Раздел 1. Методология правоохранительной деятельности
арутюнова М.г.,
r.a777@rambler.ru кафедра теориии истории государства и права; Филиал северо-кавказского федерального университета в г. Пятигорске, 357500, г. Пятигорск, пр. 40 лет октября, 56
arutjunova M.G.,
r.a777@rambler.ru
chair of theory and history
of state and law;
The Branch of the North caucasus Federal university in Pyatigorsk, Sorok let oktyabrya Ave. 56, Pyatigorsk, 357500,
Russian Federation
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
Реферат. Необходимость переоценки роли правоохранительных функций государства и права продиктована временем и обстановкой. В последнее время участились случаи искусственно разжигаемых извне политических кризисов в целом ряде государств мира, в том числе на территории ближайших соседей России на постсоветском пространстве. Важнейшей предпосылкой украинского кризиса послужила недооценка охранительного потенциала государства и права (слабая, неэффективная государственность). Более глубокого изучения требуют вопросы реализации охранительной функции государства и охранительной функции права, а также проблемы выстраивания соответствующей правоохранительной политики в сфере их осуществления. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают и различные цели, задачи и функции государства. На современном этапе развития России центр тяжести неизбежно перемещается в сферу охранных начал, что и определяет ключевое значение охранительных функций, которые проявляются в охране суверенитета, прав и законных интересов граждан, в охране правопорядка, обеспечении национальной безопасности и законности, в предупреждении правонарушений. связующим звеном между охранительной функцией государства и охранительной функцией права должна выступать правоохранительная политика, гармонично сочетающая правоохранные средства исходя из приоритетов охранительных функций государства и права над их регулятивными функциями; целесообразности временного ограничения прав и свобод граждан для защиты общенациональных интересов; обеспечения безопасности общества и личности, сохранения государственного суверенитета; пресечения деятельности любых незаконных вооруженных формирований, особенно экстремистского характера; недопустимости осуществления подрывной деятельности других государств на собственной территории; превалирования интересов национальной безопасности над интересами крупного бизнеса и транснациональных корпораций.
Ключевые слова: охранительная функция государства, охранительная функция права, функция государственного управления, правовая политика государства, правоохранительная политика государства.
LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS OF STATE AND LAW IN CONDITIONS OF POLITICAL CRISES
Abstract. The need to revaluate the role of law enforcement functions of state and law is determined by time and situation. Recently, artificially created political crises in a number of countries of the world including former Soviet Republics become more frequent. The underestimation of protective potential of state and law served as a key condition of the ukrainian crisis (weak, ineffective state system). Implementation issues of protective functions of state and law including the problems of forming the appropriate law enforcement policy in the sphere of their realization require a deep study. Different goals, objectives and functions of the state get priority in different historical periods. At the present stage of Russia's development the center of gravity inevitably goes to the sphere of security principles. They define the key protective functions which are exercised by protecting the sovereignty, rights and legal interests of citizens, policing, ensuring national security and legality, preventing crimes. Law enforcement policy should become the link between the state protective function and law protective
function. It should combine law enforcement means on the basis of the priorities of protective functions of state and law over their regulatory functions; temporary restriction of the rights and freedoms of citizens to protect national interests; ensuring security of society and the individual, preservation of state sovereignty; suppression of the activities of illegal armed groups, especially extremist ones; inadmissibility of the subversive activities of other states on its own territory; prevalence of national security interests over the interests of big business and transnational corporations.
Keywords: protective function of the state, protective function of the law, function of government, legal policy of the state, law enforcement policy of the state.
Актуальность и новизна вынесенной в заголовок статьи темы заключается в том, что в современных условиях мы все чаще становимся свидетелями искусственно разжигаемых извне политических кризисов в целом ряде государств мира, в том числе на территории ближайших соседей России на постсоветском пространстве.
В настоящий момент пристальное внимание граждан, политических деятелей, ученых приковано к событиям в Украине, где наблюдается резкий всплеск националистических, шовинистских, а зачастую и откровенно фашистских настроений. По истечении времени, прошедшего с момента начала кризиса, можно сделать некоторые предварительные выводы, связанные с его причинами и условиями. Так, важнейшим условием, способствовавшим именно такому развитию политико-правовой ситуации, является явная недооценка охранительного потенциала государства и права. Другими словами, именно слабая, неэффективная государственность сделала Украину заложницей и главной жертвой тех манипуляций, которые предпринимаются коалицией западных стран. отказ главы государства использовать аппарат государственного принуждения, в том числе Вооруженные силы, привел к потере власти, утрате им легитимности и, как следствие, девальвации авторитета силовых структур.
В таких условиях более глубокого изучения требуют вопросы реализации охранительной функции государства и охранительной функции права, а также проблемы выстраивания соответствующей правовой политики в сфере их осуществления. Новое политико-правовое звучание получают вопросы защиты суверенитета и национальных интересов от внешних угроз, от подрывной деятельности других государств.
