ния овладевают умением принимать решения, приобретают способности переноса знаний на другие сферы деятельности и ситуации.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило эффективность формирования математической культуры будущих учителей информатики по предложенной концепции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 № 46 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online (дата обращения 22.02.2012).
2. Федеральные государственные образовательные
стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/ dok/fgos/7198/ (дата обращения 22.02.2012).
3. Нормативное обеспечение перехода на ФГОС ВПО [Электронный ресурс]. URL: http://www. mpgu.edu/uchebno_metodicheskaya_deyatel-nost/normativnoe_obespechenie_perekhoda_na_ fgos_vpo (дата обращения 22.02.2012).
4. Мирзоев М. С. Формирование математической культуры будущих учителей информатики в условиях реализации школьных образовательных стандартов второго поколения // Информатика и образование. 2010. № 11. С. 105-110.
5. Мирзоев М. С. Математическая логика: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2008. 145 с.
6. Система тестирования «MyTest» [Электронный ресурс]. URL: http://mytest.klyaksa.net/ (дата обращения 22.02.2012).
ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР КАК СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ПОСОБИЙ 1
SPREADSHEET AS A MEANS OF CONTROLLING DESIGN BENEFITS
Е. В. Беляева, Э. Ф. Москалева
Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования контролирующего программного педагогического средства в текстовом редакторе, что является примером возможности осуществления межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей.
E. V. Beljaeva, E. F. Moskaleva
Designing program pedagogical means enables one to create demonstrative, educational and supervisory electronic teaching aids. The article proposes a variant of designing an electronic supervisory pedagogical means in a word-processor, which is an example of interdisciplinary links by dint of deploying information technologies while settling various issues of interdisciplinary links.
Ключевые слова: программные педагогические средства, информационные технологии, проекти-ро ва ние.
Keywords: program pedagogical means, information technology, designing.
Перспективным направлением развития и становления высшей школы рассматривается ее информатизация, основанная в первую очередь на совершенствовании информационной среды вузов. В связи с этим необходимо серьезное внимание уделять содержательной, методической и ресурсной базе системы
образования, а также разработке и внедрению в педагогическую практику современных информационных средств и передовых технологий обучения. Выбор и применение компьютеризированного средства обучения должны быть научно обоснованы и методически грамотно включены в образовательный процесс, поэтому необ-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Формирование профессионального мышления учителя новой школы в процессе проектирования программных педагогических средств»), проект № 11-16-73007а/В.
ходимо обратить внимание на подготовку педагогических кадров для работы с новыми средствами обучения в условиях информатизации образования.
Все сказанное выше в полной мере относится к проектированию программных педагогических средств, под которыми мы понимаем электронные средства, направленные на конструирование демонстрационных, обучающих, контролирующих и других систем, проектирование образовательных процессов, разработку методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Данный подход предусматривает развитие у будущего учителя профессионального мышления, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, творческому проектированию.
Ниже приведены два примера контролирующих программных педагогических средств, разработанные в табличном процессоре Microsoft Office Excel или с использованием свободного программного обеспечения для создания и редактирования текстов OpenOffice.org Calc. Они разделены на 2 уровня:
- 1-й уровень предполагает неглубокие знания табличного процессора Microsoft Office Excel и доступен всем желающим создавать кроссворды или тесты в данной прикладной программе;
- 2-й уровень требует некоторых знаний при создании макросов или программирования в Visual Basic, однако «новичок», при желании, может создать электронный тест, внимательно прочитав и разобрав пример выполнения задания.
Проектирование контролирующих пособий
Цель:
- развить навыки использования возможностей табличного процессора Microsoft Office Excel (OpenOffice. org Calc) в учебном процессе;
- сформировать умение применять макросы при создании кроссвордов и тестов.
Процесс изучения темы направлен на формирование следующих компетенций:
- применять современные информационные технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на образовательной ступени образовательного учреждения;
- использовать возможности образовательной информационной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
- современные приемы и методы использования средств информационных технологий при проведении занятий;
- технологии составления электронных контролирующих пособий с помощью современных средств информационных технологий.
