организм - это открытая, сложная, саморегулируемая система, находящаяся в некотором равновесии с окружающей средой, с которой организм обменивается химическими веществами, энергией и информацией. Понимая это и используя свою накопленную годами интуицию, врачи действуют наугад, так как статистические данные дают мало информации для терапии конкретного заболевания.
Почему все усилия медиков максимально приблизиться к разгадке человеческого организма, его болезней, сводятся на "нет"? По всей видимости, причину необходимо искать на самом высоком теоретическом уровне. Медицина всегда представляла собой исторически сложившуюся совокупность школ и направлений традиционного и научного происхождения, доктрины которых открыто демонстрируют неспособность к коэво-люционному развитию и позитивному взаимодействию. Поэтому развитие медицины происходит путем дифференциации, а не интеграции. Интегративная медицина невозможна. Не работает и системный подход. Ряд авторов высказывают мнение, что развитие медицины может осуществляться не через интеграцию, а через инновацию, снимающую многочисленное "старое" в единичном "новом". Сегодня не существует единой метатеории медицины, которая бы объединяла разные направления на методологическом уровне, выполняя тем самым важные функции в отношении практики медицины. Таким образом, сегодня нет стратегии взаимодействия современного инварианта научного и вненаучного знания в медицине. И хотя многие авторы считают, что процесс развития медицины в направлении дополнительного синтеза научных и вненаучных знаний не может осуществляться в рамках существующей доктрины научной медицины, попытки найти эффективные методы лечения и диагностики пациентов в восточной медицине и соединить их с новейшими мобильными технологиями все же ведутся. По существу, восточную медицину, по крайней мере, набор ее диагностических приемов можно считать далеким прообразом мобильных систем здравоохранения. Если перейти на современный технический язык, то диагностика в восточной медицине основана на многоканальной регистрации и обработке физиологических сигналов, воспринимаемых некоторым сенсорным устройством. Правда, этим устройством является специально тренированный доктор. Однако надо различать серьезную восточную медицину и псевдоцелительство.
Применение полинаучности в медицине как самостоятельного метода, во многом помогает решить проблемы, касающиеся целостного воздействия на физиологические процессы, в том числе и нематериального. Более того, есть возможность актуализировать те механизмы лечебного воздействия, которые будут повышать его терапевтическую эффективность.
Нынешние успехи медицины в основном сводятся к достижениям прикладной физики, полупроводниковых технологий и
Библиографический список
созданию прикладного программного обеспечения. Однако мобильное здравоохранение предлагает совершенно иную парадигму по сравнению с той, которая доминирует в современной медицине. Мобильные технологии позволяют осуществлять более точную и быструю диагностику, лучше определять границы устойчивости организма и стадии развития заболеваний. Мобильное здравоохранение имеет выраженный интердисциплинарный характер, стимулируя развитие технологий, напрямую не связанных с медициной. Благодаря мобильному здравоохранению бурно разрабатываются неинвазивные сенсорные методы многоканального снятия медицинской информации - параллельно с разных частей тела и в реальном времени. (Например, глюкометр с тестполоской) Мобильные решения, основанные на сенсорных системах, могут отчасти компенсировать недостаточный индивидуальный подход к отдельному пациенту. Сегодня наблюдается растущий интерес к сенсорным методам снятия информации в таких дисциплинах как стоматология. В терапевтической стоматологии, например, стали применяться на практике такие сенсорные устройства как апекслокатор для измерения длины корневого канала, эндомоторы для эндодонтия (X - Smart, silver, Morita, Smart +), радиовизиографы, где данные о здоровье пациента выводятся на экран. Но особый интерес представляют мобильные технологии, разрабатываемые в поведенческих дисциплинах, таких как психиатрия. Возможно, это станет ключом к разгадке вечных проблем: от чего повреждается душа, где грань между нормой и патологией, как болезни души влияют на тело, и тому подобные.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Парадигма нового мобильного здравоохранения представляется, на наш взгляд, единственно возможным ответом на вызов времени. Человек, как открытая, сложная био-, социо-, духовная система, хорошо сконструированная, имеющая огромное число компонентов, подсистем и связей между ними, в век децентрализации, рассеивания может легко дать сбой. Причиной могут выступать не столько биологические, сколько социальные и духовные факторы. И только полинаучный подход, анализ не только биологических причин, но и социокультурных, способен адекватно оценить состояние пациента. А благодаря новым мобильным технологиям в здравоохранении пациенту можно оказать своевременную, правильную и адресную помощь.
