Сведения для цитирования: Наливайко, Т. В. Практика создания единого образовательного пространства ПОО и градообразующего предприятия в условиях моногорода / Т. В. Наливайко, О. В. Труфанова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 80-85.
УДК 377 ББК 74.57
ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОО И ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА
Т. В. Наливайко, О. В. Труфанова
Возрождение рабочих династий, обеспечивающих развитие самодостаточной личности, свободно реализующейся в динамично изменяющемся экономическом пространстве, и являющихся кадровой основой роста промышленности моногородов, возможно путем социального партнерства с градообразующим предприятием и, как результат, создания с ним единого образовательного пространства. В статье обобщается практический опыт взаимодействия ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум» (далее — ГБПОУ «АИТ») и ПАО «Ашинский металлургический завод» (далее — ПАО «АМЗ»), в результате которого осуществляется совместная работа по формированию зрелой личности квалифицированного специалиста. Подводятся итоги такой совместной деятельности и отмечаются положительные изменения как для техникума, так и для предприятия, которые заключаются в росте числа обучающихся, повышении качества подготовки будущих специалистов, повышении имиджа предприятия, обеспечении квалифицированными специалистами, возрождении рабочих династий.
Результаты данной работы могут заинтересовать учебные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность в условиях моногорода.
Ключевые слова: моногород, рабочая династия, единое с промышленным комплексом моногорода образовательное пространство, качество образования.
Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1]. Одним из ресурсов такого повышения доступности выступает человек, его личность, которая имеет свою заинтересованность в профессиональной сфере. Выстраивание системы «личность — предприятие — семья» посредством профессионального образования обеспечивает социализацию личности в обществе и социально-экономическом пространстве.
Наиболее актуальна рассматриваемая система в условиях моногородов, которые полностью зависят от предприятия-донора. В Постановлении Правительства РФ от 29 августа 1994 года № 1001 градообразующее предприятие определено как предприятие, на котором занято не менее 30 % от общего числа работающего населения города. Город Аша Челябинской области был внесен в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) согласно Распоряжению Правительства РФ
от 29 июля 2014 г. № 1398-р «О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)» [2].
Сегодня становится все более очевидным, что основной функцией профессионального образования в моногородах является создание условий, обеспечивающих развитие самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального существования, свободно реализующейся в динамично изменяющемся экономическом состоянии моногорода. Все эти качества присущи личности, сформированной в семье, члены которой в нескольких поколениях работали на одном предприятии моногорода — рабочей династии. Количество рабочих династий сокращается, и для возрождения их традиций требуется поиск новых педагогических инструментов, условий, форм и способов, которые обеспечат возрождение и образование новых рабочих династий как основы кадрового роста промышленности моногородов.
Основой решения стоящей перед коллективом ГБПОУ «АИТ» педагогической задачи по формированию социально и экономически
компетентного специалиста выступает создание единого с промышленным комплексом моногорода образовательного пространства, являющегося результатом естественного процесса сотрудничества с администрацией ПАО «АМЗ».
Завод, имеющий большую историю, гордится преемственностью поколений своих работников, где секреты мастерства передаются в рабочих семьях от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. Трудовые династии ПАО «АМЗ» являются основой сплоченного коллектива. Лозунгом завода являются слова: «Мой город, мой завод, моя семья» [3].
ГБПОУ «АИТ» в свою очередь создает педагогические условия возрождения рабочих династий в моногороде, реализуя программу инновационного развития.
В процессе реализации программы инновационного развития по созданию единого образовательного пространства с градообразующим предприятием достигнуты определенные результаты.
В рамках организации профориентационной работы, подготовки квалифицированных кадров по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, отвечающим потребностям предприятия и образовательной деятельности техникума, увеличился контингент обучающихся техникума.
Организация учебного процесса через подбор квалифицированных педагогических кадров, повышение квалификации преподавателей путем организации систематических стажировок по профилю преподаваемых дисциплин в структурных подразделениях ПАО «АМЗ», согласование с квалифицированными специалистами предприятия вариативной части основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям и профессиям, профессиональных модулей, учебной практики, производственной практики по профилю специальности и профессии, производственной преддипломной практики привели к общему повышению качества профессионального образования [4].