уметь:
- проектировать образовательный процесс с использованием современных информационных технологий;
- применять макросы при работе с электронными документами;
владеть:
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- различными средствами создания контролирующих пособий в профессиональной педагогической деятельности.
Задание 1 (уровень 1). Проектирование тематического кроссворда
Вид проектной деятельности:
- по количеству участвующих студентов: индивидуальный;
- по характеру поисковой деятельности: информационный;
- по характеру разрабатываемой проблемы: практи-ко-ориентированный;
- содержанию: монопредметный;
- по срокам выполнения: краткосрочный.
Этапы выполнения задания
1-й этап. Создание титульного листа
Титульный лист оформляется на усмотрение автора
компьютерного кроссворда. Переименуйте Лист 1 в Личные данные. На рис. 1 предложен один из вариантов его оформления.
На данном титульном листе расположена гиперссылка для перехода к вопросам кроссворда. Это кнопка «Перейти к кроссворду». Данная кнопка создана при помощи объекта ШогсСАП.
Настройка гиперссылки:
- выделите объект «Перейти к кроссворду»;
- в меню Вставка - Гиперссылка - Местом в документе выберите ссылку Кроссворд. Для того, чтобы оформить правила работы в виде примечания (всплывающей подсказки), необходимо нажать кнопку Подсказка и записать текст подсказки, который будет появляться при наведении мыши на кнопку Перейти к кроссворду.
2-й этап. Подготовка сетки кроссворда Для создания компьютерного
кроссворда должен быть установлен средний уровень безопасности: меню Сервис - Макрос - Безопасность, на вкладке Уровень безопасности установите Средняя.
Для того чтобы подготовить лист к оформлению кроссворда, переименуйте Лист 2 в Кроссворд и установите одинаковую ширину и высоту ячеек.
Для подготовки сетки кроссворда будем использовать макросы аналогично составлению кроссворда средствами текстового редактора [см.: 1].
1. Запишите в виде макроса оформление блока яче-
I • I ■—I—- ~~Г—;—Г- û—;--;—ГЦ
Кроссворд
по географии
iE I II I I I II
> ' ' « \ A»««* / ipoozкм/fWiijt r*:«/_
Рис. 1. Титульный лист
ек по горизонтали. Для этого:
- выделите блок ячеек под первое слово по горизонтали;
- запишите макрос:
• выполните команду Сервис / Макрос /Начать запись;
• в окне Запись макроса удалите имя, которое предложено и введите новое имя «Горизонталь»;
• в сочетании клавиш для нашего макроса «Горизонталь» назначим сочетание Ctrl + с;
• нажмите кнопку ОК;
• начинаем запись макроса, о чем свидетельствует возникшая панелька с двумя кнопками Остановить запись и Относительная ссылка;
• далее необходимо выполнить нужные действия по оформлению горизонтальных ячеек кроссворда: команда Формат / Ячейки / Граница; установите внешние и внутренние границы ячеек, тип линии и цвет;
• на вкладке Вид выберите цвет заливки ячеек;
• подтвердите клавишей ОК;
• выполните команду Остановить запись.
2. Для оформления сетки для горизонтальных ячеек кроссворда необходимо выделять блоки ячеек и нажимать назначенную для макроса комбинацию клавиш (Ctrl + с).
3. Аналогично запишите макрос оформления блока ячеек по вертикали, дав ему название «Вертикаль» и назначив другое сочетание клавиш. Затем оформите сетку для вертикальных ячеек кроссворда.
4. Выделите построенную сетку кроссворда, установите тип шрифта и расположение символов в ячейках. Проставьте цифры в нужных ячейках.
3-й этап. Определение способа оформления вопросов. Составление вопросов
Различают несколько способов оформления вопросов к кроссворду:
1. На листе располагается «сетка» с пустыми клетками для ответов и вопросы. Для каждого вопроса указывается адрес ячейки, начиная с которой нужно писать ответ на вопрос.
2. На листе размещается только «сетка» с пустыми клетками для ответов. К клетке, с которой начинается слово-ответ, добавляется примечание, в котором формулируется вопрос. Для просмотра вопроса достаточно подвести указатель мыши к первой букву слова (номеру вопроса). Если с одной буквы начинается два слова (по горизонтали и вертикали), то в примечании первый вопрос пишется по горизонтали, а второй - по вертикали (см. рис. 2).
