Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход как средство повышения качества обучения основам информатики и информационным технологиям в ведомственном вузе ФСИН России'

Практико-ориентированный подход как средство повышения качества обучения основам информатики и информационным технологиям в ведомственном вузе ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / PRACTICE-ORIENTED TASKS / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / ТЕКСТОВЫЙ ДОКУМЕНТ / TEXT DOCUMENT / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА / SPREADSHEET / БАЗА ДАННЫХ / DATABASE / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ / FORMATION OF LEVELS OF ASSESSMENT METHODS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович

Повышение эффективности обучения информатике как педагогическая проблема сталкивается с объективной реальностью по формированию профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы по работе с различными источниками информации как в режиме текстовых документов или электронных таблиц, так в режиме автоматизированных информационных систем. От будущих специалистов правоохранительной сферы требуется повышенный уровень работы с информацией: формирование аналитических баз данных с различными типами документов; оформление обработанной информации в соответствии с требованиями стандартов; работа в информационно-правовых системах для подготовки информационных материалов; разработка и реализация планов по информационному обеспечению управленческой деятельности; обеспечение защиты информации и т.п. В Федеральном образовательном стандарте третьего поколения по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» выделена как базовая дисциплина информационно-правового цикла. Изучается данная дисциплина на первом курсе, поэтому качественное освоение основ информатики является одним из приоритетных направлений в подготовке обучающихся к дальнейшей успешной учебной деятельности, так как владение информационными технологиями, навыками использовать компьютер для поиска, хранения, передачи, преобразования информации реализуются в будущей профессиональной деятельности. Для эффективного формирования навыков работы с компьютерной информацией в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предлагается использовать практико-ориентированные задания, которые позволяют смоделировать ситуации, встречающиеся в профессиональной деятельности по работе с текстовыми документами, электронными таблицами, базами данных, информационно-правовыми системами. Все задания представлены с подробными рекомендациями по их выполнению, чтобы обучающиеся смогли не только правильно выполнить задания, но и смогли в будущем использовать этапы работы над информацией в различных ситуациях на разных предметных дисциплинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH AS MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING FUNDAMENTALS OF COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGY IN DEPARTMENTAL UNIVERSITY FSIN RUSSIA

Increasing the effectiveness of learning computer science as a pedagogical problem is faced with the reality on the formation of professional competence of employees of the penitentiary system to work with the various sources of information as the current mode of text documents or spreadsheets, as in automated information systems operation. From the future experts of law enforcement area requires an increased level of performance information: the formation of analytical databases with different types of documents and registration information processed in accordance with the requirements of the standards work in the legal information system for the preparation of information materials, development and implementation of plans for the information support of management activities and ensuring the protection of information etc. The Federal educational standard of the third generation in the direction of preparation "Law enforcement activity" discipline "Computer science and information technologies in professional activity" are selected as a basic discipline of information and legal cycle. We study this discipline in the first year so the qualitative development and foundations of computer science is one of the priorities in the preparation of students for further successful training activities as well as the ownership of information technology skills to use the computer to search for storing, transfer and transformation of information are realized in the future professional activity. To effectively develop skills working with computer information in the process of studying the discipline "Computer science and information technologies in professional work" is proposed to use practice-oriented jobs that allow you to simulate situations encountered in professional activities on work with text documents, spreadsheets, databases and information Law’s systems. All tasks are presented with detailed recommendations for their implementation to students was not only able to perform the job correctly, but also in the future to use the stages of work on the information in the different situations on different subject disciplines.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход как средство повышения качества обучения основам информатики и информационным технологиям в ведомственном вузе ФСИН России»

педагогические Улендеева Наталия Ивановна,_Озерский Сергей Владимирович

науки ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ...

УДК 378.09

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ ФСИН РОССИИ

© 2017

Улендеева Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Управление и информационно-техническое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы» Озерский Сергей Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель начальника кафедры «Управление и информационно-техническое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы» Самарский юридический институт ФСИН России (443022, Россия, Самара, улица Рыльская, 24В, e-mail: sozersky@mail.ru, nulendeeva@mail.ru)

