Научная статья на тему 'Практикоориентированный подход'

Практикоориентированный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1757
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практикоориентированный подход»

создает возможности реализации индивидуальных способностей учащихся в интересующей их области. Важна здесь и создаваемая средой преемственность в комплексе «лицей-вуз».

Таким образом, развитие ранней научной профессиональной ориентации молодежи влияет на осознанную мотивацию выбора профессии.

Литература

1. Кузьмина Е. Профориентация: эффективность и качество//Высшее образование в России.- 2002.- №3.

2. Карпов А.О. Десять шагов в будущее// Выс-

шее образование в России.- 2002.- №3.

3. БокаревМ.Ю. Профориентированный про-

цесс обучения в комплексе «лицей-вуз»: теория и практика.- Калининград, 2001.

Ю. ВЕТРОВ, профессор Н. КЛУШИНА, доцент, проректор Северо-Кавказский государственный технический университет

Практико-

ориентированный

подход

Процессы модернизации российского образования вызвали к жизни переход от объектной к субъектной парадигме обучения.

Практическая деятельность является одним из важнейших условий перевода ценностей в личностный план. В образовательном процессе вуза такие условия обеспечивает «практика», которая должна быть адекватна содержанию и структуре профессиональной деятельности.

Опыт организации подготовки специалистов по социальной работе в Северо-Кавказском государственном техническом университете показывает, что количество часов, отводимых на практику студентов, явно недостаточно.

Для выполнения требований стандарта, на наш взгляд, необходимо введение хотя бы одного часа в неделю волонтерской практики. Если обратиться к зарубежным стандартам, то в них на практику отводится от 30 до 60% учебного времени, соответственно 30% оценок в дипломе - это оценки

за различные виды практики. Цели практики:

* введение студента в профессиональную среду, формирование навыков работы в границах своей профессии;

* соотнесение своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми обществом;

* осознание собственной роли в социальной работе.

Следует отметить, что возможности проведения практики ограничены несформированностью системы социальной работы. При этом учреждения, в которых студенты проходят практику, должны обладать:

* наличием реальной деятельности в предоставлении социальных услуг;

* кадровым составом специалистов, способных грамотно использовать методики социальной работы;

* материально-технической базой, достаточной для предоставления практикантам учебного рабочего места.

Определенное значение имеет также профиль учреждения, который дол-

жен совпадать с направлениями специализации студентов и с личностными характеристиками практикантов. Основное место в практике студентов занимают учреждения социального обслуживания населения, относящиеся к ведению социальной защиты, а также органы управления социальной защитой населения. Хорошие условия для освоения практических знаний, умений и навыков могут предоставлять общественные объединения, в которых социальная защита населения является уставной задачей.

В 2000 году в Северо-Кавказском ГТУ была создана практическая лаборатория социальной работы.

Определив возможности практики для формирования мотивационно-цен-ностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического, эмоционально-волевого компонентов модели личности специалистов по социальной работе, мы организовали непрерывную практику в течение пяти лет обучения. При этом мы дифференцировали виды деятельности следующим образом:

1. Продолжительность и интенсивность контакта специалиста по социальной работе с клиентами:

* контакт эпизодический, когда клиент обращается к специалисту за разовой поддержкой, действуя в оставшееся время самостоятельно;

* контакт временный, при котором специалист уделяет клиенту какое-то время, решая совместно с ним проблемы воспитания, обучения, быта, проведения досуга;

* контакт постоянный, когда специалист находится рядом с клиентом в течение всей его жизни, протекающей в тех же социально-бытовых условиях.

2. Степень влияния на судьбу клиентов:

* специалист полностью определя-

ет судьбу клиента, решая за него все жизненные проблемы;

* специалист влияет на судьбу клиента лишь в некоторой части его жизни: образовании, условиях проживания, условиях лечения или питания и пр.;

* специалист оказывает содействие в выполнении мероприятий, которые клиент уже выбрал самостоятельно или под воздействием других (в лечении, обучении, получении профессии и т.д.);

* специалистсоздает информационное поле, в котором клиент сам выбирает необходимые действия, исходя из собственных возможностей реализации.

Разделение учреждений, осуществляющих виды деятельности по вышеуказанной классификации, будет выглядеть следующим образом:

■ учреждения управления;

■ учреждения стационарной формы обслуживания (дома-интернаты, психоневрологические интернаты, детские дома, школы-интернаты);

■ учреждения внестационарной формы социального обслуживания (центры социального обслуживания населения различного профиля, информационно-консультационные учреждения);

■ учреждения медико-социальной работы (больницы различного профиля, поликлиники, диагностические центры, специализированные центры, госпитали, санаторно-курортные учреждения);

■ исправительно-трудовые учреждения (следственные изоляторы, учреждения предварительного заключения, исправительно-трудовые колонии).

Эта классификация позволяет одновременно познакомить студентов с будущей профессиональной деятельностью, показать весь спектр специализаций и увидеть заинтересованность студентов в той или иной области социальной работы.

