ИИИШНиМИ
Д
DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_115 УДК 343
ПРАВОМЕРНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Карданов Арсен Климович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, alimkardkardanov@yandex. т
В статье рассматривается правомерность применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при выполнении служебных обязанностей. Отмечается, что с в соответствии с законом с учетом повышенной сложности служебных задач и большой опасности криминогенных факторов для физического здоровья и жизни сотрудники полиции вправе применять силу, спецсредства и огнестрельное оружие для выполнения своих прямых обязанностей. Создание условий, в которых использование огнестрельного оружия становится правомерным действием, может происходить спонтанно, в сжатый временной промежуток, а также при возникновении внезапного риска для жизни и здоровья как самого полицейского, так и гражданских лиц.
Ключевые слова: сотрудник полиции; криминогенная ситуация; применение оружия; правомерные действия; риск для жизни и здоровья.
UDC 343
LEGALITY AND EFFECTIVENESS OF THE USE OF FIREARMS BY POLICE OFFICERS IN THE PERFORMANCE OF OFFICIAL DUTIES
Kardanov Arsen K.,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, alimkardkardanov@yandex. ru
The article examines the legality of the use of firearms by police officers in the performance of official duties. It is noted that in accordance with the law, taking into account the increased complexity of official tasks and the great danger of criminogenic factors for physical health and life, police officers have the right to use force, special means and firearms to perform their direct duties. The creation of conditions in which the use of firearms becomes a legitimate action can occur spontaneously, in a short time interval, as well as when there is a sudden risk to the life and health of both the policeman and civilians.
Keywords: police officer; criminogenic situation; use of weapons; lawful actions; risk to life and health.
Осуществление деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, производится в жестких условиях криминальной обстановки, в которой действия, нацеленные на защиту жизни и здоровья, обеспечение гражданских прав и свобод, борьбу с преступным миром и охрану правопорядка, сопряжены с серьезным риском для самих сотрудников. С учетом повышенной сложности служебных задач и большой опасности криминогенных факторов для физического здоровья и жизни сотрудники полиции вправе применять силу, спецсредства и огнестрельное оружие для выполнения своих прямых обязанностей. Этот аспект зафиксирован в основном нормативно-правовом акте, регулирующем деятельность органов внутренних дел - Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [1].
Право на использование огнестрельного оружия для обеспечения безопасности населения и самих сотрудников полиции от противозаконных посягательств выступает не только в роли гаранта выполнения данных обязанностей представителями органов внутренних дел, но и наиболее строгой мерой принуждения в конкретных ситуациях. В подобных случаях применение такого оружия с целью поражения цели с его помощью может стать прямой угрозой жизни и здоровью самого нарушителя, однако зачастую только это действие является единственно
возможным для защиты отдельных граждан, их групп, а также интересов социума и государственных ценностей при наличии противоправных посягательств на них. Исходя из этого, законодатели предусмотрели наличие в Федеральном законе «О полиции» перечня прав и порядка использования огнестрельного оружия (ст. 18-19), а также описали типовые случаи, в которых сотрудник органов внутренних дел вправе применять такие средства противодействия преступникам (ст. 23).
Согласно гл. 4 закона, полицейские имеют право на реализацию ряда мер принуждения государственного порядка, к которым относится задержание и попадание в различные помещения и участки независимо от их категории (ст. 14-15). При выполнении такого рода действий могут произойти ситуации, в которых сотрудник вынужден прибегнуть к использованию огнестрельного оружия. Целесообразно обратить внимание на ряд обстоятельств, которыми может сопровождаться задержание гражданина, подозреваемого в ведении преступной деятельности, если оно происходит «по горячим следам». Создание условий, в которых использование огнестрельного оружия становится правомерным действием, может происходить спонтанно, в сжатый временной промежуток, а также при возникновении внезапного риска для жизни и здоровья как самого полицейского, так и
гражданских лиц. Нередко оно сопровождается стрессом сотрудника, возникающим на фоне усиленных физических и психических нагрузок в нестандартной ситуации, обуслов -ленных как преследованием потенциального преступника, так и задержанием последнего с применением силы, в частности различных приемов.
