РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНКУРСА В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Н.т. Рылова, кандидат педагогических наук, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения, Ленинск-Кузнецкий городской округ
К
(
}
V
Социально-экономическое благополучие и стабильность развития моногородов во многом зависят от состояния дел градообразующих предприятий. На территории Ле-нинск-Кузнецкого городского округа таковым является ОАО «СУЭК-Куз-™,г басс». Одна из проблем, стоящих перед компанией, — кадровая: привлечение на производство молодых высококвалифицированных специалистов высшего, среднего и начального звена, создание качественно нового человеческого капитала, без которого нельзя рассчитывать на положительные тенденции динамики развития компании. Решение данной проблемы руководство компании видит в том числе в организации совместной деятельности с общеобразовательными организациями городского округа и рассматривает это как инвестиции в развитие стратегических ресурсов компании «СУЭК-Кузбасс».
Формы совместной деятельности разнообразны:
- шефская помощь (за каждым предприятием компании закреплена общеобразовательная школа);
- создание профильного «СУЭК-Кузбасс» класса на базе одной из гимназии;
- целевое направление выпускников школ для обучения в высших учебных заведениях по горным специальностям;
- финансовая поддержка участников городского конкурса «СУЭК-Кузбасс»: моя Компания, мой Город», который на территории округа проводится с 2008 года.
Учредителем конкурса является угольное предприятие ОАО «СУЭК-Кузбасс», организатором — управление образования Ленинск-Куз-нецкого городского округа. Цель конкурса — расширение представлений обучающихся общеобразовательных организаций о предприятии, его деятельности на территории города; развитие социальной инициативы молодежи и создание предпосылок для осознанного выбора обучающимися последующего маршрута профессионального обучения.
Конкурс проводится в соответствии с положением, разработанным и утвержденным его учредителем и организатором. Работы, представленные на конкурс, делятся по возрастным категориям их авторов: дошкольники; младшие школьники (1-4-й кл.); средняя возрастная группа (5-8-й кл.); старшая возрастная группа (9-11-й кл.). Номинации конкурса могут меняться. Так, в 2013 го-
ду его участникам было предложено выполнить следующие проекты: макет-проект, историче-
ский проект, литературно-художественный проект, рекламный проект, электронный проект. Конкурсные комиссии, которые возглавляют директора шахт, входящих в состав компании, определяют лучшие работы в каждой номинации и представляют их на суд главного жюри. В состав жюри входят генеральный директор ОАО «СУ-ЭК-Кузбасс», представители администрации городского округа и высших учебных заведений. Окончательное решение главное жюри принимает по итогам публичной защиты проектов их авторами. Обучающимся приходится доказывать практическую значимость проекта, глубокое понимание его сути, отвечать на многочисленные вопросы членов жюри. Результаты конкурса объявляются на заключительном городском празднике. Образовательная организация, занявшая 1-е место, получает денежный грант на развитие материально-технической базы, а победители и все участники конкурса — ценные призы.
За время проведения конкурса на средства, выделенные компанией школам-победителям, были оборудованы современные мастерские для проведения уроков технического труда, компьютерный класс, медиацентр, центр дистанционного обучения, предметные кабинеты. Часто работы-победители находят свое применение на производстве или в жизни города. Так, проект о соблюдении правил техники безопасности в забое растиражирован на каждую шахту компании, стела установлена на въезде в город, дневники для обучающихся 1-х классов школ города сделаны по проектам победителей конкурса, их рисунки украшают помещения и залы административных зданий шахт.
Конкурс пользуется огромной популярностью среди обучающихся и педагогов города. С каждым годом растет количество его участников, если в 2008 году их число было 447 человек, то в 2013 — более 2500, а число работ увеличилось с 461 до 636. Участники конкурса в ходе подготовки проектов ближе знакомятся с многолетней историей Кольчугинского рудника, деятельностью Сибирской угольной энергетической компании в Кузбассе, получают более полное представление о шахтерских профессиях, узнают об их лучших представителях. Это позволяет обучающимся осознанно подходить к выбору своей будущей профессии. За последние три года почти вдвое возросло число выпускников школ городского округа, поступивших в профессиональные образовательные организации горного профиля.
Ставя первоначально узкокорпоративную цель — привлечение на производство молодых высококвалифицированных специалистов угледобывающих профессий, конкурс вышел на более высокий уровень. Далеко не все участники конкурса (и даже его победители) станут в будущем студентами горных вузов или учреждений среднего профессионального образования. Однако участие в нем дает возможность обучающимся попробовать свои силы в разных видах деятельности: технической, литературной, художественной, проектной и др. В процессе подготовки конкурсных работ они при-
обретают профессиональные навыки поисковой работы, умения описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, создавать макеты шахтовых механизмов, разрабатывать компьютерные программы, делать рекламные проекты и многое другое. Учащиеся на практике знакомятся с основами таких профессий, как художник, дизайнер, программист, журналист, библиотекарь, электрик, механик и др. Они могут соотнести свои возмож-
ности, склонности с требованиями профессии и сделать правильный выбор своего будущего.
Таким образом, городской конкурс «СУЭК-Куз-басс»: моя Компания, мой Город» не только способствует профессиональному самоопределению обучающихся Ленинск-Кузнецкого городского округа, но и является эффективной формой социального партнерства угледобывающих предприятий, образовательных организаций, ГОУ «КРИРПО», методисты которого входят в состав жюри.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА
Р. М. Габидулин, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»
В условиях современных социальноэкономических отношений высокие требования предъявляются к выпускникам учреждений профессионального образования, главными из которых являются развитие творческих способностей, владение знаниями и умениями изобретательской деятельности. Это в свою очередь влияет на повышение конкурентоспособности выпускников, их профессиональную мобильность, предприимчивость и инициативность.
Моя основная задача как преподавателя спецдисциплин — сформировать личность выпускников, способных адаптироваться к современным условиям, умеющих самостоятельно решать возникшие перед ними проблемы, применять свои знания и умения при овладении профессиональными компетенциями в практической деятельности. Таким образом, ценностью обучающегося является его подготовка к практической деятельности, а приоритетом для меня — «раскрытие» образования через практико-ориентированные технологии.
Система практико-ориентированного образования включает в себя несколько компонентов: опытно-экспериментальную работу, решение задач практического характера, отработку умений и знаний в процессе коллективной де-
ятельности. Для реализации данных компонентов преподавателю необходимо ставить перед обучающимися практические задачи с предоставлением необходимых материалов для их решения. Обучающиеся, обладая определенными знаниями и умениями, должны защитить то, что было открыто или изобретено. Использование задач практической направленности превращает изучаемый материал из скучного в интересный, позволяет овладеть профессиональными компетенциями, способствующими самоопределению обучающихся в процессе будущей трудовой деятельности.
В рамках реализации реального дипломного проектирования мною был выбран прак-тико-ориентированный подход. Перед обучающимися была поставлена научно-практическая цель: создание лабораторных стендов для испытания и исследования свойств электромеханических преобразователей, что автоматически повлекло за собой разработку методических материалов по теме исследования, обновление материально-технической базы дисциплины «электрические машины». Теоретические знания тесно интегрированы с практическим, экспериментальным исследованием при изучении конструкции электромеханических преобразователей, что позволило приобрести умения при сборке схемы их подключения, экспериментально подтвердить теоретические сведения, полученные при изучении дисциплины.
В качестве исходных данных обучающиеся получили техническое задание, в котором бы-