Первый способ оформления вопросов к кроссворду достаточно прост. Приведем этапы выполнения второго способа. Для оформления примечания к первому вопросу выполним следующие действия:
- подведем указатель мыши к ячейке F2 и выберем в меню Вид - Примечания;
- на появившейся панели инструментов выберите кнопку Добавить примечание и введите текст вопроса (см. рис. 2).
4-й этап. Составление проверки правильности ответов
На листе 3 проверяются ответы на вопросы кроссворда. В столбце А проверяются ответы на вопросы по горизонтали. В столбце С - по вертикали. Для этого используются функции Если и Сцепить. Например, функция проверки первого слова по горизонтали будет выглядеть так: =ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ(Кроссворд!Р2;КроссвордЮ2;Кроссворд! Н2;Кроссворд!12;
КроссвордЛ2; Кроссворд!К2;Кроссворд!1_2)=»ривьера»;1;0).
Таким образом, если ученик ответил на вопрос правильно, будет выставлен 1 балл, иначе - 0 баллов.
На этом же листе подсчитывается количество верных ответов - Сумма баллов за кроссворд.
5-й этап. Определение критериев оценивания и подведения итогов
Оценка ученика выводится на листе 3 по нажатию на кнопку Результат (обработку этой кнопки поясним далее). Для этого используется таблица (см. рис. 4).
Ввод фамилии ученика выполняется с помощью функции Повтор. Для этого выполните следующие действия:
- в меню Вставка / Функция выберите функцию Повтор из категории Текстовые;
* * с Е F б 1 К 1 > к L М N | 0 | Р Ct * S
1 По горизонтали:
2 i ' 1 1 2 Лазурный берег
3 Страна влажных
4 вечнозеленых лесов
*
6 4 5 1 7
7
S 3
9 9 10
10 11 12
«
« IB 14 15
13
14
15 16 17
16 1S 19
17 20 21
18
19 22
10 23 24
21 25 2$
22
23
24
25 27
26
27
23
29
К 4 \ Личные 1ан 4ЫЕ \кроссворд/листэ/лист4 /
ВГС D Е F ! G Н 1 J К L М II О Р
1 2
2 1
3
4
5 4 5 7
6 3 6
У
3 9 8 10
9 10 11 12 11
12
14 15
1В
13
14 16 17
15 13 19
16 17 13 20
21
19 22 24
20 21 22 23
25 26
23
24
25 27
Рис. 2,3. Вопросы к кроссворду
Примечание 1. При ответах на вопросы автоматически стирается номер вопроса, поэтому возможны два альтернативных варианта: номер не ставить вообще; номер ставить не в первой клетке слова, а рядом слева или сверху в зависимости от вопроса по горизонтали или вертикали (см. рис. 3). Ячейки с примечанием отмечаются красным уголком в ячейке.
Примечание 2. Заранее необходимо оговорить, что все ответы записываются строчными буквами, иначе нужно добавлять сложную формулу для проверки всех вариантов ответа.
А С с и Е F S Н ' к L М N 0
1 Н '¡к ■:■ i> вопроса ПО ГОРИЗОНТ МИ: прэмпшость отеетэ
2 1 1
3 3 0
4 6 0
5 9 0
С 11 11
7 12 0
3 13 0 Сумма баллов за кроссворд:
9 16 0
10 20 0 1 1
11 21 0
13 22 0
13 25 0 Сумму баллов, деленная на число вопросов:
14 26 0
15 27 0 0.03448276
16
17 Но*ер вопроса по эертиюли: правильность от«*; а
13 1 0 Фаммня ученика Оценка
19 2 0
20 0
21 о
22 7 0
23 9 0
24 10 0
25 1« 0
26 15 0
27 16 0
23 17 0
и < ► и ¡\ Лтмые датыв / Кроссворд \ЛистЗ/Ли:т4 / Кроссворд (2) /
Рис. 4. Вывод оценки
- выделите ячейку с фамилией с листа Личные данные (см. рис. 5);
- нажмите ОК.