"Однако мобильных технологий, позволяющих оперативно принимать правильные врачебные решения и минимизировать возможность врачебных ошибок, которые могут иметь фатальные последствия для больных, в практике российского здравоохранения все еще используется крайне мало"- пишет шеф-редактор журнала Менеджер здравоохранения Н.Г. Куракова.[5, с. 30] На преодоление этих недостатков и направлено всё содержание данной статьи.
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва: Добросовет, 2000.
2. Голубева Н.А. Диссиметрия постмодерной социальности. Социально-гуманитарные знания. 2013; 4.
3. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. Москва, 2008.
4. Куракова Н.Г. От редакции. Менеджер здравоохранения. 2014; 2.
References
1. Bodrijyar Zh. Simvolicheskij obmen ismert'. Moskva: Dobrosovet, 2000.
2. Golubeva N.A. Dissimetriya postmodernoj social'nosti. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2013; 4.
3. Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoe buduschee: Posledstviya biotehnologicheskoj revolyucii. Moskva, 2008.
4. Kurakova N.G. Ot redakcii. Menedzherzdravoohraneniya. 2014; 2.
Статья поступила в редакцию 17.05.15
УДК 37
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operational-Investigative Activities and Special Equipment, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol branch, E-mail: gdv07@inbox.ru
LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND CIVIL SOCIETY IN THE CONTEXT OF NEW CHALLENGES. The article considers civil society as a priority sphere of the pedagogical interaction of law enforcement agencies. The research is based on the analysis of psychological and pedagogical literature. The author highlights the duality of subject-object positions of civil society and law enforcement bodies in the organization and implementation of pedagogical interaction. On the one hand, the civil society and law enforcement agencies are subject to control in relation to the General population, social groups, or individual citizens, as well as in relation to delinquency and crime. On the other hand, the civil society and law enforcement agencies are objects of management by the state, the superior of the law enforcement bodies, Executive bodies of different levels, etc.
Key words: interaction, civil society, law enforcement agencies, police, citizen, society.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., начальник каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации», Ставропольский филиал, Е-mail: gdv07@inbox.ru
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ
В статье рассматривается гражданское общество как приоритетная сфера педагогического взаимодействия правоохранительных структур. На основе анализа психолого-педагогической литературы, выделена двойственность субъектно-объект-ной позиции гражданского общества и правоохранительных структур в ходе организации и осуществления педагогического взаимодействия. С одной стороны, гражданское общество и правоохранительные органы являются субъектами управления по отношению к населению в целом, социальным группам или отдельным гражданам, а также по отношению к правонарушениям и преступности. С другой - объектами управления со стороны государства, вышестоящих правоохранительных органов, органов исполнительной власти различного уровня и т.д.
Ключевые слова: взаимодействие, гражданское общество, правоохранительные структуры, органы внутренних дел, гражданин, общество.
Происходящие в российском обществе социальные, экономические, политические изменения, обусловливающие высокую степень его нестабильности, в целом, а на фоне имеющегося общемирового кризиса, в частности, привели к возникновению в обществе кризиса безопасности. Этот кризис, в свою очередь, оказывает негативное влияние на процесс и результат складывания в массовом сознании россиян установок, определяющих их отношение к институциональным структурам, призванным обеспечивать выполнение правоохранительных функций и поддержание правопорядка.
В условиях набирающего темпы процесса создания единого Европейского образовательного пространства особую значимость приобретает педагогический характер взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур. Это, в свою очередь, находит отражение в современных законодательных документах в области российского образования.
Гражданское общество как приоритетная сфера педагогического взаимодействия правоохранительных структур является, прежде всего, сферой установления социального порядка путем наведения порядка правового. Правовой аспект социального порядка в том, что он создает гражданскую правоспособность, возможность иметь права и нести обязанности в сферах общественных отношений. При этом правовой порядок поддерживается не только юридическими санкциями, но и моральной обязанностью каждого человека, что превращает его в признанный, действенный порядок.
