Голубев В. Б.
системы в городском округе «Город Йошкар-Ола». Новый депутатский корпус Собрания депутатов городского округа в этом процессе примет активное участие, обеспечивая стабильность и согласие в обществе, делая территорию муниципального образования более комфортной для проживания горожан.
Литература
1. Йошкар-Олинское городское Собрание. 10 лет. 19932003 годы / сост. В. А. Полянина. Йошкар-Ола, 2003. 14 с.
2. Текущий архив Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»
3. Васильев Г. Самостоятельность - это больше ответственности // Отчина. Историко-краеведческий журнал. Йошкар-Ола, 2013. № 9. С. 17-19.
4. 15 лет Собранию депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». 1993-2008 гг. Йошкар-Ола, 2008. 15 с.
5. «Город Йошкар-Ола». Здесь будет город - сад // Местное время. 2014. 4 марта.
6. Спасибо всем, кто пришел // Йошкар-Ола. 2014. 16 сент.
7. Утросина С. А., Гаранин Л. А. Конституционные основы государственной власти в Республике Марий Эл: учебное пособие / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2013. 276 с.
L. A. Garanin, S. A. Utrosina
FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGAL BASES OF GOVERNMENT'S REPRESENTATIVE BODIES
OF BOROUGH «YOSHKAR-OLA»
In the article the legal and historical bases of formation and development of government's representative body of the borough «Yoshkar-Ola» are analyzed.
Key words: government's representative body, borough, Yoshkar-Ola city, local self-government.
GARANIN Leonid Ananievich - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of the Legal Support of Public and Municipal Administration, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
UTROSINA Svetlana Anatolievna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of the Legal Support of Public and Municipal Administration, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 321
ПРАВО НА ОППОЗИЦИЮ
Голубев Валерий Борисович,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Проблемы отношений оппозиции и власти были всегда. В статье дается попытка проанализировать некоторые аспекты взаимодействия политической власти и носителей оппозиционных взглядов: в исторической ретроспективе.
Ключевые слова: политическая власть, право, оппозиция, государство, пятая колонна.
С латинского языка термин «оппозиция» переводится как возражение, противопоставление, сопротивление. Оппозиционеры могут выражать свою точку зрения, используя вербальный способ (словесный), митинговый, демонстрационный, с использованием средств, массовой информации, могут проявлять латентное сопротивление, открытое противоборство, насильственные методы. Оппозиция может возникнуть в любой сфере, но, на наш взгляд, самые глубокие и серьезные последствия таит в себе оппозиция в
политической сфере. Она в той или иной мере охватывает практически все сферы общества, все слои населения.
Здесь следует говорить о противостоянии общественных структур носителям государственной власти. Если я встану, к примеру, в позу по отношению к президентам Украины господину Порошенко или США господину Обаме - это личная точка зрения, и моя оппозиция к данным политическим деятелям лично их никак «не зацепит». Политическая оппозиция - это
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
75
Государственное и муниципальное управление
двигатель внутреннего сгорания, это внутреннее дело, политическое действо в рамках государства. Оппозиция на то и возникает, существует, чтобы замечать просчеты политической власти в своем отечестве, оказывать воздействие, призывая к исправлению ошибок и предлагая некоторые подходы к их исправлению и недопущению в будущем.
Если заниматься только критикой, указывая лишь на недостатки в деятельности государственных структур, это будет просто критиканство. Подобная позиция, будь то «системная», «несистемная», «случайная», все равно останется малополезной.
Может возникнуть вопрос: кому нужна оппозиция? Конечно, можно сказать, что в первую очередь она нужна носителям оппозиционных взглядов, ратующих за улучшение дел в стране, в регионе, и для собственного самоутверждения. Но по большому счету она прежде всего должна быть необходима, как питание человеку, временным руководителям государства, региона, органов местного самоуправления. Толковый руководитель не станет давить, преследовать, мстить тем, кто с ним не согласен по каким -либо вопросам. Он будет искать точки соприкосновения, компромиссные решения. И только самовлюбленный деспот будет добиваться изоляции оппозиционеров, вплоть до физического устранения. Так делали абсолютные тираны на протяжении всей истории расцвета монархий. Никем и ничем не ограниченный монарх, князь, царь, король, эмир, шах, сюзерен, император, генсек, президент были и есть и сегодня. Раньше не было никаких законов, предполагающих ограничение их власти. Монарх выступал одновременно в роли руководителя исполнительной власти, принимая наиболее важные для страны и себя законодательные акты, да и судебная система оставалась в его подчинении. Отсутствовало какое либо правовое регулирование государя, вельмож и оппозиции. Народ безмолвствовал, так как не было законов, позволяющих ему, как говорят, «рот раскрывать». При некоторых конституциях, в том числе Российской Федерации, также зафиксирована неограниченная власть Президента. Концентрация власти в одних руках на российской земле - не новелла какая-то. К примеру, Петр I, создав воинский устав, вписал в него категорично: «Государь самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен» [2, с. 114].