как показывает анализ юридической литературы, среди правоведов нет единой точки зрения по вопросу о соотношении
государства и права. Этатистский подход отталкивается от доминирующей роли государства над правом: государство устанавливает общеобязательные правила поведения и обеспечивает их принудительной силой. Естественно-правовые взгляды определили иной подход к соотношению государства и права. ограничение государства правом рассматривали почти все представители школы естественного права, обращая внимание на нерушимость естественного закона и неотчуждаемость основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Наша точка зрения соответствует третьему подходу, не являющемуся столь категоричным и позволяющему глубже и содержательнее проследить взаимосвязь между государством и правом, порой значительно усложняя задачу исследователя, но двусторонняя зависимость государства и права подчеркивает их функциональную связь. Взаимосвязь государства и права обогащает эти социальные институты, придавая каждому из них особую регулирующую и стабилизирующую силу. В статике можно рассмотреть отдельно государство и отдельно право, но динамика предполагает двуединую природу этих явлений.
сам факт воздействия государства на право неоспорим, так как именно компетентные государственные органы создают правовые установки общеобязательного характера. В правотворчестве и правореа-лизации активная роль государства заключается в завершении правообразовательного процесса, придающего четкие очертания правовым явлениям. Иными словами, государство воздействует на правовые процессы, учитывая те изменения, которые происходят в обществе. крайности в данном случае недопустимы, а заключаются они в правовом идеализме или правовом нигилизме. связующим звеном между государством и правом выступает правовая политика государства, целью которой является
гармоничное сочетание правовых средств, удовлетворяющее интересы и потребности общества, соответствующие определенному историческому периоду [1, с. 85-88].
Чаще обсуждается вопрос воздействия государства на право, хотя и право оказывает сильное воздействие на государство [1, с. 88-90]. Все значимые отношения, касающиеся личности, общества и государства, урегулированы нормами права. Право придает государственной деятельности особый статус, позволяющий применять принудительные меры. Право выступает гарантией, защищающей общество от произвола властей, а также предусматривает взаимную ответственность государства и личности. Важно отметить, что право - еще и связующее звено между различными государствами, исключающее политику двойных стандартов и позволяющее разрешить тот или иной спор цивилизованным способом.
Функции государства и функции права раскрывают сущность этих уникальных явлений и подчеркивают роль каждого из них в упорядочении общественных отношений. Обстановка, сложившаяся в Украине, да и в мире в целом, свидетельствует о том, что охранительной функции государства и охранительной функции права сегодня следует уделять особое внимание. Те государства, в которых до сих пор не осознана необходимость углубленного изучения теоретической и практической стороны этих явлений, испытывают на себе всю тяжесть политических кризисов, разрешить которые мирным путем крайне сложно. Охрана государственно-правовых ценностей является гарантом стабильного и полноценного развития государственно-правовых отношений, что исключает вмешательство иных государств, претендующих на мировое господство, во внутригосударственные дела и позволяет уверенно чувствовать себя на международной арене, занимая достойное место в урегулировании международных конфликтов.
Что же объединяет охранительную функцию государства и охранительную функцию права?
1. И охранительная функция государства, и охранительная функция права вытекают из природы и потребностей общества.
2. Они призваны упорядочить общественные отношения наилучшими для общества способами.
3. В осуществлении охранительной функции государства и охранительной функции права принимают участие многие органы государства.
4. И охранительная функция государства, и охранительная функция права носят объективный характер.
5. Без охранительной функции государства и охранительной функции права общество не может полноценно существовать и развиваться.
6. И охранительная функция государства, и охранительная функция права носят устойчивый характер.
7. И в охранительной функции государства, и в охранительной функции права проявляется социальная, классовая сущность этих явлений и их социальное назначение.
8. И охранительная функция государства, и охранительная функция права рассматриваются в системе иных функций как государства, так и права.
9. Охранительная функция государства и охранительная функция права являются основными функциями, возникающими сразу же с возникновением государства и права.
10. Кризис правоохранительной функции государства сказывается и на охранительной функции права.
Чем отличается правоохранительная функция государства от охранительной функции права?
1. Охранительная функция государства определяется назначением государства в обществе, а, соответственно, охранительная функция права - назначением права в обществе.
2. Охранительная функция государства представляет направление его активного действия, упорядочивающего охранительный вид общественных отношений, а охранительная функция права демонстрирует свойственное праву активное упорядочивающее начало в этом направлении.
3. Логическая структура охранительной функции государства, как и логическая структура охранительной функции права, имеют свои особенности.
Важно отметить, что в разные исторические периоды приоритетное значение приобретают определенные цели, задачи и функции государства. На современном этапе центр тяжести переместился в сферу
охранных начал, что и определяет ключевое значение охранительной функции, которая проявляется в охране государством прав и законных интересов личности, в организации охраны правопорядка, обеспечении законности, в предупреждении правонарушений. Эти задачи решаются с помощью системы правоохранительных органов, для качественной работы которых требуется усиление: 1) функции конституционного контроля; 2) функции правосудия; 3) функции организационного обеспечения деятельности судов; 4) функции прокурорского надзора; 5) функции по выявлению и расследованию преступлений; 6) функции оказания юридической помощи.