Установление социального порядка путем взаимодействия гражданского общества с правоохранительными структурами означает наделение нормативной системы общества обоснованным юридическим статусом, общеобязательным определением прав и обязанностей, которые устанавливаются государственными учреждениями. При этом правовой аспект установления социального порядка охватывает три сферы нормативного регулирования отношений коллективных и индивидуальных членов общества: отношения по обмену ценностями, отношения по властному управлению обществом, отношения по обеспечению правопорядка (возникающие из нарушения правил в первых двух сферах). Что касается защиты правопорядка, то она поручается специальным государственным органам, деятельность которых регулируется правоохранительными институтами.
В конечном итоге педагогическое взаимодействие гражданского общества с правоохранительными структурами в области установления социального порядка имеет основной целью установление порядка нормативно-ценностного - комплекса обязанностей и правил, регулирующих все сферы человеческой активности путем отнесения их к духовным ценностям [1]. Однако в современном российском обществе нормативно-ценностный порядок подвергается постоянному разрушению, поскольку в обществе действуют различные комплексы ценностей и норм, разные нормативно-оценочные порядки. Это выдвигает обозначенную проблему в качестве первоочередной задачи, решение которой и составляет сущность педагогического взаимодействия общества и правоохранительных структур, а также определяет его содержание.
При изучении гражданского общества как приоритетной сферы педагогического взаимодействия правоохранительных структур необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, правоохранительные органы осуществляют взаимодействие с самыми различными гражданско-общественными
организациями и институтами, имеющими различный правовой статус, выполняющими неоднородные задачи в присущих им специфических формах, отличающихся друг от друга по своему организационному построению. Это оказывает определяющее влияние на характер и содержание их взаимодействия с правоохранительными органами. В силу этого оценка эффективности педагогического взаимодействия должна проводиться не в целом, а конкретно, применительно к той или иной общественной организации.
Во-вторых, организация взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур осуществляется на разных уровнях и, что особенно важно, в различных условиях.
В-третьих, взаимодействие осуществляется по различным направлениям, среди которых наиболее важными являются два - охрана общественного порядка и профилактика правонарушений. Взаимодействие по каждому из направлений имеет свои задачи и свою специфику, его эффективность будет зависеть от различных показателей, что вызывает необходимость оценки его эффективности по каждому направлению в отдельности. Оценка эффективности взаимодействия в целом возможна лишь как суммарная оценка по каждому направлению.
Нельзя обойти вниманием и такой важный момент, как двойственность субъектно-объектной позиции гражданского общества и правоохранительных структур в ходе организации и осуществления педагогического взаимодействия. С одной стороны, гражданское общество и правоохранительные органы являются субъектами управления по отношению к населению в целом, социальным группам или отдельным гражданам, а также по отношению к правонарушениям и преступности. С другой -объектами управления со стороны государства, вышестоящих правоохранительных органов, органов исполнительной власти различного уровня и т.д.
Как известно, в структуре гражданского общества как социальной системы выделяются многочисленные профессиональные группы, одну из которых составляют сотрудники правоохранительных органов. Системообразующие признаки этой социальной группы обусловлены принадлежностью к публичным органам государственной власти и управления, выполняющим общественно значимые правоприменительные и правоохранительные функции. Специфика таких социальных функций предопределяет высокий социальный статус правоохранительных органов и их сотрудников, способна служить доминантой профессионально-группового и индивидуального сознания: в процессе своей деятельности в гражданском обществе у сотрудников правоохранительных органов формируются не только профессионально обусловленные корпоративные связи-отношения, но и особенные духовные и материализованные нормы, ценности, ориентации, выступающие основами профессионально-группового и индивидуального самосознания и мировоззрения. Вместе с тем сотрудники правоохранительных органов являются также членами гражданского общества, т.е. находятся под воздействием его норм, ценностей, ориентаций. В идеале профессионально-групповая система социальных норм, ценностей, ориентаций сотрудников правоохранительных органов должна отличаться чрезвычайно почтительным отношением к законодательству, общественно признанным социальным нормам, ценностям, законопослушностью, готовностью к самопожертвованию для обеспечения правопорядка и т.д. [2].