К сожалению, некоторые руководители регионов, министерств, ведомств страны зачастую выступают в качестве подобного «неприкасаемого» сюзерена. Так и напрашивается утверждение Людовика XIV, французского короля: «Государство - это я». Подобных людовиков было немало, они присутствуют и на сегодняшней политической арене. В те далекие времена
76
оппозиция, если и возникала, то действовала методами штурма королевских покоев, бунтов, революций. Сегодня методы иные: митинги, демонстрации, публикации.
На дворе 21-й век. Абсолютных монархий осталось не больше десятка. В большинстве стран с такой формой правления народы путем восстаний, законодательных документов сумели ограничить роль монархов. На первый взгляд может показаться странным, но демократические, политические режимы в странах Запада дают все меньше повода зарождению оппозиции, противостоянию общества и политической власти. Парадокс? Нет. Чем демократичнее режим, чем ближе политическое руководство к нуждам народным, тем меньше остается причин и поводов противостояния.
Известно, это магистральная линия деятельности руководителей государства, региона - повышение качества жизни избравшего их населения. Других, более важных задач в политико-правовых деяниях начальства просто не существует. Как мне представляется, в случае постановки властелином на первое место задачи благосостояния своей семьи и друзей, на втрое - проблемы государства, тогда по остаточному принципу достанется внимание народу. По меткому выражению О. А. Мирясовой о нашем государстве «политическое пространство, присущее обществам современного типа, в России замещается властным пространством» [4, с. 112]. И данное замечание справедливо. По этой причине главный водораздел на российской политической арене проходит по линии поддержки и действующей власти или оппозиции к ней.
Проведенные Институтом социологии РАН исследования показали, что почти половина (46 %) оппозиционно настроенных российских граждан считает, что в России нет политических партий, которые действуют в их интересах, а 33 % ответили, что есть такие партии, 21 % затруднились ответить [3, с. 113]. Оппозиционно настроенные россияне не приходят на избирательные участки (56 %), потому что не верят в честность выборов. Носителям политической власти, как представляется, следует задуматься над этой цифрой всерьез, если они хотят не монолога, а диалога с оппозицией. А еще существуют так называемые лояльные, 42 % которых заявили, что «наши голоса ничего не изменят» [3, с. 113]. Относительно «твердой руки» - по данным исследований, проведенных Институтом социологии РАН в 2013 году, 63 % россиян высказались за такое предложение. Сегодня к положению «твердой руки» склонны более 80 % населения, и это не предел. Носителям политической власти страны есть к чему (кому?) апеллировать: мол, большинство - «за»! А тех, кто полагает, что от политических свобод нельзя отказываться ни при каких об-
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Голубев В. Б.
стоятельствах, почти в 2 раза меньше - 37 % [4, с. 89]. Получается какое-то сплетение, соединение появившихся возможностей для самореализации населения со страхом, несправедливостью.
Политика, по меткому выражению древнегреческого политического деятеля Перикла, это жизнь, а жизнь - это политика. Политика априори предполагает присутствие другого мнения, желательно плюрализма (множества) мнений. Правда, считаться с другими мнениями, другими взглядами, позициями властным структурам - хлопотно, нервозно, дискомфортно. И слово «оппозиция» у носителей власти, недостаточно воспитанных, мало толерантных, вызывает политико-правовую аллергию.
К примеру, несогласных с теми или иными действиями политического руководства страны или региона структуры «силовиков», непосредственно подчиненных первым лицам государства или субъекта федерации, могут «растоптать», ошельмовать, загнать в психушку, судить, изгнать за пределы страны или государственного образования, даже убить. Более того, можно организовать публичное «осуждение» действий оппозиционера, даже поглумиться над трупом. Много ли среди нас способных сказать откровенно «большому» начальству то, что думаешь, а не то, что он желает услышать? Кажется, не так много, скорее, совсем немного.
Мне совсем не нравиться выражение, похожее на ярлык, даваемое людям, думающим немного иначе, чем руководитель, - «пятая колонна». Туда, прямо в предатели можно, пожалуй, затолкать и режиссера
Звягинцева с его «Левиафаном» и Радищева с его «Путешествием...», и Некрасова с его «Кому на Руси жить хорошо?», и Лермонтова с «.немытой Россией.», и Чехова с его «Островом Сахалином», и особенно Салтыкова-Щедрина, написавшего в свое время: «самые плохие законы - в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет»; «Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство»; «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях - пирог с казённой начинкой»; «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства» [1, с. 21]. Великий писатель не мог представить, что в 21-ом веке в России может появиться «условный суд», (государственный !).
