УДК 339.543(091)(470+438)
Э. Бучэк
Правила взимания пошлин по общему таможенному тарифу по европейской торговле Российской империи и царства Польского 1850 г. (1850-1857 гг.)
В статье дается анализ правового регулирования таможенного законодательства Царства Польского в государственном механизме Российской империи (1850— 1868 гг.). Раскрываются вопросы, связанные с реформой, соединившей таможенные системы царства Польского и Российской империи после упразднения таможенной границы и решения с ее помощью фискальных задач.
The article analyses development of legal regulations of customs legislation at Kingdom of Poland (1850-1868) in government mechanism of Russian Empire. It reveals issues related to reform that connected customs system of the Kingdom of Poland and the Russian Empire after abolition of customs border, and to help with solution of fiscal problems.
Ключевые слова: таможенная система, таможенный тариф по европейской торговле, таможенное законодательство, пошлина, таможенная политика, царство Польское, Российская империя.
Key words: customs system, customs regulations, customs tariffs on European trade, customs legislation, custom duty, customs policy, Kingdom of Poland, Russian Empire.
Отношения России и Польши в XIX - начале XX в. продолжают оставаться узловым вопросом в научных дискуссиях польских и российских ученых. В связи с этим большой интерес представляет изучение таможенной политики Российской империи в царстве Польском, ибо она косвенно показывает характер и динамику взаимоотношений двух стран в экономической и политической областях.
В историографии почти нет научных трудов, в которых были бы отражены процессы, связанные с таможенной деятельностью российской власти в царстве Польском. Единственным научным трудом, где эти вопросы нашли свое освещение, является исследование В. Витчевского [2], раскрывшего характерные черты таможенной политики России на польском направлении.
© Бучэк Э., 2016
В своей работе автор выделил особенности промышленного переворота в России в тесной связи с социальными факторами и отметил характерные черты таможенной политики России.
Таможенная политика России второй четверти XIX в. характеризовалась постепенной унификацией законодательства и равномерным институциональным развитием. Этот второй период торгово-политической эволюции в истории польско-российских отношений в рамках единого имперского пространства начинается таможенным тарифом 1824 г. и длится 27 лет, до 1850 г. [2, с. 65]. Он охватывает, таким образом, все царствование Николая I (1825-1855), и целиком время, когда министром финансов был граф Е.Ф. Канкрина (1823-1844) [3, с. 69-71], который явился творцом протекционистской таможенной политики в России первой половины XIX в.
В середине XIX в. в развитии правовых основ внешнеэкономической деятельности Российской империи и царства Польского выделялись две основные тенденции. Во-первых, происходил постепенный переход к сравнительно унифицированной системе правого регулирования внешней торговли на основе единых таможенных тарифов и, во-вторых, складывалась политика умеренного протекционизма [1, с. 33].
Основным документом, реализовавшим эти тенденции, явился высочайший Указ от 13/25 октября 1850 г. об уничтожении существовавшей между империей и царством Польским внутренней таможенной линии и введении в царстве российских таможенных учреждений. По этому закону на Польшу распространились общие таможенные постановления, действовавшие в империи. Таким образом, его главным содержанием стал отказ от тарифной автономии и переход к объединению таможенной системы империи и царства Польского.
10 ноября 1850 г. по указу императора был издан новый общий тариф по европейской торговле для таможен Российской империи и царства Польского. В Манифесте императора отмечалось: «В постоянном попечании о развитии торговли и промышленности, мы приняли за благо, для облегчения как заграничных торговых сношений, так и внутренних между Империю и Царством, издать один общий тариф, со снятием в то же время внутренней, между ними таможенной линии. В следствие того, утвердить рассмотренный в Государственным Совете в Кавказском Комитете составленный Министром Финансов, по сношении с Наместником Царства Польского и Кавказским, общий тариф по Европейской торговле с приложениями, в Правительствующий Сенат (...)» [4]. В тариф были включены следующие приложения: 1) две росписи, из которых в одной, под лит. А, «поименованы иностранные товары,
20
дозволяемые к привозу, для отчистки пошлиной, в таможни и заставы 2-ого и 3-ого классов», а в другой, под лит. Б, означены «товары, дозволенные к привозу исключительно к некоторым таможням»; 2) извлеченные из Таможенного устава «правила для взимания пошлин с цены привозных товаров» [6]; 3) «общие правила для действия тарифа» [6], касающихся разделения таможенных мест на классы, постановлений о правах таможенных мест по европейской торговле по пропуску товаров и порядка применения товаров, в тарифе особо непоименованных.
