесятыхъ годахъ, но, не вылившись ни въ какое опредѣленное русло и не дождавшись болѣе или менѣе удовлетворительнаго разъясненія, въ 80-хъ годахъ снова скрылись, какъ-то затерялись, и только въ наши дни начали снова настойчиво заявлять о себѣ, о неотложности ихъ того или иного разрѣшенія, требуя отъ насъ ихъ пересмотра и выясненія... Но такая сравнительная новизна этихъ вопросовъ еще нисколько не говоритъ о новизнѣ самаго факта. Фактъ отношенія па- *)
*) См. мартъ, статья „Христіанство и политика.
стырства къ общественной жизни старода'венъ у насъ: онъ современенъ самому появленію христіанства на Руси. Только со времени реформы Петра Великаго духовенство стало въ сторонѣ отъ жизни и, какъ результатъ этого, сравнительная новость для насъ вопроса о томъ, что само по себѣ уже старо.
Въ виду этой новости вопросъ объ отношеніи пастырства къ общественной жизни у насъ очень запутанъ и затемненъ, не столько, впрочемъ, въ литературѣ его, которой у насъ почти нѣтъ, сколько въ нашихъ повседневныхъ разсужденіяхъ и понятіяхъ о немъ. Не рѣдко бываетъ, что люди, говорящіе объ одномъ и томъ же и отстаивающіе въ сущности одно и то же по этому вопросу, и другимъ кажутся, и сами себя считаютъ; принципіальными противниками, и такъ въ силу только спутанности понятій, неразборчивости въ выраженіяхъ и невыясненности для ихъ сознанія самого этого вопроса. Въ наши дни такое положеніе этого вопроса болѣе терпимымъ не можетъ оставаться; оно требуетъ серьезнаго къ себѣ вниманія и всесторонняго выясненія. Иначе и для отечества нашего, и для церкви нашей можетъ проистечь немалый вредъ.
Едва ли кто будетъ спорить противъ утвержденіи, что то или ипое отношеніе пастырства устанавливается въ зависимости отъ того или иного воззрѣнія на служеніе пастыря, отъ предносящагося въ сознаніи идеала священника. Этотъ же въ свою очередь опредѣляется взглядомъ на само опять христіанство. Къ нашимъ днямъ такихъ идеаловъ собственно опредѣлилось и выяснилось три.
Для однихъ изъ насъ все- христіанство сводится къ внѣшней, видимой, обрядовой сторонѣ, къ богослуженію и къ различнымъ его проявленіямъ. Христосъ для такихъ вѣрующихъ перестаетъ быть живымъ идеаломъ; онъ въ ихъ сознаніи представляется мертвымъ образомъ (иконой), которому надлежитъ лишь поклоняться. Христіанство сводится къ храмовому моленію. И священникъ цѣнится главнымъ ббразомъ какъ совершитель богослуженія. Отъ него требуютъ набожности, истовости, исправности въ отправленіи всѣхъ богослуженій. Священникъ для такихъ христіанъ есть по преимуществу храмовый служитель и набожный требоотправитель. Таковъ идеалъ священника всѣхъ нашихъ старообрядцевъ и доброй половины нашихъ православныхъ простецовъ.
Въ пониманіи другихъ наоборотъ все христіанство сводится къ личной вѣрѣ. Оно въ ихъ сознаніи ужъ не довольствуется
богослуженіемъ, а хочетъ руководить личною жизнію человѣка; оно выходитъ изъ храма и поселяется въ душахъ человѣческихъ. Его удѣлъ, по выраженію Владиміра Соловьева,—внутренняя индивидуальная жизнь. Здѣсь Христосъ является какъ, высшій нравственный идеалъ, религія сосредоточивается въ личной нравственности, и все дѣло полагается въ спасеніи отдѣльной души человѣческой. Это христіанство—какъ личное спасете индивидуумовъ, христіанство монашеское. Отсюда и идеалъ пастыря понимается какъ воплотителя личной святости, высокой, нравственно чистой и свѣтлой жизни его. Священникъ здѣсь—примѣръ, образецъ для пасомыхъ личной жизни во Христѣ, свѣтильникъ вѣры народной. Такой идеалъ священника встрѣчаемъ у значительной части нашей интеллигенціи и той части народа, которая тяготѣетъ къ сектантству.
