14.2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЗКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
Отаров Алим Арсенович, канд. юрид. наук. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Ставропольский филиал. Подразделение: кафедра уголовного процесса. E-mail: [email protected]
Гаужаева Виктория Александровна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технической подготовки. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается вопрос необходимости применения интерактивных форм обучения при подготовке будущих следователей, обучающихся по узкой специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел», а также освещен собственный опыт авторов в реализации интерактивных форм обучения на занятиях с курсантами, обучающимися по указанной специализации.
В качестве методов были избраны эксперимент, обобщение, сравнительный анализ.
В заключение работы указывается на потенциальную возможность и, в этой связи, необходимость максимальной реализации интерактивных форм обучения при организации изучения дисциплин специализации.
Ключевые слова: образовательные организации МВД, курсанты, следователи, образовательный процесс, интерактивные методы обучения.
THE ORGANIZATION OF STUDIES WITH USE OF INTERACTIVE METHODS WHEN TRAINING THE CADETS STUDYING ON NARROW SPECIALIZATION "PRELIMINARY INVESTIGATION IN LAW-ENFORCEMENT BODIES"
Otarov Alim Arsenovich, PhD at law. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: Stavropol branch. Department: Criminal process chair. E-mail: [email protected]
Gauzhaeva Victoria Aleksandrovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Institute of advanced training. Department: special and technical training chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In article the question of need of application of interactive forms of education is considered when training future investigators studying on narrow specialization "Preliminary investigation in law-enforcement bodies" and also the own experience of authors in realization of interactive forms of education on occupations with the cadets studying on the specified specialization is covered. Keywords: educational organizations of MIA, cadets, investigators, educational process, interactive methods of education.
В настоящее время в вузах системы МВД России осуществляется подготовка обучающихся по программам ФГОС ВО по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» [1], где предусмотрена узкая специализация «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Таким образом, в ряде вузов нашей страны, не являющихся профилирующими в вопросах подготовки следователей для ОВД, как это имеет место, например, в Волгоградской академии МВД России, осуществляется подготовка будущих следователей для территориальных органов внутренних дел.
В этой связи достаточно остро стоит вопрос о качестве подготовки соответствующих специалистов, в вузах, где наряду с указанной специальностью в равной пропорции уделяется внимание обучению и по другим специальностям и специализациям. Так, с учетом содержания рассматриваемой специальности и требований, предъявляемых ФГОС ВО к результатам обучения по ней, очевидным является необходимость качественной подготовки будущих следователей по таким учебным дисциплинам как «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», «Криминалистика» и другим, смежным с перечисленными.
Более того, все современные ФГОС ВО предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компе-тентностный подход. К их числу относятся интерактивные формы обучения - организация учебного процесса, основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса [2].
Таким образом, возникает ключевой вопрос о том, как совместить необходимость преподавания соответствующих профилирующих учебных дисциплин и необходимость реализации при этом интерактивных форм обучения.
Однако, прежде всего, зададим сопутствующий, но не менее важный вопрос: а какой объем этих интерактивных занятий реально необходим в образовательной организации МВД России? Различные вузы устанавливают дифференцированные пороги для обучающихся по разным специальностям в объеме, в среднем составляющем 20-25% от общего числа аудиторных занятий. Много это или мало, безусловно необходимо судить, основываясь не на строгих директивах, поступающих «сверху», а, по нашему мнению, исходя из реальной возможности реализации интерактивных форм обучения по той или иной учебной дисциплине. Не секрет, что преподаватели юридических вузов условно подразделяют свои учебные дисциплины на «теоретические» и «прикладные» (с разной степенью выраженности каждого признака) [3]. В частности, нам представляется, что к первым в максимальной степени можно отнести такие учебные дисциплины, как «Философия», «История органов внутренних дел», «История государства и права» и некоторые другие, а в меньшей степени правовые учебные дисциплины, не являющиеся профилирующими, и относящиеся к отраслям, например, цивилистики: семейное, трудовое, финансовое, земельное право и т.п. Частично (опять же в разной степени) прикладными можно считать основные профилирующие дисциплины: «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», «Криминалистика», «Судебная медицина» и «Судебная психиатрия» и др. И, наконец, в высшей степени прикладными мы считаем (помимо разумеющихся физической и огневой подго-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Отаров А.А. Гаужаева В.А.