Тариф действовал как в империи, так и в царстве с 1/13 января 1851 г., со дня получения в каждой таможне, за исключением Одесской портовой таможни.
«Товары, которые к дню получения в таможнях Империи и Царства настоящего тарифа остаются неочищенными пошлиной, - указывалось в документе, - подвергнуть платежу уменьшенной новым тарифам пошлины: по тем же статьям, по которым пошлина этим тарифом несколько возвышаешься, взимано пошлину по прежним положениям» [12, с. 27-37].
Согласно ст. 14 грамоты царства Польского 1832 г. указывалось, что «Царство Польское будет в надлежащей современности участвовать в общих, на потребности Империи расходах. Следующая с оного на сие часть податей и прочих сборов, будет, с точнейшую уравнительностью определена особыми постановлениями» [8]. Пошлины от товаров с территории Польши собиралась в кассе главной Варшавской таможни и направлялись в казну Российской Империи раз в четыре месяца [13, с.18].
Каковы же были правила для взимания пошлин с цены привозных товаров по таможенному тарифу по европейской торговле в империи и в царстве Польском? Об этом мы узнаем из данных Департамента государственной Экономии Государственного совета за 1850 г.
«Объявление для привозных товаров», подаваемое в таможню на очистку товаров вместе с указанием их цены, по правилам для взимания пошлин с цены привозных товаров должен был подписывать хозяин товара или его уполномоченный. При подаче объявления управляющий таможни проверял, что объявление подписано вместе с ценной товара рукой хозяина и подтверждал его. С «объявлением для привозных товаров» могли ознакомиться все таможенные чиновники и служители до окончания очистки товара [12, с.24].
Далее в правилах предписывалось: если кто из таможенных чиновников, прежде «таможенной отчистки» (уплаты пошлин) товара увидел, что цена объявлена низкая; то обязан до учинения платежа пошлин объявить об этом руководству, которое должно доносить об этом в Департамент внешней
21
торговли. По этому объявлению таможня должна товар остановить, и, если усмотрит, что объявленная цена действительно низкая и для казенного интереса последует ущерб, то в 8 дней, считая со дня объявления подозрения, имеет право оставить товар на счет всей таможни, заплатить хозяину из цены и сверх 10 %. Таможенные платежи производились по определению таможни из суммы по действующему тарифу, товары, обложенные пошлиной с цены, дозволено привозить только к некоторым таможням, которые разрешаются на продажу товаров по установленным правилам с аукциона, по соображению обстоятельств и времени, с извещением о назначенных для продажи сроках через газеты или публикации, с подробным объяснением количества и качества товаров. По окончании продажи из вырученной суммы в то же время возвращаются в казну деньги, выданные хозяину товара, отчисляется в доход таможни установленная на товар пошлина по поданному объявлению. Вся прибыльная сумма поступала в кассу, где должна состоять под непосредственным ведением таможенного присутствия, и оставаться в таможне без раздела до истечения года. Сумма ежемесячно свидетельствуется и поверятся на основании общих правил. Раздел этой суммы производился до 10-го января следующего года между начальником округа, управляющим, присутствующими таможнями и всеми чиновниками по привозной части. Таможенный чиновник, который первый объявил о низкой цене товара, получал четвертую часть из всей прибыльной суммы, вырученной от продажи товара, остальные три части разделяются между чиновниками, по сумме получаемого им жалования; в этом разделе и первый объявивший о низкой цене товара имеет такое же участие. «Если таможенной чиновник, участвующий в этом разделе умер, то эта часть ему принадлежащих, не теряется, выдается законным его наследникам. Казна ни чем не пользуется» [12, с. 24-25].
Таким образом, размещенные объявления на «привозные товары» по европейской торговле для империи и царства становились важными финансовыми документами. Обложенные пошлиной товары с цены имели фискальное значение. За уменьшение таможенной пошлины по ошибке и несходству сведений в объявлениях в царстве Польском отвечали хозяин товара и управляющий таможни, который проверял и подтверждал свидетельство на этом объявлении. При этом руководство об убытках в извлечении государственных доходов с таможенных пошлин обязано было доносить в Департамент внешней торговли Министерства финансов Российской империи.
Посмотрим теперь на общие правила для действия тарифа.
По ним переход и проезд через границу, а также «привоз и отпуск товаров» разрешался только через пункты, в которых находились таможни,
22
таможенные заставы и переходные пункты. Товары в царство Польское могли доставляться только через таможни с взиманием пошлин по европейской торговле по общему тарифу 1850 г. Действие этого тарифа распространялось на все европейские портовые и сухопутные таможни и заставы империи и царства Польского [12, с. 29].
