4. Кожурова А.А., Павлова Е.П. Выбор профессии учителя начальных классов современной молодежью и их адаптация в вузах республики Саха Якутия. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2016; 2 (71): 245 - 249.
5. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе профориентации - Городской портал профессиональной ориентации учащихся города Москвы. Available at: http://center1.testov.net/children/
References
1. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1997.
2. Abramova N.A. O professional'noj podgotovke pedagogov dlya realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya. Vmire nauchnyh otkrytij. 2015; № 3.1 (63): 503 - 516.
3. Prokop'eva M.M., Vasil'eva T.G. Razvitie professional'noj kompetentnosti buduschih pedagogov sredstvami gumanitarnyh tehnologij v uslovi-yah vuza. Proektirovanie soderzhaniya i tehnologij podgotovki pedagogicheskih kadrov s uchetom novoj normativnoj bazy i aktual'nyh zad-ach razvitiya obrazovaniya: sbornik materialov nauchno-metodicheskogo seminara Uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obrazovaniyu v oblasti podgotovki pedagogicheskih kadrov. Pod redakciej A.D. Nikolaevoj, O.P. Osipovoj, I.S. Alekseevoj. Kirov, 2013: 238 - 240.
4. Kozhurova A.A., Pavlova E.P. Vybor professii uchitelya nachal'nyh klassov sovremennoj molodezh'yu i ih adaptaciya v vuzah respubliki Saha Yakutiya. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. Orel, 2016; 2 (71): 245 - 249.
5. Deti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme proforientacii - Gorodskojportal professional'noj orientacii uchaschihsya goroda Moskvy. Available at: http://center1.testov.net/children/
Статья поступила в редакцию 14.04.17
УДК 371
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stzavropol, Russia), E-mail: gdv07@inbox.ru Krasnikov V.N., senior teacher, Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stzavropol, Russia), E-mail: gdv07@inbox.ru
THE QUESTIONS OF OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF THE INTERRELATION OF POWER AND SOCIETY IN THE CONDITIONS OF A TERRORIST THREAT. The article deals with the socio-pedagogical aspects of the interaction of society with law enforcement agencies in the process of combating crime at the present stage of development. The authors propose to create a public law enforcement academies through training, in which the public can better understand the challenges and problems of law enforcement. The main objective of these academies is to familiarize the population with the work of law enforcement, to promote the establishment of a trusting relationship between citizens and law enforcement agencies, based on mutual respect and understanding. The last course, not only the citizens more closely may perceive the work of police officer, but also more willing and competent to act in the courts, including protecting the rights of guards. All this should bring the realization that the fight against terrorism, crime, and delinquency prevention is not only the matter of law enforcement, but also a duty of society, as citizens have a vital interest in strengthening the rule of law.
Key words: law enforcement bodies, public, interaction.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВО «КрУ МВД России», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Е-mail: gdv07@inbox.ru
В.Н. Красников, ст. преподаватель каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники ФГКОУ ВО «КрУ МВД России», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Е-mail: gdv07@inbox.ru
ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВЗАИМОСВЯЗИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
В статье рассматриваются социально-педагогические аспекты взаимодействия общества с правоохранительными органами в процессе борьбы с преступностью на современном этапе развития. Авторы предлагают как один из вариантов решения данной проблемы создание общественных правоохранительных академий, пройдя подготовку в которых население сможет лучше понять задачи и проблемы правоохранительной деятельности. Главная задача таких академий - ознакомить население с работой правоохранительных органов, содействовать становлению доверительных отношений между гражданами и правоохранительными органами, базирующихся на взаимном уважении и понимании. Прошедшие курс обучения граждане не только более близко могут воспринять работу правоохранников, но и более охотно и грамотно выступать в судах, в том числе и защищая права стражей порядка. Всё это должно приблизить осознание, что борьба с терроризмом, преступностью, профилактика правонарушений - это не только дело правоохранительных органов, но и обязанность общества, так как и граждане крайне заинтересованы в укреплении правопорядка.
Ключевые слова: правоохранительные органы, общественность, взаимодействие.
Одной из основных проблем деятельности правоохранительных органов в демократическом обществе является применение мер насилия и принуждения. Государство и гражданин, особенно неординарная личность, зачастую вступают в противоречие, а иногда и в конфликт, но ведь и государство, в лице правоохранительных органов, в свою очередь крайне заинтересовано в наличии эффективной обратной связи. Отсутствие взаимодействия правоохранительных органов и общественности приводит страну в целом уже к угрозе государственной безопасности в связи с постоянным ростом террористического насилия. С данным видом преступлений ни одно государство, без активного и широкого привлечения общественности, а надеждой только на оперативно-следственные методы борьбы, справиться не
сможет. Несомненно, что с помощью современных средств ведения информационной войны и психологических методов воздействия международный терроризм навязывает широким слоям общества свои идеи, эффективно решает задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.
В настоящее время часть проблем, которые можно решить административными методами решается, но проблема роста морали, правосознания, в целом воспитания граждан в духе поддержки институтов власти, в том числе и правоохранительной сферы, остается актуальной.
Таким образом, одной из задач сегодняшней системы российских правоохранительных органов является максимальная
направленность их деятельности на реализацию требований граждан и нужд общества. Конечно, вряд ли когда-нибудь все сто процентов населения будут оценивать работу правоохранительных органов положительно. В современных условиях сотрудник правоохранительных органов должен становиться активным профессиональным агентом общества, организующим его деятельность по преодолению социальных причин преступности, профилактике правонарушений, реагирующий на запросы, ожидания и заявления граждан. Концепция деятельности должна разрабатываться на длительный срок и, как правило, не должна меняться с приходом новых руководителей правоохранительных органов, а получать свое развитие в соответствии с процессами, происходящими в обществе, появлением новых проблем.
