References
1. Adamskij A.I. Model'setevogo vzaimodejstviya. Available at: http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm
2. Brynza S.Yu., Shevchenko G.I. Kriterii klassifikacii i vidy setevyh soobschestv. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo ob-schestva: materialy II Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
3. Polat E.S. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov. Moskva, 2008.
4. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2010.
5. Brynza S.Yu., Shevchenko G.I. Setevye soobschestva: ponyatie, celi, vidy. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschest-va: materialy I Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
Статья поступила в редакцию 09.02.16
УДК 377.5
Shcherbakova I.A., postgraduate, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia),
Е-mail: [email protected]
PRACTICAL ORIENTED TASKS AS AN EFFECTIVE WAY OF PROFESSIONAL TRANING OF COLLEGE STUDENTS. The
main objective of the educational institutions, which are carrying out preparation of future experts is ensuring qualitative professional readiness of students for the forthcoming professional activity. Based on the analysis of psychology and pedagogical literature, the article presents usage of the practical oriented tasks as an effective remedy process of professionally significant skills formation of students. The attention is especially focused on an increase of students' activity in the process of doing practice-oriented tasks, laboratory works and special discipline lessons according to the program for each qualification.
Key words: practice-oriented tasks, professional training, work forms, quality of education, college students.
И.А. Щербакова, аспирант МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, автор рассматривает в статье особенности использования практико-ори-ентированных заданий в качестве эффективного средства процессе формирования профессионально значимых умений и навыков студентов колледжа. Особо заостряется внимание на повышении активности студентов в процессе выполнения практико-ориентированных заданий на уроках производственного обучения и в ходе лабораторно-практических работ, при проведении занятий по специальным дисциплинам в соответствии с программой по каждой квалификации.
Ключевые слова: практико-ориентированные задания, профессиональная подготовка, формы работы, качество образования, студенты колледжа.
На всех этапах развития профессионального образования перед педагогами стояла и стоит первостепенная задача подготовки высококвалифицированного специалиста, готового к предстоящей деятельности на высоком профессиональном уровне, как того требует современная экономика. Каждый работодатель требует от специалиста высокого профессионализма, обладания творческим потенциалом, профессионально значимыми умениями и навыками для выполнения необходимого объёма работы, поэтому в процессе профессиональной подготовки подрастающего поколения к педагогам колледжа предъявляются высокие требования. В связи с этим, преподаватели колледжа системно работают над отбором методов, приёмов, средств обучения, форм организации деятельности студентов и практико-о-риентированного содержания их профессиональной подготовки.
Работая над практико-ориентированной насыщенностью профессиональной подготовки и достижением более высоких результатов, стремясь познать студента и помочь ему как можно более полно раскрыть себя, свои способности в области выбранной профессии, педагог продумывает важность использования практико-ориентированных заданий, просчитывает уровень их сложности, степень продуктивности.
Чаще всего поступающие в колледж студенты имеют разный уровень сформированности учебных умений, в связи с чем в процессе осуществления профессиональной подготовки квалифицированных специалистов рабочих специальностей возникает необходимость начинать использование практико-ориентирован-ных заданий с более простого уровня, осуществляя постепенный переход к более сложному, требующему для выполнения совокупности сформированных умений и навыков. Поэтому для обеспечения продуктивности деятельности студентов на уроках следует учитывать, что практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки студентов характеризуется умственной, эмоциональной и творческой активностью студентов, взаимопониманием, ответственностью, за достижение результата, требует ведения учета личностных факторов: структура группы, ролевая значимость, факторы взаимодействия, а также степень участия педагога.
Подготовка специалиста, способного к продуктивной трудовой деятельности, умеющего самостоятельно находить пути выхода из проблемных ситуаций, планировать свою жизнь, трудовую деятельность актуализировал проблему использования практико-ориентированных заданий, как одного из условий, влияющих на качество профессиональной подготовки студентов колледжа.
Исходя из того, что качество занимает ведущую позицию на современном этапе развития системы профессионального образования, то конечным результатом профессиональной подготовки студентов колледжа является качество подготовки будущего специалиста.