Возмущенные люди, и сами того не зная, легко могут попасть в разряд оппозиции. Оппозиции к кому - чему? Подумаем вместе.
Литература
1. Александрова-Зорина. Искоренить «пятую колонну» в школьной программе» // Московский комсомолец. 2015. 28 янв.
2. Васильев А. В. Оппозиция и право: исторические и современные аспекты. Право и образование. 2015. № 2.
3. Мирясова О. А. Российская оппозиция как актоинституциональных трансформаций // Полис. Политические исследования. 2013. №5.
4. Петухов В. В. Гражданская активность как альтернатива антидемократическому тренду российской политики // Полис. Политические исследования. 2013. №5.
V. B. Golubev
RIGHT TO OPPOSITION
Problems of the relations between opposition and power have always taken place. In the article it is tried to analyze some aspect of interaction between political power and persons with opposition views retrospectively and at the present time.
Key words: political power, right, opposition, state, the fifth column.
GOLUBEV Valery Borisovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology, the Mari State University, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
77
Государственное и муниципальное управление
УДК 316.485
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Старыгина Полина Сергеевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности развития альтернативных средств разрешения социальных конфликтов. Особое внимание уделено вопросам законодательного регулирования применения подобных средств. Альтернативные подходы к разрешению социальных конфликтов закрепляются в различных нормативных актах Российской Федерации. При этом особое внимание уделяется Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и, соответственно, процедуре медиации.
Ключевые слова: социальные конфликты, посредничество, медиация, альтернативные средства разрешения социальных конфликтов
Сложились в основном два подхода к разрешению конфликтов, возникающих между людьми. Один из них - с позиции силы. Суть его заключается в том, что одна сторона подавляется за счет перевеса другой в силе.
Второй подход - разрешение спорных вопросов с позиции закона. Наиболее распространено здесь судебное разрешение споров. Говоря об этом аспекте разрешения конфликтов, мы выделяем третий подход к разрешению конфликтов - альтернативные средства разрешения конфликтов. Их использование допускает применение закона, но рассматривает конфликт с позиции интересов. То есть стороны получают возможность удовлетворить те интересы, которые были ущемлены.
Несмотря на рассмотренные ранее проблемы, альтернативные средства разрешения конфликтов являются достаточно динамичными, и постепенно круг их применения, в том числе и в нашей стране расширяется. Постепенно складывается практика их применения.
Практически доказана высокая эффективность применения альтернативных средств разрешения конфликтов. Действие альтернативных средств разрешения конфликтов основано на принципе, что разумные стороны при наличии спора предпочтут разрешить его с наименьшими издержками. Подходы, учитывающие интересы сторон при разрешении конфликта, влекут за собой меньше издержек и последствий, чем другие приемы.
Альтернативные средства разрешения конфликтов имеют почти универсальный характер. Они применимы практически ко всем гражданским делам, эффективны при разрешении трудовых и семейных споров, используются в коммерческой сфере. Обсуждается возможность их применения по некоторым категориям уголовных дел.
Разумеется, большая роль в развитии этой сферы принадлежит законодателям.
Например, в Семейном кодексе РФ предусмотрены две главы, которые дают возможность урегулировать отношения супругов после развода, не применяя судебное разбирательство. Это - статьи о
возможности заключения брачного контракта и соглашения об уплате алиментов. Эти нормы позволяют супругам заранее договориться о своих взаимоотношениях после возможного развода.
Практически при решении всех вопросов, будь то ликвидация юридического лица или договорное право, Гражданский кодекс РФ допускает применение досудебных процедур разрешения споров.
Уголовный кодекс РФ предусматривает возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и в связи с деятельным раскаянием.
Трудовой кодекс РФ дает возможность сторонам трудового договора рассмотреть спор в комиссии по трудовым спорам, провести переговоры с участием профсоюза, а для рассмотрения коллективных трудовых споров предусмотрено создание так называемого трудового арбитража.
Наиболее часто применимым способом разрешения конфликта является посредничество или медиация. Те вопросы, которые ранее решались только через суд, могут быть решены не доходя до суда. Тем более, что судебная тяжба может оставить надолго незаживающие раны, которые просто отравляют будущие взаимоотношения. Посредничество позволяет преодолеть это.
Применение медиации как альтернативного суду средства разрешения конфликтов является для нашей страны новой формой. Ее юридический статус определен Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
78
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015