Научная статья на тему 'О положении служащих таможенных органов по таможенному уставу 1850 г. Для царства Польского (1850-1868 гг. )'

О положении служащих таможенных органов по таможенному уставу 1850 г. Для царства Польского (1850-1868 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
380
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ / НАГРАДЫ ИЗ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СБОР / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ / CUSTOMS SYSTEM / CUSTOMS OFFICE / AWARDS OF CUSTOMS REVENUE / CUSTOMS LEGISLATION / CUSTOMS DUTY KINGDOM OF POLAND / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бучэк Э.

В статье рассматривается правовое регулирование социального положения таможенных служащих царства Польского в свете нового таможенного законодательства 1850-1868 гг. Делается вывод о том, что в середине XIX в. в таможенных учреждениях царства Польского уже существовала стройная система подбора кадров и проводилась активная социальная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the legal regulation of the social position of customs officials of the Kingdom of Poland in order of the new customs legislation from 1850 to 1868. Concludes that in the middle of the XIX century in the customs institutions of the Kingdom of Poland has already existed efficient recruitment system and carried out an active social policy.

Текст научной работы на тему «О положении служащих таможенных органов по таможенному уставу 1850 г. Для царства Польского (1850-1868 гг. )»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 339.5-057.1(470+438)(091)

Э. Бучэк

О положении служащих таможенных органов по Таможенному уставу 1850 г. для царства Польского

(1850-1868 гг.)

В статье рассматривается правовое регулирование социального положения таможенных служащих царства Польского в свете нового таможенного законодательства 1850-1868 гг. Делается вывод о том, что в середине XIX в. в таможенных учреждениях царства Польского уже существовала стройная система подбора кадров и проводилась активная социальная политика.

The article shows the legal regulation of the social position of customs officials of the Kingdom of Poland in order of the new customs legislation from 1850 to 1868. Concludes that in the middle of the XIX century in the customs institutions of the Kingdom of Poland has already existed efficient recruitment system and carried out an active social policy.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные должности, награды из таможенных доходов, таможенное законодательство, таможенный сбор, Российская империя, царство Польское.

Key words: customs system, customs office, awards of customs revenue, customs legislation, customs duty Kingdom of Poland, Russian Empire.

В Российской империи внешняя торговля приобрела первостепенное значение в пополнении доходов страны. Значительный вклад в копилку государства внесли и таможенные органы. Базовым элементом таможенной организации являлся ее личный состав. Его подбор и социальное положение в середине XIX в. и освещается в этой статье.

Рассмотрение социальной политики в сфере таможенной деятельности позволяет не только заполнить существенную лакуну в истории таможни, но и обеспечить компаративистский анализ социальной политики всех ведомств Российского государства. Кроме того, в статье показана важная роль таможенных органов в защите социально-экономических интересов своих служа-

© Бучэк Э., 2016

щих. Ведь таможня не только прямо защищает экономические интересы государства и крепит благосостояние народа, но и формирует общественное мнение о значимости таможенной службы и ее деятельности [1, с. 28].

Историк таможенной политики России Ю.Г. Кисловский отмечал, что в соответствии с российскими таможенными уставами первой половины XIX в. постоянное внимание уделялось подбору кадров, профессиональной подготовке и личностным качествам служащих [6, с. 234].

В историографии из исследователей, интересовавшихся этим вопросом, можно выделить труды П. А. Зайончковского [5], который в своих научных трудах доказал, что имеются подтвержденные данные о представителях потомственного дворянства среди различных категорий чиновничества и их количество к концу XIX в. значительно возрастает. В материалах Особого совещания по делам дворянского сословия, хранящихся в фонде Канцелярии Министерства внутренних дел по делам дворянства, содержатся опубликованные А.П. Корелиным указанные выше данные [5, с. 28-29]. В начале века уровень образования чиновников был крайне низким. Только в 1804 г. была создана система высших, средних и низших учебных заведений: университеты, губернские гимназии и уездные училища. Особым видом было обучение домашнее. В результате 6 августа 1809 г. появился Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники». Первый пункт указа гласил, что с момента издания его «никто не будет производимым в чин коллежского асессора, если он помимо необходимой выслуги лет» и «сверх отличных отзывов начальства не предъявит свидетельства от одного из состоящих в империи университетов, что он обучался в оном успехам в науках, гражданской службе свойственным, или что, представ на испытание, заслужил на оном испытании одобрение в своем знании» [5, с. 30]. Проводилась программа испытаний, которым должны были подвергаться чиновники. Она состояла из четырех разделов: «Науки словесные», «Правоведение», «Науки исторические» и «Науки математические и физические». Так, по словесным наукам было необходимо знание грамматики русского языка «и правильное на одном сочинений», а также знание иностранного языка. Программа по правоведению требовала познания «права естественного, права римского и права частного гражданского (с приложением к российскому законодательству)». Кроме того, имелось в виду знание важнейших разделов общего права, как то: «экономии государственной» и уголовных законов. Раздел «исторических наук» предполагал «основательное познание» отечественной истории, а также знание всеобщей истории «с частями, к ней при-