В педагогической литературе единого определения «качество образования» нет. Это характеризуется сложным, междисциплинарным характером данной категории. По мнению А.Р Су-хаевой и С.В. Ивановой частично такие сложности объясняются тем, что сформировался многосубъектный потребитель и заказчик целей образования, каждый из которых отличается своими представлениями о качественном образовании:
- для студента образование качественное, если оно содействует развитию его личности и профессиональной карьере;
- для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его культуросообразность;
- для работодателя образование качественное, если подготавливает компетентного работника;
- для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству [1, с. 284].
Качество профессиональной подготовки, по нашему мнению, следует рассматривать как степень соответствия результата осуществленной профессиональной подготовки будущего специалиста целям, предъявляемым потребителями образовательных услуг.
Анализ сущности данного процесса показал, что необходимость использования практико-ориентированных заданий возникла в результате многократного повторения ситуации, в которой у студентов возникают разного рода препятствия в ходе
профессиональной подготовки, мешающие достижению планируемого результата.
С целью определения степени влияния практико-ориенти-рованных заданий на качество профессиональной подготовки студентов было проведено исследование на базе КГКП - «Коста-найский профессионально-технический колледж» УОАКО.
Материалы и методы исследования. Преподавателям и мастерам производственного обучения было предложено осуществить подбор практико-ориентированных заданий трёх уровней сложности для проведения уроков производственного обучения и лабораторно-практических занятий на уроках специальных дисциплин в соответствии с изучаемыми темами. Важным являлось и то, что дополнительно следовало определить форму организации деятельности студентов на занятии для достижения наибольшей эффективности при выполнении практико-ориенти-рованных заданий. Мы исходили из того, что процесс профессиональной подготовки студентов будет протекать успешнее, если будут моделироваться такие задачи, которые составляются самими студентами, отражают структуру профессиональной деятельности будущих специалистов и повышают значимость, осуществляемой ими деятельности [2; с. 114]. Поэтому, перед выполнением практической работы студенты привлекались к выдвижению целевых установок, что позволяло не только оценивать степень вовлеченности студентов в деятельность, но и повышать их интерес к осуществлению практических действий.
При организации практической работы, направленной на формирование необходимых профессионально значимых умений и навыков, каждый студент был обеспечен рабочим местом, спецодеждой и всем необходимым оборудованием и инвентарем. Для каждого вида практической работы использовалась инструкционная карта с подробным описанием выполнения практических действий, готовились карточки-задания, разрезной материал, правила по технике безопасности.
В соответствии с темой урока, студентам демонстрировалась правильность выполнения рабочих приемов, заострялось внимание на особенностях выполнения сложных практических действий, правильности выполнения той или иной операции, использование которых потребуется в ходе практической деятельности. После просмотра студенты, устно выстраивая последовательность выполнения операций, теоретически моделировали ход собственных действий, которые потребуются им для достижения результата в ходе практической работы. Комментируя способы выполнения практических приемов, студенты еще раз осмысляли техническую правильность выполнения, последовательность действий и их результативность.
Мы обеспечивали личностно-значимый контекст при реализации практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки, что осуществлялось за счет максимального учета потребностей, интересов и личностных особенностей и способностей студентов, через предоставление им возможности выбора, как уровня трудности выполнения практических заданий по изучаемой теме, так и формы организации деятельности, в зависимости от степени сформированности умений работать индивидуально или в паре с другим студентом, самостоятельно или под руководством педагога. Учитывалась взаимосвязь теории и практики на практических занятиях с целью отработки у студентов при выполнении практических заданий профессионально значимых умений и навыков в процессе применения знаний, полученных на лекции или в ходе самостоятельной работы с информацией. Поддерживался интерес к содержанию практи-ко-ориентированных заданий и способам выполнения практической деятельности, на основе связи с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с выбранной квалификацией. Отбираемые для практических занятий материалы, задания, виды практической деятельности были направлены на осознание студентами значимости приобретаемой ими профессии, на стимулирование к повышению уровня профессиональных качеств, необходимых им, как будущим специалистам, на овладение необходимыми практическими приемами и на формирование профессионального взгляда на значимость приобретаемой профессии.
