Научная статья на тему 'Ограничения и новые возможности для развития моногородов в условиях новой экономической реальности (на примере Г. О. Тольятти Самарской области)'

Ограничения и новые возможности для развития моногородов в условиях новой экономической реальности (на примере Г. О. Тольятти Самарской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SINGLE-INDUSTRY TOWN / TOWN-FORMING ENTERPRISE / SPECIAL ECONOMIC ZONE / TERRITORY OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Мария Сергеевна, Габбасова Юлия Ришатовна

Данная статья посвящена исследованию условий и современных тенденций социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования г.о. Тольятти Самарской области и обобщению опыта региона в решении задач комплексного развития моногорода. В работе представлен обзор размещенных в моногороде зон с особым юридическим статусом. Приведена оценка эффективности функционирования размещенных на их территории производств. В результате исследования выявлены основные барьеры, препятствующие получению положительного эффекта от использования инструментов государственной поддержки моногорода. Определены возможные направления снятия существующих ограничений в комплексном социально-экономическом развитии г.о. Тольятти, среди которых: успешное функционирование территории опережающего социально-экономического развития; создание инжинирингового центра; формирование новой образовательной системы; повышение качества городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restrictions and new opportunities for the development of single-industry towns in the new economic reality (on the example of the city of Togliatti, Samara region)

This article is devoted to the study of conditions and current trends of socio-economic development of a single-profile municipal entity Togliatti, Samara region and generalization of the region's experience in solving the problems of complex development of a single-industry town. The paper presents an overview of the zones with special legal status in the single-industry town. The estimation of efficiency of functioning of the manufactures located on their territory is given. As a result of the study, the main barriers that prevent the positive effect of using state single-industry town support instruments were identified. The possible directions of lifting the existing restrictions in the complex socio-economic development of the city are defined Togliatti, among which: the successful functioning of the territory of advanced socio-economic development; creation of an engineering center; formation of a new educational system; improving the quality of the urban environment.

Текст научной работы на тему «Ограничения и новые возможности для развития моногородов в условиях новой экономической реальности (на примере Г. О. Тольятти Самарской области)»

Выходные сведения статьи:

Гусева М.С., Габбасова Ю.Р. Ограничения и новые возможности для развития моногородов в условиях новой экономической реальности (на примере г.о. Тольятти Самарской области) // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 4(22). URL: https://regrazvitie.ru/ogranicheniya-i -novye -vozmozhnosti-dlya-razvitiya-monogorodov-v-usloviyah-novoj-ekonomicheskoj-realnosti-na-primere-g-o-tolyatti-samarskoj -oblasti/ _

УДК 33.332.1

Ограничения и новые возможности для развития моногородов в условиях новой экономической реальности (на примере г.о. Тольятти Самарской области)

© 2017 Гусева Мария Сергеевна1

E-mail: gusevams@yandex.ru © 2017 Габбасова Юлия Ришатовна

E-mail: y_gabbasova@mail.ru

Самарский государственный экономический университет

Данная статья посвящена исследованию условий и современных тенденций социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования - г.о. Тольятти Самарской области и обобщению опыта региона в решении задач комплексного развития моногорода. В работе представлен обзор размещенных в моногороде зон с особым юридическим статусом. Приведена оценка эффективности функционирования размещенных на их территории производств.

В результате исследования выявлены основные барьеры, препятствующие получению положительного эффекта от использования инструментов государственной поддержки моногорода. Определены возможные направления снятия существующих ограничений в комплексном социально-экономическом развитии г.о. Тольятти, среди которых: успешное функционирование территории опережающего социально-экономического развития; создание инжинирингового центра; формирование новой образовательной системы; повышение качества городской среды.

Ключевые слова: моногород, градообразующее предприятие, особая экономическая зона, территория опережающего социально-экономического развития, государственная поддержка.