9

надлежащими, с географией и хронологией». Также необходимы были общие понятия о статистике, особенно Российского государства. «Объем знаний по математике и физике был минимален, он включал в себя знания арифметики с геометрией, и общие сведения в главных частях физики» [5, с. 31]. Экзамены должны были производиться особой комиссией, состоящей из ректора университета и трех профессоров. В летнее время, с мая по октябрь, как указывалось в законе, должны были организовываться при университетах курсы для подготовки чиновников к указанным экзаменам. Указ 6 августа 1809 г. вызвал ужас у чиновничества и ненависть к графу М. М. Сперанскому (советник царя Александра I, русский реформатор, законотворец). Законом об экзаменах на чин были недовольны и широкие круги дворянства. Все имевшие право поступления на государственную службу начинали с должности канцеляриста за исключением тех, кто получил высшие образование. Лица, окончившие высшие учебные заведения, определялись на службу, получая одновременно классный чин. Для определения первого классного чина нужно было два года опыта, 2-го - четыре года, 3-го - пять лет и 4-го - 12 лет. Кроме того, для получения 4-го классного чина требовалось наличие университетского диплома или аттестата о сдаче соответствующего экзамена. Наконец, для производства в чин статского советника для производства в чин надворного советника требовался 4-летний срок службы. Для производства в чин статского советника недостаточно было выслуги лет. Для этого требовались: 1) свидетельство о том, что представленный чиновник 10 лет служил с ревностью и усердием; 2) что в числе разных должностей, по крайней мере два года, он действительно замещал место советника, прокурора или начальника положенной по штату экспедиции. Кроме того, требовался отзыв начальства, в котором указывались « отличные заслуги», которые он имел (в соответствии с «Положением о производстве в чины по гражданской службе»). С другой стороны, устанавливались существенные льготы по образованию (более чем на 50 % меньше). По общим срокам - за выслугу -производились для первого разряда дворяне за 24 года, не дворяне - 26 лет: для второго разряда дворяне - за 30 лет, не дворяне - за 36 лет: и третьего разряда - дворяне - за 37 лет, а не дворяне - за 42 года. Такой порядок существовал до 1856 г. В Департаменте законов Государственного совета рассматривался вопрос об определении общего срока производства в чины. Большинство членов Государственного совета критиковали Положение 1834 г., дававшее преимущество по службе лицам образованным. Они видели в этом преграду в первую очередь экономическому развитию страны и поэтому решительно высказывались за ликвидацию преимуществ при произ-

10

водстве в чин для лиц, получивших образование. Это разделяло чиновников на две касты: как бы опричных и опальных; оно сделало из науки спекуляцию и окончательно увлекло в службу гражданскую всех просвещенных людей -человек образованный не остается теперь ни купцом, ни фабрикантом, ни помощником, все они идут в службу. Александр II утвердил мнение большинства. Сохранились два вида производства: «за выслугу» и «за отличие». Сроки производства за выслугу установились в 3 года. При производстве « за отличие», указанные сроки сокращались на 1 год. Такой порядок действовал до конца XIX в [5, с. 28-39].

И в этом у таможенных властей имелся серьезный карт-бланш, так как в Таможенном уставе для царства Польского от 5 ноября 1850 г. а потом в российским Таможенном уставе 1857 г. подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское ни военное не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части (...)» [7, ст. 185; 12, с. 13-14].

Посмотрим, как это осуществлялось по нормативным документам.

