Юридические науки
LA
УДК 342:328.1
В. Б. Голубев
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Право на оппозицию
Проблемы отношений оппозиции и власти были всегда. В статье предпринимается попытка проанализировать некоторые аспекты взаимодействия политической власти и носителей оппозиционных взглядов: в исторической ретроспективе и сегодня.
Ключевые слова: политическая власть, право, оппозиция, государство, пятая колонна.
С латинского языка переводится как «возражение, противопоставление, сопротивление». Оппозиционеры могут выражать свою точку зрения, используя вербальный способ (словесный), митинговый, демонстрационный, с использованием средств массовой информации, могут проявлять латентное сопротивление, открытое противоборство, насильственные методы. Оппозиция может возникнуть в любой сфере, но, на наш взгляд, самые глубокие и серьезные последствия таит в себе оппозиция в политической сфере. Она в той или иной мере охватывает практически все сферы общества, все слои населения.
Здесь следует говорить о противостоянии общественных структур носителям государственной власти. Если встать, к примеру, в позу по отношению к президентам Украины господину Поро-шенко или США господину Обаме - это личная точка зрения, и собственная оппозиция конкретного человека к данным политическим деятелям лично их никак «не зацепит». Политическая оппозиция - это двигатель внутреннего сгорания, это внутреннее дело, политическое действо в рамках государства. Оппозиция на то и возникает, существует, чтобы замечать просчеты политической власти в своем отечестве, оказывать воздействие, призывая к исправлению ошибок и предлагая некоторые подходы к их исправлению и недопущению в будущем.
Если заниматься только критикой, указывая лишь на недостатки в деятельности государственных структур, это будет просто критиканство. Подобная позиция, будь то «системная», «несистемная», «случайная», все равно останется малополезной.
Может возникнуть вопрос: кому нужна оппозиция? Конечно, можно сказать, что в первую очередь она нужна носителям оппозиционных взглядов, ратующих за улучшение дел в стране, в регионе, и для собственного самоутверждения. Но по большому счету она прежде всего должна быть необходима, как питание человеку, временным руководителям государства, региона, органов местного самоуправления. Толковый руководитель не станет давить, преследовать, мстить тем, кто с ним не согласен по каким-либо вопросам. Он будет искать точки соприкосновения, компромиссные решения. И только самовлюбленный деспот будет добиваться изоляции оппозиционеров, вплоть до физического устранения. Так делали абсолютные тираны на протяжении всей истории расцвета монархий. Никем и ничем не ограниченный монарх, князь, царь, король, эмир, шах, сюзерен, император, генсек, президент были и есть и сегодня. Раньше не было никаких законов, предполагающих ограничение их власти. Монарх выступал одновременно в роли руководителя исполнительной власти, принимая
48
Юридические науки
наиболее важные для страны и себя законодательные акты, да и судебная система оставалась в его подчинении. Отсутствовало какое-либо правовое регулирование государя, вельмож и оппозиции. Народ безмолвствовал, так как не было законов, позволяющих ему, как говорят, «рот раскрывать». При некоторых конституциях, в том числе Российской Федерации, также зафиксирована неограниченная власть Президента. Концентрация власти в одних руках на российской земле не новелла какая-то. К примеру, Петр I, создав воинский устав, вписал в него категорично: «Государь - самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен» [2, с. 114].
К сожалению, некоторые руководители регионов, министерств, ведомств страны зачастую выступают в качестве подобного «неприкасаемого» сюзерена.
Так и напрашивается утверждение Людовика XIV, французского короля: «Государство - это я». Подобных людовиков было немало, они присутствуют и на сегодняшней политической арене. В те далекие времена оппозиция, если и возникала, то действовала методами штурма королевских покоев, бунтов, революций. Сегодня методы иные: митинги, демонстрации, публикации.
На дворе XXI век. Абсолютных монархий осталось не больше десятка. В большинстве стран с такой формой правления народы путем восстаний, законодательных документов сумели ограничить роль монархов. На первый взгляд, может показаться странным, но демократические, политические режимы в странах Запада дают все меньше повода зарождению оппозиции, противостоянию общества и политической власти. Парадокс? Нет. Чем демократичнее режим, чем ближе политическое руководство к нуждам народным, тем меньше остается причин и поводов противостояния.
Известно, это магистральная линия деятельности руководителей государства, региона - повышение качества жизни избравшего их населения. Других, более важных задач в политикоправовых деяниях начальства просто не существует. Как нам представляется, в случае постановки властелином на первое место задачи благосостояния своей семьи и друзей, на второе - проблемы государства, тогда по остаточному принципу достанется внимание народу. По меткому выражению О. А. Мирясовой о нашем государстве, «политическое пространство, присущее обществам современного типа, в России замещается властным пространством» [4, с. 112]. И данное замечание
справедливо. По этой причине главный водораздел на российской политической арене проходит по линии поддержки и действующей власти или оппозиции к ней.