Аннотация. Повышение эффективности обучения информатике как педагогическая проблема сталкивается с объективной реальностью по формированию профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы по работе с различными источниками информации как в режиме текстовых документов или электронных таблиц, так в режиме автоматизированных информационных систем. От будущих специалистов правоохранительной сферы требуется повышенный уровень работы с информацией: формирование аналитических баз данных с различными типами документов; оформление обработанной информации в соответствии с требованиями стандартов; работа в информационно-правовых системах для подготовки информационных материалов; разработка и реализация планов по информационному обеспечению управленческой деятельности; обеспечение защиты информации и т.п. В Федеральном образовательном стандарте третьего поколения по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» выделена как базовая дисциплина информационно-правового цикла. Изучается данная дисциплина на первом курсе, поэтому качественное освоение основ информатики является одним из приоритетных направлений в подготовке обучающихся к дальнейшей успешной учебной деятельности, так как владение информационными технологиями, навыками использовать компьютер для поиска, хранения, передачи, преобразования информации реализуются в будущей профессиональной деятельности. Для эффективного формирования навыков работы с компьютерной информацией в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предлагается использовать практико-ориентированные задания, которые позволяют смоделировать ситуации, встречающиеся в профессиональной деятельности по работе с текстовыми документами, электронными таблицами, базами данных, информационно-правовыми системами. Все задания представлены с подробными рекомендациями по их выполнению, чтобы обучающиеся смогли не только правильно выполнить задания, но и смогли в будущем использовать этапы работы над информацией в различных ситуациях на разных предметных дисциплинах.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, информация, обучение, образовательный стандарт, практико-ориентированные задания, правоохранительная деятельность, текстовый документ, электронная таблица, база данных, уровни сформированности, методы оценивания, профессиональная деятельность.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH AS MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING FUNDAMENTALS OF COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGY IN DEPARTMENTAL

UNIVERSITY FSIN RUSSIA

© 2017

Ulendeeva Natalia Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor Of The Department of «Management and Information Technology Operations of The Correctional System» Ozersky Sergei Vladimirovich, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of The Department of «Management and Information Technology Operations of The Correctional System» Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (443022, Russia, Samara, Rylskaya Street, 24, e-mail: sozersky@mail.ru, nulendeeva@mail.ru)

Abstract. Increasing the effectiveness of learning computer science as a pedagogical problem is faced with the reality on the formation of professional competence of employees of the penitentiary system to work with the various sources of information as the current mode of text documents or spreadsheets, as in automated information systems operation. From the future experts of law enforcement area requires an increased level of performance information: the formation of analytical databases with different types of documents and registration information processed in accordance with the requirements of the standards work in the legal information system for the preparation of information materials, development and implementation of plans for the information support of management activities and ensuring the protection of information etc. The Federal educational standard of the third generation in the direction of preparation "Law enforcement activity" discipline "Computer science and information technologies in professional activity" are selected as a basic discipline of information and legal cycle. We study this discipline in the first year so the qualitative development and foundations of computer science is one of the priorities in the preparation of students for further successful training activities as well as the ownership of information technology skills to use the computer to search for storing, transfer and transformation of information are realized in the future professional activity. To effectively develop skills working with computer information in the process of studying the discipline "Computer science and information technologies in professional work" is proposed to use practice-oriented jobs that allow you to simulate situations encountered in professional activities on work with text documents, spreadsheets, databases and information Law's systems. All tasks are presented with detailed recommendations for their implementation to students was not only able to perform the job correctly, but also in the future to use the stages of work on the information in the different situations on different subject disciplines.

Keywords: Computer Science, Information Technology, Information, Training, Educational Standard, Practice-Oriented Tasks, Law Enforcement, a Text Document, Spreadsheet, Database, Formation of Levels of Assessment Methods, Professional Activity.

Одно из ведущих мест в системе профессиональной ности» (ИиИТвПД). Она должна обеспечить развитие подготовки будущих сотрудников правоохранительных знаний, умений и навыков владения достаточно широ-органов занимает дисциплина «Информатика и инфор- ким спектром информационных средств и технологий, мационные технологии в профессиональной деятель- использующихся как в аналитической деятельности, так

Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович педагогические

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ... науки

и для обеспечения коммуникационной составляющей правоохранительной деятельности.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (Квалификация (степень) «специалист»)» в информационно-правовом цикле представлена только дисциплина ИиИТвПД как базовая дисциплина для формирования способности работать «с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации», «соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности» [1, с. 18]. Поэтому задачами освоения учебной дисциплины ИиИТвПД являются все задачи по подготовке курсантов и студентов к информационно-аналитической деятельности и развитие навыков информационного обеспечения правоохранительной деятельности:

- изучение сущности и значения информации в правоохранительной деятельности, основных требований информационной безопасности;

- овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки и передачи информации;

- приобретение навыков работы с персональным компьютером как основным средством автоматизированной обработки информации;

- формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, необходимых для работы со специализированным программным обеспечением, используемым в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.