Порядок замещения таможенных должностей определяла ст. 42-180 Таможенного устава для царства Польского 1850 г. Таможенный сбор, составляя одну из значительных статей государственных доходов, требует для отправления таможенной службы чиновников опытных. Уставом вводился категорический запрет замещения должности начальника таможенного округа, управляющего таможней и члена таможни лицом, не имеющим опыта работы в таможенных органах: «Как таможенная служба требует чиновников опытных, то ни в какой вышей должности начальник округов, управляющие таможен и члены, не могут быть определены неслужившие по таможенной части» [7, ст. 42]. В целях комплектования штатов таможен квалифицированными кадрами устав предусматривал организацию подготовки чиновников таможенных учреждений. Успешно прошедшие курс обучения принимались на вакантные должности и использовались для выполнения письменных, счетных и другого рода дел. Далее отмечалось: «Главное таможенное начальство обязано изыскивать способнейших и усерднейших к пользам казны, и давать им возможность получать аванс на высшие места» [7, ст. 43]. Кроме того, для составления портовых комиссий полагалось, чтобы один из членов имел знание иностранных языков, так и форм иностранного делопроизводства.

Российский Таможенный устав 1857 г. повторяет эти особые требования к таможенным служащим. К примеру Начальниками таможенных округов, управляющими главную таможню и членами таможен и застав могли назначаться только те лица, которые имели ли уже выслугу лет по таможен-

11

ной части, соответствующий опыт, а также в верности испытаны и доверия достойны и были «в верности испытанных и доверия достойных» были» [12, с. 13-14].

Согласно ст. 57-61 Таможенного устава для царства Польского 1850 г. порядок принятия на службу должностных лиц и определения их на вакансии был следующим:

«На должность начальника округа и управляющего Варшавской таможней назначения производились по представлению Директора Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов и по взаимному соглашению Министра с Наместником, причем с Высочайшего разрешения».

«Управляющие таможен 1 и 2 класса получали должность на основании приказа Министра Финансов по представлению Директора Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов и по взаимному соглашению Министра с Наместником».

«Назначение управляющих других таможен и застав зависело от решения Директора Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов. При этом об определении каждой должности Департамент извещал Канцелярию Наместника» [7, ст. 57-61].

«Начальников бригад пограничной стражи назначали из числа служащих штаб-офицеров по соглашению Министерства Финансов с Наместником и по Высочайшему разрешению».

«Ротные командиры, надзиратели, их помощники и запасные офицеры вступали в должность по приказу Министра Финансов на основании представления Департамента Внешней Торговли с объявлением о приказах, отдаваемых Министром по пограничной страже. Об определении каждого из офицеров сообщалось Департаменту таможенного отделения и в Канцелярию Наместника» [7, ст. 57-61].

Увольнение таможенных чиновников и офицеров пограничной стражи производилось тем же порядком, как и их назначение [7, ст. 62-72]. Производство в классные чины и представление к наградам по службе чиновников таможни и офицеров пограничной стражи осуществляли начальники округов через Департамент внешней торговли [7, ст. 87-88].

Все таможенное чиновники имели мундир Министерства финансов и носили его на основании правил о службе гражданской (Свод законов т. 3 ст. 935) [7, ст. 119]. Жалование определялось штатами [7, ст. 124-126]. Начальники округов и другие таможенное чиновники получали оклады на квартиры, разъезды и письменные дела [7, ст. 126]. Чиновники, служители таможен и застав, начальники округов и офицеры пограничной стражи полу-

12

чали сверх жалованья определенное содержание и денежные награды в размере 3 % от суммы всего таможенного дохода. Выдаваемое офицерам пограничной стражи пособие до 45 % и жалованье производилось из суммы Департамента внешней торговли, по указанию Министерства финансов.

Нижние чины пограничной стражи в целях обеспечения себя обмундированием, вооружением и содержанием получали необходимые средства частично натурой, а частично деньгами по приложенной табели [7, ст. 130].

Плата за содержание и лечение больных нижних чинов в городских больницах и военных госпиталях, равно и за погребение умерших, производилась по цене, установленной уездными опекунскими советами и военным начальством царства. Платеж осуществлялся из остатков от процентов, облагаемых с таможенных доходов для награждения чиновников [7, ст. 142]. Следовательно, законодатель предусмотрел полное содержание и медицинское обеспечение заболевших таможенных служащих, что создавало определенный контраст при сравнении с отношением к заболевшим в других ведомствах и сферах деятельности.