Restrictions and new opportunities for the development of single-industry towns in the new economic reality (on the example of the city of Togliatti, Samara region)

© 2017 Guseva Maria Sergeevna

1 Гусева Мария Сергеевна, к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», 443090, г. Самара, ул.Советской Армии 141, Электронный адрес: gusevams@yandex.ru

Guseva Maria Sergeevna, Ph. D., Samara state University of Economics, Professor of Regional Economics and management, 443090, g. Samara, Sovetskoy Army street 141, gusevams@yandex.ru

2 Габбасова Юлия Ришатовна, студент 3 курса профиля «Региональная экономика», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», 443090, г. Самара, ул.Советской Армии 141, Электронный адрес: y gabbasova@mail.ru

Gabbasova Julia Rishatovna, Samara state University of Economics, student of chair of Regional economy and management, 443090, g. Samara, Sovetskoy Army street 141, y gabbasova@mail.ru

E-mail: gusevams@yandex.ru © 2017 Gabbasova Julia Rishatovna

E-mail: y_gabbasova@mail.ru

Samara state University of Economics

This article is devoted to the study of conditions and current trends of socio-economic development of a single-profile municipal entity - Togliatti, Samara region and generalization of the region's experience in solving the problems of complex development of a single-industry town. The paper presents an overview of the zones with special legal status in the single-industry town. The estimation of efficiency of functioning of the manufactures located on their territory is given.

As a result of the study, the main barriers that prevent the positive effect of using state single-industry town support instruments were identified. The possible directions of lifting the existing restrictions in the complex socio-economic development of the city are defined Togliatti, among which: the successful functioning of the territory of advanced socio-economic development; creation of an engineering center; formation of a new educational system; improving the quality of the urban environment.

Keywords: single-industry town, town-forming enterprise, special economic zone, territory of advanced socio-economic development, state support.

Все страны, пережившие индустриализацию, имеют как наследие проблему монообразования. По данным на 1.01.2016 г. в России выделено 22 406 муниципальных образований [1], 319 из которых с суммарной численностью населения порядка 13,6 млн. чел. имеют статус «монопрофильное муниципальное образование (моногород)» [2]. Жизнедеятельность населения на подобного рода территориях в большой степени зависит от экономической эффективности одного или группы смежных предприятий. На сегодняшний день некогда передовые градообразующие предприятия страны находятся в упадке: производственная база является устаревшей, продукция имеет низкую конкурентоспособность, отмечается сокращение производства. Такие проблемы в полной мере актуальны для самого крупного по численности населения моногорода России - г.о. Тольятти Самарской области (712, 6 тыс. чел. [3]). ПАО «АвтоВаз», основанное в 1966 г. - важнейшая системообразующая компания автомобилестроительного кластера Самарской области, крупнейший производитель легковых автомобилей в России (доля ПАО «АвтоВаз» на рынке легковых автомобилей России в I полугодии 2016 г. составила 19,8% [4]).

Городской округ Тольятти включен в перечень моногородов согласно распоряжению Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р [5] и входит в I категорию моногородов (с наиболее сложным социально-экономическим положением) [6]. Город является крупным центром автомобильной (ПАО «АвтоВаз», АО «GM-АвтоВаз») и химической промышленности (ПАО «ТольяттиАзот», ПАО «КуйбышевАзот», ООО «ТольяттиКаучук»), играющим существенную роль в экономике как региона, так и страны в целом.

Промышленный комплекс г.о. Тольятти по данным за 2015 г. формируют преимущественно обрабатывающие производства, удельный вес которых в объеме отгруженной промышленной продукции составляет около 95%. Согласно статистическим данным наиболее значимыми из обрабатывающих производств являются: производство транспортных средств и оборудования (55,6%) и химическая промышленность (28,4%) [7].

В целях мониторинга текущего экономического и социального положения г.о. Тольятти был проведен анализ соответствующих показателей, доступных на официальном сайте Фе-

деральной службы государственной статистики [8] и в «Комплексном инвестиционном плане модернизации г.о. Тольятти Самарской области на 2010-2020 гг.» [7], разработанном в 2010 г. по поручению Президента РФ № Пр-2989 от 09.11.2009. Динамика показателей экономического развития г.о. Тольятти в период 2010-2015 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели экономического развития г.о. Тольятти в период 2010-2015 гг.3

Показатель Значение показателя по годам: 2015/2010

2010 2011 2012 2013 2014 2015 +/-, %

Объем отгруженных то-

варов, выполненных ра-

бот и услуг собственно- 254,6 338,6 368,6 364,7 388,4 391,1 136,5

го производства всего,

млрд. руб.