товки) «Предварительное следствие в ОВД», «Организация работы следователя», а также целый ряд дисциплин специализации, нацеленных на выработку у обучающихся умений и навыков расследования отдельных видов преступлений: против личности и собственности, в сфере экономической деятельности, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов либо наркотических средств, в сфере компьютерной информации, дорожно-транспортных преступлений и др., отнесенных, как правило, к «компетенции» кафедр криминалистики. Последние по нашему мнению позволяют организовать образовательный процесс практически стопроцентно состоящий из занятий, проводимых в интерактивных формах. При этом речь идет не о потенциальной таковой возможности, не обязательно требующей реального осуществления, но о том, что только такой подход при изучении именно этих дисциплин требуется как единственно приемлемая форма обучения в рамках подготовки соответствующих специалистов - в данном случае следователей [4].
В обоснование сказанного можно привести собственный опыт преподавания такой учебной дисциплины, как «Расследование преступлений против личности и собственности». По данной дисциплине учебной программой предусмотрено проведение исключительно лекционных и практических занятий. Большой объем аудиторной нагрузки позволяет распределять ее таким образом, чтобы организовать изучение двух тем (одна из части о преступлениях против личности, другая - из числа преступлений против собственности) в режиме учений. С учетом формата данной публикации остановимся лишь на принципиальных моментах нашей методики.
В целом, основной интерактивный метод, применяемый на подобных практических занятиях, это кейс-метод - обучающимся предлагается фабула вымышленного события, в соответствии с которой им в дальнейшем необходимо принимать соответствующие процессуальные решения и выполнять те или иные следственные и процессуальные действия. Причем фабула представляется не целиком, а дозировано и последовательно по мере «получения последующей доказательственной информации». Форма подачи информации при этом приближается к реальной обстановке расследования - в виде тех или иных оперативно-служебных документов (рапорта участковых уполномоченных или оперативных уполномоченных с изложением хода проведенных мероприятий и полученных сведений) с приложениями (объяснениями тех или иных лиц, изъятыми предметами или документами и т.п.) либо в виде предметов, которые «необходимо изъять в ходе осмотра места происшествия или обыска», или показаний, получаемых от «потерпевших», «свидетелей» и других процессуальных субъектов. Данная форма, безусловно, предполагает существенный объем работы по подготовке к такого рода занятиям (подготовка соответствующих документов и бланков процессуальных документов, распечатка их в необходимом количестве, подыскание соответствующего реквизита, предварительная подготовка сторонних участников учения, выступающих в ролях свидетелей, потерпевших и т.д. - это могут быть как лица из числа обучающихся, заблаговременно проинструктированные «о неразглашении» так и преподаватели кафедры, свободные от учебного процесса). Однако после первой тщательной подготовки к занятию в рас-
сматриваемой форме, подготовка к последующим занятиям в дальнейшем потребует лишь частичных действий по обновлению или корректировке указанных материалов.
Использование рассматриваемой интерактивной формы выражается в работе в микрогруппах. Учебная группа при этом делится на «следственные группы» (которые на разных этапах проведения занятия не обязательно состоят только из «следователей»). Как правило, таких групп создается четыре по 6-7 человек в каждой. В каждой такой подгруппе назначается «руководитель следственной группы», который распределяет между членами группы задачи, поступающие на каждом этапе, и обеспечивает их выполнение с предоставлением соответствующего процессуального или иного служебного документа. Этапы при этом построены таким образом, чтобы каждый из членов следственной группы провел не менее одного следственного действия и/или составил не менее одного документа, которые впоследствии будут образовывать учебное уголовное дело. Очевидно, что при таком подходе к организации учебного занятия члены «следственной группы» вынуждены взаимодействовать друг с другом с тем, чтобы обеспечить подготовку требуемых документов так, чтобы указанные в каждом них сведения, соответствовали фабуле в целом и логически были связаны между собой. Так, на первом этапе расследования умышленного причинения тяжкого вреда здоровью курсанты, получив в качестве вводной рапорт УУП с объяснением очевидца, реально проводят осмотр места происшествия и далее составляют ряд сопутствующих документов. При производстве ОМП активно участвуют (по ролям): следователь, который непосредственно проводит ОМП и обеспечивает запись видеофонограммы, помощник следователя, который ведет письменную фиксацию хода ОМП, помощник следователя, обеспечивающий составление схемы МП, специалисты-криминалисты, который производит видеозапись и фотосъемку, и специалист-криминалист, задействованный в изъятии и упаковке обнаруженных предметов и следов (при этом ведение записей, фотосъемку и составление схем рекомендуется параллельно осуществлять представителям от каждой следственной группы с тем, чтобы обеспечить для нее подготовку соответствующих документов). После «производства ОМП» курсанты приступают к составлению соответствующей документации: протокол ОМП, фототаблица, схема места происшествия, заявление от имени потерпевшего (протокол принятия устного заявления), ориентировка, субъективный портрет, запрос в ГИБДД на проведение выборки по государственному регистрационному номеру автомобиля и др. по усмотрению преподавателя.