Проведенные Институтом социологии РАН исследования показали, что почти половина (46 %) оппозиционно настроенных российских граждан считает, что в России нет политических партий, которые действуют в их интересах, а 33 % ответили, что есть такие партии, 21 % затруднились ответить [3, с. 113]. Оппозиционно настроенные россияне не приходят на избирательные участки (56 %), потому что не верят в честность выборов. Носителем политической власти, как представляется, следует задуматься над этой цифрой всерьез, если они хотят не монолога, а диалога с оппозицией. А еще существуют так называемые лояльные 42 %, которые заявили, что «наши голоса ничего не изменят» [3, с. 113]. Относительно «твердой руки» - по данным использований, проведенных Институтом социологии РАН в 2013 году, 63 % россиян высказались за такое предложение. Сегодня к положению «твердой руки» склонны более 80 % населения, и это не предел. Носителем политической власти страны есть к чему (кому?) апеллировать: мол, большинство - за! А тех, кто полагает, что от политических свобод нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах, почти в 2 раза меньше - 37 % [2, с. 89]. Получается какое-то сплетение, соединение появившихся возможностей для самореализации населения со страхом, несправедливостью.
Политика, по меткому выражению древнегреческого политического деятеля Перикла, - это жизнь, а жизнь - это политика. Политика априори предполагает присутствие другого мнения, желательно плюрализма (множества) мнений. Правда, считаться с другими мнениями, другими взглядами, позициями властным структурам хлопотно, нервозно, дискомфортно. И слово «оппозиция» у носителей власти, недостаточно воспитанных, мало толерантных, вызывает поли-тикоправовую аллергию.
К примеру, не согласных с теми или иными действиями политического руководства страны или региона структуры «силовиков», непосредственно подчиненных первым лицам государства или субъекта Федерации, могут «растоптать», ошельмовать, загнать в «психушку», судить, изгнать за пределы страны или государственного образования, даже убить. Более того, можно организовать публичное «осуждение» действий оппозиционера, даже поглумиться над трупом. Много ли среди
В. Б. Голубев
49
нас способных сказать откровенно «большому» начальству то, что думаешь, а не то, что оно желает услышать? Кажется, не так много, скорее, совсем немного.
Многим не нравится выражение, похожее на ярлык, даваемое людям, думающим немного иначе, чем руководитель, - «пятая колонна». Туда, прямо в предатели можно, пожалуй, затолкать и режиссера Звягинцева с его «Левиафаном» и Радищева с его «Путешествием...», и Некрасова с его «Кому на Руси жить хорошо?», и Лермонтова с «.немытой Россией.», и Чехова с его «Островом Сахалином», и особенно Салтыкова-Щедрина, написавшего в свое время: «самые плохие законы -в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет»; «Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство»; «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях - пирог с казенной начинкой»; «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства» [1, с. 21]. Великий писатель не мог представить, что в XXI веке в России может появиться «условный суд» (государственный!).
Возмущенные люди, и сами того не зная, легко могут попасть в разряд оппозиции. Оппозиции к кому - чему? Подумаем вместе.
Ш
1. Александрова-Зорина. Искоренить «пятую колонну» в школьной программе» // Московский комсомолец. 2015. 28 января.
2. Васильев А. В. Оппозиция и право: исторические и современные аспекты // Право и образование. 2015. № 2.
3. Мирясова О. А. Российская оппозиция как актоинсти-туциональных трансформаций // Полис. Политические исследования. 2013. № 5.
4. Петухов В. В. Гражданская активность как альтернатива антидемократическому тренду российской политики // Полис. Политические исследования. 2013. № 5.
1. Aleksandrova-Zorina. Iskorenit' «pjatuju kolonnu» v shkol'noj programme», Moskovskij komsomolec, 2015. 28 janvarja.
2. Vasil'ev A. V. Oppozicija i pravo: istoricheskie i sovre-mennye aspekty, Pravo i obrazovanie, 2015, No. 2.
3. Mirjasova O. A. Rossijskaja oppozicija kak aktoinstitu-cional'nyh transformacij, Polis. Politicheskie issledovanija. 2013, No. 5.
4. Petuhov V. V. Grazhdanskaja aktivnost' kak al'ternativa antidemokraticheskomu trendu rossijskoj politiki, Polis. Politicheskie issledovanija. 2013, No. 5.
UDK 342:328.1
V. B. Golubev Mari State University, Yoshkar-Ola
Right to opposition
Problems of the relations between opposition and power had always taken place. The article attempts to analyze some aspects of interaction between political power and persons with opposition views retrospectively and at the present time.
Keywords: political power, right, opposition, state, the fifth column.