DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_1_89 УДК 343
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРАВОМЕРНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Гедгафов Мурат Мухамедович,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы правомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и вопросы профессиональной готовности к ведению огня в адрес правонарушителя в различных условиях оперативной обстановки.
Ключевые слова: огнестрельное оружие; владение оружием; навык стрельбы; правомерное применение оружия.
UDC 343
FORMATION PROFESSIONAL READINESS FOR POLICE OFFICERS TO THE LEGAL USE OF FIREARMS
Gedgafov Murat Mukhamedovich,
Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article deals with the problems of the lawful use of firearms by police officers and the issues of professional readiness to fire at the address of the offender in various conditions of the operational situation. Keywords: firearms; possession of a weapon; shooting skill; lawful use of weapons.
Одной из крайних мер защиты от противоправных посягательств на жизнь и здоровье граждан, используемых сотрудниками полиции, является применение огнестрельного оружия в качестве составной части служебной деятельности в ходе решения оперативно-служебных задач. На плечи сотрудника полиции возложена обязанность по защите жизни граждан. Также задачей сотрудника является сохранение своей жизни, и для ее решения необходимо уверенное владение оружием.
В последние годы отмечается неуклонный рост преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье граж-
дан и служителей правопорядка. При этом современный криминалитет кроме роста числа преступлений, демонстрирует и качественный рост, становясь более профессиональным, агрессивным и технически ресурсным. Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств со стороны антиобщественных элементов Закон «О полиции» наделяет сотрудников правом на применение различных мер государственного принуждения [7]. Успешному выполнению профессиональных обязан-
ностей способствуют высокие моральные, физические и психологические качества, главными из которых выступают смелость, решительность, умение и готовность распознавать опасность и реагировать на нее не теряя самообладания, а также принимать верные решения. Следовательно, ключевая направленность огневой подготовки сотрудников полиции состоит в формировании у них постоянной готовности к применению огнестрельного оружия, умения принимать в экстремальной ситуации правильные решения, особенно в части установления превосходства над противником [1; 4; 5; 10].
Однако в правоохранительной практике имеют место случаи проявления нерешительности и боязни полицейского применить огнестрельное оружие, что приводит к трагическим последствиям. Причины здесь кроются чаще всего в недостаточной огневой и физической подготовки сотрудников, а также недооценке эффективности использования специальных средств и средств индивидуальной защиты. Данное обстоятельство детерминирует необходимость усвоения личным составом комплекса различных качеств и арсенала теоретических знаний для совершенствования навыков владения огнестрельным оружием.
Нормативно-правовая регламентация организации и проведения огневой подготовки сотрудников полиции содержит весьма традиционный комплекс упражнений с оружием, выполнение которых сводится к отработке монотонных команд в спокойных и стабильных условиях из статических положений. Однако в ходе несения службы огнестрельное оружие применяется в самых разнообразных условиях. Это и темное время суток, и открытое пространство в лесу, и условия ограниченного прицеливания, а также на транспорте, в помещении и пр. И как бы ни сложилась экстремальная ситуация, сотрудник обязан поразить цель с минимальным производством выстрелов, а достичь такого совершенства можно только отработкой действий с оружием до автоматизма. Для этого сотруднику недостаточно отработать выполнение упражнений
на «отлично», необходимо также освоить комплекс тактико-технических навыков обращения с огнестрельным оружием [2; 3; 5].
Современные методы и технологии подготовки сотрудников к стрельбе из огнестрельного оружия не учитывают индивидуальные особенности и способности. А между тем сотрудники, не имеющие практического опыта службы, показывают слабую компетентность при обращении с оружием. Они не всегда понимают всю тяжесть последствий, возникающих в связи с неумелым или неграмотных обращением с оружием. Вместе с тем у многих сотрудников полиции в течение службы может ни разу не возникнуть ситуация, требующая применения огнестрельного оружия, что детерминирует у них уверенность в том, что и впредь будет складываться такая благоприятная ситуация. Это приводит к опасной самоуспокоенности сотрудника, недооценке важности умения обращаться с оружием. Кроме того, сотрудники предпочитают до последнего не обнажаться к оружию и не открывать стрельбу, поскольку в последующем это может привести к таким негативным последствиям, как увольнение, и даже уголовное преследование.