Другими словами, правоохранительные органы в ходе своей профессиональной деятельности, равно как и в ходе педагогического взаимодействия с гражданским обществом, выступают одновременно и как часть этого общества, и как социальный институт, хотя и выделившийся из этого общества, но подчиняющий его себе (в определенной степени) и управляющий им. Подобная субъектно-объектная позиция граждан-
Библиографический список
ского общества и правоохранительных органов как сторон взаимодействия обусловливает ролевую неоднозначность этих сторон в ходе непосредственно процесса педагогического взаимодействия. При этом выполнение той или иной роли определяется характером и спецификой связи и взаимоотношений, сложившихся в отдельно взятой ситуации, или ситуации, являющейся типовой.
1. Агафонов Ю.А. Проблемы обеспечения социального порядка в трансформируемом обществе (концептуальный подход). Общество и личность в условиях российской модернизации: Проблемы. Поиски. Решения: материалы «Круглого стола». Краснодар, 2000.
2. Гуманитарная подготовка кадров органов внутренних дел. Ставрополь, 1999.
References
1. Agafonov Yu.A. Problemy obespecheniya social'nogo poryadka v transformiruemom obschestve (konceptual'nyj podhod). Obschestvo i lichnost' v usloviyah rossijskoj modernizacii: Problemy. Poiski. Resheniya: materialy «Kruglogo stola». Krasnodar, 2000.
2. Gumanitarnaya podgotovka kadrov organov vnutrennih del. Stavropol', 1999.
Статья поступила в редакцию 06.06.15
УДК 37
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operational-Investigative Activities
and Special Equipment, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol branch,
E-mail: gdv07@inbox.ru
THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF PROFILE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA THE DEPARTMENT OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY AND SPECIAL EQUIPMENT OF THE STAVROPOL BRANCH OF KRASNODAR UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. This article discusses some aspects of the implementation of the requirements of profile educational institutions of the MIA of Russia for the purpose of improving the quality of graduates, who major in law. The article describes the experience of implementing the requirements of profiling on the basis of the practical involvement of staff of divisions of the police department to conduct training and self-training, joint exercises, the development of teaching AIDS and the establishment of joint educational films. The author concludes that the relevant, purposeful learning, contributing to the practical implementation of the goals and objectives of training, is of great value in improving the training of students of educational institutions of system of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Key words: educational institutions, profiling, law enforcement, internal affairs bodies, competences, practical orientation.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., начальник каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники,
ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации», Ставропольский филиал,
Е-mail: gdv07@inbox.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ МВД РОССИИ КАФЕДРОЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации требований профилизации образовательных учреждений МВД России с целью повышения качества выпускников юридического профиля. В статье излагается опыт реализации требований профилизации на основе привлечение практических сотрудников подразделений ОВД к проведению занятий и самоподготовки, совместных учений, разработке методических пособий и создания совместных учебных фильмов. Автор делает вывод, что профильная, практическая направленность обучения, способствуя реализации практических целей и задач обучения, имеет большую ценность в совершенствовании подготовки обучающихся образовательных учреждений системы МВД России.
Ключевые слова: образовательные учреждения, профилизация, правоохранительные структуры, органы внутренних дел, компетенции.
Повышение качества выпускников юридического профиля -важнейшая задача модернизации ВУЗов правоохранительной специфики. На современном этапе модернизации юридического образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности и достижения, таким образом, в полной мере, реализации принципа связи обучения с жизнью.
В Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России за кафедрой оперативно-розыскной деятельности и специальной техники (ОРД и СТ) закреплено направление - «Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и борьбе с организованной преступностью». Любые дисциплины достаточно сложные, и от преподавателя требуется немалое мастерство, чтобы овладение знаниями, умениями и
навыками обучаемыми было успешным. Однообразие, шаблон и формализм ведут к снижению уровня знаний обучающихся и качества преподавания предмета. К примеру, при изучении дисциплин кафедры ОРД и СТ СФ КрУ МВД России все рассматриваемые вопросы на лекциях, практических и семинарских занятиях увязываются с практикой борьбы с преступностью, демонстрируются фрагменты из учебных фильмов и предоставленные оперативными подразделениями фрагменты оперативных съёмок, приводятся конкретные примеры из практики. В преподавании используются различные методы обучения, которые ведут к повышению качества образования. Одним из них является привлечение практических сотрудников подразделений ОВД к проведению занятий и самоподготовки. При привлечении практических сотрудников на кафедре ОРД и СТ основной акцент делается не на количественных показателях, а на качественных и профильных составляющих. По достигнутым договоренностям с ГУ МВД