Объем отгруженных то-

варов, выполненных работ и услуг собственного производства градообразующим предпри- 130,1 168,5 176,2 169,5 186,5 166,5 36,4

ятием, млрд. руб.

Доля отгруженных това-

ров, выполненных работ и услуг собственного

производства градообразующего предприятия в общем объеме отгру- 51,1 49,8 47,8 46,5 48,0 42,6 -8,5

женных товаров, выпол-

ненных работ и услуг, %

Количество субъектов МСП, ед. 24272 33378 38019 35564 35513 34772 10500

Объем внебюджетных

средств (накопленным 1989,3 2435,3 3641,2 6498,0 18667,8 32046,0 30056,7

итогом), млн. руб.

Доля собственных дохо-

дов бюджета в общих 92,2 98,9 74,5 78,6 69,8 67,8 -24,4

доходах, %

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства в г.о. Тольятти в 2015 г. увеличился более чем на 54% по сравнению с 2010 г. Положительная динамика объемов отгруженной продукции в 2015 г. наблюдалась за счет роста объемов отгрузки в химическом производстве на 25,7% к 2014 г. Кроме того, прирост объемов отгруженной продукции отмечен в производстве электрооборудования (21,3%), резиновых и пластмассовых изделий (16,7%), прочих производствах (17%). В 2013-2014 гг. были реализованы два промышленных проекта развития базовой отрасли: «Производство и сбыт деталей Renault, Ford, TRW, Nissan» и «Разработка и производство выпускных систем для автомобильной промышленности».

Объем отгруженных ПАО «АвтоВаз» товаров, выполненных работ и услуг собственного производства в 2015 г. возрос по сравнению с 2010 г. на 28%. Рост производства обусловлен стартовавшей в 2010 г. программе утилизации старых автомобилей в 2010-2012 гг. Тем

3 Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики и «Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 гг.».

не менее, за рассматриваемый период динамика показателя не была положительно стабильной: экономический спад в России, пик которого пришелся на конец 2014 г., привел к сокращению объема отгрузки в 2015 г. в сравнении с 2014 г. на 10,7%. Доля продукции предприятия в общем объеме отгруженной промышленной продукции по г.о. Тольятти в 2015 г. снизилась до 42,6% (в 2010 г. -51,1%). Падение объемов производства и продаж автомобилей «Lada» влечет за собой сокращение объемов производства предприятий, деятельность которых непосредственно связана с ПАО «АвтоВаз». Среди них: «Детальстройконструкция», «Группа ПОЛАД», завод по пошиву автомобильных чехлов «ДжонсонКонтролзАутмотив», «ВазИнтерСервис». В декабре 2015 г. ПАО «АвтоВаз» остановил производство автомобилей «Lada Priora» по причине снижения спроса на данную модель и в целях исключения конкуренции с новой моделью Lada Vesta, основное производство которой находится в Ижевске. Степень загрузки производственных мощностей ПАО «АвтоВаз» существенно сократилась и в 2015 г. составила 61% при износе основных фондов 70%. Устаревшие технологии производства, изношенные производственные мощности и, как следствие, низкая конкурентоспособность предприятия - основные причины неэффективности региональных производителей автокомпонентов. Объем убытков градообразующей организации в 2015 г. составил более 43 млрд. руб.

За рассматриваемую пятилетнюю динамику число субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) увеличилось на 10500 единиц. Это связано с реализацией мероприятий муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2014-2017 гг.», утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 11.10.2013 № 3150-п/1. В г.о. Тольятти в рамках программных мероприятий осуществляется финансовая, имущественная, образовательная, информационная и консультативная помощь как вновь созданным, так и действующим СМСП.

Большая часть бюджета г.о. Тольятти образована за счет безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Объем внебюджетных средств с каждым годом увеличивается. Разница между объемом внебюджетного финансирования расходов г.о. в 2010 г. и 2015 г. составляет более 30 млрд. руб. При этом сокращается доля собственных доходов. В период 2010-2015 гг. в бюджетное и налоговое законодательство внесены изменения, оказавшие существенное влияние на уменьшение доходной части бюджета Тольятти. Кроме того, произошло снижение поступлений налога на доходы физических лиц ввиду сокращения численности работников на предприятиях и введения сокращенного рабочего дня.