Определим критерии оценивания для выставления оценки ученику. Оценка ставится следующим образом: количество правильных ответов делим на число вопросов, получаем число, меньшее или равное единице (табл. 1).
Таблица 1
Порядок выставления оценки
Полученное число Оценка
< 0,45 2
0,45-0,64 3
0,65-0,84 4
> 0,85 5
Для выставления оценки будем использовать функцию Если для ячейки Y14 листа Кроссворд: =ЕСЛИ(Е15<0,45;2;ЕСЛИ(Е15<0,65;3;ЕСЛИ(Е14<0,85;4;5)))
Обработка кнопки Результат: данная кнопка создана при помощи объекта WordArt, аналогично кнопке Перейти к кроссворду на листе Личные данные. Эта кнопка - гиперссылка на ЛистЗ. Создание гиперссылки описано ранее.
6-й этап. Запись макроса для перехода к началу кроссворда
Кнопку для перехода в начало кроссворда (на лист Личные данные) можно расположить на каждом листе. Для создания кнопки используем две панели инструментов:
1) панель Visual Basic.
2) панель Формы в меню Вид - Панели инструментов.
Последовательность действий:
- выберите объект Кнопка на панели инструментов Формы;
- растяните ее на свободном месте листа (например, Кроссворд);
- в появившемся окне Назначить макрос объекту выберите кнопку Записать;
- назначьте сочетание клавиш макросы, например Ctrl + v;
- нажмите кнопку ОК - начнется запись макроса;
- перейдите на лист Личные данные и остановите запись.
Переименовать кнопку можно, щелкнув по ней правой кнопкой мыши и выбрав команду Изменить текст (см. рис. 6).
Аналогично можно создать кнопку В начало на каждом листе нашего кроссворда или скопировать уже имеющуюся.
Задание 2 (уровень 2). Проектирование интерактивного теста «Биография Исаака Ньютона»
Вид проектной деятельности:
- по количеству участвующих студентов: парный (групповой);
- по характеру поисковой деятельности: творческий;
- по характеру разрабатываемой проблемы: практи-ко-ориентированный;
- содержанию: межпредметный;
- по срокам выполнения: краткосрочный.
Этапы выполнения задания
1-й этап. Составление вопросов. Определение способа оформления вопросов
Предположим, что вопросы к тесту составлены. Необходимо оформить их на листе табличного процессора. Для создания интерактивного теста должен быть установлен средний уровень безопасности: меню Сервис - Макрос - Безопасность, на вкладке Уровень безопасности установите Средняя.
Дайте название листу, например Тест.
Для оформления бланка вопросов используются различные способы формата ячеек (Формат - Ячейки):
- заливка ячеек;
- объединение ячеек;
- выравнивание и отображение (выбрать режим -переносить по словам и выравнивание и по центру.
2-й этап. Выбор способа ввода ответа и его оформление
Табличный процессор позволяет создавать тесты:
- с кратким ответом (когда обучаемому не дается вариант ответа);
- с выбором одного правильного ответа из списка предложенных.
При создании теста с кратким ответом создается группа ячеек для ввода ответа (см. рис. 8).
При создании теста с выбором одного правильного ответа из списка предложенных выполните следующую последовательность действий:
1. Выберите команду Данные - Проверка.
2. В появившемся диалоговом окне Проверка вводимых значений установите в Условии проверки тип данных Список (см. рис. 9).
3. В окне Источник перечислите варианты ответов через точку с запятой (см. рис. 9).
Рис. 5. Вывод фамилии ученика
4. На вкладке Сообщение для ввода в поле Сообщение введите фразу «Выберите правильный ответ из списка» (см. рис. 10).
5. На вкладке Сообщение об ошибке в поле Сообщение введите фразу «Недопустимый ответ».
6. Результатом выполнения данных операций будет определен список с выбором одного правильного ответа (см. рис. 11).
7. С помощью автозаполнения заполните ячейки для всего списка вопросов теста.
Для случая, когда ответы в ячейках различаются, измените список ответов согласно пп. 1-3, открывая меню Данные - Проверка для каждой ячейки отдельно.
Таким же способом можно оформить список классов, которые будут проходить тестирование.