Например, первое узаконение о помощи больным рабочим мы находим только в высочайше утвержденном «Положении о рабочих людях при Императорских фарфоровом и стеклянном заводах» от 19 января 1860 г. [8]. По ст. 26 этого положения больной рабочий в течение двух месяцев получал содержание от завода: холостой - в размере трети оклада или задельной платы, женатый бездетный - половины, женатый с детьми - двух третей. Кроме того, в течение этого времени завод оплачивал лечение больного в лечебном учреждении.

Данный подход был реализован и в ст. 65 высочайше утвержденного «Положения о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства финансов» от 8 марта 1861 г. [9], однако с некоторыми изменениями: больной содержался в заводской больнице; холостые получали треть жалования или задельной платы только в том случае, если они имели на своем попечении ближайших родственников; больной мог находиться в лечебном учреждении более двух месяцев до полного выздоровления за счет завода. Именно в этом законодательном акте впервые была закреплена ответственность предпринимателя за заболевания, вызванные заводскими занятиями. Однако это не помешало в некоторых случаях оплачивать содержание больного рабочего в больнице не заводоуправлениями, а из кассы горнозаводских товариществ [2, ст. 123].

Лечение рабочих на золотых и платиновых промыслах было возложено на капиталиста, но заработную плату или суточные деньги рабочие получали

13

только в случае увечья, произошедшего вследствие неприятия золотопромышленником предписанных горным уставом мер предосторожности (прим. к ст. 661 Устава горного, п. 36) [14, с. 757; 15 с. 113]. На нефтяных промыслах промышленники были обязаны оказывать рабочим медицинскую помощь по ст. 599 Устава горного [13, с. 61].

По ст. 329 Устава путей сообщения судорабочие имели право на бесплатную медицинскую помощь за счет хозяина только в результате увечий, полученных в чрезвычайных случаях [15, с. 28].

Медицинская помощь в фабрично-заводской промышленности начала регулироваться только в связи с эпидемией холеры в Москве и Московском районе, высочайше утвержденным 26 января 1866 г. циркулярным распоряжением Комитета министров губернаторам об устройстве при фабрично-заводских предприятиях больничных помещений по расчету: одна кровать на 100 человек рабочих.

По закону от 3 июня 1886 г. было запрещено взимание с рабочих платы за врачебную помощь. Однако закон не включал в себе указания на продолжительность лечения, и так как договор мог быть расторгнут рабочим при найме на срок неопределенный за две недели, то на практике сложился только двухнедельный курс лечения больных рабочих [4, с. 15]. Устав о промышленности разрешал расторжение договора найма в случае обнаружения у рабочего заразного заболевания. Такие больные получали расчет и удалялись с предприятия без всякого лечения [3, с. 418].

Награды из таможенных доходов регулировала ст. 153-161 Устава. Все суммы, взысканные пенями и вырученные из конфискаций, делились между таможенными чиновниками и другими лицами, которые оказывали содействие за вычетом 3 %, которые поступали в таможенный капитал, назначенный для выдачи пенсии таможенным чиновникам. В награждении участвовали все таможенные чиновники и другие служители, равно чиновники пограничной стражи, которые ревностно и деятельностно содействовали к воспрепятствованию утаения пошлин и приращению таможенного дохода. Награждения назначались министром финансов по представлению главного таможенного начальства, подносимого ежегодно на высочайшее утверждение [7, ст. 153-161].

Устав подробно регулировал награды из таможенных доходов: «Для пособия и награждения чиновников таможенной службы и пограничной стражи, отлагается в таможнях и заставах ежемесячно 3 % таможенного дохода в казну поступающего» [7, ст. 153], а также «должно отчисляться 3 % из суммы, выручаемых от продажи товаров, уступленных казне вместо пошлин;

14

отчисляться 3 % ежемесячно со всех поступивших в течение месяца по тарифу пошлин, с привозных и отвозных товаров и с акцидеций, взимаемых за неподачу в срок объявлений и из других сборов, а также 3 % из денег, следующих в пошлину за конфискованные позволенные товары» [7, ст. 153].

На таможнях и заставах оставался 1 %, а остальные 2 % отсылались ежемесячно в Варшавскую таможню. Об этой отсылке таможни и заставы доносили Департаменту внешней торговли [7, ст. 155]. Сумма в 1 % назначалась для выдачи таможенным чиновникам, служителям, начальнику округа и другим чиновникам округа как прибавка к получаемому жалованию [7, ст. 155]. Прибавка к получаемому жалованию из 1 % суммы выдавалась всем состоящим при таможне чиновникам и служителям [7, ст. 156].

