УДК 654: 378.147
Практика внедрения электронных средств поддержки обучения в программу дисциплины «Сети и телекоммуникации» на кафедре вычислительной техники НИУ МИЭТ
М. Н. Пущин, В. А. Иванов
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Программа учебной дисциплины «Сети и телекоммуникации» включает лекции и лабораторные работы. В рамках программы предусмотрена самостоятельная работа студентов (СРС) для подготовки к лабораторным работам и успешного их выполнения, в которой применяется интегрированный подход, учитывающий использование различных видов электронных компонентов. Данный подход позволяет повысить качество обучения и направлен на формирование профессиональных компетенций / подкомпетенций.
Самостоятельная работа студентов предполагает обращение к следующим видам электронных компонентов:
— видеоролики — демонстрируют работу по настройке сетевого оборудования, дают возможность ознакомления с примерами настройки перед выполнением самостоятельных практических заданий;
— тренажер — симулятор сети передачи данных — позволяет в программной среде работать как будто с реальным оборудованием, тем самым получая необходимые навыки;
— электронные тесты в центре использования ЭМИРС (электронные модули индивидуальной работы студентов МИЭТ) — позволяют проверить знания и закрепить усвоенный теоретический и практический материал СРС.
© Пущин М. Н., Иванов В. А.
Все эти виды электронных компонентов используются комплексно и взаимосвязанно, что является достоинством данного подхода к обучению.
В качестве примера рассмотрена самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторной работе № 2 на тему «Подключение и настройка маршрутизатора». Выполнение СРС невозможно без использования электронных компонентов. Предложены четыре последовательных этапа выполнения СРС, логически вытекающие один из другого.
1. Просмотреть рекомендованные видеоролики на видеохостинге Youtube и по результатам просмотра ответить на контрольные вопросы.
2. На основе материала видеороликов выполнить несколько упражнений на тренажере.
3. Проверить полученные на предыдущих этапах знания с помощью компьютерного теста.
4. Подготовить отчет по всем результатам и отправить его преподавателю на проверку.
Безусловно, в методических указаниях к СРС сформировано задание, содержащее электронные компоненты, и приведены требования к результатам работы по каждому этапу, а также дано
Практика использования электронных компонентов в учебных заданиях для студентов: тезисы докладов
подробное описание методики выполнения СРС и взаимодействия студента с преподавателем.
Все материалы, необходимые студентам для выполнения СРС, доступны в электронном виде в системе ОРИОКС МИЭТ или в открытых источниках сети Интернет.
Студент выполняет СРС заранее, перед лабораторной работой, согласно методическим указаниям. Если необходимо задать вопросы преподавателю, он может оперативно связаться с ним по электронной почте или при помощи различных мессенджеров.
За три дня до проведения лабораторной работы преподавателю отправляется отчет по выполненной СРС. В случае недостатков в СРС преподаватель делает пометки в тексте отчета и отправляет его студенту для исправления. Исправления могут быть сделаны до лабораторной работы или во время ее проведения. Чтобы получить допуск к выполнению непосредственно лабораторной работы, студент должен набрать минимальный балл по результатам проделанной СРС, который учитывается преподавателем в накопительно-балльной системе (НБС).
Методические указания для студентов содержат прямые ссылки на электронный методический материал, а также рекомендуемое время, необходимое для выполнения каждого этапа задания. Доступ к электронному материалу студент может получить в любое время при возможности подключения к Интернету.
Важно отметить, что результаты выполнения каждого этапа СРС оцениваются преподавателем на основе определенных критериев по оговоренной шкале.
В связи с этим все материалы дисциплины, такие как рабочая программа и фонд оценочных средств, должны быть модернизированы — содержать необходимую информацию по используемым электронным компонентам и учитывать возможность оценки выполнения СРС в НБС.
Таким образом, апробация на основании проведенной СРС, а также анкетирование студентов позволили выявить эффективность внедрения электронных средств поддержки обучения в программу дисциплины «Сети и телекоммуникации»:
— повышение интереса студентов к материалам курса благодаря использованию электронных компонентов, особенно видеороликов;
— повышение ответственности студентов, так как результаты выполнения СРС отражаются в НБС;
— повышение уровня подготовки студентов к лабораторной работе, что способствует ее успешному выполнению и защите в установленные сроки.
Пущин Михаил Николаевич — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры вычислительной техники (ВТ) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Иванов Виталий Александрович — старший преподаватель кафедры ВТ МИЭТ. E-mail: [email protected]