Само собой понятно, что эти оба идеала пастыря исключаютъ всякую мысль объ общественной его дѣятельности. Но всякому же и ясно, что оба они односторонни, не полны и далеко не удовлетворяютъ сознанію цѣлостнаго христіанина. Христіанство — не внѣшнее только храмовое; оно не личная только,—хотя и дѣятельная, вѣра; оно есть всецѣлая полная жизнь во Христѣ и со Христомъ. А такъ какъ никакая жизнь не можетъ протекать отдѣльно, независимо отъ другихъ и безотносительно къ жизни другихъ людей, то христіанство есть жизнь всеобщая, всечеловѣческая, съ цѣлями—сдѣлать ее богочеловѣческой. Поэтому-то, между прочимъ, христіанинъ и не можетъ обойтись безъ церкви, жить внѣ тѣла Христова; нужда въ церкви является психологически и логически для каждаго христіанина неизбѣжной и совершенно естественной потребностью.
Церковь — это объединенное всечеловѣческое во Христѣ братство и въ то же время тѣло Христово. Поэтому въ немъ нѣтъ ни эллиновъ, ни варваровъ, т. е. національныхъ различій, ни рабовъ, ни свободныхъ, т. е. различія по сословіямъ и состояніямъ. Въ немъ буіихъ міра избираетъ Богъ, чтобы премудрыхъ посрамить; въ немъ бѣднаго, ничтожнаго Лазаря Богъ предпочитаетъ знатному- богачу. Въ немъ нѣтъ и однобокой правды; правда въ немъ одна и та же для всѣхъ людей во всѣхъ ихъ положеніяхъ, званіяхъ, должностяхъ и служеніяхъ: что недозволительно для простеца, то прямо-таки беззаконно для знатнаго и властнаго; что запрещается смиренному и нищему, то должно строго караться у сильныхъ и богатііхъ...
Какъ всецѣлое тѣло Христово, Церковь проникаетъ во вся, такъ сказать, уды, части христіанскаго человѣчества, не оставляя безъ освѣщенія, надзора и освященія ни одного потаеннаго, даже самаго укромнаго, уголка въ немъ. Ничто не можетъ появиться въ обществѣ, именующемъ себя христіанскимъ, чтобы не освящалось церковію и тѣмъ болѣе чтобы въ ней не одобрялось и не благословлялось. Ни одинъ законъ, ни одно распоряженіе правительства въ немъ не можетъ быть не только въ противорѣчіи, но даже и въ маломъ несогласіи съ истиной Христовой въ ея вселенскомъ пониманіи и содержаніи. Ни одинъ правитель не можетъ дѣйствовать не только вопреки, но даже и безъ обращенія вниманія на пользу евангельской истинѣ. Дѣло, конечно, правителей и правительства такъ или иначе относиться къ требованіямъ къ нимъ отъ имени истины евангельской, но такж^ долгъ, священная обязанность служителей этой истины—пастырей и архипастырей церкви смѣло, мужественно и громко произносить свой судъ надъ поступками такихъ правителей народныхъ, выяснять ихъ распоряженія и поступки предъ сознаніемъ народнымъ, дабы не соблазнить, а тѣмъ паче не погубить единаго отъ чадъ церкви.
А если такъ, если христіанство, какъ проповѣдь о Царствѣ Божіемъ и здѣсь на землѣ, все собою обнимаетъ, во все проникаетъ и все къ себѣ призываетъ, то и служители его—пастыри обязаны всюду защищать, всюду вносить полный, цѣлостный свѣтъ Христовъ, одно изъ явленій общественной и государственной жизни благословляя, другое отклоняя, а иное и совершенно запрещая, равно смотря и одинаковой мѣркой измѣряя поступки всѣхъ, предъ истиной равныхъ и смиренныхъ, а голосу церкви послушныхъ чадъ ея.