Встречаем мы в это время и другой интересный опыт: «2 % суммы таможенных доходов отсылается в течение года, по распоряжению Департамента Внешней Торговли, в Государственный Банк для приращения процентов. Из поступающей в ведение Департамента Внешней Торговли 2 % суммы выдается в пособие к жалованию всем таможенным чиновникам и офицерам пограничной стражи по 45 % и канцелярским служителям по 35 % с жалования, чтобы награждение не имело вида непременного оклада, и чтобы не уменьшалась ревность служащих, то выдается оно каждые 6 месяцев, по особому распоряжению. Министерство Финансов уполномочивается отказывать в награждении тем таможням и лицам, которые будут замечены менее рьяными по службе, или уменьшать их часть. 10 % пособия вычитается в пользу инвалидов, подобно как при первом проценте» [7, ст. 160].

Остатки в 2 % использовались в качестве наградных по усмотрению Департамента внешней торговли с разрешения Министерства финансов, частично по особым случаям в течение года, а чаще всего по общему состоянию дохода и исходя из заслуг разных мест и лиц. Здесь больше имелись в виду первоклассные таможни и те чины пограничной стражи, которые оказали особые услуги. При выдаче этих награждений 10 % отчислялось в фонд для инвалидов, а остатки процентов добавлялись к суммам Департамента внешней торговли «на случай усиления чрезвычайных расходов, особенно по пограничной страже и по строительной части» [7, ст. 161].

Как видим, уже в середине XIX в. в целях социального обеспечения и усиления мотивации таможенных служащих использовались такие формы, к которым русская промышленность подошла только в конце столетия [3, с. 621-622].

Пенсии и единовременные пособия производились по ст. 162-180 Устава: «10 % вычитаемые из сумм произошедших от конфискации и де-

15

нежных пеней, причисляются в капитал для пенсий таможенных чиновникам. Капитал, по мере поступления, по прошествии каждые три месяца отсылается для причисления к общим государственным доходам, в государственное казначейство, из которого производится все вообще пенсии и единовременные пособия» [7, ст. 162-180].

Пенсии выдавались таможенным чиновникам, которые закончили службу, а также по смерти их вдовам и детям до совершенного возраста по общему Уставу пенсий (см. Устав пенсий) [7, ст. 166]. В ст. 167 Устава указывалось: «Половина годового, по сложности трех лет жалования, определяется в пенсию за 30 лет до срока, прибавляется десятая часть другой половины» [7, ст. 167].

Чиновникам, которые меньше 30 лет находились в службе, но ставшие нетрудоспособными по причине полученного в таможенной службе увечья, определялась пенсия в размере половинного жалования последних трех лет службы. Чиновникам таможенного ведомства, прослужившим 30 и более лет и оставляющим службу по невозможности продолжать ее вследствие увечья, полученного им при борьбе с контрабандистами, в пенсию назначался полный оклад того жалования, которое производилось им в последние три года службы. Семейству таких чиновников, в случае их смерти, полагалась половина этого оклада.

Интересно отметить, что в это же самое время в других государственных ведомствах отношение к наемному персоналу, потерявшему трудоспособность, было менее гуманным. Так, согласно ст. 683 Законов гражданских железнодорожные и пароходные предприятия (казна, общества, частные лица) обязаны были вознаграждать рабочих, как и каждого потерпевшего вообще, при эксплуатации железных дорог и пароходных сообщений, получивших увечье (или погибших), но только в том случае, если общества не могли доказать свою невиновность или действие непреодолимой силы. Это вознаграждение выплачивалось из тех сумм, на которые рабочий имел право как участник пенсионной или сберегательно-вспомогательной кассы железной дороги, т. е. фактически на две трети за его счет [16].

Положением Комитета министров о найме рабочих для исполнения казенных, общественных или государственных работ, высочайше утвержденным 31 марта 1861 г. [10] устанавливалось, что если рабочий при производстве работ подвергался тяжелому увечью и оставался калекой, то подрядчик обязан был вознаградить его выдачей двойной за весь наемный срок платы; в случае же смерти она выплачивалась семье погибшего.

Рабочие всех прочих разрядов могли получить вознаграждение за потерю трудоспособности только на основании общих гражданских законов (ст. 574, 644, 647, 657, 661, 684 и 687 Свода законов гражданских). Вознаграждение при этом назначалось судом пожизненно пострадавшему и членам семьи, которых он содержал.

