Научная статья на тему 'Чрезвычайные происшествия, связанные с актами незаконных вмешательств в действия авиапредприятия'

Чрезвычайные происшествия, связанные с актами незаконных вмешательств в действия авиапредприятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андронов Михаил Владимирович

В статье рассмотрена статистика авиакатастроф, связанных с актами незаконных вмешательств, произведен их анализ, выявлены основные причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чрезвычайные происшествия, связанные с актами незаконных вмешательств в действия авиапредприятия»

2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК 658/562:621.396:681.5

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С АКТАМИ НЕЗАКОННЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ДЕЙСТВИЯ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ

М.В.АНДРОНОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

В статье рассмотрена статистика авиакатастроф, связанных с актами незаконных вмешательств, произведен их анализ, выявлены основные причины.

С тех пор, как были изобретены самолеты, появилась и проблема их безопасности. В России, на сегодняшний день 247 авиаперевозчиков, из которых 20 крупных. Россия следует правилам международной безопасности полетов, которые с 1 января 2007 года ужесточаются, в том числе и в нашей стране. Причин авиакатастроф можно назвать много, основные из которых: технические неполадки в самолетах, изношенность самолетов, давнее проведение ремонта, некомпетентность экипажа или авиадиспетчеров, трудные погодные условия, террористические акты. Очень силен - человеческий фактор: усталость пилотов, состояние их здоровья, даже настроение сидящего за штурвалом влияет на его манеру вести самолет. Авиакатастрофы, как люди, имеют свою амплитуду взлетов и падений. Например, 2003 год - рекордно низкий по уровню катастроф, зато два последующих года - 2004 и 2005 гг. - зашкаливают по их количеству. То же самое касается и времени года, в некоторые месяцы может быть затишье, а потом чуть ли не каждый день - авиакатастрофа.

Исламистская обстановка в мире накаляется, попыток провоза опасных веществ на борт воздушного транспорта, с целью реализации террористического акта, с каждым годом становится больше. Ниже приведена краткая статистика авиакатастроф с угрозой террористического акта:

1.3 07. 1988 года. Персидский залив. Аэробус A300B2-202 компании Iran Air по ошибке сбит ракетой с американского корабля Vincennes (290 погибших).

2. 21 12. 1988 года. Локерби, Шотландия. Boeing 747-121A компании Pan Am взорван ливийскими террористами (270 погибших).

3. 15.03.2000 года. Угон ВС Ту-154 (вылет из Турции). После взлета из аэропорта Стамбула три преступника (чеченцы) попытались проникнуть в кабину пилотов, ранив ножом бортпроводника, преградившего им путь. Угрожая холодным оружием и применением взрывного устройства, террористы вынудили экипаж лететь в Медину (Саудовская Аравия). Спецподраз-деление Саудовской Аравии провело операцию по освобождению заложников. При проведении операции один террорист убит, двое задержаны. Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир - гражданин Турции.

4. 11.11.2001 года. Угон ВС Ту-154 вылет из Махачкалы. После взлета воздушного судна преступник, угрожая муляжом взрывного устройства, захватил самолет, выполнявший регулярный рейс Махачкала - Москва, и вынудил экипаж лететь через Баку в Израиль (а/п УВДА города Эйлар), где сдался местным властям (пострадавших НЕТ).

5. 24.08.2004 года. Одновременный взрыв в воздухе российских воздушных судов террори-стками-смертницами, пронесшими на борт самолета взрывное устройство с пластическим взрывчатым веществом, не поддающимся обнаружению имеющимися средствами (погибли все пассажиры и члены экипажей, 90 человек).

6. 3 03. 2004 года. Франция. DC-10 компании THY Turkish Airlines упал на лес из-за террористического акта (346 погибших).

На рис. 1 изображен график попыток захвата ВС в с 1987 по 2005 год. На рис. 2 изображен график попыток угона ВС в с 1987 по 2005 год.

Попытки захвата воздушных судов

Рис. 1. Попытки захвата ВС в с 1987 по 2005 год

9

9

8

7

6

5

4

3

3

2

1

0

Рис. 2. Попытки угона ВС в с 1987 по 2005 год

За 11 лет совершенно 25 захватов ВС и 47 попыток угона ВС.

Для реализации террористического акта используются огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное и механическое оружие всех видов, взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные, сжатые и сжиженные газы, легковоспламеняющиеся объекты, твердые и мягкие взрывчатые вещества, ядовитые и отравляющие вещества.

Пассажир, у которого при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства взрывания, взрывные устройства, наркотические, ядовитые, отравляющие, радиоактивные вещества и т.п.), снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности.

На гражданских воздушных судах разрешается перевозить в ручной клади следующие вещества и предметы бытового назначения :

1. Уксусная эссенция (не более 0,5 литра на пассажира).

2. Спирт (до 70 проц.) и винно-водочные изделия в заводской упаковке.

3. Лаки для ногтей и жидкости для волос в аэрозольной упаковке, а также освежающие жидкости.

Перечисленные жидкости должны быть в заводских упаковках.

4. Зажигалки и баллончики со сжиженным газом для зажигалок (не более двух баллончиков на пассажира), за исключением газовых зажигалок одноразового использования и зажигалок, подверженных утечке в условиях пониженного давления.