3-й этап. Определение критериев оценивания и подведения итогов
Для подведения итогов создайте специальный лист, переименовав его в Проверка. На этом листе будут подведены итоги ответов.
Создайте на листе ответов следующие макросы:
- Ваш ответ, на котором ученик может увидеть свои ответы;
- Правильный ответ - ученик может увидеть правильные ответы;
- Проверка - ученик может увидеть, на какие вопросы он ответил неверно;
- Оценка с подсчетом количества правильных ответов;
- Очистка - для возможности многократного тестирования.
1. Ваш ответ
Перед созданием макросов на листе Проверка курсор устанавливайте в любую пустую ячейку, где нет записей.
1. Выполните команду Сервис - Макрос - Начать запись. Дайте имя макросу Ваш_ответ.
2. Чтобы на этом листе отображались фамилия и имя ученика, создайте ссылку на соответствующую ячейку листа Тест:
- установите курсор в ячейку В2;
- нажмите знак «=»;
- перейдите на лист Тест и щелкните мышью в ячейку С3 (Страхова Ирина) (см. рис. 12);
- нажмите клавишу Enter;
3. Аналогично введите класс ученика;
4. Таким же образом на листе Проверка введите в ячейку B7 ответ с листа Тест.
5. Используя автозаполнение, заполните остальные ячейки ответов: установите курсор в ячейку В7 подведите его в правый нижний угол этой ячейки. Когда курсор пример вид «+», протяните вниз до последней ячейки ответов.
6. Выполните команду Сервис - Макрос - Остановить запись.
7. Теперь нарисуем кнопку и назначим ей макрос Ваш_ответ:
- выполните команду Вид - Панели инструментов -Формы;
- найдите инструмент Кнопка, активизируйте его (щелкните на нем) и нарисуйте кнопку на листе, правее ответов;
- нажмите правой кнопкой мыши по этой кнопке и назначьте ей макрос Ваш_ответ;
Рис. 6. Создание кнопки В начало
Рис. 7. Лист Тест
Рис. 8. Бланк ввода ответа
- сохраните тест.
2. Правильный ответ
Создайте макрос Правильный ответ. Установите курсор в ячейку С7. Введите верные ответы в ячейки столбца С. Остановите макрос. Нарисуйте кнопки и назначьте ей макрос Правильный _ответ.
3. Проверка
Для оформления столбца Проверка используйте логическую функцию Если.
1. Создайте макрос Проверка. На листе ответов установите курсор в ячейку Р7.
2. Выполните команду Вставка - Функция. Из категории Логические выберите функцию Если.
сор в ячейку С18 (предварительно выровняв текст в этой ячейке по правому краю). Выберите в меню Вставка - Функция. Выберите из категории Статистические функцию СчетЕсли.
3. Выделите на листе ответов диапазон Р7:Р16.
4. В строке критерий введите запись «верно» и нажмите кнопку ОК.
5. Для выставления оценки используйте функцию Если, определив следующие критерии оценивания (табл. 2).
Таблица 2
Критерии оценивания
Количество правильных ответов Оценка
9-10 5
7-8 4
5-6 3
0-4 2
Рис. 9. Проверка вводимых значений
Рис. 10. Сообщение для ввода
3. Заполните поля согласно рис. 13.
4. Ответы текстового типа необходимо заключать в кавычки.
5. Используя автозаполнение, заполните остальные ячейки столбца Р.
6. Остановите макрос. Нарисуйте кнопку и назначьте ей макрос Проверка.
4. Оценка
Прежде чем выставить оценку, необходимо подсчитать количество правильных ответов. Для этого используйте статистическую функцию СчетЕсли:
1. В ячейки А18 и А20 введите соответственно записи «Количество правильных ответов» и «Оценка».
2. Создайте макрос - назовите его Оценка. Установите кур-
№ Вопрос i Ответ
1 В каком году родился Исаак Ньютон? 1643
2 Чем занимался Ньютон? 1727
1643 1356
Рис. 11. Список с выбором одного правильного ответа
6. Оценка будет определяться следующей формулой: ЕСЛИ(С18>8;5;ЕСЛИ(С18>6;4;ЕСЛИ(С18>4;3;2)))
7. Установите курсор в ячейку С20. Выполните команду Вставка - Функция. Выберите из категории Логические функцию Если. Далее введите запись согласно формуле.