При такомъ пониманіи христіанства не можетъ быть даже и вопроса объ общественной дѣятельности пастырей церкви. Какъ служитель церкви, онъ слуга общества христіанскаго повсюду и во всемъ, поскольку это касается интересовъ этого общества, какъ христіанскаго и можетъ такъ или иначе отражаться на жизни его, и слѣдовательно, на дѣлѣ Царства Божія на землѣ. На всемъ, появляющемся отъ правительства и отъ общества въ жизнь и для жизни, должна лежать какъ бы печать христіанскаго одобренія отъ церкви и все идти должно со знаменіемъ и подъ знаменіемъ евангельской истины.
Такой взглядъ на общественное служеніе пастырей имѣетъ въ основѣ своей ученіе самого Спасителя, высказанное имъ
въ названіи своихъ учениковъ-апостоловъ солью земли, свѣтомъ міру.
Вы—соль земли (Мѳ. о. 12), говорилъ Онъ апостоламъ. Соль же имѣетъ то особенное свойство, что она всюду требуется, во всякой пищѣ, и безъ нея никакое пищевое вещество не содержитъ надлежащаго вкуса. Значитъ, и апостолы, а въ лицѣ ихъ и всѣ пастыри, какъ соль, должны своимъ пастырскимъ служеніемъ во все проникать, до всего доходить, и безъ нихъ, безъ ихъ пастырскаго воздѣйствія, не должно проходить и появляться никакое общественное человѣческое дѣло и распоряженіе. Все, что не осолено ихъ пастырскимъ словомъ, то не можетъ имѣть и надлежащаго христіанскаго вкуса, значенія, смысла.
Вы—септъ міра (—14). А свѣтъ всему свѣтитъ, все освѣщаетъ, не оставляя нигдѣ и никакого темнаго уголка. Апостолы же и, слѣдовательно, пастыри—это свѣча, поставленная на подсвѣчникѣ, чтобы ей свѣтить всему и всѣмъ въ домѣ. Значитъ, опять никакое явленіе человѣческаго общежитія и человѣческой дѣятельности не можетъ быть оставлено безъ пастырскаго освѣщенія и освященія.
Эти два уподобленія Спасителя весьма характерны. Въ нихъ кратко, но сильно и выразительно намѣчена всеобъемлющая, всепроникающая и освѣщающая дѣятельность пастырей.
Но въ словахъ Спасителя пытаются найти и протестъ противъ такого пониманія дѣятельности пастырей: запрещеніе ихъ общественному служенію. Это — въ извѣстномъ Его отвѣтѣ одному изъ народа, просившему Учителя сказать брату его, чтобы этотъ раздѣлилъ съ нимъ наслѣдство. «Кто поставилъ Меня судить или дѣлить васъ? — отвѣтилъ ему Христосъ (Лк. 12, із—14). Въ виду большой такъ сказать, рѣшающей въ данномъ вопросѣ важности этихъ словъ Христа, они требуютъ и подробнаго всесторонняго уясненія и разсмотрѣнія.
При какихъ обстоятельствахъ и по какому поводу высказалъ эти слова Спаситель?
Какъ повѣствуетъ ев. Лука, Спаситель держалъ рѣчь къ народу, собравшемуся въ тысячахъ къ Нему, и къ ученикамъ. Онъ наставлялъ ихъ беречься закваски фарисейской, которая есть лицемѣріе, не бояться убивающихъ тѣло, и указывалъ, что постигнетъ того, кто будетъ отвергаться Его предъ человѣками. Вся эта рѣчь была, какъ она изложена у ев. Луки, сказана Спасителемъ твердо, положительно, со вла-
стію. Читая ее, убѣждаешься, что ее говорилъ не обыкновенный простой человѣкъ. Разумѣется, неотразимо сильное впечатлѣніе, и, между прочимъ, съ этой стороны, рѣчь Спасителя произвела на слушателей Его. У нихъ невольно ею поддерживалась и крѣпла мысль о Немъ, какъ о необычномъ, о высшемъ пророкѣ-человѣкѣ. А тутъ Спаситель заканчиваетъ ее еще такимъ въ высшей степени знаменательнымъ для еврея наставленіемъ ученикамъ. «Когда васъ приведутъ въ синагоги, къ начальствамъ и властямъ, не заботьтесь, какъ или что отвѣчать, или что говорить, ибо Святой Духъ научить васъ въ тотъ часъ, что должно говорить (11 и 12 ст.).