Каждое из вышеперечисленных направлений нацелено на достижение определенных результатов: устранение нарушений положений Конституции РФ; разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг [2, с. 8-9].
В многонациональных государствах актуальным является и вопрос своевременного выявления источников обострения национальной напряженности и использования государственно-правовых и политико-правовых механизмов для мирного разрешения национальных противоречий.
В целом и охранительную функцию государства, и охранительную функцию права необходимо рассматривать в системе функций государства и права. В современной Украине кризисное состояние государственной функции управления повлекло за собой деформацию иных функций государства и права, что сделало это государство уязвимым на международной арене и неспособным мирным путем разрешать внутригосударственные конфликты.
В связи с этим интересна точка зрения В.М. Сырых, который, раскрывая государственную функцию охраны правопорядка и укрепления законности, заметил, что «...в современном демократическом государстве на первый план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Их приоритет должен признаваться не только формально в конституции страны или иных законах, но и обеспечиваться реально. каждый гражданин, независимо от его материального положения, национальности, вероисповедания и других социальных признаков, должен быть уверен в том, что все предоставленные ему конституционные права и свободы он может реализовать беспрепятственно, независимо от усмотрения и настроения государственных органов, должностных и иных лиц» [3, с. 38-39].
Государство и право взаимосвязаны, существовать и функционировать изолированно друг от друга не могут. Отсюда можно сделать вывод о том, что и охранительная функция государства, и охранительная функция права взаимосвязаны между собой и рассматривать охранные начала необходимо как через призму государства, так и через призму права, что позволит более эффективно использовать их в регулировании общественных отношений.
На наш взгляд, связующим звеном между охранительной функцией государства и охранительной функцией права должна выступать правоохранительная политика [4], целью которой является гармоничное сочетание правоохранных средств, удовлетворяющих интересы и потребности общества и государства, соответствующие определенному историческому периоду. Под правоохранительной политикой предлагается понимать совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин правонарушений, и действия, осуществляемые государственными и негосударственными структурами по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны путем предупреждения правонарушений и модернизации правоохранительной системы. Содержание правоохранительной политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия правоохранительных решений, в проблемах, которые она решает.
Правоохранительная политика призвана усилить роль права в регулировании политических отношений и, как следствие, усилить охранительную функцию права. В масштабах государства это позволит эффективно проводить в жизнь программы модернизации: экономические, политические, глобализационные, демографические и др.
Особенно важно проведение подобной четкой и единой научно обоснованной правоохранительной политики в условиях политических кризисов, поскольку отступление от нее ведет к резким, необдуманным действиям властей либо к их бездействию, которое (как в случае с Украиной) не только влечет за собой человеческие жертвы, раскол в обществе, но и создает реальную угрозу распада государства. Грань между так называемым непропорциональным применением государственного принуждения в отношении населения и защитой национальных интересов зыбкая. Опасаясь эту грань перейти, можно получить еще более неблагоприятные и, прямо скажем, катастрофические последствия.
Рассматривая возрастание роли охранительной функции государства и охранительной функции права в условиях политических кризисов, следует отметить, что важное значение для реализации пра-
воохранительной функции в современных условиях имеет правовое воспитание как фундамент для правового сознания, направленного на уважение к закону, на формирование правомерного поведения граждан, а также на борьбу государства с коррупцией.
Таким образом, в условиях политических кризисов, подобных украинскому, правоохранительные функции государства и права должны реализовываться исходя из:
1. Приоритета охранительных функций государства и права над их регулятивными функциями.
2. Целесообразности временного ограничения прав и свобод граждан для защиты общенациональных интересов, обеспечения безопасности общества и личности, сохранения государственного суверенитета.
3. Незамедлительного пресечения деятельности любых незаконных вооруженных формирований, особенно экстремистского характера.
4. Недопустимости осуществления подрывной деятельности других государств на собственной территории.
5. Превалирования интересов национальной безопасности над интересами крупного бизнеса и транснациональных корпораций.
Список литературы
1. Теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 2001. 576 с.
2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.Правоохранительные органы: учебник для юрид. вузов и фак-тов / под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 2010. 496 с.
3. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. 704 с.
4. Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2012. 32 с.
References
1. Lazarev V.V. Teoriya prava i gosudarstva [Theory of Law and State]. Moscow, Pravo i zakon Publ., 2001. 576 p.
2. Gutsenko K.F., Kovalev M.A. Pravoohranitelnye organi [Law enforcement authorities]. Moscow, Zertsalo Publ., 2010. 496 p.
3. Syryh V.M. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2006. 704 p.
4. Kontseptsiya pravookhranitel'noy politiki v Rossiyskoy Federatsii (proekt) [Concept of enforcement policy in the Russian Federation (project)]. Saratov, 2012. 32 p.