Анализ учебно-методической литературы, а также учебных пособий и сборников задач по информатике для студентов вузов, позволил установить, что накоплен достаточный опыт в решении проблемы преподавания информатики [2-13]. Вместе с тем, как показывают результаты входного контроля перед изучением данной дисциплины у студентов первого курса по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность», специализации «Административная деятельность», недостаточно сформированы базовые умения и навыки по работе с компьютером, по работе с текстовыми документами и электронными таблицами, не сформированы представления по работе с базами данных.

Изучение основ информатики будущими сотрудниками правоохранительных органов, овладение ими навыками работы на компьютере порождает проблемы содержательного и методического характера. Последние обусловили введение нами понятия «информационно-коммуникационная готовность» сотрудника правоохранительных органов, как интегративное качество его личности, проявляющееся в способности и готовности работать с различными видами и формами информации, информационными ресурсами и технологиями, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное, успешное участие в информационно-аналитической профессиональной деятельности [14, с. 180]. Данной подход предполагает использование практико-ориентированной деятельностной технологии обучения на практических занятиях по данной дисциплине, а также выдвигается концепция формирования профессиональных информационно-коммуникационных и информационно-аналитических способностей средствами междисциплинарных связей дисциплин вариативного блока информационно-правого цикла: «Информационная безопасность», «Делопроизводство и режим секретности», «Специальная техника», факультатива «Система электронного мониторинга подконтрольных лиц». 138

Базируясь на данной методологической позиции, мы разработали уровни для оценивания информационно-коммуникационной готовности курсантов и студентов ведомственных вузов ФСИН России в зависимости от содержания информационно-аналитической профессиональной деятельности: базовый, продвинутый, повышенный [14, с. 182].

Базовый уровень предполагает знание основных нормативно-правовых требований, предъявляемых к информации, и сформированных умений по получению, преобразованию, хранению, передачи и обеспечению безопасности информации, используемой в правоохранительной деятельности.

Продвинутый уровень предполагает умение обрабатывать информацию с помощью статистических методов и интерпретировать результат в соответствующих сферах служебной деятельности.

Повышенный уровень предполагает умение прогнозировать процессы в профессиональной деятельности на основе предоставленных эмпирических данных и самостоятельно предлагать новые направления использования информационных технологий в служебной деятельности.

Для оценки уровня сформированности информационно-коммуникационной готовности будущего специалиста предлагаем использовать следующие виды доказательств [15, с. 164]: 1) прямое доказательство - преподаватель может его услышать или увидеть: наблюдать деятельность; оценить качество продукта; получить ответ на вопросы; 2) косвенное доказательство (непосредственное или документированное); 3) смоделированная ситуация.

Рассмотрим примеры практико-ориентированных заданий по формированию навыков работы с текстовыми документами и этапы выполнения задания студентами и курсантами в процессе учебной деятельности.

Задание 1. Наберите в текстовом редакторе MS Word текст, приведенный ниже, заключите его в рамку, сохраните и выполните следующие действия:

Краткая характеристика УИС на ноябрь 2015 года

По состоянию на 1 ноября 2015 г. в учреждениях УИС содержалось 708.3 тыс. человек (-47,2 тыс. человек к началу года), в том числе:

в 740 исправительных колониях отбывало наказание 592,6 тыс. человек (-46,9 тыс. человек), в том числе:

- в 131 колонии-поселения 40,1 тыс. человек (- 3890 человек);

- в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1812 человек (+ 38 человек).

- в 230 следственных изоляторах и 163 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось - 112,5 тыс. человек (+383 человека).

- в 7 тюрьмах отбывало наказание 0,8 тыс. человек (-222 человека).

- в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних 2,3 тыс. человек (-443 человека).

1) установите следующие параметры страницы c помощью команды Файл ^ Параметры страницы: размер бумаги - А4; ориентация документа - книжная; поля (верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 2,5 см, правое -1,5 см).

2) с помощью команды Формат ^ Абзац установите параметры абзаца: выравнивание по ширине; отступ слева - 0 см; отступ справа - 0 см; первая строка - отступ 1,25; интервал перед - 0 пт; интервал после - 0 пт; междустрочный - одинарный.

3) установите шрифт - Times New Roman, размер -14, используя команду Формат ^ Шрифт (или с помощью Панели инструментов).

Наберите приведенный выше текст.

4) сохраните файл в личной папке (в качестве имени папки возьмите свою фамилию), выполнив команду

педагогические науки

Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ...

Файл ^ Сохранить.

Задание 2. Отформатируйте текст документа Состояние УИС на ноябрь 2015 г, используя кнопки на панели инструментов и выполнив следующие действия.