Боязливому и покорному еврею Спаситель вдругъ говоритъ, чтобы онъ не боялся предстать, въ случаѣ нужды, и предъ властями, ибо Духъ Св. научитъ его!! Кто это можетъ сказать? Да, невольно заключали слушатели Спасителя, говорящій это— великій человѣкъ; онъ все можетъ и все знаетъ; онъ все разсудитъ. всему научитъ. Къ нему и нужно обратиться за всякими смущающими умъ и душу разъясненіями.
Вотъ и обращается къ нему и этотъ нѣкто. У него забота—раздѣлъ съ братомъ. Замѣтно, дѣло это его сильно занимало и онъ не могъ забыть его во время и рѣчи Спасителя. Наоборотъ, по мѣрѣ того какъ Спаситель говорилъ, у человѣка этого все болѣе и болѣе росла увѣренность въ Ашъ, что этотъ учитель лучше и вѣрнѣе, чѣмъ кто-либо, и сможетъ его раздѣлить съ братомъ, что онъ и есть тотъ настоящій и истинный судія-мессія, котораго ожидали его соотечественники, какъ земного ихъ избавителя. Полный такихъ мыслей о Христѣ, онъ и обращается къ нему съ извѣстной просьбой.
Какъ оставалось поступить Христу? Удовлетворить просьбу этого просителя? Но тогда онъ подтвердилъ бы его взглядъ на себя, какъ на земного владыку, чего на самомъ дѣлѣ не было. Вотъ онъ и отвѣчаетъ, что его дѣлить и судить никто не поставлялъ, т. е. что цѣль его учительства, какъ и вообще пришествія на землю иная, чѣмъ какую хочетъ придать ему вопрошающій. Онъ не земной владыка, а небесный, а земной лишь Спаситель... Это—во-первыхъ. Далѣе—не могъ удовлетворить Спаситель просьбы этой и по другимъ побужденіямъ. Давпо ужъ священники и книжники іудейскіе его не возлюбили и искали всевозможные поводы, чтобы въ чемъ-либо его обвинить. Конечно, Спаситель не боялся ихъ; но такъ какъ цѣль земной его жизни была еще не достигнута, то онъ и не
діогъ пока не уклоняться отъ всего, что могло помѣшать его дѣлу учительства на землѣ. Если же бы онъ взялся за разрѣшеніе тяжбы между братьями, то онъ выдалъ бы себя за судью въ'земныхъ человѣческихъ взаимоотношеніяхъ и тѣмъ самымъ, подтверждая въ однихъ изъ іудеевъ мысль о себѣ какъ о земномъ владыкѣ, другимъ — книжникамъ и фарисеямъ далъ бы оружіе противъ себя.
Наконецъ—разрѣшивъ человѣческій споръ однихъ братьевъ, Спаситель не могъ бы уклониться отъ подобныхъ же дѣлъ по просьбамъ другихъ, и тогда ему пришлось бы слишкомъ не мало времени и вниманія удѣлять мелочамъ, которыя сдѣлаются ясными при установленіи извѣстныхъ основныхъ принциповъ. Христосъ и въ данномъ случаѣ, отказавшись отъ вмѣшательства въ тяжбу объ имѣніи, однако, сейчасъ же, по этому же поводу и по этому же дѣлу устанавливаетъ принципъ, освѣщающій все это и ему подобныя дѣла.