В части анализа показателей социального развития г.о. Тольятти следует отметить неуклонную тенденцию сокращения численности трудоспособного населения г.о. Тольятти и среднесписочной численности работников всех организаций моногорода (табл. 2). За исследуемый период численность трудоспособного населения сократилась на 24954 чел., среднесписочная численность работников всех организаций - на 35760 чел. Данные обстоятельства происходили на фоне снижения среднесписочной численности работников градообразующей организации (в рамках реализации мероприятий по оптимизации численности персонала ПАО «АвтоВаз») и уровня зарегистрированной безработицы - с 2,2% до 1,9%, соответственно. Это дает основания предположить, что, несмотря на усилия региональных и местных властей по смягчению социальной напряженности на рынке труда моногорода путем реализации мероприятий государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 гг.» и программы дополнительных мероприятий в сфере занятости, позитивные изменения произошли в структуре занятости в большей степени за счет оттока рабочей силы в населенные пункты с более привлекательными вариантами приложения труда. Территориальная близость крупнейшего экономического центра Поволжья (г. Самара) притянула значительные ресурс освобожденной рабочей силы моногорода [9]. По итогам 2015 г. среднемесячная номинальная заработная плата работников органи-

заций в муниципальном образовании составила 29709 руб., это меньше чем по Самарской области (33794,2 руб.) [10].

Таблица 2 - Показатели социального развития г.о. Тольятти в период 2010-2015 гг.4

Показатель Значение показателя по годам: 2015/2010

2010 2011 2012 2013 2014 2015 +/-, %

Численность трудоспособного населения, тыс. чел. 454666 453524 448709 442006 434977 429712 -24954,0

Среднесписочная численность работников всех организаций моногорода, человек 216800 217300 216200 216179 203785 181040 -35760,0

Среднесписочная численность работников градообразующей организации, человек 75447 74355 66052 66728 58023 46807 -28640,0

Уровень зарегистрированной безработицы, % 2,2 1,4 0,8 0,6 1,2 1,9 -0,3

Общее количество созданных постоянных рабочих мест (накопленным итогом), рабочих мест 7153 9625 10666 11560 13480 15523 8370

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, руб. 17417,3 20740,8 23381,2 26006,6 28445,0 29708,6 12291,3

Проблемы г.о. Тольятти находятся на особом контроле всех уровней власти. Сегодня на территории моногорода уже функционируют особая экономическая зона (ОЭЗ) «Тольятти», территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), технопарк «Жигулевская долина», индустриальные парки «ТольяттиСинтез», «АвтоВаз», «ВЦМ» и АО «Куй-бышевАзот». В рамках соглашения о сотрудничестве по развитию г.о. Тольятти между правительством Самарской области и НКО «Фонд развития моногородов» предполагается финансирование около 50 проектов, среди которых сельскохозяйственные и промышленные предприятия, индустриальные парки. Среди наиболее масштабных - проект индустриального парка «Жигулевская долина-2». Он предполагает строительство производственных зданий на незадействованной территории технопарка «Жигулевская долина» объектов, требуемых для реализации новых инвестиционных проектов [11]. Общая стоимость проекта «Жигулевская долина-2» составляет 877 млн. руб., из которых 630 млн. - вложения резидентов, 247 млн. -

4

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [8] и «Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 гг.» [7].

средства фонда. Для участия в проекте «Жигулевская долина-2» подали заявки восемь резидентов технопарка, имеющих потребность в развитии своего бизнеса [12].