1) откройте документ Состояние УИС на ноябрь 2015 г.;

2) используя различные способы выделения фрагментов текста с помощью мыши и клавиатуры, выделите: несколько отдельных символов, слов, строк текста, группы строк текста, прямоугольного фрагмента, абзаца и пр.;

3) добавьте вторую страницу. Для добавления новой страницы установите курсор в конце текста и выполните команду Разрыв из меню Вставка. В появившемся диалоговом окне поставьте переключатель в пункт Новую страницу. Нажмите кнопку «ОК»;

4) перейдите на вторую страницу документа. Наберите заголовок «Редактирование текста документа» и скопируйте текст с первой страницы документа на вторую страницу;

5) находясь на второй странице, скопируйте первые два абзаца в конец текста, используя мышь;

6) удалите первый абзац (оригинал), используя кнопки на панели инструментов;

7) удалите второй абзац (оригинал), воспользовавшись командами меню.

Задание 3. Создайте маркированный список в документе Состояние УИС на ноябрь 2015 г, выполнив следующие действия.

1) откройте документ Состояние УИС на ноябрь 2015 г.;

2) скопируйте текст документа со второй страницы на третью;

3) вверху третьей страницы наберите заголовок

Списки;

4) используя команду Формат ^ Список, создайте маркированный список на основе последнего абзаца. В качестве маркера используйте символ;

5) сохраните файл.

Задание 4. Вставьте номера страниц и создайте верхний колонтитул в документе Состояние УИС на ноябрь 2015 г, выполнив следующие действия:

1) откройте документ Состояние УИС на ноябрь 2015 г.;

2) выполните команду Вставка ^ Номера страниц;

3) в появившемся диалоговом окне установите параметры номера страницы: Внизу страницы, Справа;

4) нажмите кнопку;

5) выполните команду Вид ^ Колонтитулы. Программа переключится в режим редактирования колонтитулов;

6) наберите в верхнем колонтитуле текст «Состояние УИС на ноябрь 2015 года», установите курсивное начертание и выравнивание по центру;

7) для выхода из режима редактирования колонтитула выполните щелчок мышью в любом месте основного документа.

Задание 5. Выполните операции поиска и замены в тексте документа Состояние УИС на ноябрь 2015 г, выполнив следующие действия:

1) откройте документ Состояние УИС на ноябрь 2015 г.;

2) скопируйте текст документа с третьей страницы на четвертую;

3) вверху четвертой страницы наберите заголовок «Поиск и замена»;

4) выполните поочередно поиск в тексте букв д, ж, з. Для этого выполните команду Правка ^ Найти. В поле Найти наберите исходный текст (в нашем случае это буква д). Нажимая кнопку «Найти далее», пронаблюдайте процесс нахождения данной буквы;

5) теперь замените все найденные буквы д в исходном тексте. Для этого разверните диалоговое окно, нажав кнопку «Больше». В поле Заменить на: наберите д,

нажмите кнопку «Формат» и выберите пункт Шрифт. Установите параметры шрифта: курсив, цвет красный, подчеркивание и нажмите «ОК» для выхода из меню Шрифт. В поле Заменить на: должен быть установлен необходимый формат. Нажмите кнопку «Заменить все», чтобы выполнить глобальную замену. В итоге все искомые буквы д будут заменены на буквы д красного цвета курсивного начертания с подчеркиванием, и появится информационное окно с указанием количества выполненных замен. Нажмите кнопку «ОК». Аналогичные процедуры выполните для поиска и замены оставшихся букв ж, з;

6) для выполнения двух других заданий по поиску необходимо в поле Найти указать соответствующий шаблон. Для нахождения слов, начинающихся с буквы и, необходимо, нажав кнопку «Специальный», выбрать в появившемся списке Пустое пространство и далее указать букву, с которой начинается слово (в данном случае буква и). В поле Заменить укажите шаблон для замены: поставьте знак пробела (с клавиатуры) и букву и, нажмите кнопку «Формат» и выберите синий цвет шрифта. Нажмите кнопку «Заменить все», чтобы выполнить глобальную замену;

7) аналогичные операции проделайте для нахождения и замены слова «человек» (в поле Найти ввести слово человек).

Задание 6. Разбейте текст в документе Состояние УИС на ноябрь 2015 г на странице в две колонки, выполнив следующие действия:

1) откройте документ Состояние УИС на ноябрь 2015 г.;

2) перейдите на четвертую страницу. Напишите заголовок «Колонки»;

3) скопируйте текст с первой страницы на четвертую;

4) выделите текст без заголовка «Состояние УИС на ноябрь 2012 г.», установите размер шрифта 12 пт и уберите абзацный отступ;

5) выполните команду Формат ^ Колонки. В появившемся диалоговом окне укажите число колонок - 2 и в списке Применить выберите к выделенному тексту. Нажмите кнопку «ОК».