«При этомъ сказалъ (Христосъ) имъ (слушателямъ): смотрите, берегитесь любостяжанія, ибо жизнь человѣка це завиг ситъ отъ изобилія его имѣнія» (15 ст.). И. сказала далѣе имъ притчу о Любостяжательномъ богачѣ. : ,
Итакъ, Христосъ отказывается отъ суда о самомъ фактѣ, межіу прочймъ, потому,- чтобы не вооружить противъ себя,еще болѣе враговъ своихъ и не укрѣпить у слушателей неправильнаго мнѣнія о себѣ.' какъ земномъ Мессіи. Но онъ устанавливаетъ и выясняетъ принципъ, при которомъ одномъ только и возможенъ' тотъ или иной земной судъ:. принципъ нелюбосід-жательности, принципъ истиннаго взгляда на земныя, богатства и ихъ смыслъ и значеніе въ жизни людей.. 'Значитъ, хотц Христосъ и отказывается Отъ суда .о самомъ явленіи, но не отказывается, а наоборотъ, внимательно обсуждаетъ причины происхожденія этого факта и средства къ искорененію его и ему подобныхъ дурйыхъ явленій въ жизни людской, частной и общественной. .с>
Отсюда ясно, можетъ ли данное мѣсто изъ евангелія Луки идти въ опроверженіе мысли — положенія^ объ общественномъ служеніи пастырей церкви, о ихъ дѣятельности въ мірѣ и для міра, для людей и для людской этой земной жизни съ ея многоразличными! отношеніями. Не наоборотъ ли? Послѣдующія слова и притча Христа не научаютъ ли пастырей, что въ жизни все ими должно освѣщаться, выясняться, ничто не должно оставляться безъ ихъ вниманія и того или иного обсужденія и
49
рѣшенія?! Пастырь—не судья гражданскій; но онъ н въ гражданскихъ дѣлахъ непремѣнный христіанизирующій жизнь дѣятель-руководитель и просвѣтитель, какъ и Христосъ, отъ самаго акта гражданскаго судіи отказавшійся, но принципы ^руководящія вѣхи для этого акта установившій.
«Итакъ, не ищите, что вамъ ѣсть, или что пить и не безпокойтесь, потому что этого ищутъ люди міра сего» (29 и 30 ст.).
«Продавайте имѣнія ваши и давайте милостыню» (ст. 33).
Если вдуматься, какъ слѣдуетъ, въ эти слова, то нельзя не увидѣть въ нихъ и прямой отвѣтъ просившему о дѣлежѣ.
«Не заботьтесь объ имѣніяхъ, какъ бы такъ говоритъ Христосъ; знайте, что все Божіе и отъ Бога. А поэтому зачѣмъ заботиться о томъ, что братъ твой тебѣ не- додалъ части твоей. Ты и доставшееся-то тебѣ долженъ продать и раздать нищимъ». Вотъ судъ и раздѣлъ Спасителя; вотъ его взглядъ на богатство; вотъ его отношеніе къ фактамъ общественной жизни, обусловливаемымъ различными владѣніями и богатствами. Здѣсь и поученіе, и примѣръ и для пастырей церкви, какъ имъ относиться къ фактамъ общественной жизни, и какое положеніе занимать въ судѣ надъ ними: не удаляться отъ нихъ' пастырямъ, а дѣйствовать на нихъ, приводя все ко Христу и къ жизни во свѣтѣ и въ духѣ его евангельскаго ученія.
Не допускающіе общественнаго служенія для пастырей обычно ссылаются на правила Св. Соборовъ, будто бы запретившія всякое вмѣшательство пастырей въ дѣла мірскія.
Правила эти слѣдующія:
Апост. пр. 6. «Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, да не пріемлетъ на себя мірскихъ попеченій. А иначе да будетъ изверженъ отъ священнаго сана.
Апост. пр. 81. «Рекли мы, яко не подобаетъ епископу, или пресвитеру вдаватися въ народныя управленія, но неупу-стительно 'быти при дѣлахъ церковныхъ. Или убо да будетъ убѣжденъ сего не творити, или да будетъ изверженъ. Ибо никто же можетъ двумъ господамъ работати, по Господней заповѣди.
Апост. пр. 83. «Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, въ воинскомъ дѣлѣ упражняющійся и хотящій удержати обое, то-есть римское начальство и священническую должность: да будетъ изверженъ изъ священническаго чина. Ибо кесарево кесареви, и Божія Богови».
