№ 9 (51)
А и NM
/W\ психо.
umversum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
сентябрь, 2018 г.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИКУМА, ПРЕДПРИЯТИЯ И ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Лизунов Павел Владимирович
аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, директор
«Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
РФ, г. Челябинск
INTERACTION OF TECHNICUM, ENTERPRISE AND SCHOOL AS A FACTOR OF TRAINING SPECIALISTS REQUIRED
Pavel Lizunov
post-graduate student of the Department of Training of Teachers of Professional Training and Object Methods, Director of Ust-Katavsky Industrial Technological College South Ural State Humanitarian and Pedagogical University.
Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена проблеме подготовки специалистов для современного производства. Автор рассматривает возможность совместной работы профессиональной образовательной организации, предприятия и общеобразовательной организации как единый образовательный кластер. Открытие инновационной площадки на базе ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» на тему: «Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа обучения» является фактом заинтересованности области в решении данной проблемы.
ABSTRACT
This article is devoted to the problem of training specialists for modern production. The author considers the possibility of joint work of a professional educational organization, enterprise and general educational organization as a single educational cluster. The opening of an innovative site on the basis of the Ural-Katavsky Industrial and Technological College on the topic: "Networking of professional educational institutions with enterprises and general educational organizations as an organizational basis for training" is a fact of the region's interest in solving this problem.
Ключевые слова: непрерывное образование, сетевое взаимодействие, образовательный кластер.
Keywords: continuous education, networking, educational cluster.
В настоящее время современная экономика испытывает острую необходимость в высококвалифицированных специалистах и рабочих, поэтому на сегодняшний день актуальной является проблема организации единой гибкой системы непрерывного образования, которая бы эффективно решала поставленные задачи социально-экономического развития государства.
Учитывая данные социологического опроса выпускников 9 классов и их родителей по городу Усть-Катав, который является на сегодняшний день моногородом, мы пришли к выводу, что 46% обучающихся на ступени основного общего образования устремлены в учреждения среднего профессионального образования. В связи с данным фактом актуальной стала проблема,
Создания образовательного кластера «техникум-предприятие-школа». Данное сочетание поможет решить проблему российской экономики - подготовки специалистов, способных адаптироваться к современным быстро меняющимся условиям рынка
труда. А.Г. Фурин и И.И. Ахматов [7] в своем исследовании, под «образовательным кластером» понимают систему объединенных по географическому признаку взаимосвязанных образовательных организаций и компаний различных организационно-правовых форм (образовательные организации, бизнес, государственные предприятия), которые функционируют в образовательной среде в определенном городе или регионе, взаимодополняют друг друга, определяя тем самым уровень и образ образованности человека, для формирования социального и экономического эффекта в обществе. Ф.Ш. Мухаметзя-нова под «образовательным кластером» понимает, «совокупность взаимосвязанных организаций профессионального образования, которые объединены по отраслевому признаку, а также партнерскими отношениями с предприятиями промышленной отрасли». И.Э. Вильданов [2] рассматривает научно-образовательный кластер, как организованную форму объединения заинтересованных сторон, усилия которых направлены на достижение конкурентоспособ-
Библиографическое описание: Лизунов П.В. Взаимодействие техникума, предприятия и школы как фактор подготовки востребованных специалистов // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 9(51). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6289
№ 9 (51)
ных преимуществ при проведении научных исследований и при обучении на различных уровнях (общее, среднее профессиональное, дополнительное профессиональное образование).
По нашему мнению решение данной проблемы будет возможно при использовании сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие осуществляется в большинстве случаев между образовательными организациями. Но для привлечения дополнительных ресурсов, кадрового потенциала требуется установление тесных связей с работодателями школой и техникумом^].
Нормативно-правовые основы сетевого взаимодействия образовательных организаций для создания нового качественного профессионального образования отражены в основных документах: Концепции развития образования РФ до 2020 г.
Непосредственно в Законе «Об образовании в РФ» в статье 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» дается определение: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [6].
В педагогической практике идея сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций возникла в конце 1990-х годов. Вне всякого сомнения, заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования А.И. Адамский [1] показывает характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В
сентябрь, 2018 г.
центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Нам могут быть представлены авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Следующий компонент - «событие», которое предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется. Причем событие зачинается персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, по его мнению, несет в себе главное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе профессионального образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети профессиональных образовательных организаций, основываясь на реалиях деятельности каждого обучающегося сети. Образовательную сеть АИ. Адамский [1] определяет, как совокупность субъектов профессиональной образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества профессионального образования друг друга. Таким образом, для успешной работы в данном направление в ГБПОУ «Усть-Катав-ский индустриально-технологический техникум» в 2017 году была открыта инновационная площадка на тему «Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа обучения». Открытие инновационной площадки является прорывным решением в реализации кластерного подхода через сетевое взаимодействие техникум-предприятие-школа.
А UNIVi
/W\ психо.
umversum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Список литературы:
1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия - http: // www.1september.ru -12002/04/2. htm.- Сайт издательского дома «Первое сентября», электронная версия газеты «Управление школой». 2008/2.
2. Вильданов И. Э. образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере / И. Э. Вильданов, Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, Р. Н. Абитов // Казанский педагогический журнал. - Казань, изд-во: институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2014. - №1 (102). - С. 44-53
3. Концепция развития образования РФ до 2020 г.
4. Силкина Н.В., Ваганова Н.О. Особенности образовательной среды в сетевом взаимодействии образовательной организации с производством // Образование и наука. 2015. № 6.
5. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения от 18 апреля 2014 г. N 350.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации».
7. Фурин А. Г. Развитие дуальной формы профессионального образования: опыт ФРГ и России: дис. ... докт. пед. наук : 13.08.00 /Федотова галина Анатолькевна. - Москва, 2002.-340с.