Для понимания характера действовавшего в царстве Польском таможенного законодательства в отношении таможенного надзора в приграничном пространстве необходимо прибавить, в дополнение Инструкции царства Польского, изданной правительственной Комиссией финансов и казначейства 4(16) ноября 1842 г. № 84.132 «о внутренней контроле товара очищенного пошлиной в пограничных таможнях», постановления, из числа действовавших в царстве до 1851 г. до введения там таможенного русского управления: «Транспорты товаров, пропускаемые через пограничные таможни или транзитом - по внесении в контрольные книги в таможенных управлениях на второй пограничной черте - могут быть свободно привозимые внутри края» [9].
Следует отменить, что внутренняя структура управления таможенной службы на всем пространстве Российской империи подвергалась изменениям. Реформы XIX в. нашли свое отражение на уровне местного таможенного управления в процессе формирования «окружной системы», которая позволила создать эффективную модель управления таможенным делом в различных регионах Российской империи в том числе и в царстве Польском [10, с. 77].
Система таможенных учреждений (организация таможенной деятельности) была закреплена в таможенном Уставе по европейской торговле для таможен империи и царства Польского 1819 г., согласно которому все российские таможни по европейской границе (морские и сухопутные) были разделены на четыре класса. К первому были отнесены складочные таможни, к которым все без изъятия иностранные товары, не запрещенные тарифом, могли быть привозимы или перевозимы из других таможен для производства таможенных платежей. Это были С.-Петербургская, Архангельская, Рижская, Одесская, Феодосийская, Таганрогская, Московская, Виленская, Киевская, Бердичевская и Варшавская таможни [11, с. 55].
В соответствии с уставом все таможни по европейской границе были разделены на четыре класса: к первому классу относились складочные таможни, ко второму причислялись главные таможни, третий класс составляли декларационные таможни (малые), четвертый объединял таможенные заставы, а также контрольные таможни на средней линии. В этих таможнях осуществлялось оформление ограниченного перечня товаров. Через все контрольные таможни на средней линии между Российской империей и цар-
23
ством Польским пропускались товары, за которые были уплачены пошлины на Варшавской, Люблинской и Новодворской таможнях. При желании на контрольных таможнях можно было внести плату за привоз товара в империю, при этом разрешалось не завозить его на главную таможню.
С 1851 г. все таможни и заставы по европейской торговле - по ст. 1-2 Таможенного устава для царства Польского 1850 г., учрежденные правительством на границах империи и в царстве Польском с ее соседями, подразделялись на три класса [12, с. 27-37]:
Таможни первого класса: 1) Варшавская, 2) Вержболовская, 3) Неплувская, 4) Нешавская, 5) Нейзериская, 6) Щипиориская, 7) Пражеская, 8) Будко-Порембская (граница), 9) Михаловицкая, 10) Завихостская, 11) Томашевская [12, с. 56]. Принимали они на сохранение и оформление все иностранные товары (привозные и выпускные), кроме запрещенных по тарифу для «очистки» пошлиной с правом отправлять их в дальнейшем на склады в Главную Варшавскую таможню. Сроки взимания пошлин с иностранных товаров (со дня ввоза их в таможню) - двухмесячный, а для очистки пошлин - шестимесячный [7, ст. 1-2].
Из общего правила были сделаны некоторые исключения для следующих таможен:
1. «Нешавской, Будко-Норемской (граница) и Завихостской, в которых купцам, пользующимся складочным правом, дозволяется иметь товары неочищенными пошлиной в течение восьми месяцев; сверх того из этих таможен могут быть отправлены в течение двух месяцев привезенные к ним товары на складку в таможни С. Петербургскую и Московскую».
2. Варшавской таможне представляется права в шести и восьмимесячный срок отправлять товары обратно на границу, или очищать их пошлиной.
Таможни второго класса были следующие: 1) Винцентская, 2) Зелюн-ская, 3) Любичская, 4) Слупецкая, 5) Верушовская, 6) Гербская, 7) Иголокий-ская, 8) Кршешовская [12, с. 57]. Эти таможни пользовались такими же правами, как таможни 1 класса. В этих таможнях оформлялись все разрешенные привозные и выпускные товары, а также товары, которые направлялись в таможни 1 класса. Для проведения указанных таможенных процедур привозной иностранный товар мог оставаться неоплаченным пошлиной не более двух месяцев, считая со дня привоза этих товаров [7, ст. 3-6].
