УДК 378.147
Электронные компоненты как ресурс при обучении менеджменту
Т. Л. Короткова
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Автор делится опытом использования электронных компонентов при работе со студентами-магистрантами на кафедре маркетинга и управления проектами НИУ МИЭТ, давая подробное описание видов и специфики использования электронных компонентов при обучении дисциплине «Методы исследований в менеджменте», их краткой характеристики, а также особенностей этапов выполнения самостоятельной работы студентов на их основе. По результатам внедрения электронных компонентов в учебный процесс автор делает вывод о повышении уровня усвоения и качества исполнения заданий.
Ключевые слова: электронные компоненты; электронные тренажеры; стандартное программное обеспечение; видеофильм; видеоролик; тесты; самостоятельная работа студентов; методическая поддержка; менеджмент; разработка целевой программы; учебно-методический комплекс.
Развитие информационных технологий повышает качество образования за счет возможности внедрения современных электронных компонентов в учебный процесс. Умение работать с электронными средствами обработки и передачи информации развивает творческий и интеллектуальный потенциал студентов и позволяет использовать информационные ресурсы в разных учебных программах и дисциплинах. Как показал опыт обучения магистрантов по направлению «Менеджмент», применение электронных компонентов способствует повышению уровня усвоения и качества исполнения заданий, что особенно заметно при выполнении студентами самостоятельной работы. Это обеспечивает подготовку субъектов образовательного процесса к условиям информационного общества, при которых специфика более половины рабочих мест предполагает наличие компьютеров, сети Интернет [1].
© Короткова Т. Л.
На кафедре маркетинга и управления проектами (МиУП) в Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ) электронные компоненты включены в учебно-методический материал по дисциплине «Методы исследований в менеджменте», по направлению «Менеджмент», для студентов-магистрантов дневной и дистанционной форм обучения.
В качестве примера рассмотрим применение электронных компонентов в методических указаниях к практическому заданию для самостоятельной работы студентов (СРС) по теме «Целевой и системный подходы и программно-целевое планирование в менеджменте» (management by objectives). Электронные компоненты используются в составе учебно-методического комплекса в целях лучшего освоения и успешно -го выполнения практического задания и формирования такой компетенции,
как «Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами».
При этом профессиональные задачи, стоящие перед магистрантами, сводятся к следующему:
— организация проведения научных исследований: определение заданий для групп и отдельных исполнителей; выбор инструментария исследования; анализ результатов исследования; сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования; подготовка обзоров и отчетов по теме исследования;
— разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов.
Студентам-магистрантам дается задание по разработке комплексной целевой программы как планового проектного документа, ориентированного на решение определенной стратегической бизнес-проблемы, изложенной в проблемной ситуации.
Характеристика электронных компонентов. В процессе выполнения самостоятельной работы студенты используют следующие электронные компоненты: электронные тренажеры, видеофильм, видеоролик и стандартное программное обеспечение.
Электронные тренажеры.
1. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования (ЬИр://^^?. i-exam.ru) по специальности «Менеджмент» (тесты). Студенты проходят тест в режиме самообучения. Оценка включается в текущую семестровую балльную систему для итоговой аттестации.
2. Сайт Национального Открытого Университета «ИНТУИТ». На основе ниже представленных лекций выполняются разработанные кафедрой тренинги.
— Курс «Инновационный менеджмент» (http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3547/789/info) содержит систематизированное изложение методологических, организационных и технологических основ управления инновационной деятельностью организации.
— В курсе «Системный анализ в менеджменте» (http://www.intuit.ru/studies/ courses/3561/803/info) рассмотрены вопросы использования системного анализа в менеджменте. Актуальность проблемы обусловлена потребностью студентов в инструментарном обеспечении системного анализа и целевого планирования.
Видеофильм.
3. Видеофильм «Сетевое Планирование и Управление»1. Демонстрируются процессы построения, анализа и расчетов параметров сетевого графика, оптимизации сетевой модели. Видеофильм используется в качестве учебного пособия при изучении теории сетевого планирования и управления проектами и при выполнении задания по разработке целевой программы по описанной в задании проблемной ситуации.
Видеоролик.
4. Видеоролик «Управление и финансирование целевых программ»2. Программно-целевое планирование госпрограмм. Видеоролик используется как справочный материал для понимания программно-целевого планирования и для ответов на вопросы по теме задания.
1 Сетевое Планирование и Управление. Вуз-фильм, 1973 г. / Свердловская киностудия // YouTube — видеохостинг. Дата загрузки:
12 дек. 2010 г. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=xDp6xKOVJYE (дата обращения: 07.03.2017).
2 Динаев А. Управление и финансирование целевых программ: Одиннадцатый ответ на вопросы к государственному экзамену из цикла «Лекции Динаева Алихана» // YouTube — видеохостинг. Опубл.: 8 апр. 2011 г. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=2FVa41XiOk0 (дата обращения: 16.03.2017).
Стандартное программное обеспечение.
— Microsoft PowerPoint. Программа используется для презентации лекций в системе мультимедиа, прочитанных в НИУ МИЭТ по теме «Целевой и системный подходы в менеджменте».
- Microsoft Project (MSP). Программа управления проектами для помощи менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, в отслеживании прогресса и при анализе объемов работ. Создает расписания критического пути с учетом используемых ресурсов. Цепочка визуализируется в диаграмме Гантта. MSP используется студентами для построения графиков и оптимизации целевой программы по срокам выполнения и затратам.
