ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА
Р. М. Габидулин, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»
В условиях современных социальноэкономических отношений высокие требования предъявляются к выпускникам учреждений профессионального образования, главными из которых являются развитие творческих способностей, владение знаниями и умениями изобретательской деятельности. Это в свою очередь влияет на повышение конкурентоспособности выпускников, их профессиональную мобильность, предприимчивость и инициативность.
Моя основная задача как преподавателя спецдисциплин — сформировать личность выпускников, способных адаптироваться к современным условиям, умеющих самостоятельно решать возникшие перед ними проблемы, применять свои знания и умения при овладении профессиональными компетенциями в практической деятельности. Таким образом, ценностью обучающегося является его подготовка к практической деятельности, а приоритетом для меня — «раскрытие» образования через практико-ориентированные технологии.
Система практико-ориентированного образования включает в себя несколько компонентов: опытно-экспериментальную работу, решение задач практического характера, отработку умений и знаний в процессе коллективной де-
ятельности. Для реализации данных компонентов преподавателю необходимо ставить перед обучающимися практические задачи с предоставлением необходимых материалов для их решения. Обучающиеся, обладая определенными знаниями и умениями, должны защитить то, что было открыто или изобретено. Использование задач практической направленности превращает изучаемый материал из скучного в интересный, позволяет овладеть профессиональными компетенциями, способствующими самоопределению обучающихся в процессе будущей трудовой деятельности.
В рамках реализации реального дипломного проектирования мною был выбран прак-тико-ориентированный подход. Перед обучающимися была поставлена научно-практическая цель: создание лабораторных стендов для испытания и исследования свойств электромеханических преобразователей, что автоматически повлекло за собой разработку методических материалов по теме исследования, обновление материально-технической базы дисциплины «электрические машины». Теоретические знания тесно интегрированы с практическим, экспериментальным исследованием при изучении конструкции электромеханических преобразователей, что позволило приобрести умения при сборке схемы их подключения, экспериментально подтвердить теоретические сведения, полученные при изучении дисциплины.
В качестве исходных данных обучающиеся получили техническое задание, в котором бы-
18
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСГВО» № 2 (41) 2014
ли отражены основные требования, назначение лабораторной установки и область исследования. Они собрали и обработали информацию по исследуемой тематике и определили пути решения поставленной задачи. В теоретической части работы произвели необходимые расчеты по выбору материалов, устройств и элементов будущей лабораторной установки и составили перечень необходимого оборудования и материалов. В практической части реального проектирования были созданы лабораторные стенды по исследованию электромеханических свойств преобразователя. Обучающиеся, сотрудничая с преподавателями, провели комплексные работы, направленные на проверку надежности элементов установки, и необходимые испытания. Это позволило собрать и проанализировать нужную научно-техническую информацию, найти пути рационального решения практической задачи.
В процессе решения практической задачи обучающиеся овладевали профессиональными компетенциями, систематизировали полученные знания, у них развивалось творческое мышление и стремление к изобретательской деятельности, формировались необходи-
мые качества конкурентоспособного выпускника. Но конкурентоспособный выпускник должен обладать не только определенными профессиональными компетенциями, но и быть творческой личностью.
Сегодня все больше и больше становится людей, которые обладают специальными научными знаниями, помогающими им в работе. И это совершенно оправдано. Чтобы овладеть какой-то профессией, требуется многолетнее обучение, а затем — постоянное самосовершенствование в процессе самой работы. Появляются все новые технологии, усложняются технические средства, используемые в производстве и обыденной жизни, в результате чего возникает потребность в большом количестве специалистов, способных участвовать в их разработке, производстве и обслуживании. А это значит, что наше учебное заведение сделало важный шаг в решении главной цели профессионального обучения — передаче специальных знаний, необходимых для успешной деятельности человека в определенной социальной сфере. Для решения этого у нас есть традиции, опыт, собственные формы преподавания дисциплин.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»
А. М. Кортелева, заместитель директора по методической работе ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» я. И. Загребецкая, старший методист
Курсы повышения квалификации профессионально-педагогических работников Кемеровской области в соответствии с планом образовательных услуг ГОУ «КРИРПО» в формате модуль 2 по теме «Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании» прошли с 13 по 17 января 2014 года в ГОУ СПО НТЭТ. Техникум принял на обучение 26 слушателей. Куратор курсов — методист деканата ГОУ «КРИРПО» Зинаида Ивановна Чер-ноусова.
Программа 2-го модуля курсов повышения квалификации носила содержательный информационно-практический характер. Все, без исключения, мероприятия программы курсов соответствовали заявленной тематике. Компе-
А. М. Кортелева я. И. Загребецкая
тентный лекторский состав представил опыт взаимодействия учебного заведения и социальных партнеров, опыт реализации требова-
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 2 (41) 2014
19