Из общего правила о таможнях 2 класса устанавливались следующие исключения:
а) «таможням в Ванценте и Гербах предоставляются все права первоклассных таможен»;
б) таможне в Слупцах «предоставляется право очистки пошлиной, кроме товаров, поименованных в росписи под лит. А, к тарифу приложенной, всяких мануфактурных изделий, к ввозу позволенных, привозимых с собою проезжающими купцами, за исключением тех предметов, которые, по росписи лит. Б, дозволяются к привозу исключительно к некоторым только таможням»;
в) «таможням в Иголоме и Кршешове представлялось право досматривать и очищать пошлиной на венгерские и австрийские вина»;
г) «таможне в Люблине предоставлялось право в пять зимних месяцев, т.е. с 1-го ноября по 1-е апреля нового года, досматривать и очищать пошлиной на товары колониальные, жидкие товары, кроме крепких напитков» [12 с. 57].
Таможни третьего класса: 1) Филионовская, 2) Доброжинская, 3) Служевская, 4) Вильчинская, 5) Челноховская, 6) Гродзинская, 7) Подгра-бовская, 8) Болеславецкая, 9) Нездарская, 10) Берйская 11) Долгобычевская [12, с. 57]. Через эти таможни проходили все иностранные товары. Очищать пошлиной можно было только определенные товары. В указанную таможню товар, как правило, направлялся следующим образом: таможенное оформление осуществлялось либо в этой же таможне, либо складочной. Срок для уплаты пошлины (таможенной очистки) - 1 месяц [7, ст. 7-9].
Кроме таможен трех классов, организовывались таможенные заставы и таможенные места, учрежденные для особого назначения («часть для привоза и отпуска товаров, а часть для особого назначения, которые не причисляются ни к какому классу») [12, с. 57].
Заставы находились в Владиславове, Рачках, Богуше, Домброве, Хоржеле, Млавке, Осеке, Радзееве, Пиотркове, Скулские, Поденже, Мондр-жиеве, Несуловицах, Шпцах, Сераелавицах, Опатозце, Сандомире и в Лон-жеке Закликовском [7, ст. 10-11]. Таможенные заставы имели право пропускать все беспошлинные иностранные товары и очищать пошлиной по следующим видам товаров: деготь и смолу, камни мельничные, точильные и оселки, масло коровье и овечье, олово в слитках, орехи лесные, скот разный. Кроме того, заставе в Серославицах предоставлялось право взимать пошлину с привозимых из заграницы венгерских и австрийских вин [7, ст. 10-11].
«Каждая таможня и застава, - отмечалось в ст. 23 Устава, - должна иметь при входе в оную щит с изображением государственного герба и с надписью: такая-то таможня или застава» [12, с. 5]. А в ст. 24 читаем: «На таможенных строениях, где окажется удобным, поставляется светло-зеленый с белым Андреевским крестом флаг, который поднимается и спускается при начале и окончании ежедневных действий» [12, с. 59].
Вышесказанное позволяет сделать выводы, что создание подобной организации таможни диктовалось потребностью дальнейшего совершенствования органов таможенного управления и обусловлено это было ростом экономики и расширением внешнеэкономических связей.
За все привозные из-за заграницы иностранные товары пошлина уставлялась с веса, меры, и счета товаров и с цены по правилам приложенным при тарифе.
Если на таможню доставлялись иностранные товары, не включенные в тариф, то таможня при их оценке была обязана ориентироваться на товары, ближайшие по качеству и свойствам. О поступавших товарах таможне предписывалось немедленно доносить в Департамент внешней торговли, с представлением образцов. По указанию департамента с хозяина данного товара с его согласия и за его подписью могла взиматься дополнительная пошлина. Для единообразного действия в подобных случаях Департамент внешней торговли и Комитет мануфактурного совета, с разрешения министра финансов рассылали всем таможням специальное циркулярное предписание [7, ст. 23].
За умышленно неправильное оформление товаров руководители таможен привлекались к ответственности. В случае же разрешения к провозу запрещенных товаров или товаров, непоименованных в тарифе, к ним применялись меры по ст. 650 Таможенных уставов [7, ст.24]. Пассажиров и пассажирские вещи пропускались в Россию на основании особых правил, изложенных в ст. 1062-1105 Таможенных уставов [12, с. 37].
Все разрешенные к экспорту товары разрешалось отправлять за границу через все «таможенные места» в таком же порядке, как и при их ввозе.