ОЭЗ «Тольятти» расположена в муниципальном районе Ставропольский Самарской области на участке в 660 га, возле границы с городом Тольятти, в непосредственной близости от ПАО «АвтоВаз». Первые вложения резидентов ОЭЗ «Тольятти» были осуществлены в 2011 г., через год после подписания соглашения о создании ОЭЗ в Самарской области [13]. Тогда они составили 1,9 млн. руб. По итогам 2016 г., эта сумма выросла до 8,7 млрд. руб. На сегодняшний день компаниями вложено уже порядка 40% от общей суммы заявленных средств, которая составляет 22,7 млрд. руб. [14]. Увеличение инвестирования сопровождается ростом объемов производства. За 2016 г. компаниями выпущено продукции на 1,5 млрд. руб., что в три раза больше, чем за два предыдущих года. Рост производства связан с увеличением числа работающих заводов на площадке, объемом производимой продукции, а также с постоянным расширением компаниями номенклатуры изделий [15]. Первый завод на территории ОЭЗ «Тольятти» компании ООО «Нобель Автомотив Русиа» с проектом «Создание диверсифицированного производства широкой номенклатуры изделий Orhan Holding Л.§. в России: топливопроводов, стеклоомывателей, гибких тросов, каркасов сидений, пружин для узлов двигателя» был запущен в 2014 году. В настоящее время в ОЭЗ «Тольятти» работают уже шесть предприятий, где производятся автокомпоненты, а также осуществляется заправка баллонов промышленными и специальными газами. Еще 6 промышленных площадок находятся на стадии строительства, среди которых завод по производству лекарственных препаратов, многослойных полиэтиленовых пленок, продукции из композиционных материалов, переработке макулатуры. Другие 6 заводов - проектируются, в их числе - завод по производству керамогранитной плитки и нитриловых перчаток [16].

Особые перспективы в развитии моногородов связывают с появлением «Территорий опережающего развития» (ТОР). В Федеральный Закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» было включено дополнение, предусматривающее создание с 01.01.2017 г. ТОР на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ, не только имеющих риски ухудшения социально-экономической ситуации, но и моногородов с устойчивым социально-экономическим положением [17]. Ранее ТОР могли создаваться только на территориях моногородов, находящихся в критической ситуации. Главной целью создания ТОР является развитие на территории моногорода бизнеса несвязанного с градообразующим предприятием. В 2016 г. постановлением Правительства Российской Федерации на территории г.о. Тольятти была создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [18]. За четыре месяца с момента запуска проекта Комиссией по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти» было рассмотрено шесть инвестиционный проектов, пять из которых были одобрены (табл. 3).

Таблица 3 - Действующие резиденты ТОСЭР «Тольятти»5

Резидент ТО-СЭР «Тольятти» Инвестиционный проект Место реализации проекта Объем инвестиций Количество новых рабочих мест

ООО «АКОМ -Индастриал» Организация на территории г.о. Тольятти производства промышленных свинцовых аккумуляторных батарей» земельный участок на территории бывшего завода «Фосфор» 1,5 млрд. руб. 73

ООО «БИА» Проектирование, разработка и изготовление испытательных стендов для крупных компаний-поставщиков авиакосмической промышленности, автомобилестроительных предприятий, научно-исследовательских институтов и университетов на основе многофункционального контроллера нового поколения технопарк «Жигулевская долина» 25 млн. руб. 35

ООО «СП «Граниферт» Строительство установки гранулированного сульфата аммония мощностью 140 тыс. тонн/год индустриальный парк АО «Куй-бышевАзот» 900 млн. руб. 23

ООО «Металлист-Тольятти» Организация высокотехнологичного производства индустриальный парк «АвтоВаз» 27 млн. руб. до конца 2017 года -48 (ежегодное увеличение до 500 человек)

ООО«ТОР Тольяттинский завод приборов отопления» Завод теплового оборудования 26 млн. руб. 60

Интерес компаний к предлагаемым в г.о. Тольятти условиям для развития бизнеса растет. В настоящий момент в работе находятся 20 проектов отечественных и иностранных компаний на общую сумму инвестиций свыше 2,1 млрд. руб., которые готовы предоставить городу более 1000 рабочих мест. Еще около сотни потенциальных инвесторов консультируются по вопросам получения статуса резидента ТОСЭР [20]. Подобная востребованность вполне объяснима. В первую очередь, это связано с предоставлением в ТОСЭР «Тольятти» существенных налоговых льгот: нулевой налог на прибыль в федеральный и 5% в региональный бюджет в первые пять лет, полное или частичное освобождение от налога на имущество и на землю, а также минимизация страховых выплат (7,6% против 30%), обеспечивается облегченный порядок проведения государственного и муниципального контроля [21]. В Тольятти инвесторам гарантировано не только снижение финансового бремени: резиденты могут рассчитывать на административную поддержку региональных и местных органов власти. Максимально упрощена процедура принятия решения по резидентам. Сегодня весь про-

5 Составлено автором по данным сайта Администрации г.о. Тольятти [3] и Протоколов заочного заседания Ко-

миссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» [19].

