Государственное и муниципальное управление
УДК 316.485
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Старыгина Полина Сергеевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности развития альтернативных средств разрешения социальных конфликтов. Особое внимание уделено вопросам законодательного регулирования применения подобных средств. Альтернативные подходы к разрешению социальных конфликтов закрепляются в различных нормативных актах Российской Федерации. При этом особое внимание уделяется Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и, соответственно, процедуре медиации.
Ключевые слова: социальные конфликты, посредничество, медиация, альтернативные средства разрешения социальных конфликтов
Сложились в основном два подхода к разрешению конфликтов, возникающих между людьми. Один из них - с позиции силы. Суть его заключается в том, что одна сторона подавляется за счет перевеса другой в силе.
Второй подход - разрешение спорных вопросов с позиции закона. Наиболее распространено здесь судебное разрешение споров. Говоря об этом аспекте разрешения конфликтов, мы выделяем третий подход к разрешению конфликтов - альтернативные средства разрешения конфликтов. Их использование допускает применение закона, но рассматривает конфликт с позиции интересов. То есть стороны получают возможность удовлетворить те интересы, которые были ущемлены.
Несмотря на рассмотренные ранее проблемы, альтернативные средства разрешения конфликтов являются достаточно динамичными, и постепенно круг их применения, в том числе и в нашей стране расширяется. Постепенно складывается практика их применения.
Практически доказана высокая эффективность применения альтернативных средств разрешения конфликтов. Действие альтернативных средств разрешения конфликтов основано на принципе, что разумные стороны при наличии спора предпочтут разрешить его с наименьшими издержками. Подходы, учитывающие интересы сторон при разрешении конфликта, влекут за собой меньше издержек и последствий, чем другие приемы.
Альтернативные средства разрешения конфликтов имеют почти универсальный характер. Они применимы практически ко всем гражданским делам, эффективны при разрешении трудовых и семейных споров, используются в коммерческой сфере. Обсуждается возможность их применения по некоторым категориям уголовных дел.
Разумеется, большая роль в развитии этой сферы принадлежит законодателям.
Например, в Семейном кодексе РФ предусмотрены две главы, которые дают возможность урегулировать отношения супругов после развода, не применяя судебное разбирательство. Это - статьи о
возможности заключения брачного контракта и соглашения об уплате алиментов. Эти нормы позволяют супругам заранее договориться о своих взаимоотношениях после возможного развода.
Практически при решении всех вопросов, будь то ликвидация юридического лица или договорное право, Гражданский кодекс РФ допускает применение досудебных процедур разрешения споров.
Уголовный кодекс РФ предусматривает возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и в связи с деятельным раскаянием.
Трудовой кодекс РФ дает возможность сторонам трудового договора рассмотреть спор в комиссии по трудовым спорам, провести переговоры с участием профсоюза, а для рассмотрения коллективных трудовых споров предусмотрено создание так называемого трудового арбитража.
Наиболее часто применимым способом разрешения конфликта является посредничество или медиация. Те вопросы, которые ранее решались только через суд, могут быть решены не доходя до суда. Тем более, что судебная тяжба может оставить надолго незаживающие раны, которые просто отравляют будущие взаимоотношения. Посредничество позволяет преодолеть это.
Применение медиации как альтернативного суду средства разрешения конфликтов является для нашей страны новой формой. Ее юридический статус определен Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
78
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Старыгина П. С.
Данный Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для осуществления в стране альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. С помощью медиатора можно урегулировать споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также возникающие из трудовых и семейных правоотношений. Обязательным является добровольное согласие на медиацию со стороны участников и отказ от обращения к иным правовым процедурам. Достигнутое в результате медиации соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон.
Посредником может стать профессионал старше 25 лет, имеющий высшее образование и прошедший курс обучения по специальной программе подготовки. Также деятельность медиатора может осуществляться на непрофессиональной основе лицами, достигшими возраста 18 лет, обладающими полной дееспособностью и не имеющими судимости. Организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных.
Законом регулируются некоторые общие вопросы осуществления процедуры медиации, в частности, содержание соглашения о ее проведении, порядок соблюдения ее конфиденциальности, сроки проведения процедуры и основания ее прекращения, порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации.
Урегулировать конфликт посредством медиации логичнее всего, когда стороны не заинтересованы в публичном рассмотрении спора и не хотят, чтобы их спор рассматривал суд, когда судебное решение наверняка будет обжаловано; спор когда затрагивает
деликатные вопросы. В России успех медиации зависит главным образом от соотнесения затрат на процедуру медиации с величиной аналогичных судебных издержек. Практика применения медиации в других странах показывает, что данная процедура гораздо дешевле, чем судебные тяжбы. Поэтому там принято обращаться к нейтральному посреднику. У некоторых специалистов вызывает опасение пункт закона о том, что посредниками могут являться непрофессиональные лица, так как неясно, чем они будут оперировать, и будут ли эффективны такие посредники, хотя с другой стороны, очевиден определенный психологический эффект данного положения, так как такой посредник может использовать неформальную обстановку для работы. Эффективность медиации зависит от квалификации медиатора, сложности спорного вопроса, продолжительности самой процедуры.