На этом фоне, мы считаем, что в какой-то мере снижению остроты проблемы может способствовать усиление внимания не только к подготовке сотрудников правоохранительных органов к работе с общественностью, но и к обучению граждан взаимодействию в процессе предупреждения и раскрытия всех видов преступлений.
Так возможны ли и каковы способы оптимизации процесса взаимодействия власти и общества в современных условиях и устранения вышеуказанных противоречий между населением и правоохранительными органами?
Теоретическое решение, на наш взгляд, видится в осознании, что эффективность работы правоохранительных органов в значительной степени усилится при внесении в указанный процесс комплекса взаимосвязанных мер педагогического характера для обеспечения условий формирования современной личности. Правоохранительные органы зарубежных стран уже давно используют различные социальные институты для формирования у населения положительного взгляда на их работу. Ещё много лет назад авторы исследования вопросов состояния преступности из Вашингтонского университета сделали вывод, что полиция не может выиграть борьбу с преступностью, если будет вести её в одиночку. Как бы хорошо ни были обучены, организованы, подготовлены и оснащены правоохранительные службы, они не могут знать о каждом подготавливаемом преступлении или находиться на месте каждого совершаемого. Постоянно, под эгидой полиции, создаются специализированные отряды, например, для борьбы с кражами в жилых помещениях. Суть их деятельности состоит в том, что члены этих отрядов, уходя из дому, договариваются со свободными в данное время соседями, чтобы они, наряду со своим домом, охраняли и их дома (довольно актуальная проблема, если вспомнить хаотичные дежурства наших граждан после взрывов домов в России). В ФРГ действовала программа «Добровольные друзья» для оказания помощи полиции при арестах. Аналогичные общественные объединения существуют во многих странах мира. Обратная сторона подобного взаимодействия - это получение правоохранительными органами упреждающей информации.
Осуществляемые в настоящее время в нашей стране попытки возродить институт добровольных народных дружин не эффективны. Меры административного навязывания изначально не согласуются со словом «добровольный», а меры поощрения только материального характера (если и имеется такая незначительная возможность в современных условиях) никак не
Библиографический список
поднимут правосознание и идеологию граждан в лучшую сторону. Люди должны на социальном уровне быть заинтересованы в сотрудничестве с правоохранительными органами, причем все слои населения, тогда возможен положительный эффект.
На наш взгляд, практическое решение возможно в создании общественных правоохранительных академий, где население лучше поймет задачи и проблемы правоохранительной деятельности. Главная задача таких академий - ознакомить население с работой правоохранительных органов, содействовать становлению доверительных отношений между гражданами и правоохранительными органами, базирующихся на взаимном уважении и понимании. Прошедшие курс обучения граждане не только более близко могут воспринять работу правоохранников, но и более охотно и грамотно выступать в судах, в том числе и защищая права стражей порядка. В общественных академиях правоохранительные органы, могут предоставить спектр курсов, список которых практически неограничен и однозначно будет интересен обществу - начиная с курсов автомастерства, владением приемами и оружием самообороны, тактикой и методикой личной и общественной безопасности в условиях угрозы терроризма, предугадыванием угрожающей ситуации и методам её устранения, способам охраны жилища, офиса; правовых курсов; способов и приемов взаимодействия (в том числе при совершении в отношении гражданина преступления) или воздействия на правоохранительные органы (при необоснованных требованиях последних), а также возможности использования различных служб в устранении социальных проблем, разрешении социальных конфликтов и т. д. При этом прошедшему курс обучения должно выдаваться удостоверение внештатного сотрудника или иной сертификат, обеспечивающий гражданину должное внимание со стороны правоохранительных органов и, в свою очередь, дающий последним право привлекать гражданина к проведению различных мероприятий (специалисты, понятые, рейдовые мероприятия и т. д.). Здесь так же расширяются возможности использования правоохранительными органами прав, предоставленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Реально и создание информационной базы данных на прошедших обучение для сокращения времени подбора правоохранительными органами необходимого, для проведения мероприятия, гражданина (если специалист - по роду деятельности, понятой или рейдовые мероприятия - по территориальности и т. д.). В свою очередь, граждане получают возможность аналогичного подбора необходимого человека или службы, для решения насущных жизненных проблем или просто общения. Информационная база может действовать и как социальный оперативный центр - бесплатные правовые консультации по телефону, координаты государственных и технических служб и т. д.
Все это должно приблизить осознание, что борьба с терроризмом, преступностью, профилактика правонарушений - это не только дело правоохранительных органов, но и обязанность общества, так как и граждане крайне заинтересованы в укреплении правопорядка. Они готовы участвовать в этой работе, если её соответствующим образом организовать. Население и право-охранники должны стать партнерами и последним необходимо проявить инициативу.
1. Красников В.Н., Гуров Д.В. Основные аспекты взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел с общественностью в ходе предупреждения и раскрытия преступлений. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2016: 46 - 49.
2. Мещерин А.И., Лапунова Ю.А. К вопросу об институте гласного содействия в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Вестник СевКавГТИ. Ставрополь, 2016.
References
1. Krasnikov V.N., Gurov D.V. Osnovnye aspekty vzaimodejstviya operativnyh podrazdelenij organov vnutrennih del s obschestvennost'yu v hode preduprezhdeniya i raskrytiya prestuplenij. Aktual'nye problemy teorii i praktiki operativno-rozysknoj deyatel'nosti: materialy IV Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodarskij universitet MVD Rossii. 2016: 46 - 49.
2. Mescherin A.I., Lapunova Yu.A. K voprosu ob institute glasnogo sodejstviya v operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del. Vestnik SevKavGTI. Stavropol', 2016.
Статья поступила в редакцию 17.04.17