<3 пр. 4 вс. соб. «Дошло до святого собора, что нѣкоторые изъ принадлежащихъ къ клиру, ради гнуснаго прибытка, берутъ на откупъ чужія имѣнія и устрояютъ мірскія дѣла, о Божьемъ служеніи небрегутъ, а по домамъ мірскихъ людей скитаются и порученія по имѣніямъ пріемлютъ, изъ сребролюбія. Посему опредѣлилъ святый и великій соборъ, чтобы впредь никто, ни епископъ, ни клирикъ, ни монашествующій не брадъ на откупъ имѣній, и въ распоряженіе мірскими дѣлами не вступалъ: развѣ токмо по законамъ позванъ будетъ къ неизбѣжному попечительству надъ малолѣтними, или епископъ града поручитъ кому имѣть попеченіе о церковныхъ дѣлахъ, или о сиротахъ и вдовахъ безпомощныхъ, и о лицахъ, которымъ особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божія. Аще же кто впредь дерзнетъ преступити сіе опредѣленіе: та-ковый да будетъ подвергнутъ церковному наказанію».
10 ѣр. 7 вс. соб. «...Аще кто (изъ клира) обращается, занимающій мірскую должность у вельможъ (при церквахъ которыхъ они служатъ), или да оставитъ оную, или да будетъ изверженъ. Лучше же да идетъ учити отроковъ и домочадцевъ, читая имъ Божественное ниеаиіе: ибо для сего и священство получилъ.»
19 пр. Баро, соб, «Разсуйдено, да не бываютъ епиеводы и пресвитеры, и діаконы ошупатѳлями ради корысти, или управителями, и не пріобрѣтаютъ пропитанія занятіемъ безчестнымъ иди презрительнымъ. Ибо долженствуютъ взирали на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими»...
Вотъ и все, что въ правилахъ св. соборовъ находятъ какъ основаніе дм запрещенія, недозводштельности для пасвдрей церкви заниматься общественными дѣлами. Но если поискреннѣе и безпристрастнѣе вчитаться въ текстъ этихъ правилъ, то въ нихъ увидимъ не только не запрещеніе, но какъ разъ обратное—благословеніе общественнаго служенія пастырей; а если въ нихъ и содержится запрещеніе, то не общественнаго служенія, а совершенно другого, съ нимъ ничего и сроднаго не имѣющаго.
На самомъ дѣлѣ, что пастырямъ запрещается этими правилами? Да исключительно отправленіе мірскихъ должностей, притомъ въ цѣляхъ: «ради гнуснаго прибытка», «ради корысти», «устрояютъ мірскія дѣла, о Божьемъ же служеніи не брегутъ». Въ частности запрещается: 1) брать на себя мірскія
49*
попеченія «для пріобрѣтенія постыдной прибыли себѣ», какъ поясняетъ толковникъ Аристинъ; • 2) вдаваться въ народныя управленія, т. е. брать на себя кікія-либо мірскія должности;
3) заниматься военнымъ -дѣломъ; 4) брать на откупъ чужія имѣнія; 5) принимать порученія по имѣніямъ мірскихъ людей; 6) занимать мірскія должности у вельможъ и 7) быть у нихъ управителями.
Кажется ясно, что все здѣсь запрещаемое къ общественному служенію пастырей,—служенію ради устроенія :Царствія Божія въ сердцахъ и жизни людей,^—никакого отношенія не имѣетъ; наоборотъ, всѣ эти мірскія обязанности, которыя въ древности пастыри иногда брали на себя, могли только отвлекать и, Конечно, Отвлекали пастырей отъ общественнаго ихъ служенія правдѣ Божіей и Царствію Его. «Ибо никто, какъ совершенно справедливо говоритъ 81 Ац. правило, можетъ двумъ господамъ работатй, по Господней заповѣди». И по 19 пр. Каре, собора, «никто, воинствуя Богу, не обязуется куплями житейскими». Всѣ эти запрещенія лишь расчищаютъ почву, удаляя съ нея опасныя, паутины-тернія для того, чтобы пастырямъ смѣлѣе и- цѣлостнѣе отдаваться служенію общественному ради Божьяго дѣла. Поэтому-то здѣсь же, въ этихъ, же правилахъ, хотя -и немногое, но очень важное намѣчается изъ ряда; общественныхъ служеній,' что для соборовъ желательно было видѣть отъ пастырей церковныхъ.