Задание 7. Самостоятельно создайте сноску на второй странице в конце текста с помощью команды Вставка ^ Ссылка ^ Сноска. Для сноски используйте следующий адрес:

Ы1р://фсин.рфМгасШгеЛ^ре^огЛаоМа^йка/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/. Для того чтобы удалить сноску, достаточно выделить и удалить ее метку в тексте. Метку сноски следует ставить перед знаком препинания, а не после него.

Оценка уровня сформированности умения работать с текстом документом производится непосредственно наблюдением за деятельностью студента или курсанта, также оценивается качество самого продукта - текстового документа с образцами выполнения. В процессе работы на практическом занятии студенты, имеющие хорошие базовые знания школьного курса информатики, могут выполнять предложенные задания самостоятельно, а преподаватель оценивает сформированность умений по ответам на предложенные вопросы. Также оценка производится по непосредственно смоделированной ситуации, когда студенту предлагается образец готового задания и предлагается выполнить действия на компьютере по представлению текстового документа по данной ситуации.

По всем темам дисциплины ИиИТвПД нами разработаны практико-ориентированные задания, позволяющие сформировать планируемые образовательные результаты, предполагающие возможность оценивания элементов компетенций, заявленных в образовательном стандарте [2; 16-17]. Такой подход позволяет, на наш взгляд, актуализировать новое научное направление исследований в профессиональной педагогике - измерение информационно-коммуникационной готовности и

Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ..

педагогические науки

подготовку будущих сотрудников правоохранительных органов, деятельность которых связана с административной работой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 № 1424 «Об утверждении и введении в действии федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 Правоохранительная деятельность (Квалификация (степень) «специалист»)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/ voZspec_40.05.02.pdf (дата обращения: 12.02.2017).

2. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. / С.А. Грязнов, О. Н. Ежова, С. А. Шлыков, М. И. Купцов, А. Ю. Кирьянов, Е. Б. Кузин, С. В. Озерский ; Под редакцией В.П. Корячко, М. И. Купцова. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016.

3. Грязнов, С.А. Формирование информационно-коммуникационных компетенций сотрудников УИС / С.А. Грязнов // Вестник Самарского юридического института. - 2016. - № 2 (20). - С. 68-71.

4. Грязнов, С. А. Возможности применения технологии дистанционного обучения при организации самостоятельной и аудиторной работы курсантов / С. А. Грязнов, Н. И. Улендеева // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1 (3). - С. 921-927.

5. Грязнов, С. А. Современные формы учебно-педагогического процесса в инновационной модели обучения сотрудников уголовно-исправительной системы / С. А. Грязнов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2015. - № 4. - С. 99-107.

6. Тараканова Е. Н. Формирование готовности студентов юридического вуза к осуществлению непрерывного профессионального образования / Е. Н. Тараканова // Вестник Самарского юридического института. - 2015. - № 3 (17). - С. 112-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Озерский, С. В. Информатизация образования -неотъемлемая часть формирования информационного общества / С. В. Озёрский // Вестник Самарского юридического института. - 2013. - № 1 (9). - С. 87-90.

8. Дзамыхов А.Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49-53.

9. Иванова, Н. Б., Озерский, С. В. Системы электронного документооборота и проблемы их применения в деятельности правоохранительных органов: монография / Н. Б. Иванова, С. В. Озерский: МВД России, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Саратовский юридический институт», Самарский фил.. Самара, 2008.

10. Земляков Д.В., Коротков А.М., Штыров А.В. Информатизация образования: повышение квалификации учителей в кластерно-сетевой среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 140-144.

11. Лавров, А. Ю. Компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов: учебное пособие / Лавров А. Ю., Лазарев А. Ю., Озерский С. В.; МВД России, Саратовский юридический ин-т. Саратов, 2006.

12. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.

13. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.

14. 12Озерский, С. В. Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России / Н. И.

Улендеева, С. В. Озерский // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 179-183.

15. Ежова, О. Н. Проблема оценки качества подготовки выпускников специализированных вузов / О. Н. Ежова, Н. И. Улендеева // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3. - С. 163-167.

16. Озёрский С. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Часть 1: Информатика: практикум / С.В. Озёрский, Н.В. Минаева. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013.

17. Озёрский С. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Часть 2: Компьютерные технологии в профессиональной деятельности сотрудников УИС: практикум / С.В. Озёрский, О. Н. Ежова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.