В п. 3 Федерального закона «О полиции» прописано требование, согласно которому полицейский обязан действовать с учетом конкретной обстановки, особенностей действий задерживаемых и их уровня опасности, при этом руководствоваться тенденцией к минимизации наносимого в процессе использования огнестрельного оружия ущерба [1]. Это приводит к тому, что правовая оценка обстоятельств в конкретной ситуации, а также определение правомерности решения о применении оружия или спецсредств становятся более трудными. В подобных случаях именно от профессиональных навыков, опыта и умения быстро принимать решения зависит успешность действий полицейского в реализации своих прямых обязанностей. Реализация задачи, связанная с применением средств для противодействия преступности, включает в себя целый комплекс действий, начиная от правовой оценки обстановки и заканчивая собственно использованием огнестрельного оружия.
Законодательство становится на защиту представителей полиции, применяющих огнестрельное оружие для задержания подозреваемого с причинением ущерба его здоровью или жизни, если действия полицейских определены как правомерные. При этом превышение полномочий в рамках использования оружия или спецсредств становится причиной для наступления различных форм ответственности, включая уголовную (ст. 108, 114, 286 и др. УК РФ). Данная проблема остается актуальной и по сей день. Статистика фиксирует все больше случаев, когда сотрудники полиции не стали применять оружие в критической ситуации, вплоть до того, что некоторые из них вовсе не стали доставать его из кобуры, а другие несли службу без оружия, полагающегося им для выполнения служебных и боевых задач. Закон «О полиции» объединяет вопросы права, порядка и особенностей применения непосредственно физической силы, спецсредств
и оружия в одну главу [1]. Это указывает на превалирующий ориентир на минимизацию ущерба, наносимого в ходе использования таких мер противодействия преступникам.
К числу обязательных процедур для полицейских относится прохождение спецподготовки и регулярные тестирования на предмет профпригодности к выполнению обязанностей, прямо или косвенно связанных с применением мер принуждения, в том числе использованием огнестрельного оружия. Сотрудники, которые не прошли данную проверку, должны в обязательном порядке отстраняться от обязанностей, в ходе выполнения которых могут возникнуть такие потребности, как применение силы, спецсредств или оружия. Одним из ключевых векторов подготовки полицейского к правомерному использованию последнего становится становление и укрепление его готовности с психологической точки зрения к соответствующим действиям в условиях стресса. Именно по этой причине к важнейшим характеристикам личности сотрудника полиции относится уровень его способности к правомерным и адекватным действиям в условиях экстремальной ситуации.
Реальные условия, в частности перестрелка, сопровождаемые сильнейшими эмоциональными переживаниями и психо-травмирующими действиями, могут стать причиной для развития негативных психологических состояний, вплоть до расстройств психики. Эти состояния идентичны тем, что наступают в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека (например, стихийное бедствие, террористический акт, техногенная катастрофа). Полицейские обязаны понимать, что несение службы может проходить в самых разных условиях, вплоть до жестких, негативно влияющих на психику, и быть готовыми к подобным факторам. Для подготовки сотрудников в психологическом плане зачастую применяют способ ситуативно-образной тренировки, базирующейся на мысленном воспроизводстве экстремальной ситуации. При этом требуется не только воссоздать сами условия, но и продумать варианты развития событий, применение определенных мер противодействия, а также контролировать эмоциональные изменения в данные моменты.
В ходе такого тренинга полицейский про-
пускает ситуацию сквозь себя, входя в роль непосредственного участника. Зачастую в качестве примера преподаватели берут реальную боевую ситуацию. В ходе ситуативно-образной тренировки обучающиеся перенимают опыт реальных сотрудников полиции, пополняют свой багаж знаний, осознают, как правильно действовать в подобной ситуации, а также избавляются от страхов, связанных с фактором неопределенности. Именно практические занятия способствуют становлению и укреплению уверенности будущих сотрудников в собственных силах. Комбинация способов психологического развития и практических заданий, связанных с проведением задержания преступника в рамках использования огнестрельного оружия, является базой для формирования психологической готовности полицейского к правомерным и эффективным действиям в условиях экстремальной или нестандартной ситуации.