На последующих этапах «расследования» работа на занятии строится аналогичным образом. При этом предполагается реальное проведение и таких следственных действий, как допросы (потерпевшего, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого), обыск, выемка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, с составлением соответствующих процессуальных документов и приложений к ним. Другие мероприятия и процессуальные действия проводятся в режиме составления процессуальных и служебных документов.
Приведенный выше пример организации учебного занятия наглядно демонстрирует, что при таком подходе к организации занятия вырабатываются не толь-
ко навыки составления процессуальных документов, как это происходит при проведении занятий по отдельным темам учебных дисциплин «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» и «Криминалистика», но также навыки применения криминалистических приемов, средств и методов, навыки профессионального межличностного общения (как с коллегами, так и с фигурантами уголовных дел), т.е. налицо очевидный междисциплинарный потенциал рассматриваемой методики.
Таким образом, несомненным положительным моментом рассматриваемой методики является возможность максимально эффективно и полно использовать время, выделенное на аудиторное занятие, позволяет задействовать на занятии всех обучающихся, предполагает рациональное сочетание индивидуальной работы обучающихся с работой в малых группах - одной из интерактивных форм организации образовательного процесса. Наиболее существенным же нам представляется, что обучающиеся получают бесценную возможность проявить и реализовать свой профессиональный потенциал, вырабатывает значительный интерес к избранной специальности, дает осознание значимости профессии следователя, формирует уважительное отношение к ней.
Несмотря на ряд сложностей, которые неизбежно возникают при подготовке к занятиям в рассматриваемой форме по дисциплине «Расследование преступлений против личности и собственности» - особый подход к содержанию подготовки, необходимость наличия в распоряжении преподавателя специализированных полигонов, необходимость участия в организации занятия дополнительных лиц и др. - данный подход, безусловно применим и к другим перечисленным выше дисциплинам специализации сходного содержания, с учетом наличия определенного объема учебного аудиторного времени, выделенного на проведение практических занятий.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что интерактивные формы проведения учебных занятий достаточно серьезный инструмент в деле подготовки квалифицированных специалистов для территориальных органов внутренних дел, использование которого должно осуществляться взвешенно -дозировано там где это необходимо лишь отчасти, и в полной мере там, где подобная форма проведения учебных занятий, исходя из целей и задач обучения, является определяющей.
Список литературы:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета): приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1614 // Гарант: справ. правовая система [Электронный ресурс] URL: // http://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/71485156/#ixzz5SVVwEL3v - (Дата обращения: 20.09.2018).
2. Требования по применению интерактивных форм обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]: Официальный сайт Сибирского Федерального университета. - Режим доступа: http://smiuk.sfu-kras.ru/sotrudniku/norm_medod/interact.pdf
3. Отаров, А.А. Особенности технико-криминалистической подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые поступивших на службу в ОВД / А.А. Отаров // Криминалистическое
обеспечение раскрытия и расследования преступлений: материалы X Всероссийского научно-практического круглого стола, 26 февраля 2016 г. -Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2016.
4. Отаров, А.А., Гаужаева, В.А. Проблемы теории и практики криминалистической габитоскопии в свете профессиональной подготовки сотрудников полиции / А.А. Отаров, В.А. Гаужаева // Проблемы в деятельности органов предварительного расследования и пути их разрешения в России: материалы Всероссийского круглого стола / Под ред. А.Д. Аветисяна, А.А. Рясова, Д.А. Рясова, Е.В. Сопневой. - Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2017.
Рецензия
на статью «Организация учебных занятий с использованием интерактивных методов при подготовке курсантов, обучающихся по узкой специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел»» начальника кафедры уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Отарова Алима Арсеновича и доцента кафедры специально-технической подготовки СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Гау-жаевой Виктории Александровны
В статье рассматривается вопрос необходимости применения интерактивных форм обучения при подготовке будущих следователей, обучающихся по узкой специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел», а также освещен собственный опыт авторов в реализации интерактивных форм обучения на занятиях с курсантами, обучающимися по указанной специализации.
Материал представлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета). Обобщая информацию, авторы статьи приходят к выводам полезным для теории и практики организации образовательного процесса в образовательных организациях системы МВД России.
Предпринятое исследование представлено в статье достаточным уровнем научности.
Статья оформлена согласно предъявляемым требованиям, объем выдержан.
Вывод: статья «Организация учебных занятий с использованием интерактивных методов при подготовке курсантов, обучающихся по узкой специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел»» начальника кафедры уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Отарова Алима Арсеновича и доцента кафедры специально-технической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Гаужаевой Виктории Александровны соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию.
Начальник кафедры СД СКИ (ф) КрУ МВД, полковник полиции, к.ю.н. М.М.Ардавов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,39%