Исходя из того, что практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ, следует, что целью практической работы, в ходе профессиональной подготовки, является формирование у студентов профессионально значимых умений, необходимых для дальнейшей плодотворной трудовой деятель-
ности в условиях производства, мы учитывали, что практические занятия должны быть направлены на осмысление теоретического материала студентом, формирование умения убедительно аргументировать собственную точку зрения в ходе выполнения практических заданий, приобретение навыков профессиональной деятельности.
В этой связи большой интерес у студентов вызывали практические занятия, где они использовали реальные объекты труда при выполнении практической работы, самостоятельно аргументировали последовательность выполнения практических действий, отбор необходимых практических приемов и, подводя итоги, могли самостоятельно оценить результативность выполненной деятельности. Осмысление полученных результатов позволяло студентам самостоятельно или совместно с педагогом выдвигать новые цели для повышения результативности практической деятельности, продумывать формы работы направленные на повышение качества профессиональной подготовки студента.
Задачами педагога при этом являлись:
- осуществлять наблюдение за деятельностью студентов и оценивание уровня выполнения практико-ориентированных заданий;
- оказывать дозированную помощь студентам в процессе выполнения практико-ориентированных заданий;
- при необходимости своевременно корректировать формируемые умения и навыки.
Исходя из того, что профессиональное обучение в целом является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решения [3, с. 84], подбор заданий, осуществлялся таким образом, чтобы была возможность смоделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в дальнейшей трудовой деятельности. Разрешение данных ситуаций обеспечивало развитие креативного мышления, целенаправленность выполнения деятельности, формирование необходимых практических умений и навыков, концентрацию внимания студентов в ходе индивидуальной, парной или групповой работы.
Анализ производственных ситуаций, нахождение путей выхода из них, целенаправленно воздействовали на формирование профессионального взгляда, мнения студентов, а практическое разрешение возникших производственных проблемных ситуаций, способствовало развитию у них умения быстро реагировать и использовать имеющиеся знания, умения и навыки в нестандартной обстановке.
Так, при изучении тем, направленных на развитие умения студентов осуществлять профессиональную деятельность, им предлагалась работа в парах, где один студент являлся заказчиком (клиентом), а второй специалистом. Являясь активным участником практической деятельности, каждый студент «получает определенный запас опережения», позволяющий ему ощутить реальный процесс своей будущей профессиональной деятельности [4, с. 74].
При переходе студента в позицию специалиста моделировались реальные ситуации его будущей профессиональной деятельности. Получая практическое задание, студенты сами или под руководством педагога планировали организацию собственной деятельности:
1) чётко определяли пошаговое выполнение практических действий; 2) вспоминали технику безопасности; 3) отбирали требуемые умения и навыки для выполнения тех или иных видов работ; 4) организовывали собственное рабочее место; 5) планировали временные интервалы для выполнения практической деятельности; 6) осуществляли отбор требуемых приемов, умений и навыков; 7) оценивали качество выполнения работы; 8) аргументировали правильность выполнения работы. Кроме того, представленные ситуации анализировались студентами на предмет уровня соответствия требованиям к их разрешению, подтверждения необходимого уровня профессионализма и соответствия данному уровню студентов, выполнявших данный вид деятельности, определялась результативность выполняемой деятельности.
Последующее устное воспроизведение алгоритма осуществленных практических действий и аргументация правильности их выполнения позволяет участникам самостоятельно оценить качество выполнения практической работы и осуществить взаимооценку, относительно критериев выполнения озвученных
Степеньактивности студентов в процессе практической деятельности
■ самостоятельная активность тебуют внимания педагога ■ относительно пассивны
1К1 1К2 1Э1 1ЭГ2 1ЭГЗ
Рис.1.Сравнениесуммированныхпоказателейрезультатов экспериментальныхиконтрольныхгруппстудентов
педагогом в начале занятия, осмыслить какой вклад каждый участник внес в осуществление практической деятельности, независимо от личностного статуса в группе, но в соответствии с уровнем владения умениями и навыками по специальности.