Созданию единой образовательной среды способствовали также мероприятия по организации контроля качества освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей градообразующим предприятием. Проведение входного и выходного контроля общих и профессиональных компетенций, практического опыта, знаний и умений студентов техникума
осуществляется совместно с представителями предприятия; этот контроль осуществляется с учетом усложнения выполняемых работ соответствующего качества по нарастающей от курса к курсу. По итогам создается и предоставляется предприятию единая база результатов прохождения текущей, промежуточной, государственной итоговой аттестации студентами техникума [5; 6].
Организация процесса обучения студентов во взаимодействии с ПАО «АМЗ» осуществляется также по следующим аспектам:
- согласование с предприятием направлений и контрольных цифр приема для набора обучающихся в новом учебном году;
- реализация теоретической и практической подготовки студентов с использованием практи-ко-ориентированных методов обучения в соответствии с техникой и технологией, применяемой на предприятии;
- обеспечение соответствия тем курсовых и дипломных проектов темам реальной производственной тематики завода;
- согласование с предприятием вопросов проведения учебной и производственной практики в части места проведения, количества студентов (по итогам входного и выходного контроля), перечня профессиональных умений и навыков, которые по итогам должны сформироваться у студентов (рис. 1).
Квалифицированные работники ПАО «АМЗ» активно привлекаются к участию в образовательном процессе. Ведется подбор преподавательского состава из числа работников предприятия для проведения профессиональных дисциплин, МДК, для руководства курсовыми и дипломными работами, приглашаются ведущие специалисты завода в качестве председателей и членов государственной аттестационной комиссии по профессиям и специальностям среднего профессионального образования «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Станочник (металлообработка)».
По итогам мониторинга трудоустройства выпускников за 2019 год процент трудоустроенных выпускников по профессии, специальности в сравнении с 2018 годом повысился на 12 %.
Для осуществления постоянной деятельности по созданию имиджа современной образовательной организации ГБПОУ «АИТ», гарантирующего качественную подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, создан совет по качеству, в состав
Схема организации прохождения практик (учебная, производственная, преддипломная)
Заявка от Технику1на на прохождение студентами практик
Проведение входного контроля (теоретические знания и практические умения)
Распределение по группам в зависимости от результатов входного конроля
1 группа (результаты входного контроля «4» и «5»: достигшие возраста 15 лет)
2 группа (результаты входного контроля «4» и «5», не достигшие возраста 15 лет)
3 группа (результаты входного контроля не выше «3»)
Принимаются по срочному трудовому договору Принимаются по ученическому договору с выплатой стипендии Принимаются по трудовому договору в цеха на места с допустимыми условиями труда, (по результатам специальной оценки рабочего места) Практика на базе Учебного центра Предприятия (теор етическая подготовка и практические занятия на стендах)
Выходной контроль (экзамен по профессии либо собеседование проводится в зависимости от продолжительности стажировки)
Выходной контроль (проверка теоретических и практических знаний с оформлением _протокола)_
Рис. 1. Схема организации прохождения практик, разработанная совместно с ПАО «АМЗ»
которого входят представители техникума и ПАО «АМЗ». На заседаниях данного совета обсуждаются насущные вопросы по совместной подготовке квалифицированных кадров.
В рамках реализации программы работы инновационной площадки градообразующее предприятие ПАО «АМЗ» участвует в проведении мероприятий по профориентационной работе среди учащихся 9-х классов г Аши и родительской общественности, в проведении для студентов обзорных и учебных экскурсий в музее завода и подразделениях предприятия, в предоставлении возможности размещения периодической публикации в газете «Заводская газета».
Градообразующее предприятие ПАО « АМЗ» организовывает трудоустройство студентов очного отделения техникума на вакантные (либо
вновь введенные для студентов) рабочие места в рамках совмещения учебы с работой на предприятии, создавая для этого необходимые условия (режим неполного рабочего времени, согласования графиков работы и др.).
Путем совместной работы учебного учреждения и администрации завода сформирована единая база образовательных и профессиональных достижений студентов и выпускников с 2016 года, которая включает в себя итоги прохождения текущей, промежуточной, государственной итоговой аттестации, учебных и производственных практик на градообразующем предприятии.
Ведущими специалистами завода проведена содержательная экспертиза и организована внешняя оценка процесса обучения: образовательных программ, рабочих программ дисциплин
и профессиональных модулей, контрольно-измерительных материалов.
