Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КРИМИНАЛИСТИКИ
USE OF METHOD OF MODELLING IN TEACHING
CRIMINALISTICS
УДК 343.98
В.И. ЩУКИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
(B
V.I. SCHUKIN,
candidate of Jurisprudence , Associate Professor elgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием метода моделирования и возможностей межкафедрального криминалистического полигонного комплекса при проведении различного вида занятий по криминалистике.
Ключевые слова: метод моделирования, ситуационное моделирование, поведенческое моделирование, подготовка специалистов, ситуационный полигон.
Abstract: the article deals with issues associated with the use of methods of modelling of the interdepartmental criminalistics range and of it’s possibilities holding different types exercise of criminalistics.
Keywords: methods of modelling, situational modelling, behavioral modelling, training of experts.
В современных условиях деятельности правоохранительных органов большое внимание уделяется подготовке специалистов. Действующие в настоящий период стандарты высшего профессионального образования в области юриспруденции, правоохранительной деятельности определили, что специалист, окончивший вуз, должен обладать не только суммой знаний, но и способностью их применять в проблемных ситуациях правоприменительной деятельности.
Повышение эффективности обеспечения правоприменительной деятельности, в частности, в деятельности ОВД, возможно как в ходе непрерывного развития современных средств и методов, повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников, использующих в своей работе эти средства
(следователей, дознавателей, оперативных работников), так и в результате внедрения современных положений теории криминалистики в практику. Одним из важных направлений в этой деятельности является реализация концепции ситуационного подхода в правоприменительной деятельности.
Наиболее оптимальным средством познания и выработки путей решения криминалистических ситуаций является ситуационное моделирование - метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов (прогнозирование направлений ее развития и (или) “проигрывание” на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального) [1].
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
34
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Метод моделирования в процессе подготовки специалистов в области юриспруденции достаточно распространен. Наряду с ситуационным моделированием используются такие виды моделирования, как материальное, мысленное, логико-математическое и кибернетическое, информационно-компьютерное; моделирование преступника, механизма преступления и т.д.
К сферам применения моделирования в криминалистике относят: 1) практическую деятельность следователя по расследованию конкретного преступления (включая сюда решение как тактических, так и стратегических задач; 2) научно-исследовательскую деятельность по изучению следственной, судебной и экспертной практики; 3) учебнопедагогическую деятельность, включающую в себя подготовку специалистов в области криминалистики и переподготовку следственных кадров [2].
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки юриста, должно располагать материально-технической базой, включающей криминалистический полигон, лаборатории и кабинеты криминалистики [3]. Именно такой набор учебно-материальной базы имеется в Белгородском юридическом институте МВД России и представлен в виде межкафедрального криминалистического полигонного комплекса.
Он представляет собой комплекс криминалистических ситуационных полигонов для отработки приемов и навыков при осуществлении следственных действий, а также совокупность технико-криминалистических средств, предназначенных для обнаружения, фиксации, изъятия различных видов материальных следов, а также их исследования. Именно на его базе курсанты приобретают и совершенствуют практические навыки работы со следами и другими объектами, имеющие значение для раскрытия и расследования преступлений. К проведению занятий привлекают работников практических органов, что позволяет максимально реально моделировать обстановку следственного действия и условия его проведения. Однако этим не ограничивается. Условия полигонного комплекса института позволяют отработать не только криминалистические приемы по собиранию следов преступления в рамках отдельных смоделированных следственных действий, но и процессуальное, оперативное его обеспечение. В этой связи к занятию привлекаются преподаватели других кафедр.
Как правило, это происходит в рамках деловой игры - оперативно-тактического учения, осуществляемого по сквозной фабуле. В этих условиях курсанты, выполняющие роль следователя, дознавателя, должны проанализировать ситуацию и принять обоснованное решение.
Деловую игру относят к числу методов активного обучения. Она является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например, дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции. При характеристике деловой игры как метода обучения выделяют следующие аспекты:
- наличие имитационной модели изучаемого процесса;
- наличие ролей.
- игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;
- в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации [5].
При проведении практических занятий преподаватель также в полном объеме использует возможности ситуационных полигонов.
Ситуационный подход к обучению курсантов, естественно, характеризуется определенной условностью. Однако, в рамках межкафедрального полигонного комплекса преподаватели кафедры криминалистики делают все, чтобы разнообразить и приблизить модели и смоделированные ситуации к реальности. Так, на полигонах смоделированы места дорожно-транспортного происшествия, хищения газа и нефти с трубопровода, совершения убийства в купе пассажирского железнодорожного поезда, кражи чужого имущества из помещения: квартиры, магазина; взрыва рельс на железнодорожном пути. Представлены натуральные объекты: мотоцикл, легковые автомобили, как со следами ДТП, так и со следами, образовавшимися в результате пожара; игровой автомат, а также макеты различных объектов либо его фрагменты.