Подобныйвид аналитическойработыпозволяет осмыслить каждому студенту уровень собственной профессиональной под-готоври,лпрлделвтьтдудлости, вдявдлннте ввлдвпзактичесроИ работы и совместно с педагогом наметить пути их устранения.
Релрльдлты орследованоявих обсаоденое. Висиаддо-вании приняливчаетие ^2^Ваиу^«^нтовола^;^жа.^(^слеиоЕ^лние проводилось в течение года. На рисунке №1 показано сравнение судмированао1х покозаиеоввмезрлдсазов экспериментальных и контрольных групп, которые наглядно доказывают, что активность студентов возрастает при использовании практико-ори-ентированных заданий на уроках производственного обучения и в процессе проведения лабораторно-практических занятий по специальным дисциплинам.
Возрастаниоввмостоктелы-ойакаивнодтиытдоенооввпро-цессе выполнения практико-ориентированных заданий привело к повышенвюлезультитивнлсли осущесявсяелой девтвлы-ости, которая отразилась на качественных показателях студентов как контрольных групп, так и экспериментальных.
НафрернкдЛо 2 ыидвз-львазынаглярна выше
в контрольных группах, где практико-ориентированные задания, системно используемые при организации практической рабо-ты,втМирилидь анности
профессионально значимых умений и навыков студентов, тем
самым повышая уровень их самостоятельной активности, стимулируя к качественному выполнению практической работы, поддерживая живой интерес к повышению общей результативности профессиональной подготовки.
Выводы. В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что организация практико-ориентированного обучения в процессе профессиональной подготовки студентов в современном колледже будет более эффективна при:
- определении конкретных целей и направлений деятельности студента для повышения качественных показателей в учёбе в целом и профессиональной подготовке в частности;
- отборе практико-ориентированных заданий, направленных на отработку студентом профессионально значимых умений и навыков, необходимых для обеспечения продуктивности профессиональной подготовки;
- осуществлении самоанализа студентом собственных качественных показателей профессиональной подготовки и самоорганизации в процессе дальнейшего приобретения профессионально значимых умений и навыков;
- учёте педагогом учета личностных особенностей, индивидуальных способностей и склонностей студента при отборе форм, методов и средств обучения.
Таким образом, опыт организации практико-ориентирован-ного обучения в колледже показывает, что использование прак-тико-ориентированного содержания в процессе профессиональной подготовки позволяет студентам выйти на более высокий уровень профессиональной готовности к трудовой деятельности.
Результативность практической деятельности
качество ■ успеваемость 100% 100% 100% 100% 100% 100%
1К1 1К2 1Э1 1ЭГ2 1ЭГЗ
Рис.2.Результатыпрактическойдеятельности
Библиографический список
1. Сухаева А.Р., Иванова С.В. Проблемы качества профессиональной подготовки специалиста. Современные наукоемкие технологии. 2010; 7.
2. Сайгушев Н.Я., Сайгушева Л.И., Мелехова Ю.Б. Технология рефлексивного продвижения студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51).
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. Москва: Издательство МПСИ, 2003.
4. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. Москва: Просвещение, 1988.
5. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одарённых старшеклассников. Ярославль, 2005.
References
1. Suhaeva A.R., Ivanova S.V. Problemy kachestva professional'noj podgotovki specialista. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2010; 7.
2. Sajgushev N.Ya., Sajgusheva L.I., Melehova Yu.B. Tehnologiya refleksivnogo prodvizheniya studentov v processe professional'no-pedagog-icheskoj podgotovki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51).
3. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo MPSI, 2003.
4. Esipovich K.B. Upravlenie poznavatel'nojdeyatel'nost'yu uchaschihsya priizucheniiinostrannyh yazykov vsrednejshkole. Moskva: Prosves-chenie, 1988.
5. Lazarev V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennyh starsheklassnikov. Yaroslavl', 2005.
Статья поступила в редакцию 05.02.16