ПАО «АМЗ» оказывает содействие в обеспечении качества образовательного процесса посредством оказания финансовой помощи: ежемесячно на основании предоставляемой техникумом ведомости отработанных часов работниками предприятия, являющимися преподавателями-совместителями, направляет на выплату им заработной платы из расчета от 100 до 250 рублей за один академический час в зависимости от сложности преподаваемых дисциплин за фактически отработанное время. Также оказывается дополнительная финансовая помощь, направленная на выплату заработной платы мастеров производственного обучения по профильным для предприятия направлениям, по результатам поступления обучающихся в техникум после обучения на профиле по профессиям «токарь», «электромонтер» для непрерывности образовательного процесса. Оплата производится из расчета 200 рублей за один академический час за фактически отработанное время. Завод осуществляет безвозмездную финансовую помощь на развитие материально-технической базы по запросу техникума (300 000 рублей), а также на выплаты стимулирующего характера инженерно-педагогическим работникам техникума (150 000 рублей).
По итогам мониторинга качества обучения студентов завод назначает единовременную заводскую стипендию студентам из числа работников предприятия, успешно завершившим сессию (оценки «хорошо» и «отлично), в размере 10 000 рублей.
На основании личных заявлений и решения руководства предприятия завод оказывает поддержку студентам из числа работников предприятия, обучающихся в техникуме на коммерческой основе, в части оплаты образовательных услуг по результатам успешной сдачи (оценки «хорошо» и «отлично») сессии.
При формировании единого с промышленным комплексом моногорода образовательного пространства разработан учебно-методический комплекс, прошедший содержательную экспертизу у градообразующего предприятия г. Аши — ПАО «АМЗ» (рабочие материалы, учебно-программная документация, методические разработки, программное обеспечение, должностные инструкции исполнителей), необходимый для организации педагогических условий возрождения рабочих династий как основы улучшения качества профессионального образования в моногородах заводской зоны.
Данная работа позволяет проводить учебному учреждению успешную профессиональную ориентацию школьников Ашинского района совместно с градообразующим предприятием ПАО «АМЗ», сократить время адаптации студентов во время производственной практики и выпускников к профессиональной трудовой деятельности на предприятии, способствует формированию нового типа выпускника: патриота своего предприятия, своего города. ПАО «АМЗ» видит значимость данной работы, участвуя в оценке качества образования будущих специалистов и принимая в штат завода квалифицированных работников.
Библиографический список
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. — 2014. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/PostPrav/2765.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
2. О Перечне монопрофильных муниципальных образований Рф (моногородов) : распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р // Гарант : [сайт]. — 2014. — URL: http:// base.garant.ru/70707138/ (дата обращения: 20.01.2020).
3. Трудовые династии Ашинского металлургического завода // ПАО «Ашинский металлургический завод» : [сайт]. — 2020. — URL: http://www.amet.ru/pressoffice/release/2014/ news_28032014/?sphrase_id=120612 (дата обращения: 17.01.2020).
4. Тутаева, Т. Н. О взаимодействии педагогических работников техникума и наставников предприятия в условиях дуального обучения / Т. Н. Тутаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3. — С. 78-81.
5. Палкина, Г. И. Повышение качества обучения в рамках социального партнерства в информационно-образовательном пространстве (из опыта проектного управления) / Г. И. Палкина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1. — С. 45-51.
6. Скрябина, О. Г. Взаимодействие с социальными партнерами как условие качественного профессионального образования / О. Г. Скрябина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 4. — С. 63-65.
For citation: Nalivajko, T. V. The practice of creating a unified educational space of professional educational organization and city-forming enterprise under conditions of the single-industry town / T. V. Nalivajko, O. V Trufanova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 80-85.
THE PRACTICE OF CREATING A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND CITY-FORMING ENTERPRISE UNDER CONDITIONS OF THE SINGLE-INDUSTRY TOWN
T. V. Nalivajko, O. V. Trufanova
The revival of the working dynasties that ensure the development of a self-sufficient personality, freely
realized in a dynamically changing economic space, and which are the personnel base for the growth
of the industry of single-industry towns, is possible through social partnership with a city-forming
enterprise and, as a result, the creation of a single educational space with it.