Каждый случай применения огнестрельного оружия сотрудником полиции не остается без внимания в подразделении полиции и в органах прокуратуры на предмет правомерности произведенного выстрела, что приводит к отказу применения оружия со стороны правоохранителей даже в случае очевидной необходимости. Случаями, в которых сотрудники полиции применяют огнестрельное оружие, являются:
- отражение нападения со стороны антиобщественных элементов;
- задержание преступника, оказывающего вооруженное сопротивление;
- задержание лица в процессе совершения преступления и его попытка скрыться;
- пресечение попыток завладеть оружием со стороны правонарушителя;
- защита граждан от нападений, представляющих опасность для их жизни и здоровья;
- пресечение попытки совершить побег из-под стражи задержанных лиц, по-
дозреваемых в совершении преступления [2; 3; 8].
Каждый из указанных случаев является экстремальным, и уровень натренированности приобретает большое значение. Качество натренированности формируется многократностью повторения стрельбы без перерывов в занятиях. Закон «О полиции» обязует сотрудников проходить специальную подготовку, а также проверку на компетентность в осуществлении действий в условиях с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [7]. Это делается для формирования у полицейских устойчивого и правомерного навыка применения огнестрельного оружия в любых ситуациях, обусловленных складывающейся оперативной обстановкой [2; 10].
Сложившаяся современная правоохранительная практика позволяет выделить ряд этапов в профессиональной подготовке сотрудников полиции:
1. Отработка возможных мотивов криминальных конфликтов.
2. Правовая и психологическая оценка мотивов криминальных конфликтов с привлечением юриста и психолога.
3. Разработка моделей криминальных конфликтов различной степени экстремальности на основе объективных и субъективных закономерностей.
4. Наращивание силы психогенных факторов.
5. Формирование психологической устойчивости при применении огнестрельного оружия.
6. Оценка профессиональной компетентности, проявляемой в экстремальных условиях; совершенствование профессиональной компетентности и психологической подготовленности [1; 2; 9].
7. Совершенствование профессионализма сотрудников полиции в части обращения с огнестрельным оружием и в соответствии с запросами современных реалий.
Важной составляющей процесса профессиональной подготовки выступает обучение сотрудников навыкам стрельбы в условиях дефицита времени. Быстротечность, с которой может меняться ситуация, обусловливает отсутствие времени на прицеливание,
а сокращение расстояния между преступником и сотрудником ограничивает возможность перехода в укрытие. Такая обстановка требует от сотрудника высокого уровня профессионализма, физических и волевых качеств, отработанного навыка стрелять «навскидку», не целясь, как с правой, так и с левой руки, сидя, с колена, лежа - в самых разнообразных положениях. В связи с этим при проверке уровня профессионального мастерства стрелков важное значение имеют знания:
- устройства огнестрельного оружия, его огневого потенциала и порядка устранения мелких неисправностей;
- основных видов огнестрельного оружия, находящихся на вооружении современного криминалитета;
- огневого потенциала автоматического оружия, состоящего на вооружении ОВД;
- умения и навыки стрельбы:
- из огнестрельного оружия по различным мишеням (неподвижным, движущимся, периодически появляющимся, в полный рост, в неполный рост и т.д.);
- из различных положений (навскидку, стоя, лежа, не целясь, от живота, находясь в движущемся транспортном средстве и т.д.);
- после физической нагрузки (после бега, подъема по лестнице, в гору и т.д.);
- в различных условиях видимости (при ярком и тусклом освещении, ночью, в тумане, под дождем, слепящем солнце и т.д.);
- на опережение выстрела противника;
- в различных ситуациях несения службы (в одиночку, в составе группы, наряда и т.д.) [1; 2; 5; 7].