цесс от момента подачи заявок до включения организации в список резидентов занимает 1820 рабочих дней, что является рекордом среди всех ТОР страны.

17.05.17 г. Правительство Самарской области внесло изменения в Постановление «Об обеспечении функционирования ТОСЭР «Тольятти». Сокращен перечень документов, обязательных к предоставлению инвестором (7 вместо 17). Упрощены требования к бизнес-плану, часть разделов которого переведены в разряд необязательных к предоставлению. Меняется и типовое соглашение - из него уходят обязательства резидента строго придерживаться тех показателей бизнес-плана, которые озвучены на этапе предоставления заявки. В числе требований для потенциальных резидентов остаются только ограничения, установленные на федеральном уровне: предприятие ТОР обязано создать не менее 20 рабочих мест в первый год, в т.ч. не более 25% - для иностранных специалистов, объем инвестиции - не менее 5 млн. руб. в первый год, в последующие годы — еще не менее 15 млн. руб. [22]. В ТОР не попасть производствам подакцизных товаров, нефтепродуктов, торговли, лесозаготовки, сферы операций с недвижимостью. Наконец статус ТОР не предоставляется некоммерческим организациям, банкам, страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, участникам рынка ценных бумаг и физическим лицам [23].

Создать условия, способствующие уходу от монопрофильности и обеспечению экономического подъема, управляющей командой моногорода Тольятти планируется не только путем использования механизма размещения территорий с особым юридическим статусом. Ключевая ставка для технологического и экономического прорыва делается на развитие г.о. Тольятти как «Инжинирингового центра России». По мнению экспертов, г.о. Тольятти имеет необходимые для этого предпосылки: высококвалифицированный персонал и богатый опыт в сфере инжиниринга, научно-технический центр ПАО «АвтоВаз», который создавался как научно-технический центр для автомобильной промышленности всей страны. Его база в совокупности с имеющимися в городе учреждениями среднего профессионального и высшего образования, технопарком «Жигулевская долина» может служить надежной основой специализации Тольятти в инжиниринге для автомобильной промышленности. В городе будет создан образовательный лифт от детского сада до вуза, нацеленный на подготовку профессионалов в инженерной сфере. К 2018 г. на базе одного из тольяттинских университетов появится ВУЗ по подготовке проектных инженерных команд [24].

Отдельным направлением масштабного преобразования Тольятти является развитие городской среды. В городе началась активная фаза реализации части большого проекта «Четвертое рождение Тольятти» - концепции «5 шагов благоустройства повседневности». В результате были выбраны пять масштабных и значимых для города проектов, представляющих все районы Тольятти, реализация которых намечена на 2017-2018 гг.:

1) Преобразование территории между улицей Революционной и парком Победы в парк имени 50-летия АвтоВаза. На благоустройство ландшафта и территории парка выделено 180 млн. руб.;

2) Строительство в каждом избирательном округе 17 универсальных спортивных площадок. Бюджет строительства каждой площадки составляет около 5 млн. руб.;

3) Обустройство рекреационных лесных зон;

4) Ремонт фасада ДК «Русич» в микрорайоне Шлюзовой. Проект планируется создать на средства области: уже достигнута договоренность о выделении на его реконструкцию 50 млн. руб.;

5) Реконструкция бывшего кинотеатр «Пирамида» в театр - филиал МАУИ «Драматический театр «Колесо» им. народного артиста Российской Федерации Г.Б. Дроздова [25].

В ходе структурно-динамического анализа основных показателей социально-экономического развития г.о. Тольятти в период 2010-2015 гг. были выявлены следующие тенденции:

1. Снижение доли продукции ПАО «АвтоВаз» в общем объеме отгруженной промышленной продукции г.о. Тольятти при увеличении показателя отгрузки в целом по городскому округу, что свидетельствует о постепенном уходе от монопрофильности.

2. Сохранение высокой зависимости состояния социальной сферы г.о. Тольятти от деятельности градообразующего предприятия: массовые высвобождения работников предприятия способствуют росту безработицы и миграционному оттоку.