При сравнении общегражданской ответственности предпринимателей с их ответственностью по специальным законам видно, что общегражданские законы возлагали на истца обязанность установить причинную связь между понесенными им вредом и убытками с действиями ответчика, а специальные законы избавляли истца от этой обязанности, так как непосредственная причина несчастных случаев и профессиональных заболеваний лежала не в действиях лиц, а в условиях и обстановке производства. Кроме того, специальное законодательство было более благоприятным для рабочих, так как учитывала боязнь рабочих и свидетелей перед выступлением на суде против хозяина [3, ст. 427].

Таким образом, таможенные служащие как царства Польского, так и всей империи, потерявшие трудоспособность, получали не единовременные выплаты, а достаточно высокую пенсию, назначаемую не судом, а специальным законом и тем самым были избавлены от превратностей и затрат судебного разбирательства.

Статьи 206-207 Устава запрещали таможенным чиновникам участвовать в торговле, сделке с торгующими и принимать от них подарки в любой форме. За нарушение этих привил по Уложению царства Польского о наказаниях они должны были привлекаться к суду и подвергаться наказанию в виде выговора, вычета одного года из времени службы, отрешения от должности [7, ст. 206-207]. Кроме того, все лица, способствовавшие преступлению, кто бы они ни были, подвергались наказаниям за преступления по Уложению царства Польского о наказаниях ст. 125 и 132 Устава [7, ст. 125 и ст. 132].

Отчетность мест и лиц таможенного управления в царстве Польском регулировалась на основании ст. 267-273 Устава и заключалась «в ведении шнурованных книг, в составлении из них срочных для Департамента Внешней Торговли ведомостей и счетов и в доставлении книг с документами и отчетами на ревизию в Департамент в определенные для таможен и застав по европейской торговле сроки». Правила отчетности, которыми должны были руководствоваться таможенные лица и ответственность за неисполнение их, были изложены в Счетном уставе Министерства финансов (Свод Уст. Счет. Кн. IIРазд. IV, ст. 330-363) [7, ст. 267-273].

Жалобы на чиновников записывались в заведенные при таможнях книги. Кроме того, купец мог принести жалобы прямо начальнику округа, подать ее через посредство консула, или коммерческого агента, представляя при этом ясные доказательства или законные свидетельства в подтверждение своих показаний.

Итак, анализ социального положения служащих таможни царства Польского показывает, что, во-первых, в середине XIX в. в таможенных учреждениях уже существовала стройная система подбора кадров, во-вторых, Российское государство в данном ведомстве проводило активную социальную политику [3, с. 478-500]. Помимо жалованья, таможенным служащим предоставлялись различные бонусы, аккумулируемые из таможенных доходов, имущественные пособия, а также выплаты и льготы для их семей [3, с. 558].

Список литературы

1. Блинов Н. М., Дзюбенко П. В. Ведение в таможенное дело. - М., 1997.

2. Богучарский В. Из жизни провинции // Новое слово. - 1897. - Ноябрь.

3. Волков В. В. «Дешево и сердито». Рынок труда в европейской России в конце XIX - начале XX в. - СПб., 2016. - Ч. I.

4. Дементьев Е. М. Врачебная помощь фабричным рабочим. - СПб., 1899.

5. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.

6. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России / под общ. ред. А. Е. Жерихова. - М., 2004.

7. ПСЗ РИ. Собр. 2-е. - Т.XXXV. - № 35356.

8. ПСЗ РИ. Собр. 2-е. - Т.XXXVI. - № 36719.

9. ПСЗ РИ. Собр. 2-е. - Т.XXXVI. - № 36793.

10. ПСЗРИ. Собр. 2-е. - Т. XXV. - № 24598.

11. Сафонов М. М. Проблемы реформ в правительственной политике России и рубеже XVШ-XIX вв. - Л., 1988.

12. Свод законов Российской империи: в 16 т. - СПб., 1857. - Т. VI.

13. Свод законов Российской империи: в 16 т. - СПб., 1900. - Т. VII.

14. Свод законов Российской империи: в 16 т. - СПб., 1900. - ТХ!

15. Свод законов Российской империи: в 16 т. - СПб., 1900. - ТХП. - Ч. I.

16. Свод законов Российской империи: в 16 т. - СПб., 1912. - Т. X. - Ч. I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.