Таким образом, указанные знания, умения и навыки формируются и отрабатываются в процессе занятий по профессиональной подготовке, организуемых в образовательных организациях МВД России, а также в подразделениях ОВД. На эффективность формирования компетентности сотрудника полиции существенное влияние оказывает обучение, направленное на отработку сбивающих факторов, в том числе временные факторы, недостаточная освещенность, физическое переутомление, посторонние звуковые раздражители, дистанция огневого контакта с противником [4; 5; 10]. При этом для экстремальной
боевой ситуации характерно проявление одного из видов реакции: дезорганизация, внезапная заторможенность, повышенная эффективность действий и задача руководителя занятия (инструктора) уделить особое внимание развитию у сотрудников полиции наблюдательности и умения правильно оценивать источники угрозы [8; 9].
На основе изложенного можно заключить,
что формированию правомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и достижению высоких результатов практической стрельбы способствуют не только глубокие теоретические знания, но и хорошая техническая и тактическая подготовка в сочетании с высокими морально-волевыми и психологическими качествами сотрудника.
Список литературы_
1. Абидов Р.Р. Правовые основы организации огневой подготовки сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 1. № 5. С. 88-91.
2. Абидов Р.Р. Проблемы правового регулирования огневой подготовки сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 1. № 5. С. 96-99.
3. Гедгафов М.М. Применение современных технологий обучения при подготовке стрелков // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 148-150.
4. Жамборов А.А. Некоторые особенности формирования психологической устойчивости и физической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению боевого оружия // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 343-345.
5. Мухтаров Д.Д. Актуальные вопросы обучения стрельбе сотрудников полиции // Лучшая педагогическая работа 2021: сб. ст. Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2021. С. 101-103.
6. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения 12.03.2022).
7. Солоницкая Э.В., Лапшин И.Е. Формирование у обучающихся образовательных организаций системы МВД России модели правомерного применения огнестрельного оружия // Философия права. 2016. № 2 (75). С. 121-125.
8. Таков А.З. Психолого-педагогические аспекты совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1-1. С. 169-175.
9. Черкесов А.Ю. Огневая подготовка сотрудников полиции, как часть служебно-боевой подготовки // Инновации в науке и практике: сб. тр. по материалам VI Всерос. конкурса науч.-исслед. работ. Уфа, 2021. С. 104-109.
10. Черкесов А.Ю. Педагогические условия совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 227-229.
References_
1. Abidov R.R. Pravovye osnovy organizacii ognevoj podgotovki sotrudnikov policii. ZHurnal prikladnyh issledovanij, 2021, t. 1, No 5, s. 88-91.
2. Abidov R.R. Problemy pravovogo regulirovaniya ognevoj podgotovki sotrudnikov policii. ZHurnal prikladnyh issledovanij, 2021, t. 1, No 5, s. 96-99.
3. Gedgafov M.M. Primenenie sovremennyh tekhnologij obucheniya pri podgotovke strelkov. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2021, No 1, s. 148-150.
4. Zhamborov A.A. Nekotorye osobennosti formirovaniya psihologicheskoj ustojchivosti i fizicheskoj gotovnosti sotrudnikov organov vnutrennih del k primeneniyu boevogo oruzhiya. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2021, No 3 (154), s. 343-345.
5. Muhtarov D. D. Aktual'nye voprosy obucheniya strel'be sotrudnikov policii // V sbornike: Luchshaya pedagogicheskaya rabota 2021. Sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. Penza, 2021, s. 101-103.
6. O policii: Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (data obrashcheniya 12.03.2022).
7. Solonickaya E.V., Lapshin I.E. Formirovanie u obuchayushchihsya obrazovatel'nyh organizacij sistemy mvd rossii modeli pravomernogo primeneniya ognestrel'nogo oruzhiya. Filosofiya prava. 2016, № 2 (75), s. 121-125.
8. Takov A.Z. Psihologo-pedagogicheskie aspekty sovershenstvovaniya ognevoj podgotovki slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Pedagogicheskij zhurnal, 2020, t. 10, No 1-1, s. 169-175.
9. Cherkesov А^и. Ognevaya podgotovka sotrudnikov policii, как chast' sluzhebno-boevoj podgotovki. Innovacii V пайке i praktike: sbornik trudov ро 1г^епа1ат VI Vserossijskogo konkursa nauchno-issledovatel'skih гаЬо1 Ufa, 2021, s. 104-109.
10. Cherkesov A.YU. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya ognevoj podgotovki sotrudnikov policii. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2021, N0 1, s. 227-229.