Оказание противодействующих мер подозреваемым или преступником к законным требованиям полицейского носит динамический характер, и в ходе применения принудительных действий сотрудник обязан постоянно оценивать правомерность действий нарушителя, что особенно актуально на начальной стадии использования огнестрельного оружия. Спецпрограммы подготовки полицейских к действиям в условиях, требующих применения силы и/или оружия, прописаны в ведомственных приказах. Их содержание регламентировано приказом МВД № 450 от 1 июля 2017 года [2]. Приказ МВД России от 31 марта 2015 года № 385 регламентирует содержание контрольных тестирований в области огневой подготовки, которые служат для определения объема и качества профессиональных знаний и практических навыков [3].
Занятия по служебной и физподготовке могут быть реализованы в различных форматах. В частности, это могут быть лекции, семинары, тренинги перед началом несения службы, моделирование конкретных ситуаций оперативной и/или служебной деятельности, другие формы преподавания. В процессе огневой подготовки, выполняя упражнения на отработку подготовки к
стрельбе, правильный хват огнестрельного оружия, выбор способа прицеливания, холостой стрельбы, быстрого приведения к бою и выполнения первого выстрела с прицелом, а также работы над устранением немотивированных задержек перед началом стрельбы, обучающиеся могут использовать электронные средства и технику, а также служебное, гражданское или учебное оружие.
Следует заметить, что спецпрограммы подготовки полицейских к ситуациям, требующим применения физической силы, спецсредств или оружия, в системе МВД России дифференцированы как отдельные предметы. Юридические аспекты деятельности сотрудников в обозначенных ситуациях изучаются прежде всего на занятиях правовых дисциплин, тогда как умения использовать физическую силу и спецсредства отрабатываются на физподготовке, а навыки владения огнестрельным оружием и его эффективного применения - в рамках огневой подготовки. Действующие упражнения по стрельбе не предусматривают моделирования ситуаций, в которых сотруднику приходится преследовать нарушителя и задерживать его, применяя силу. То же самое касается организации и реализации комплексных занятий, сочетающих аспекты, изучаемые в рамках нескольких дисциплин [4; 5].
Использование технических средств и устройств электронного типа с условием соблюдения требований безопасности относительно работы с огнестрельным оружием дает возможность увеличить список упражнений по стрельбе, реализовать нормативы по огневой подготовке с информативного ракурса, безопасно пользоваться оружием в непривычных ситуациях. Степень физической подготовки сотрудника становится важнейшим компонентом его адаптированности к выполнению стрелковых упражнений самого разного уровня.
Рост продуктивности подготовки полицейских к быстрому и правильному принятию решений в экстремальных ситуациях становится возможным благодаря применению инновационных схем и подходов, выполняющих ключевую функцию в обеспечении обучающихся требуемыми знаниями и практическими навыками.
Список источников _
1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения: 01.09.2023).
2. Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71647620/ (дата обращения: 01.09.2023).
3. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70921312/ (дата обращения: 01.09.2023).
4. Иванов Д. В., Гимазова Ю. В. Эффективность законодательства об организации огневой и физической подготовки полицейских в Российской Федерации // Управление. 2023. Т. 11. № 1. С. 5-15.
5. Филиппов О. Ю. Организация обучения сотрудников полиции основам применения огнестрельного оружия в условиях неопределенности порядка и оснований его применения // Актуальные проблемы полицейского права. Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 158-163.
References _
1. Federal Law "On Police" dated 07.02.2011 No. 3-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165 (date of application: 01.09.2023).
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.07.2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation". URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71647620 / (accessed: 01.09.2023).
3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 385 dated 31.03.2015 "On Approval of the Procedure for organizing personnel training for positions in the Internal Affairs bodies of the Russian Federation". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70921312 / (date of address: 01.09.2023).
4. Ivanov D. V., Gimazova Yu. V. Effectiveness of legislation on the organization of Are and physical training of police officers in the Russian Federation. Management. 2023. Vol. 11. No. 1. Pp. 5-15.
5. Filippov O. Yu. Organization of training of police officers on the basics of the use of firearms in conditions of uncertainty of the order and grounds for its use. Actual problems of police law. Materials of the international scientific and practical conference. Omsk, 2022. Pp. 158-163.