При прохождении ознакомительной практики (две недели на первом курсе) студенты впервые сталкиваются с реальными жизненными ситуациями и формами их разрешения. Они еще не сделали свой окончательный выбор в профессии, поэтому важно, чтобы на этом этапе обучения они смогли познакомиться с максимально широким спектром видов социальной работы: учреждениями социального обслуживания, органами управления социальной защитой, клиентами социальных служб и их потребностями, методиками и технологиями удовлетворения этих потребностей, которые осуществляются или которые можно осуществить в конкретной социально-экономической ситуации. Очень важно, чтобы первый их личный опыт не носил негативного оттенка; неудача в реализации запланированного всегда оставляет тяжелый осадок и не способствует привлекательности профессии.

Учебная практика проводилась на втором курсе и составляла 4 недели. Задания, которые были предложены студентам, побуждали их переводить знания из логики учебных предметов в логику решения практических задач, осуществлять аналитико-синтетичес-кую деятельность.

Тематика методических занятий со студентами во время учебной практики:

■ особенности организации профессионального общения в социальной работе;

■ народная педагогика как знание, умение, мастерство;

■ этические особенности социальной работы с пожилыми людьми;

■ воспитательные функции социальных служб для детей и молодежи.

Общие задания предусматривали анализ наблюдаемых явлений с позиции педагогики, психологии, теории социальной работы и профессионально-этических основ социальной работы.

Практическая часть предусматривала формирование действенно-практической готовности к социальной работе, а именно коммуникативных умений: вступать в контакт с клиентами, сотрудничать с ними; вызывать доверие; вырабатывать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности; быть корректным и тактичным во взаимоотношениях с клиентами; сочетать требовательность с уважением к личности; опираться на положительное в личности. На занятиях применялись ситуационно-ролевые упражнения по установлению контактов с клиентами.

Анализ отчетной документации, итоговых занятий, заключительной конференции показал, что у студентов вызывают затруднения различные методики работы с различными категориями клиентов, они не готовы в достаточной степени участвовать в разрешении конфликтных ситуаций и вносить предложения по улучшению работы учреждений и организаций.

В этой связи была поставлена задача ввести в учебный план для изучения на третьем и четвертом курсах таких дисциплин, как «Технология социальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Конфликтология в социальной работе», «Правовое обеспечение социальной работы», «Социальная геронтология» и т. д.

Целью производственной практики является выработка и закрепление умений использовать теоретические знания и практические навыки в конкретных условиях предстоящей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, дальнейшее развитие профессиональных интересов и профессионально-личностных качеств студента.

Распределение студентов по местам прохождения практики производится в соответствии с уже выявленными интересами. При этом рекомендуется выби-

рать учреждения, профиль которых совпадает с тематикой курсовых работ по данной специальности. Круг таких учреждений уже, чем при прохождении учебной практики.

Производственная практика дополнялась анализом и оценкой студентами своей деятельности, своего поведения и личностных качеств.

Целью преддипломной практики является сбор и обработка материала к дипломной работе и закрепление опыта ответственной практической деятельности. Она достигается путем включения будущего специалиста в работу организации на условиях стажер-ской деятельности и внесения им в практику научных основ социальной работы.

Задачи преддипломной практики:

♦ проанализировать теории и концепции социальных технологий в деятельности организации;

♦ изучить передовой опыт в сфере деятельности организации, внести вклад в деятельность организации через участие в плановых мероприятиях и в результате самостоятельной работы;

♦ разработать проект (прогноз), методику, связанные с одним из направлений деятельности организации;

♦ расширить информационное поле по проблематике дипломной работы (создать картотеку и проанализировать литературу по проблемам дипломной работы);

♦ провести опытно-экспериментальную работу по проблеме;

♦ разработать мероприятия по изучению работы организации.

Анализ результатов преддипломной практики показал, что у студентов сформированы в достаточной степени все компоненты готовности к практической социальной работе. Аналитические умения проявлялись в том, что они осмысливали каждое явление во взаимосвязи со всеми компонентами

жизнедеятельности клиента, находили в теории социальной работы идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления. Сфор-мированность прогностических умений проявлялась в том, что в дипломных работах были представлены программы, методики, которые прогнозировали развитие личности, находящейся в трудной жизненной ситуации, и предлагались превентивные мероприятия.

Проективные умения будущих специалистов по социальной работе проявлялись в планировании создания лично-стно-развивающей среды для клиента. Студенты научились анализировать, правильно ставить цели и переводить их в конкретные задачи, устанавливать причины собственных неудач, т.е. овладели рефлексивными умениями. Конструктивные организаторские умения нашли выражение в создании некоммерческих волонтерских организаций, таких, как Центр участия «Третий возраст», кризисный Центр для женщин, переживших насилие. Студенты самостоятельно разрабатывали концепции, учредительные документы, определяли задачи и формы деятельности, подбирали штаты, определяли пути сотрудничества и взаимодействия с организациями-партнерами. Многие студенты выполняли работы по заказу. Соответственной была и тематика дипломных работ «Организационный аудит в деятельности социальных учреждений», «Маркетинг в деятельности органов управления социальной защиты», «Стратегический менеджмент в деятельности муниципальных органов управления социальной защиты», «Организация системы социальных услуг в микрорайоне».

Таким образом, условием формирования готовности студентов к социальной работе является перевод ценностей профессиональной деятельности в личностный план, принятие студентом субъектной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.