Постоянный вычет на тару - для означения в объявлениях количества -определялся: «из привозных товаров на один мокрые, а из отпускных из России на все без изъятия, по табелям, при Тарифе приложенным. На все сухие привозные товары постоянного вычета на тару не установлено; а некоторые из них, особо в табели не поименованные, полагается тара, с тем, что всякий купец, несогласный на вычет по одной процентов, имеет право требовать превешивания товара на лицо; все же прочие привозные сухие товары, в той табели непоименованные, следует вывешивать на лицо. (...) Товары бумажные, льяные, шелковые и шерстяные привозимые навернутыми на досчечки и каточки, а также привозимые и по внутренних чехлах, сорочках и обертках, при очистке пошлиной, вывешиваются вместе с оными, не вычитая на до-счечки, каточки, чехлы, сорочки и обертки никакой тары» [12, с. 37].
Таможни царства Польского взимали на основании тарифа дорожный и сплавный сбор с товаров «привозных, отпускных и транзитных», а также с проезжающих через границу пассажиров [12, с. 37].
Иностранные товары согласно правилам о транзите, «очищенные пошлиной» в российской таможне, отправлялись в Одессу после взимания дорожного и сплавного сбора [12, с. 37].
Вся таможенная деятельность должна была производиться от восхода до захода солнца, и по желанию хозяев товаров - по воскресным и праздничным дням.
В целом отмена внутренней таможенной границы с царством Польским требовала новой организации таможенного дела, что и было реализовано с утверждением нового таможенного тарифа по европейской торговле для империи и царства Польского 1850 г., более прогрессивного и либерального, чем прежние тарифы.
При осуществлении таможенной реформы преследовались две цели: не нанести ущерба отечественной промышленности и соблюсти выгоды казны [12, с. 37]. Законодатель, возражая на доводы увеличения производительности промышленности при росте пошлины, ссылался на интересы потребителей и казны. Главными статьями таможенного дохода оставались чисто фискальные статьи, выражая направление русской таможенной политики [12, с. 36].
Иными словами, стремление власти в этом вопросе было направлено к тому, чтобы, с одной стороны, облегчить ввоз продуктов, полезных для развития индустрии (сырье, химические продукты), хоть и с серьезным ущербом для казны и внутренней добычи сырья, а, с другой - содействовать импорту товаров, увеличивающих таможенные поступления (колониальные товары). Из этих данных видно, как умеренно было смягчение протекционизма.
Таким образом, новый таможенный тариф 1850 г. стал одним из основных правовых актов в сфере регулирования внешней торговли, отразившим процесс постепенного перехода России в конце 1840-1850-х гг. от строго охранительной к умеренно покровительственной таможенной политике. Тариф представлял собою попытку стимулирования индустриального развития страны с помощью конкуренции и снижения уровня цен. Поэтому изменения в правовой базе имели экономические и политические предпосылки.
Новый общий таможенный тариф положил также конец особому положению царства Польского в экономических и политических отношениях. Установленные правила для взимания пошлин с цены привозных товаров и общие правила для действия тарифа по европейской торговле в империи и в царстве Польском содействовали облегчению торговых сношений стран. Со-
27
единение таможенной системы царства Польского с империей способствовало фискальным интересам извлечения государственных доходов с таможенных пошлин.
Список литературы
1. Абашева Е. А. Нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в I половине XIX в. - М., 2002.
2. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России от Петра Великого до настоящего времени / пер. с нем. - СПб., 1894.
3. Логинова А. С. Правовое регулирование таможенных отношений в России; история и современность. - Н. Новгород, 2013.
4. ПСЗРИ. Собр. 2-е. - Т. XXV. - № 24533.
5. ПСЗРИ. Собр. 2-е. - Т. XXV. - № 24533.
6. ПСЗРИ. Собр. 2-е. - Т. XXV. - № 24533.
7. ПСЗРИ. Собр. 2-е. - Т. XXV. - № 24598.
8. ПСЗРИ. Собр. 2-е. - Т. VII. - № 5165.
9. Российский государственный исторический архив Ф. 21. Оп. 1. Д. 5 Л. 191.
10. Симонова О. В. История таможенного дела и таможенной политики России. - Новороссийск, 2014.
11. Таможенное дело в России, X - начало XX в. / под общ. науч. ред. А.Н. Мячина. - СПб., 1995.
12. Указ Императора, из Правительствующего Сената 13 (25) октября 1850 г. Общий тариф по европейской торговле для таможен Империи и Царства Польского, по 1- Департаменту // Материалы представленные на рассмотрение в Департамент Государственной Экономии Государственного Совета за 1810-1906 г. СПб., 18101906. - Т. 7. - 1850.
13. Radziszewski Н. Skarb i organizacja wladz skarbowych w Kr6lestwie Ро^Ыт. Т 2. - Warszawa, 1907.