Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Практико-ориентированная технология при организации и проведении учений по криминалистике
В статье рассмотрена практико-ориентированная технология при организации и проведении учений по криминалистике.
Ключевые слова: криминалистические учения, практико-ориентированная технология, методика проведения учений, субъекты взаимодействия, формы взаимодействия, проведение следственных действий.
E.A. Shchurov, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Practical oriented technology in organizing and conducting exercises on criminalistics
Practical oriented technology in organizing and conducting exercises on criminalistics is considered in the article.
Key words: forensic teaching, practical oriented technology, technique of exercise, interaction subjects, forms of interaction, investigative actions.
Реформирование системы органов внутренних дел с неизбежностью затронуло и систему подготовки сотрудников. Приоритетным направлением в системе обучения сотрудника ОВД определен практико-ориен-тированный подход, позволяющий адаптировать полученные теоретические знания к служебной деятельности сотрудника ОВД. Настоятельная необходимость усиления борьбы с преступностью и, как следствие, повышенное внимание к деятельности по собиранию, исследованию и использованию доказательств совершенного (готовящегося, совершаемого) преступного деяния заставляют искать новые пути и способы получения практических навыков, необходимых для производства следственных действий. Одним из наиболее эффективных, но, вместе с тем, сложных в организационном плане средств активного обучения являются криминалистические учения. Специфика криминалистических учений заключается в высокой степени реализации комплексного подхода к обучению, максимальной приближенности обстановки занятия к повседневной служебной деятельности, предметной направленности обучения и обеспечивает самостоятельность и активность обучающихся. Целью учений являются повышение профессионального мастерства обучающихся образова-
тельного учреждения МВД России, совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков по выполнению ими типовых оперативно-служебных задач в составе следственно-оперативной группы (СОГ), определение лучшей команды и индивидуальной профессиональной подготовленности участников. Задачи учений заключаются в выявлении уровня профессиональной подготовленности обучающихся по выполнению комплексов оперативно-служебных задач; стимулировании совершенствования и поддержания высокой моральной, психологической и физической готовности обучающихся образовательных учреждений МВД России к решению оперативно-служебных задач; совершенствовании форм и методов их обучения; развитии и совершенствовании взаимодействия курсанта и ППС; пропаганде привлекательности профессии защитников правопорядка и возможностей органов внутренних дел по отражению всех видов криминальных угроз, воспитании граждан в духе уважения к закону и правоохранительным органам [1].
Для решения намеченных задач кафедрой криминалистики Краснодарского университета МВД России проводятся полномасштабные криминалистические учения с задействованием материальной базы криминалистического по-
81
лигонного комплекса, что позволяет проверить уровень усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных курсантами в результате изучения полного курса криминалистики. В рамках учений курсанты могут проявить себя в расследовании смоделированного преступления, начиная от поступления заявления о преступлении в дежурную часть и заканчивая установлением лица, совершившего преступление, при этом им предоставляется полная свобода действий как в планировании расследования, так и в проведении следственных и оперативных мероприятий. Для этого разработаны рекомендации по проведению данных учений, в которых предусмотрен комплекс средств и методов по их реализации. Методика проведения учений строилась на основе привлечения всех курсантов учебной группы к отработке практических заданий по разработанной фабуле.
Из числа курсантов группы выбираются три человека (организаторы), являющиеся ключевыми субъектами учений. Остальные курсанты взвода разбиваются на подгруппы по 3-4 человека. На основе предложенной фабулы руководители осуществляют планирование проведения следственных действий и дают поручение одной из подгрупп. Данная подгруппа направляется к месту проведения следственного действия. Выполнив ОМП и получив определенный комплекс сведений, подгруппа возвращается к организаторам в штаб и докладывает о результатах с предъявлением объектов, изъятых в ходе осмотра, и объяснений, полученных в ходе опроса лиц.
После этого организаторы оценивают полноту и правильность выполненного мероприятия. В зависимости от степени решенных задач преподаватели оценивают качество работы первой подгруппы. По той же схеме проводится работа остальными подгруппами.
Особенностями инструктажа каждой последующей подгруппы является то, что курсантам сообщаются новые фактические обстоятельства происшествия и имеющиеся доказательства, даже если эти сведения не были установлены или установлены не в полном объеме предыдущей подгруппой.
Данные сведения передаются от преподавателя организаторам, а от организаторов -участникам соответствующей подгруппы. Такой подход позволяет оценить каждого курсанта и
1. Тактико-криминалистическая подготовка сотрудников органов внутренних дел с использованием криминалистических полигонов: учеб.-практ. пособие. 2-е изд. Тюмень, 2014.
выявить уровень его профессиональных знаний и умений.
Учения проводятся с использованием криминалистического полигона и передвижной криминалистической лаборатории. В ходе учений активно применяются технико-криминалистические средства. Такой подход позволяет курсантам вжиться в роли следователя, оперативного уполномоченного, эксперта-криминалиста и руководителя тактической операции. При подведении итогов учений отмечаются как положительные стороны, так и допущенные обучающимися ошибки. Положительные стороны: возможность отработать весь процесс расследования от поступления заявления о преступлении до установления лица, виновного в совершенном деянии;
свобода действий в планировании проведения тактических комбинаций и операций;
возможность ощутить свободный ход событий и почувствовать себя в роли практического сотрудника ОВД (следователя, оперативного уполномоченного, эксперта-криминалиста);
развитие аналитического мышления, личной и коллективной ответственности за совершаемые действия;
ощущение значимости роли каждой группы в общем деле по расследованию преступления;
развитие управленческих и организаторских качеств.
Отрицательные стороны: наличие затруднений у обучающихся в практической реализации имеющихся теоретических знаний в процессе расследования;
затруднение в ориентировании и принятии адекватных решений в быстроменяющейся обстановке расследования.
Недостатки по некоторым вопросам анализируются и разбираются в ходе изучения специальных криминалистических курсов (таких, как судебно-криминалистическая экспертология, практикум отдельных следственных действий, противодействие расследованию и пути его преодоления и т.д.).
Таким образом, учения - это неотъемлемая часть учебного процесса изучения криминалистики как одной из ведущих профилирующих дисциплин, формирующих необходимые навыки, умения и качества будущих профессионалов.
1. Tactical forensic training of police officers with forensic polygons: study and practical manual. 2nd ed. Tyumen, 2014.
82
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 3 (25)