Содержание ситуационных полигонов сконструировано таким образом, что предусматривает наличие основных объектов
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
35
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
и факультативных. С их помощью преподаватель может в короткие сроки смоделировать ситуацию на полигоне в зависимости от темы текущего занятия, её сложности, вида и т.п.
Эффективность практического занятия возможно повысить, если применять метод поведенческого моделирования. Он способствует усвоению конкретных навыков и установок, связанных с выполнением практического задания - элемента будущей профессиональной деятельности, через следующие шаги:
- предъявление “поведенческой модели” (пример подражания) профессионального поведения, которое предлагается освоить;
- в учебных ситуациях предлагается максимально точно произвести предложенную “поведенческую модель”;
- обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующее о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.
Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для успешного решения задач, которые стоят перед ними в их профессиональной деятельности.
Этот метод обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых [4].
Рассматривая преимущества и возможности межкафедрального криминалистического полигонного комплекса, следует говорить о максимальном использовании помещений - ситуационных полигонов, технико-криминалистических средств выявления и фиксации смоделированной следовой картины в учеб-
ном процессе. Эта потребность возникает в связи с увеличением набора, появлением нового профиля подготовки специалистов. Расширение возможностей криминалистического полигонного комплекса, спектра ситуационных полигонов, объектов либо их макетов возможно, но, как любой процесс, все имеет свои ограничения, в данном случае границы помещения полигонного комплекса.
При разрешении этой проблемы возникает вопрос, связанный с перспективами развития полигонного комплекса.
Содержание его связано с соответствием полигонного комплекса современному уровню и направлению развития института, численности обучающихся. С учетом увеличения числа лиц, поступающих на обучение, развития международного сотрудничества в целях подготовки иностранных специалистов, следует вывод - межкафедральный криминалистический полигонный комплекс должен развиваться с учетом профилей и специализации подготовки курсантов и слушателей.
На наш взгляд, это развитие должно находить выражение в двух направлениях. Увеличение площадей и создание новых специализированных ситуационных полигонов с насыщением их материальными объектами.
Второе - создание компьютерного программного обеспечения для трехмерного графического масштабного моделирования объектов, ситуаций, при воздействии на которые курсанты и слушатели могут получить информацию, позволяющую решать промежуточную либо конечную задачу программы - расследования.
Литература —
1. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. 2-е изд. доп. - М.: Мегатрон XXI, 2000. 334 с.
2. Волчецкая Т.С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике: учебное пособие. - Калининград, 1997. С. 95.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030505 Правоохранительная деятельность. Квалификация - юрист. Регистрационный № 771 ГУМ/СП” (утв. Минобрнауки РФ 27.12.2005г.)
4. Приказ Минкультуры РФ от 06.05.2008 № 71 “Об одобрении учебно-методического пособия “Методическое обеспечение социально-культурной деятельности”
5. Рыжик Н, Молотова О. Деловая игра как метод активного обучения // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. № 2. С. 110 - 116.
6. Ковалев С.А., СмагоринскийБ.П. Использование криминалистического компьютерного моделирования при планировании расследования преступлений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 4(26). С. 111-123.
References
1. Belkin R.S. Criminalistics book of reference. - M.: Megatron XXI, 2000, 2 book house completely. (334p.).
2. Volchetskaya T.S. Modern problems of modelling in Criminalistics and Investigative practice: study aid. - Kaliningrad. 1997. P. 95.
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
36
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
3. The State educational standard of the highest vocational education. Specialty. 030505. Law Enforcement Activity. Qualification - Lawyer.
4. The Ministry of Culture Order 06.05.2008 № 71 “About approval of study aid “Methodical maintenance the welfare activity”.
5. Ryzhik N, Molotova O. Business game as a method of active teaching. 2013. № 2. P. 110-116.
6. Kovalev S. A., Smagorinsky B.P. The use of forensic computer simulation in the planning of the investigation of crimes // Law enforcement. 2013. № 4 (26). P. 111-123.
(Статья сдана в редакцию 14.10.2014)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РАМКАХ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ деятельности
обучающихся образовательных организаций
МВд РОССИИ
peculiarities of application of electronic educational resources in the course of police students’ self-education of russia’ mia institutes
УДК 348.147:378.6
Н.В. БЫХТИНА,
кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
В.Л. МАЛАХОВА,
кандидат филологических наук (Белгородский юридический институт МВД e-mail: [email protected]
России )
N.V. BYKHTINA,
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
V.L. MALAKHOVA,
candidate of Philological Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: статья посвящена анализу интерактивных образовательных технологий. В статье рассматривается проблема активизации самообразовательной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России с помощью электронных образовательных ресурсов: учебного пособия, рабочей тетради, интерактивного словаря. Акцентируется внимание на повышение уровня межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся по дисциплине «Иностранный язык» в рамках самообразовательной деятельности.
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
37