3. Ограниченные возможности экономики города в обеспечении занятости населения: вновь созданные постоянные рабочие места пока не способны обеспечить работой всех незанятых граждан (уровень зарегистрированной безработицы в 2015 г. составил 1,9%).

4. Увеличение числа малых и средних предприятий (МСП) города не приводит к росту показателей эффективности их деятельности и не способствует диверсификации: более трети МСП городского округа заняты оптовой и розничной торговлей.

5. Сокращение доли собственных доходов бюджета в общих доходах г.о. Тольятти (с 92,2% в 2010 г. до 67,8% в 2015 г.) усугубляется угрозой ограниченной возможности финансирования из федеральных и региональных бюджетов расходных обязательств, направленных на развитие городского округа.

6. Низкая заинтересованность в трудоустройстве на территории г.о. Тольятти, отток квалифицированных кадров в условиях установления показателя среднемесячной заработной платы на уровне ниже, чем по Самарской области (29 708,6 руб. против 33 794,2 руб.).

Снятие существующих ограничений в комплексном социально-экономическом развитии г.о. Тольятти представляется возможным по нескольким направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-успешное функционирование территории опережающего развития;

-создание инжинирингового центра;

-формирование новой образовательной системы (Университет 3.0.);

-повышение качества городской среды.

Инструментами государственной поддержки г.о. Тольятти будут выступать как традиционные инструменты - субсидии инвесторам и льготное налогообложение в рамках существующей ОЭЗ «Тольятти», так и новые - «Фонд развития моногородов», режим «ТОСЭР», проектное управление на основе государственной программы «Комплексное развитие моногородов».

Список литературы

1. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации

на 1 января 2016 года [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

2. О мониторинге социально-экономического развития положения моногородов [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/orders/selection/405/22920/

3. Сайт администрации г.о. Тольятти [Электронный ресурс]. URL: http://www.tgl.ru/

4. Официальный сайт LADA [Электронный ресурс]. URL: http://www.lada.ru/press-releases/111663.html

5. О перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р URL: http://base.garant.ru/70707138/#ixzz4a0IYxGvP

6. О внесении изменений в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.11.2015 г. № 2190-р. URL: http://base.garant.ru/71239352/#ixzz4a0N0xqja

7. Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/Моногород/КИПы/kip_ppso_423.pdf

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/

9. Гусева М. С., Габбасова Ю. Р. Комплексное развитие моногородов: опыт Самарской области // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9, № 1. C. 62-76. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-1-62-76.

10. Доклад «Социально-экономическое положение Самарской области за январь-ноябрь 2016 года» [Электронный ресурс]. URL: http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/news/rss/ee7c1d004f688ec0bd51 ff62f1bb3970

11. Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.frmrus.ru/

12. «Жигулевскую долину-2» планируют построить за год [Электронный ресурс]. URL: http://www.vkonline.ru/content/view/169225/zhigulevskuyu-dolinu2-planiruyut-postroit-za-god

13. Подписано Соглашение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.samregion.ru/press_center/news/04.04.2014/skip/4351/1510/

14. Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Тольятти» достиг 9 миллиардов рублей [Электронный ресурс]. URL: http://tolyatti-news.net/economy/2017/04/05/59475.html

15. Резиденты ОЭЗ «Тольятти» серьезно увеличили объем выпускаемой продукции [Электронный ресурс]. URL: http://tolyatti-news.net/economy/2017/03/16/58739.html

16. Резиденты ОЭЗ [Электронный ресурс]. URL: http://oeztlt.ru/ru/project/

17. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

18. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 28.09.2016 г. № 974 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205180/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf499 4ee5633b/

19. Протоколы заочного заседания Комиссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» [Электронный ресурс]. URL: http://economy.samregion.ru/activity/mun_razv/monogoroda/territoriya-operezhayushchego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-tolyatti/Информация+для+ознакомления/

20. В Тольятти одобрены сразу три заявки потенциальных резидентов ТОР [Электронный ресурс]. URL: http://tolyatti-news.net/economy/2017/04/27/60445.html

21. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 22.06.2015 г. № 614. URL: http://base.garant.ru/71107924/