5. Термометры (градусники) медицинские (не более одного на пассажира).

6. Тонометры ртутные в стандартных футлярах (не более одного на пассажира).

7. Барометры и манометры ртутные, упакованные в специальные герметичные упаковки. (Приложение 2 к Руководству по производству досмотра пассажиров, членов экипажей

гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 21 ноября 1995 г. № 102)

1000 X100

Рис. 3. Пресечено попыток провоза на воздушных судах ГА опасных предметов и веществ запрещенных к перевозке на воздушном транспорте

В 2006 году предотвращено 145 попыток проноса на борт самолетов огнестрельного оружия. За 11 месяцев 2006 года в аэропорту «Внуково» при участии сотрудников транспортной милиции было досмотрено более 1,6 миллионов пассажиров, при этом удалось предотвратить свыше 11 тысяч попыток провоза запрещенных предметов и веществ. На сегодняшний день сотрудники милиции обеспечивают безопасность в 150 аэропортах России. Только в 2006 году было предотвращено более 300 попыток проноса на борт самолетов холодного оружия. Именно поэтому особое внимание уделяется подготовке милиционеров. Начиная с декабря 2004 года, по программам «Предполетный досмотр», было подготовлено свыше двух тысяч сотрудников отделов внутренних дел на транспорте. В 2007 году в систему предполетного досмотра российских аэропортов стала активно внедряться современная техника. Кроме того, в помощь сотрудникам милиции скоро будет выделено около двух сотен служебных собак, обученных поиску

наркотиков, оружия и взрывчатки. Если в 2007 году в аэропортах трудилось 318 таких собак, то в первой половине 2008 года их количество возросло до 500.

На рис.4 приведены ежегодные показатели провоза огнестрельного оружия с 1991 по 2005

год.

400 350 -300 -250 200 150 100 -50 0

367

307

47,2 31,8 14,1 22,1

\^г \^г \^г \^г \^1 \^1 \^ъ1 \^1 /%г /чг

Рис. 4. Пресечено попыток провоза оружия на ВС

Пресечение террористического акта зависит на прямую от структуры безопасности авиапредприятия, система авиабезопасности строится поэтапно:

Первый этап - режимные зоны и подступы к аэропорту. Реализация мер противодействия актам незаконного вмешательства осуществляется с участием правоохранительных органов (СНБ, МВД, пограничной и таможенной служб), чьи территориальные структуры дислоцированы в аэропорту.

Второй этап - периметр аэропорта и режимных зон, исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, опасных предметов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ путем досмотра членов экипажей воздушных судов, почты, грузов, борт питания, пассажиров и их багажа, обслуживающего персонала, контроля стерильной зоны аэропорта;

- осуществление комплекса особых мер предосторожности при разрешении провоза оружия, боеприпасов, опасных предметов и веществ на борту воздушного судна;

- пресечение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта и расположенных на ней объектов.

Третий этап - меры по обеспечению авиационной безопасности производится по следующим направлениям:

а) обследование и тщательный осмотр подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения террористических актов, или других потенциальных источников -сопровождение автотранспорта сторонних организаций к борту воздушного судна;

б) наблюдение за воздушными судами в процессе руления на взлетную полосу;

Сотрудники службы авиабезопасности систематически проходят обучение, тренинги по

авиационной безопасности, улучшают технологию проведения досмотра членов экипажа, пассажиров, обслуживающего персонала, багажа, почты и бортпитания, используя различные средства досмотра, а также инженерно-технические средства охраны (ИТСО) авиационной техники.

Положение с безопасностью авиаполетов меняется кардинальным образом в лучшую сторону. Россия интегрирует свои требования к безопасности авиаполетов с требованиями Международной организации гражданской авиации ИКАО. На сегодняшний день членами ИКАО являются 188 государств. Федеральные авиационные правила будут гармонизированы со "Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО". Мировые стандарты безопасности представляют собой целый комплекс правил и мер, направленных на решение проблемы безопасно-

сти. Прежде всего, предусматривается внедрение в авиакомпаниях, аэропортах, пунктах управления воздушным движением системы управления безопасности полетов. Этой программе, по утверждению министра транспорта, будет приписан национальный статус.

На рис. 5 графически представлены показатели результатов проведения проверок по ИКАО.

91%

3% 6%

Рис. 5. Показатели результатов проведения проверок по ИКАО

В результате контроля за 2005 год выдано 92 сертификата соответствия по авиационной безопасности аэропортам и авиапредприятиям, 17-ти авиапредприятиям отказано в выдаче сертификатов соответствия по авиационной безопасности (до устранения замечаний); в 3 аэропортах приостановлено действие сертификата соответствия по авиационной безопасности; 81-му аэропорту выданы предписания по устранению нарушений требований документов в области авиационной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспорта.

THE EMERGENCY RELATED TO ACTS OF ILLEGAL INTERFERENCE TO OPERATION OF AIRLINES

Andronov M.V.

The article is dedicated to review the statistics of plane crashes related to acts of illegal interference to operation, their analysis and main causes.

Сведения об авторах

Андронов Михаил Владимирович, 1982 г.р., окончил МИИРЭА (2006), аспирант МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.