8. Остановите макрос. Нарисуйте кнопку и назначьте ей макрос Оценка.
Создадим макрос, который очищает поля для возможности многократного тестирования и назначим макрос кнопке с названием Очистка_Проверки:
1. Выполните команду Сервис - Макрос - Начать запись. Дайте имя макросу Очистка_Проверки. Выделите все поля столбцов Ваш ответ, Правильный ответ и Проверка нажмите клавишу Delete. Также удалите фамилию ученика, класс, количество правильных ответов и выставленную оценку.
2. Выполните команду Сервис - Макрос - Остановить запись.
3. Нарисуйте кнопку и назначьте ей макрос Очистка_Проверки.
4. Сохраните тест.
вз £ =Теег!СЗ
А В С
1 2 Проверка
3 4 5 I Страхова Ирина 10ЯБЯ
6 Вопрос Ваш ответ Правильный ответ Проверка
7 1.
3 2.
9 3.
10
11 \г>
Рис. 12. Лист Проверка
Рис. 13. Проверка правильности ответов
5. Аналогично создайте кнопку очистки для листа Тест и назовите макрос Очистка_Тест.
Остальное оформление теста остается на усмотрение автора (заливка листов, таблицы, форматирование шрифта и т. д.).
4-й этап. Защита и скрытие листа (ячеек)
Для того чтобы пользователь не мог изменить важную информацию (вопросы, ответы и т. д.), необходимо защитить все ячейки от изменения, кроме ячеек ввода фамилии. Поэтому для ячейки С3 необходимо снять защиту, выделив ее и нажав правую кнопку мыши в окне Формат ячеек снять галочку около пункта Защищаемая ячейка. Далее защитить лист от изменения: Сервис - Защита - Защитить лист. При необходимости введите пароль защиты. Таким образом, защищены все ячейки от изменения, кроме ячейки С3.
Для того чтобы пользователь не видел варианты ответов, необходимо скрыть лист (возможно и скрытие столбцов). Для этого нужно выделить лист Настройки и выбрать команду Скрыть в контекстном меню (правой кнопкой мыши).
Замечание. Для того чтобы тестируемый перешел на лист Проверки, создадим гиперссылку. Последовательность действий:
1. Нарисуйте произвольный объект (в нашем случае -фигура Показать результат - с помощью Панели инструментов Рисование - Автофигуры) или просто напишите текст Показать результат.
2. Выделите его. Выполните команду Вставка - Гиперссылка - Добавить гиперссылку.
3. В появившемся окне выбрать Местом в этом документе. Выберите лист Проверка.
Рис. 15. Диаграмма
4. Нажмите кнопку ОК.
5-й этап. Построение диаграммы
Данный этап является не обязательным в технологии создания интерактивного теста, но наглядным.
На листе Проверка можно разместить диаграмму с указанием количества или процентного соотношения правильных и неправильных ответов.
Для этого на листе Проверка добавьте строку Количество неправильных ответов и произведите расчет с помощью статистической функции СчетЕсли (см. п. Оценка).
Затем постройте круговую диаграмму по таблице (см. рис. 14):
1. Выделите таблицу к диаграмме;
2. Выберите в меню Вставка - Диаграмма тип Круговая. Далее следуйте указаниям мастера построения диаграмм. Не забудьте указать Значения (можно указать Доли) (см. рис. 15).
Теперь тестируемому наглядно представлен результат прохождения теста.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева Е. В., Москалева Э. Ф. Проектирование программных педагогических средств // Наука и школа. 2011. № 5. С. 21-24.
2. Данович Л. М., Шапошникова Т. Л. Этапы проектирования педагогических программных продуктов // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 65-66.
3. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. М.: Госкоорцентр, 2003. 296 с.
4. Кузнецов А. А. Информатика. Тестовые задания. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. 496 с.
5. Панкратова Л. П., Челак Е. Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 448 с.
6. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. Задачник-практикум. Ч. 2. М.: Лаборатория базовых знаний. 2000. 280 с.