-Уже эти 'правила разрѣшаютъ ласт’ьірямъ: 1) попечительство надъ малолѣтними; 2) попеченіе о . сиротахъ; 3) о Вдовахъ безпомощныхъ; 4) вообще, о лицахъ, которымъ особенно нужно Оказать церковную помощь; ради страха Божія; 5) обученіе отроковъ и домочадцевъ и чтеніе имъ Божественнаго писанія: Нѣсколько подробнѣе и положительнѣе объ этомъ говорится въ 7—9 правилахъ Сардикійскаго собора.
- :. ]Въ< 7-мъ <правиліь^ между прочимъ, читаемъ: - : •
і «Осія епископъ рйкъГ безвременныя, весьма частыя и не-справедяивыя прошенія^ наши сдѣлали то, что мы не имѣемъ толикія благодати и дерзновенія, каковыя имѣти долженствуемъ! Ибо многіе изъ епископовъ не престаютъ приходити въ воинскій станъ, а наипаче Африканскіе, которые полезныхъ совѣтовъ не пріемлютъ, но презираютъ такъ, что единъ человѣкъ приноситъ въ воинскій станъ прошенія множайшія и различныя, не могущія быти на пользу церквамъ, пособствуетъ и покровительствуетъ не бѣднымъ и простолюдинамъ, или вдовицамъ*
какъ.было' бо должно и прилично, но мірскихъ ДОСТОИНСТВЪ и должностей ищетъ для нѣкоторыхъ... Приличнѣйшимъ же почитаю, чтобы епископъ помощь свою подавалъ тому, кто отъ кого-либо лишается принадлежащаго ему, есть ли притомъ и по симъ предметамъ прошеніе будетъ справедливое. Аще убо, возлюбленныя братія, угодно сіе всѣмъ: то утвердите, яко ни единъ епископъ не долженъ приходити въ воинскій станъ, кромѣ тѣхъ, которыхъ богочестивѣйшій нашъ Царь призоветъ своимъ писаніемъ. Но поелику многократно случается, что нѣкоторые за преступленія свои, на заточеніе или на островъ осужденные, или иному какому-либо осужденію подверженные,, прибѣгаютъ къ Церкви, требуя милосердія: таковымъ не надлежитъ отказывали въ помощи, но немедленно и безъ всякаго сомнѣнія просити для нихъ снисхожденія. Аще и сіе угодно, преподайте на сіе согласіе всѣ: да будетъ Постановлено и сіе».
Для лучшаго уясненія и растолкованія этого правила нельзя не привести словъ толковника его—Зонары. Вотъ что этотъ пишетъ:
«Нѣкоторые изъ епископовъ, особенно африканскіе,s безпрестанно приходили къ императорамъ съ своими просьбами и требованіями, можетъ быть, и несправедливыми. Итакъ, исправляя этОі соборъ сей говоритъ, что наши безвременныя просьбы, т. е. то, что мы приходимъ къ царямъ неблаговременно, а безпрестанно,, и несправедливыя прошенія сдѣлали то, что мы, не имѣемъ толикія благодати, т. е. что мы не пользуемся такимъ благорасположеніемъ и не считаемся достойными почтенія и не можемъ имѣть дерзновенія,, -сколько должны. Ибо . многіе изъ епископовъ не престаютъ приходить въ воинскій станъ (а о воинскомъ станѣ упомянуто потому, что императоры по большей части занимались военнымъ дѣломъ);—каковые епископы не пріемлютъ полезныхъ совѣтовъ, но такъ пренебрегаютъ соборными увѣщаніями, что одинъ че -ловѣкъ. (т. е. епископъ) приноситъ въ воинскій станъ прошенія многія и различныя, т. е. разнообразныя, которыя не могутъ быть въ пользу церквамъ, и бываетъ не такъ, какъ долгъ повелѣваетъ дѣлать епископамъ и какъ прилично. Что-же это значитъ? То, что они не способствуютъ и не защищаютъ, не покровительствуютъ и не помогаютъ бѣднымъ и вдовамъ, или простолюдинамъ, но ищутъ мірскихъ достоинствъ и таковыхъ-же должностей и просятъ о семъ... А я думаю, говоритъ, что епископу наиболѣе нрилично помогать тому, кто терпитъ отъ кого- либо наси-
ліе, и вдовамъ, претерпѣвающимъ обиду, и сиротамъ, которыхъ лишаетъ кто-нибудь принадлежащаго имъ... А поелику многіе прибѣгаютъ къ Церкви, требуя милосердія и бывъ осуждены за преступленія на заточеніе, или въ ссылку на островъ, или подверглись осужденію на другое наказаніе, таковымъ, говоритъ, епископы не должны не помогать, но безъ отлагательства, т. е. немедленно и безъ сомнѣнія просить для нихъ снисхожденія»...