— Microsoft Excel. Программа для работы с электронными таблицами, предоставляет возможность экономико-статистических расчетов, имеет графические инструменты.
— Центр использования ЭМИРС. Электронные модули индивидуальной работы студентов НИУ МИЭТ (http:// orioks.miet.ru/oroks-miet/srs.shtml). На сайте кафедры МиУП представлены учебно-методические материалы, презентация и конспект лекций по теме практического задания.
— Накопительно-балльная система (НБС) в системе ОРИОКС МИЭТ.
В таблице приведены порядок применения электронных компонентов и трудоемкость по каждому этапу самостоятельной работы в процессе ее выполнения.
Последовательность выполнения задания
Этап выполнения задания
Неделя Методическая поддержка этапа Электронный компонент
1. Подготовка к СРС
6-я Учебно-методический материал, описание ситуации, контрольные вопросы, тест, программное и техническое обеспечение (2 акад. часа) 1) www.i-exam.ru 2) Microsoft Excel 3) Microsoft Project 4) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3547/789/info 5 ) http : //www. intuit. ru/studies/cour ses/ 3561/803/info 6) Microsoft PowerPoint
2. Вступление
7-я - 8-я Методы и модели исследований в менеджменте [3]. Проверка знаний посредством тестирования (2 акад. часа) 1 ) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3544/786/info 2) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3547/789/info 3) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3561/803/info 4) Единый портал интернет-тестирования в сфере образования: www.i-exam.ru (тесты) (1 акад. час)
Неделя Методическая поддержка этапа Электронный компонент
3. Основная часть. Выполнение заданий студентами в режиме онлайн
Обоснование целесообразности программного решения проблемы
9-я Методы весового ранжирования, коллективной экспертизы, мозгового штурма Microsoft Excel (1 акад. час)
Целевая разработка проекта программы
10-я Методы построения целевой модели и количественной оценки целей (0,5 акад. часа) Microsoft Excel (1 акад. час)
Структурная разработка целевой программы
11-я Методика построения календарного графика и сетевой модели и оценки продолжительности работ Видеофильм: https://www.youtube.com/ watch?v=xDp6xKOVJYE Microsoft Project (5,5 акад. часа)
Оптимизация программы
11-я Сетевое планирование и управление Видеофильм: https://www.youtube.com/ watch?v=xDp6xKOVJYE (2 акад. часа)
Ресурсное обеспечение программы методом
11-я Методика расчета затрат на программу Microsoft Project Microsoft Excel (3 акад. часа)
Презентация и доклад по результатам задания
12-я Выводы и рекомендации Microsoft PowerPoint (5 акад. часов)
4. Заключение. Подведение итогов
12-я Проверка формирования компетенций НБС в системе ОРИОКС МИЭТ: http://orioks.miet.ru
Взаимодействие преподавателя со студентами в процессе применения электронных компонентов (пояснение к таблице)
1. Подготовка к СРС. На подготовительном этапе преподаватель формирует следующий пакет документов и электронных компонентов: учебно-методический материал, описание ситуации, контрольные вопросы, тест, программное и техническое обеспечение, в том числе электронные тренажеры (сайт Национального Открытого Университета
«ИНТУИТ», http://www.intuit.ru) и тесты (сайт Единого портала интернет-тестирования в сфере образования, www. i-exam.ru).
2. Вступление. Студенты изучают методы и модели исследований в менеджменте с использованием целевого подхода и методики разработки программ в рамках инновационных проектов. Преподаватель проверяет знания студентов посредством тестирования с помощью электронных тренажеров (тесты на сайте www.i-exam.ru).
3. Основная часть. Студенты выполняют задание в режиме онлайн под руководством преподавателя путем консультаций. По выбранной проблеме магистранты разрабатывают целевое, структурное, ресурсное, и организационное обеспечение процессов выполнения целевой программы и строят ее эскизный план на основе материала видеофильма, используя Microsoft Project.
4. Заключение. Студенты защищают свою работу, используя презентацию в мультимедиа. Преподаватель проставляет оценочные баллы в НБС (система ОРИОКС МИЭТ).
Опыт применения электронных компонентов показал, что эффективность СРС увеличилась за счет следующих факторов:
— повысился уровень усвоения теоретического материала в связи с использованием наглядных презентаций в системе мультимедиа;
— стал более доступным инструментарий сетевого планирования и управления, чему способствовал просмотр в режиме мультипликации довольно сложного для восприятия теоретического материала по построению
сетевой модели, расчету параметров сетевого графика и процедурам его оптимизации;
— новое наглядное содержание пособия в виде электронных компонентов стимулировало выполнение отдельных этапов задания;
— освободилось время для практической работы и консультаций студентов с преподавателем;
— повысилась объективность оценивания уровня выполнения студентами отдельных задач и задания в целом.
Литература
1. Тангиров Х. Э. Электронные средства обучения как компонент информатизации образования // Инновационные педагогические технологии: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 335-337.
2. Насейкина Л. Ф. Применение электронных образовательных изданий и ресурсов как компонентов развития информационно-образовательной среды университета // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121): февраль. С. 248-253.
3. Короткова Т. Л. Исследования в менеджменте. М.: Курс: ИНФРА-М, 2013. 254 с.: ил.
Короткова Татьяна Леонидовна—доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления проектами (МиУП) МИЭТ. E-mail: [email protected]