В распоряжении Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. №2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» сказано, что необходимо оказать поддержку внесудебным формам разрешения конфликтов. В названном документе также высказано следующее пожелание: «По мере развития механизмов и институтов медиации следует рассмотреть целесообразность введения обязательного досудебного этапа использования медиации при возникновении отдельных наиболее сложных категорий корпоративных споров в области эмиссии ценных бумаг и иных ...»
Таким образом, цель медиации - сделать процедуру урегулирования спора удобнее и быстрее. Безусловно медиация в России имеет хорошие перспективы, хотя практика ее применения остается небольшой. Важным остается вопрос: сколько времени потребуется, чтобы общество начало активно использовать эту примирительную процедуру? Но несмотря на имеющиеся проблемы, государство возлагает очень большие надежды на новую примирительную процедуру.
P. S. Starygina
ALTERNATIVE MEANS OF SOCIAL CONFLICTS' RESOLVING:
ISSUES OF LEGAL REGULATION
In article features of development of alternative means of resolving social conflicts are considered. Special attention is paid to the issues of legislative regulation of the use of such means. Alternative approaches to the resolution of social conflicts are fixed in various normative acts of the Russian Federation. Special attention is paid to the Federal law «On alternative procedure of dispute settlement with participation of mediator», and the mediation procedure.
Key words: social conflicts, negotiation, mediation, alternative means of resolving social conflicts.
STARYGINA Polina Sergeevna - Candidate of the Sociology, Associate Professor of Legal Support of the Public and Municipal Administration, the Mari Sate University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
79
Государственное и муниципальное управление
УДК 373.016:340
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
Тысько Лидия Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье обсуждаются проблемы использования личного социального опыта учащихся в процессе обучения праву в свете выполнения новых государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: личный социальный опыт, обучающиеся, обучение праву, педагогика.
В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное общество должно способствовать формированию человека и гражданина, интегрированного в это общество и нацеленного на его совершенствование. Одним из способов подготовки такого гражданина является развитие умения рефлексии своего жизненного опыта, его систематизации и обобщения, применения для решения теоретических и практических задач.
В нормативно-правовых документах поставлена задача использования опыта учащихся в процессе обучения. В частности, в новых Государственных образовательных стандартах формирование опыта учащихся выступает в качестве компонента (четвертого) содержания образования.
Содержание четвертого компонента включает в себя опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность личности к творческому преобразованию действительности. Важными чертами творческой деятельности являются: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; умение видеть новую проблему в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; видение структуры объекта; альтернативное мышление, то есть видение возможных путей решения данной проблемы. Реализуется данный компонент через включение в урок проблемных вопросов, творческих заданий, исследований.
На практике, единогласно признавая важность использования личного опыта учеников, учителя задействуют его на своих уроках лишь периодически, используют ограниченный набор приемов, опираясь только на наиболее активных учеников. Они не связывают получение знаний из опыта с их применением, практикуя обычно что-либо одно. Учителя также испытывают затруднения перед необходимостью применять нетрадиционные методы обучения и нуждаются в разработке технологической модели исполь-
зования опыта учеников. Часть заданий категории «С» Единого Государственного Экзамена по обществознанию должна быть выполнена учениками на «основе личного опыта».
Исследование проблемы использования социального опыта учащихся в обучении носит междисциплинарный характер. Опыт является важнейшей категорией философии и психологии; проблемой его использования в обучении занимаются педагогика и методики обучения различным школьным учебным предметам (в том числе и праву); освоение социального опыта как процесс социализации изучается также социологией. В классической философской и психолого-педагогической литературе полностью обоснована необходимость опоры на опыт в обучении, так как она вытекает из самой природы мыслительного процесса и закономерностей высшей нервной деятельности.
В современной отечественной педагогической литературе вопрос об использовании личного опыта учащихся рассматривается в контексте личностно ориентированного обучения, которое является сегодня одной из центральных проблем.
В отечественной методике преподавания обществоведческих (правовых) курсов до современного этапа можно выделить два всплеска интереса к осуществлению связи обучения с жизненным опытом учащихся - это 1920-е и 1960-е годы. В это время были разработаны многие конкретные методы использования личного опыта учащихся в обучении. В 1966 году в специальной работе В. И. Загвязинского по проблеме исследования была обоснована необходимость такого подхода, изучался сам опыт учащихся, методы его выявления и использования в обучении. Сохраняя свою актуальность, предложенные автором методы обучения, тем не менее, требуют обновления в связи с социально-политической ситуацией и парадигмой обществоведческого образования.
В современной методике обществознания (права) проблеме опоры на опыт ученика уделяется большое внимание - ее отдельные аспекты рассматриваются на
80
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015