The article summarizes the practical experience of interaction between the Ashinsky Industrial College
(hereinafter — the "AIT") and the Ashinsky Metallurgical Plant (hereinafter — the "AMZ"), as a result
of which joint work is carried out to form a mature personality of a qualified specialist.
The results of such a joint activity are summarized and positive changes are noted both for the college
and for the enterprise. They consist in increasing the number of students, improving the quality of
training of future specialists, improving the image of the enterprise, providing qualified specialists,
reviving working dynasties.
The results of this work may be of interest to educational institutions that carry out educational activities in a single-industry town.
Key words: single-industry town, working dynasty, educational space common with the industrial complex of the single-industry town, quality of education.
References
1. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody: ra-sporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2014 g. № 2765-r. Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education, 2014, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ PostPrav/2765.pdf (accessed: 20.01.2020). (In Russian)
2. O Perechne monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij RF (monogorodov) : rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29 ijulja 2014 g. № 1398-r, 2014, available at: http://base.garant.ru/70707138/ (accessed: 20.01.2020). (In Russian)
3. Trudovye dinastii Ashinskogo metallurgicheskogo zavoda. PAO «Ashinskij metallurgicheskij zavod», 2020. available at: http://www.amet.ru/pressoffice/release/2014/news_28032014/7sphrase_ id=120612 (accessed: 17.01.2020). (In Russian)
4. Tutaeva T. N. O vzaimodejstvii pedagogicheskih rabotnikov tehnikuma i nastavnikov pred-prijatija v uslovijah dual'nogo obuchenija [About the interaction of teachers of the technical school and company mentors in the conditions of dual training], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3, pp. 78-81. (In Russian)
5. Palkina G. I. Povyshenie kachestva obuchenija v ramkah social'nogo partnerstva v informa-cionno-obrazovatel'nom prostranstve (iz opyta proektnogo upravlenija) [Improving the quality of training in the framework of social partnership in the information and educational space (from the experience of project management], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 1, pp. 45-51. (In Russian)
6. Skrjabina O. G. Vzaimodejstvie s social'nymi partnerami kak uslovie kachestvennogo professional'nogo obrazovanija [Interaction with social partners as a condition for quality vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 4, pp. 63-65. (In Russian)
Наливайко Татьяна Викторовна, доцент кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет
Nalivajko Tat'jana Viktorovna, Scientific Supervisor, Ashinsky Industrial College, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk Region, Asha, e-mail: avit76@mail.ru
(национальный исследовательский университет)», кандидат психологических наук, г. Челябинск, e-mail: nalivaikotv@susu.ru
Труфанова Ольга Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум», Челябинская область, г. Аша, e-mail: TrufOV@ mail.ru
Trufanova Olga Vladimirovna, deputy director for educational and methodological work, Ash-insky Industrial College, Chelyabinsk Region, Asha, e-mail: trufov@mail.ru
Сведения для цитирования: Нефёдова, Л. А. Готовность студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», к работе с детьми в условиях инклюзивного образования / Л. А. Нефёдова, Е. А. Обухова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 85-90.
УДК 377 ББК 74.57
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. А. Нефёдова, Е. А. Обухова
В статье рассматривается проблема готовности студентов колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», к работе с детьми с ОВЗ. Приводятся результаты изучения когнитивной и эмоционально-мотивационной готовности студентов к работе с такими детьми и обосновывается необходимость разработки и внедрения в образовательную практику вариативного профессионального модуля «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», в содержание которого включены теоретический курс, учебная и производственная практик.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовность к работе в условиях инклюзивного образования, вариативный профессиональный модуль.
Одной из важнейших проблем современного образования является профессиональная подготовка будущих кадров, в том числе педагогических. В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2010 годы отмечается, что необходимым условием внедрения нового содержания и технологий в образования, являются компетентные педагогические кадры.
Особое место в современной системе образования занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497, в индикативных показателях обращено внимание на то, что доля педагогических кадров, прошедших переподготовку и повышение
квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, к 2020 году должна увеличиться до 100 %. Таким образом, Правительство России делает ставку на стопроцентную готовность педагогических работников к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Перед профессиональными образовательными организациями, которые осуществляют подготовку педагогических кадров, встает задача подготовки студентов — будущих воспитателей, учителей к работе с детьми с ОВЗ.
Приоритетным направлением в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является внедрение инклюзивного образования, подразумевающее доступность образования для всех, в плане приспособления