Въ этомъ правилѣ, во-первыхъ, намѣчается новый видъ дѣятельности для пастырей — это ходатайство за осужденныхъ на разныя, даже очень большія, наказанія преступниковъ; во-вторыхъ, пастырямъ рекомендуется не только помогать вдовамъ и сиротамъ, но и оказывать имъ свое заступничество, когда отъ кого-либо, разумѣется, изъ власть имѣющихъ, онѣ лишаются принадлежащаго имъ; въ-третьихъ, открывается, что ходатайства и печалованія пастырей въ то время были весьма частыми, какъ бы обычнымъ явленіемъ; наконецъ, въ-четвертыхъ, предлагается даже за преступниковъ ходатайствовать немедленно и безъ всякаго сомнѣнія, т. е. безъ разсужденія о томъ, стоитъ или не стоитъ ходатайствовать, полезно это или нѣтъ для пастыря и Церкви, и что въ результатѣ будетъ: ходатайствовать предлагается ради самого преступника.
Но правила далеко не все опредѣлили изъ области общественнаго служенія пастырей древней церкви. Въ дѣйствительности, «а основаніи нѣкоторыхъ- частныхъ распоряженій самихъ же византійскихъ императоровъ, пастыри имѣли очень широкій кругъ общественнаго служенія.
Такъ соборъ арлесскій (314) предоставилъ епископамъ нравственный контроль надъ правителями областей и другими высшими чиновниками. Императоры нерѣдко подтверждали эти права. И епископы, дѣйствительно, надзирали за общественными работами, постройками, учрежденіями и за управленіемъ мѣстными доходами, наблюдали за правителями областей, слѣдили за правильностію гражданскаго судопроизводства, посѣй щали тюрьмы, распрашивали заключенныхъ о ходѣ ихъ дѣлъ, по духу христіанскаго милосердія ходатайствовали за обвиняемыхъ и осуждаемыхъ, въ случаѣ уклоненія со стороны, правителей и судей отъ справедливости, требовали справедли-: ваго рѣшенія дѣлъ и непосредственно отъ себя доносили императорамъ о всѣхъ злоупотребленіяхъ гражданскихъ властей, а иногда даже заступали мѣста префектовъ въ исполненіи ихъ
обязанностей. Въ случаяхъ же крайнихъ и вопіющихъ злоупотребленій со стороны должностныхъ лицъ, епископы отлучали ихъ отъ церкви. Кромѣ того, епископамъ предоставлено было и непосредственное участіе въ гражданскихъ и общественныхъ дѣлахъ. Такъ Константинъ Великій дозволилъ всѣмъ тяжущимся, если они отказывались отъ гражданскихъ судовъ, требовать суда епископскаго,—и приговоръ епископа считался окончательнымъ, рѣшительнымъ, недопускающимъ никакой ап-пеляціи. Они наблюдали за дѣйствіями опекуновъ и даже нерѣдко сами избирали ихъ, такъ что вслѣдствіе этого сами становились главными опекунами. Юстиніанъ I далъ епископамъ опеку надъ, всѣми вообще бѣдствующими лицами. По настоянію пастырей была отмѣнена смертная казнь чрезъ распятіе на крестѣ, клейменіе лицъ преступниковъ, были уничтожены гладіоторскіе бои; законы о рабахъ, плѣнныхъ, объ отношеніи родителей къ дѣтямъ и проч. были смягчены; законы брачные и бракоразводные получили христіанскій характеръ и т. п. ‘).
Свящ. М. Чельцовъ. * *)
*) Робертсонъ Д. С. Исторія Христ. Церкви. ІІерев Лопухина, т. I, стр. 514; Смирновъ Ев. Ист. Христ. Церкви. Изд. 7-е, стр. 334.
*) Окончаніе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки