УДК 378.09
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ
© 2018
Улендеева Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы» Самарский юридический институт ФСИН России (443022, Россия, Самара, улица Рыльская, 24В, e-mail: nulendeeva@mail.ru)
Аннотация. В данной статье автор делает попытку проанализировать понятие «информационно-аналитическая компетентность» с позиции компетентностного подхода. При рассмотрении данного понятия выделяется информационная компетентность и аналитическая компетентность будущего сотрудника правоохранительных органов и будущего юриста как две составляющие рассматриваемой компетентности. В свою очередь информационная компетентность рассматривается в двух аспектах: технологический и технический. Необходимость изучения информационно-аналитической компетентности продиктована требованиями времени, когда исследуется профессиональная компетентность юриста и целенаправленно организована работа по разработке профессионального стандарта юриста. Анализ литературы показал, что информационно-аналитическая компетентность обучающихся в ведомственных вузах непосредственно связана с организацией информационно-аналитической деятельности будущих сотрудников в структуре исполнения наказания. Информационно-аналитическая деятельность определяется как деятельность по сбору, анализу, преобразованию, хранению, передачи и защите информации, а также как деятельность по разработке, принятию и организации исполнения управленческого решения. Для эффективного формирования информационно-аналитической компетентности обучающихся выделены уровни формирования данной компетентности в процессе обучения в ведомственных учебных заведениях: 1 - технический, когда изучаются основные объекты информатики и информационные технология сбора и обработки информации; 2 - технологический, когда информация выступает как основной объект правоотношений, поэтому необходимо формировать методы, приемы и способы анализа, систематизации, обобщения, классификации информации для разработки удостоверительной документации (протокол, распоряжение, запрос и др.); 3 - управленческий, когда необходимо формировать методы оценки, прогнозирования, моделирования ситуаций, необходимых при разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений.
Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность, аналитическая компетентность информационно-аналитическая компетентность, обучающийся, информация, информационно-аналитическая работа, информационные технологии, сотрудник правоохранительных органов, юрист, юридическая деятельность.
CHARACTERISTICS OF INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE OF STUDENTS AND DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
© 2018
Ulendeeva Natalia Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of "Management and Information Technology operations of the correctional system" Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (443022, Russia, Samara, streetRylskaya, 24, e-mail: nulendeeva@mail.ru)
Abstract. In this article the author makes an attempt to analyze the concept of "information-analytical competence" from the point of view of competence approach. When considering this concept, the information competence and analytical competence of the future law enforcement officer and the future lawyer are highlighted as two components of the competence under consideration. In turn, information competence is considered in two aspects: technological and technical. The necessity of studying information and analytical competence is dictated by the requirements of the time when the professional competence of a lawyer is investigated and the work on the development of a professional standard of a lawyer is purposefully organized. Analysis of the literature showed that the information and analytical competence of students in departmental universities is directly related to the organization of information and analytical activities of future employees in the structure of punishment. Information and analytical activity is defined as activity on collecting, the analysis, transformation, storage, transfer and protection of information, and also as activity on development, adoption and the organization of execution of the administrative decision. For the effective formation of information and analytical competence of students identified the levels of formation of this competence in the learning process in departmental educational institutions: 1 - technical, when studying the main objects of computer science and information technology of information collection and processing; 2 -technological, when information acts as the main object of legal relations, so it is necessary to form methods, techniques and methods of analysis, systematization, generalization, classification of information for the development of); 3 - administrative, when it is necessary to form methods of assessment, forecasting, modeling of situations necessary for the development, adoption and organization of the execution of management decisions.
Keywords: competence, information competence, information and analytical competence and analytical competence, student information, information and analytical work, information technology, law enforcement officer, lawyer, legal activity.
Информационно-аналитические умения будущих юристов и специалистов правоохранительной сферы исследовались многими учеными в области юридических, экономических, политических, культурологических, филологических, технических, педагогических и психологических наук.
Однако интеграция Российского образования (с 2003г.) с принципами европейского образовательного пространства повлекла обновление образовательных технологий.
Понятие компетенции стало новым элементом обра-
зовательного процесса. Важнейшей целью образования стала «выработка у студентов компетенций» [1, с. 23].
Так, в монографии «Компетентностный подход в образовательном процессе» [2, с. 30] говорится о том, что для практического решения жизненных и профессиональных проблем выпускникам кроме знаний, умений и навыков нужны также «некие дополнительные качества», для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности».
С начала XXI века начинают разрабатываться значимые подходы системного осмысления компетентност-
Ulendeeva Natalia Ivanovna CHARACTERISTICS ...
ного подхода в образовании, уточняются определения понятий общих компетенций и предметных компетент-ностей.
Эти исследования представлены в работах А.В. Хуторского, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, В.А. Вострикова, В.А. Болотова, Б.Д. Эльконина, А.М. Аронова, В.Д. Шадрикова др.
По заказу Министерства образования в 2001 году впервые были разработаны материалы для разработчиков документов по обновлению содержания образования, выступавшие как основные положения компе-тентностного подхода [3], в которых было подчеркнуто, что понятие компетентность шире понятия знаний, или умений, или навыков. Оно включает их в себя, но не является простой суммой знаний, умений и навыков. Е.Ю. Гукемухов утверждает, что понятие «компетентность» - это понятие несколько иного смыслового ряда [4, с. 3].
В исследованиях ранее перечисленных дидактов рассматриваются содержание понятий «компетенция» и «компетентность»; приводятся классификации ком-петентностей по разным основаниям; устанавливаются ключевые компетентности в различных сферах; выявляется динамика формирования каждой компетентности в структуре профессиональной деятельности; определяется роль конкретных предметов в совершенствовании формируемых компетентностей и т. д.
В настоящее время возрос интерес к формированию компетентностей как универсальных способностей к деятельности в определённой социально-личностно-значимой сфере в свете разработки, утверждения и внедрения профессиональных стандартов по различным профессиям.
В нашей статье исследуется проблема формирования информационно-аналитической компетентности в юридической и правоохранительной сферах деятельности.
Анализ социального заказа на подготовку офицеров и гражданских служащих для службы исполнения наказаний позволил в структуре профессиональной подготовки обучающихся ведомственного вуза выделить информационно-коммуникационную составляющую -как обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку специалистов, способных эффективно применять средства ИКТ в сфере профессиональной деятельности. Современный сотрудник ФСИН России должен владеть методами работы с различными видами и источниками информации, уметь применять современные компьютерные программы и информационные технологии для защиты информации и компьютерной безопасности работы с персональными данными, представлять требовательные предписания (приказы, распоряжения, отчеты и др.), уметь организовать разработку и исполнение принятого управленческого решения [5, с. 178].
В Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года среди многих различных направлений реформирования предусматривает «совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации» [6, с. 9].
Во введении были отмечены мировые тенденции современного этапа развития информационно-технической сферы вообще и ее применения в системе исполнения наказаний. В частности, была названа следующая характерная черта: информатизации исполнения наказаний [6, с. 10].
Внимание к информационно-техническому обеспечению и применению информационных технологий для работы с массивами данных и системой развития сети межведомственного взаимодействия прослеживается во всех сферах организации и исполнения наказаний.
Анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы показал, что нет работ, посвященных определению понятию «информационно-аналитическая компетентность сотрудника правоохранительных органов», исследуются отдельно «информационно-коммуникационная компетентность юриста», «информационная компетентность юриста», «информационная компетентность сотрудника МВД», «аналитическая компетентность будущего юриста», «информационно-техническая компетентность офицера-инженера», «информационно-коммуникационная готовность курсантов к профессиональной деятельности», «информационно-коммуникационная компетентность сотрудника УИС», (Л.А Быстрякова, А.В. Секлетов, В.А. Шибанова, С.О. Никитина, С.В. Шмелева, И.А. Абрамова, A.M. Аронова, С.А. Грязнов и др.).
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» также отсутствует определение понятия информационно-аналитическая компетентность, но вместе с тем формулируются общекультурные компетенции по работе с информацией, необходимые для принятии управленческих решений как способности по применению основных методов, способов и средств по получению, обработке и передачи информации и работе в глобальных сетях и профессиональные компетенции через способности соблюдать нормативные требования по обеспечению безопасности защите информации, а также способности по анализу и обработке результатов в прикладных научных исследованиях [7, с. 8; 8, с. 9].
Для уточнения содержания понятия «информационно-аналитическая компетентность» рассмотрим сначала соотношение понятий «информационная компетентность» и «аналитическая компетентность», а также родственные компетентности: «информационно-коммуникационная компетентность», «информационно-математическая компетентность» и др. Категории «информационная компетенция», «информационная компетентность» и «информационно-коммуникационная компетентность», их классификации, методы, средства, условия формирования и критерии оценки их у обучающихся в процессе обучения информационным технологиям анализируются и раскрываются в различных психолого-педагогических исследованиях. Ряд исследований по проблеме формирования информационной компетентности (И. А. Кулантаева, А.Н. Завьялов, Е.М. Паранина и др.), информационно-коммуникационной компетентности (Л.А. Быстрякова и др.) специально посвящены изучению компетентностей юристов и сотрудников правоохранительных органов.
Проведенный анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы, в которой рассматривается понятие «информационная компетентность», показал, что для его определения используется два подхода, характеризующих разные акценты на трактовку понятия.
Первый акцент связан с технологической стороной работы с информацией как с процессом: поиск, преобразование и хранение с помощью технических средств, современных ИКТ технологий.
Так, И.А. Кулантаева определяет информационную компетентность как личностно-интегрированное качество будущего юриста, которое характеризуется сформированными информационными умениями, профессионально-юридическими знаниями и ценностным отношением к решению профессионально-ориентированных задач [9, с. 8].
И.М. Паранина характеризует информационную компетентность как профессионально значимую ин-тегративную характеристику юриста, как способность ориентироваться в информационном пространстве, успешно выполнять действия в юридической практике
по поиску, анализу, отбору, преобразованию, переработки полученной информации с помощью информационных технологий [10, с. 13].
В рассматриваемом аспекте данного понимания определяется и герменевтическая компетентность будущих юристов (А.М. Балак), формируемая через совокупность действий (по определению Г.С. Голошумовой): «поиск необходимой информации; осознание ее смысловой и ценностно-правовой составляющей; представление результата и его правовая оценка» [11, с. 120].
А.Н. Завьялов информационную компетентность ИТ-специалиста определяет «как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий» [12, с. 3].
В аспекте технологического подхода рассматривается информационно-математическая компетентность будущих юристов через «совокупность фундаментальных знаний по многим разделам математики, информатики и информационных технологий, и умений по моделированию ситуаций в профессиональной деятельности с применением современных информационных технологий» (А.В. Иванова, А.А. Прокопьев [13, с. 114]).
Таким образом, первый аспект характеризует «информационную компетентность» будущего юриста и сотрудника правоохранительных органов как интегрированное качество или совокупность информационных качеств, которые формируются в процессе сбора, анализа, отбора, переработки, трансформации и генерирования информации с помощью информационных технологий в специальные знания, позволяющие организовать разработку и принятие оптимального управленческого решения в профессиональной деятельности.
Второй аспект рассмотрения понятия «информационная компетентность» связан с изучением понятия информация, ее видов, классификаций, источников получения, способов преобразования, работой с массивами данных, электронными носителями и др. Такой подход характеризует техническую составляющую информационной компетентности специалиста как сотрудника, обладающего умениями использовать компьютерные средства для получения, преобразования, хранения и передачи информации.
Так, И.А. Зимняя определяет информационную компетентность через деятельность по приему, переработке, выдачи, преобразованию информации, по использованию мультимедийных технологий, по владению электронной почтой и готовностью работать с информационными данными как в устной, так и электронной формах [14].
Способностью использовать мультимедийные средства при обработке больших объемов информации характеризует в своей работе С.А. Писарева информационную компетентность [15].
К.А. Кузьмин в своей диссертации характеризует информационную компетентность как способность использовать прикладное программное обеспечение для «автоматизации сбора и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности» [16, с. 5].
Данного подхода придерживается в своей диссертации Е.Э. Турутинова, когда подчеркивает, что информационная компетентность - это вид профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы, владеющих грамотным поиском и построением аналитической базы в условиях быстрого обновления правовой информации, когда недостаточно просто запоминать или накапливать данные [17].
Рассмотрим исследования, которые посвящены изучению «аналитической компетентности» будущих юристов.
Так, И.А. Абрамова аналитическую компетентность
характеризует как интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств, когда сформировано умение с помощью информационных технологий получать, обобщать и анализировать профессионально значимую информацию [18, с. 166].
А.В. Секлетов определяет аналитическую компетентность выпускника вуза - юриста «как интегральное качество его личности, проявляющееся в способности и готовности ее к аналитической профессиональной деятельности в юридической сфере» [19, с. 9].
И. В. Маслов, характеризуя структуру и составляющие профессиональной компетентности юриста, выделяет аналитическую компетентность как составляющую часть информационной компетентности [20].
В работе А.В. Войнова и Н.А. Войновой в содержание информационной компетентности студента включено владение основами аналитической переработки информации, которая характеризуется умениями работать с различной информацией и знаниями особенностей информационных потоков в своей предметной области [21].
При определении информационных умений группа авторов (Л.В. Воронина, В.В. Артемьева, Г.В. Воробьева) предлагают выделить информационно-аналитические умения, которые позволяют анализировать, сравнивать, классифицировать, давать толкование объектам и явлениям, для того чтобы на основе имеющихся знаний, жизненного опыта формулировать решения задач [22, с. 156].
В работе Л.Б. Таренко раскрыто содержание аналитических умений будущих специалистов в области информационных технологий «как совокупности специальных действий, которые направлены на овладение конкретными знаниями и умениями в области информационных технологий и методами получения нового знания, позволяющими самостоятельно ориентироваться в сфере разработки и применения информационных технологий и систем» [23, с. 4].
Анализируя рассматриваемые понятия «аналитическая компетентность» и «аналитические умения», можно выделить общее в данных трактовках [24-30]: совокупность умений и навыков по поиску, анализу, преобразованию и прогнозированию предполагаемого результата из массива информации (данных), готовность к диагностической, проектировочной, организационной, контролирующей функции.
Рассмотрим понятие «информационно-аналитическая компетентность», которая характеризует разные профессиональные сферы деятельности и виды занятий.
В исследовании Е.С. Гайдамак информационно-аналитическая компетентность специалиста в области образования рассматривается как составляющая профессиональной компетентности и определяется «как готовность к решению с помощью ИКТ профессиональных задач на основе семантической обработки информации в условиях быстрого изменения информационной среды» [31, с. 6].
Рассматривая информационно-аналитическую компетентность преподавателя, Е.В. Назначило в своей работе опирается на понятие информационно-аналитической деятельности, которая определяется как действия по поиску, сбору, качественному по содержанию преобразованию информации и ее использованию для решения задач в профессиональной сфере[32, с. 5].
Информационно-аналитическая компетентность экологов-инженеров (Н.В. Яковенко, И.В. Комов) характеризуется как совокупность двух составляющих: информационно-коммуникационных и аналитических. Информационно-коммуникационная составляющая определяется как способность владеть методами и средствами получения, хранения и переработки информации, методами компьютерного моделирования, а сфор-мированность аналитической составляющей позволяет
Ulendeeva Natalia Ivanovna pedagogical
CHARACTERISTICS ... sciences
проводить анализ и оценку информации, формулировать самостоятельного комплексные решения сначала учебной задачи (в процессе обучения в вузе), что в дальнейшем формирует способность принимать управленческие решения в соответствующей профессиональной деятельности [33, с. 76].
А.Е. Трофименко определяет общую информационно-аналитическую компетентность студентов высших учебных заведений как - способность использовать знания, умения и владения в деятельности по аналитико-синтетическому анализу и обработке различных видов информации при определении нового по содержанию знания, которое обеспечивает оперативный процесс организации, разработки и принятия решения в профессиональной сфере [34, с. 9].
Характеризуя информационно-аналитическую компетентность офицера-инженера И.В. Омельченко обосновывает вывод о необходимости выполнении им взаимосвязанных функций с одной стороны как военного тактика и технического специалиста, с другой стороны - начальника подразделения и специалиста по воспитательной работе. Поэтому информационно-аналитическая компетентность офицера-инженера связана с умениями осуществлять информационно-аналитическую работу, характеризующею умениями работать с различными формами и видами специальной информации и на основе комплексного и детального анализа умениями обоснованно принимать, организовывать и контролировать управленческие решения [35, с. 12].
Е.С. Тесленко определяет информационно-аналитическую подготовку юриста как вид подготовки, необходимой для осуществления информационно-аналитической работы. Информационно-аналитическая работа характеризуется как деятельность «по поиску и выбору необходимой информации по событию (явлению), ее накопление и систематизацию для формулирования выводов или путей решения проблемы (вопроса) [36, с. 61].
Таким образом, формирование информационно-аналитической компетентности является необходимым условием успешной информационно-аналитической работы, которая имеет свои особенности в зависимости от профессиональной принадлежности. Однако в структуре правоохранительных органов и юридической деятельности целенаправленно выделена информационно-аналитическая работа как отдельный вид профессиональной деятельности. Поэтому опираясь на понятие «компетенция» и рассмотренные выше понятия «информационно-аналитической деятельности», мы определяем информационно-аналитическую компетентность обучающихся вузов ФСИН России как способность использовать знания, умения, практический опыт и личные качества для обеспечения информационно-аналитической работы в будущей профессиональной деятельности. Информационно-аналитическая работа определяется нами как профессиональная деятельность по получению, обработке, систематизации, накоплению и обобщению разноаспектной информации, которая используется для организации разработки своевременных и обоснованных управленческих решений, как руководителями различных структурных подразделений органов и учреждений ФСИН в части выполнения ими основных функций, так и аппаратами управления и сотрудниками пенитенциарных учреждений.
К числу составляющих признаков информационно-аналитической работы будем относить теоретические знания в области нормативно-правового регулирования аналитической работы, информатики и информационных технологий, умения и навыки по поиску, анализу и использованию информации и готовность к выполнению практических задач [10, с. 31].
Данный подход при определении понятия информационно-аналитической компетентности будущих сотрудников ФСИН России позволяет выделить уровни формирования данной компетентности в процессе обу-348
чения в ведомственных учебных заведениях.
I уровень - технический: изучение прикладных компьютерных программ, специальных приложений, информационно-технических средств, информационно-справочных систем, автоматизированных программ специального статистического учета, которые используются для обработки, хранения, представления, распространения информации и обеспечения компьютерной безопасности. Данный уровень обеспечивают следующие учебные дисциплины: «Информатика и информационные технологии», «Информационная безопасность», «Защита информации», факультативы «Система электронного мониторинга подконтрольных лиц», «Программно-технический комплекс картотечного учета».
II уровень - технологический: изучение приемов, методов, средств обобщения, анализа, систематизации, классификации, представления поступающей информации, которая является субъектом удостоверения правоотношений и объектом изучения права. Данный уровень обеспечивают следующие учебные дисциплины: «Правовая статистика», «Информационные системы в уголовно-правовой деятельности», «Делопроизводство и режим секретности», «Документационное обеспечение управления», «Логика».
III уровень - управленческий: анализ и оценка состояния правопорядка, результатов оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств, факторов внешней среды, оказывающих влияние на работу территориальных органов ФСИН, прогнозирование и принятие управленческих решений в зависимости от оперативной обстановки информации. Данный уровень имеет два подуровня - аналитический и собственно управленческий. Первый подуровень обеспечивает достоверность и эффективность разработки управленческого решения и характеризуется интегральным качеством личности будущего специалиста по выявлению проблемы, интерпретации и формулировании проблемы, определению критериев успешного решения. На управленческом уровне реализуется способность личности к принятию и организации управленческого решения и формируются следующие способности: разработка альтернатив решения проблемы, оценка альтернатив и выбор альтернатив для достижения или решения проблемы (вопроса). Данный уровень предлагается формировать в процессе изучения дисциплин «Психология», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Правоохранительные органы», «Основы управления в правоохранительных органах», «Организация деятельности исправительных учреждений», «Деятельность исправительных учреждений при чрезвычайных обстоятельствах», «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях», «Воспитательная работа с осужденными», «Правовое регулирование и организация режима и надзора».
Рассмотрев понятие «информационно-аналитическая компетентность», можно сделать вывод о том, что оно является видовым по отношению к понятию «компетентность» и родовым по отношению к понятиям «информационная компетентность» и «аналитическая компетентность», так как является связующим понятием между теорией и практикой использования методов и средств работы с информационными потоками данных, которые определяют качество и эффективность выполнения задач и решения вопросов профессиональной деятельности в системе ФСИН России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Миэринь Л.А., Быкова Н.Н., Зарукина Е.В. Современные образовательные технологии в вузе : учеб.-метод. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 169 с.
2. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев АА., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография. Омск : Изд-во ООО
«Омскбланкиздат», 2012. 210 с.
3. Стратегии модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001г. - 104 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.1060.ru/upload/fm/pinskiy/strateg.pdf (дата обращения 7.05.2018).
4. Гукемухов Е.Ю. Роль компетентностного подхода в повышении качества образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yspu.Org/images/b/bf/. (дата обращения 12.05.2018).
5. Озерский С.В., Улендеева Н.И. Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 179-183.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения 12.05.2018).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 № 1424 «Об утверждении и введении в действии федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 Правоохранительная деятельность (Квалификация (степень) «специалист»)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/ spec_40.05.02.pdf (дата обращения: 12.05.2018).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 № 1511 «Об утверждении и введении в действии федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rg.ru/2017/01/09/minobr-prikaz1511-site-dok.html (дата обращения: 12.05.2018).
9. Кулантаева И.А. Формирование информационной компетентности студентов-юристов: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 199 с.
10. Паранина И.М. технология развития информационной компетентности студентов-бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция»: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2014. 190 с.
11. Голошумова Г.С., Назаров Д.М. Возможности герменевтической технологии в процессе дистанционного обучения //Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 8. С. 119-129.
12. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий: автореф. дис. ... кан. пед. наук. Тюмень, 2005. 17 с.
13. Иванова А. В. Междисциплинарная информационно-математическая компетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки юристов/ А.В. Иванова, А.А. Прокопьев// ВЕСТНИК СВФУ, 2013, том 10, № 3. С. 111-116.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
15. Писарева С.А. Разработка понятия «компетентность» в диссертационных исследованиях по педагогике// Академические чтения. Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 29-34.
16. Кузьмин К.А. Совершенствование подготовки студентов техникума при изучении дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий: автореф. ... канд. пед. наук. Москва, 2003. 19 с.
17. Турутинова Е.Э. Формирование информационной компетенции у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 23 с.
18. Абрамова И.А. Информационные технологии как основа формирования аналитической компетентности // ИТО-2005: сб. тр. М.: «БИТ Про», 2005. С. 166-167.
19. Секлетов А.В. Формирование аналитической компетентности юридических кадров в процессе профессиональной подготовки: дис. . канд. пед. наук. Самара, 2015. 205 с.
20. Маслов И.В. Информационная компетентность юриста в контексте информатизации правовой сферы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.iubip. ru/branch/donetsk/.../Маслов И.В. (дата обращения 12.05.2018).
21. Войнова H.A., Войнов А.В. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании. 2004. № 4. С. 111-118.
22. Воронина Л.В., Артемьева В.В., Воробьева Г.В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 153-160.
23. Таренко Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов в области информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2018. 187 с.
24. Коваль Н.Н. Структура аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 161-167.
25. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
26. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.
27. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.
28. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 131-134.
29. Коростелёв А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: автореф. . канд. пед. наук. Тольятти, 2003
30. Коваль Н.Н. Осуществление аналитической деятельности руководителем школы на различных уровнях познания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 55-59.
31. Гайдамак Е.С. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования: автореф. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 23 с.
32. Назначило Е. В. Развитие информационно-аналитической компетентности преподавателя в процессе непрерывного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2018. 193 с.
33. Яковенко Н.В., Комов И.В Информационно-аналитическая компетентность как профессиональный компонент подготовки экологов-инженеров в условиях педагогического вуза // ВЕСТНИК ВГУ, Серия: География. Геоэкология, 2016, № 1. С. 75-79.
34. Трофименко А.Е. Развитие информационно-аналитической компетенции студентов в вузе: автореф. . канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 24 с.
35. Омельченко И. В. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего офицера в условиях смешанного обучения информатике: автореф. . канд. пед. наук. Челябинск, 2011. - 28 с.
36. Тесленко Е.С. Информационно-аналитическая
Ulendeeva Natalia Ivanovna
CHARACTERISTICS ...
подготовка в системе обучения юристов по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности»// Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 4(15). С. 61-63
Статья поступила в редакцию 16.04.2018 Статья принята к публикации 26.06.2018