22. Об обеспечении функционирования территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Самарской области от 21.11. 2016 г. № 658. URL: http://base.garant.ru/44460832/

23. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 22.06.2015 г. № 614. URL: http://base.garant.ru/71107924/

24. Мэрия показала будущее Тольятти [Электронный ресурс]. URL: http://www.tgl.ru/news/item/6637-meriya-pokazala-buduschee-tolyatti

25. Пять шагов, которые изменят город. Тольяттинцы включаются в программу благоустройства повседневности [Электронный ресурс]. URL: http://моногорода.рф/news/16

References

1. Chislo municipal'nyh obrazovanij po subektam Rossijskoj Federacii na 1 janvarja 2016 goda, Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

2. O monitoringe social'no-jekonomicheskogo razvitija polozhenija monogorodov, Available at: http://government.ru/orders/selection/405/22920/

3. Sajt administracii g.o. Tol'jatti, Available at: http://www.tgl.ru/

4. Oficial'nyj sajt LADA, Available at: http://www.lada.ru/press-releases/111663.html

5. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.07.2014 g. № 1398-r O perechne monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij RF (monogorodov), Available at: http://base.garant.ru/70707138/#ixzz4a0IYxGvP

6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28.11.2015 g. № 2190-r O vnesenii izmenenij v perechen' monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij RF (monogorodov), utverzhdennyj rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 29.07.2014 g. № 1398-r, Available at: http://base.garant.ru/71239352/#ixzz4a0N0xqja

7. Kompleksnyj investicionnyj plan modernizacii gorodskogo okruga Tol'jatti Samarskoj oblasti na 2010-2020 gody, Available at: file:///D:/MoHoropofl/KHnbi/kip_ppso_423.pdf

8. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki, Available at: http://www.gks.ru/

9. Guseva M. S., Gabbasova J. R. Kompleksnoe razvitie monogorodov: opyt Samarskoj oblasti // Ars Administrandi (Iskusstvo upravlenija). 2017. Tom 9, № 1. C. 62-76. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-1-62-76.

10. Doklad «Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Samarskoj oblasti za janvar'-nojabr' 2016 goda», Available at: http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/news/rss/ee7c1d004f688ec0bd51 ff62f1bb3970

11. Nekommercheskaja organizacija «Fond razvitija monogorodov», Available at: http://www.frmrus.ru/

12. «Zhigulevskuju dolinu-2» planirujut postroit' za god, Available at: http://www.vkonline.ru/content/view/169225/zhigulevskuyu-dolinu2-planiruyut-postroit-za-god

13. Podpisano Soglashenie o sozdanii osoboj jekonomicheskoj zony promyshlenno-proizvodstvennogo tipa v Samarskoj oblasti, Available at: http://www.samregion.ru/press_center/news/04.04.2014/skip/4351/1510/

14. Obem investicij rezidentov osobaja jekonomicheskaja zona «Tol'jatti» dostig 9 milliardov rublej, Available at: http://tolyatti-news.net/economy/2017/04/05/59475.html

15. Rezidenty osobaja jekonomicheskaja zona «Tol'jatti» ser'ezno uvelichili ob#em vypuskaemoj produkcii, Available at: http://tolyatti-news.net/economy/2017/03/16/58739.html

16. Rezidenty osoboj jekonomicheskoj zony, Available at: http://oeztlt.ru/ru/project/

17. Federal'nyj zakon ot 29.12.2014 g. № 473-FZ O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija v Rossijskoj Federacii, Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

18. Postanovlenie Pravitel'stva ot 28.09.2016 g. № 974 O sozdanii territorii operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija «Tol'jatti», Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205180/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf499 4ee5633b/

19. Protokoly zaochnogo zasedanija Komissii po rassmotreniju zajavok na zakljuchenie soglashenija ob osushhestvlenii dejatel'nosti na territorii operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija «Tol'jatti», Available at: http://economy.samregion.ru/activity/mun_razv/monogoroda/territoriya-operezhayushchego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-tolyatti/Hн$ормацнfl+д.ra+ознаком.пеннfl/

20. V Tol'jatti odobreny srazu tri zajavki potencial'nyh rezidentov territorii operezhajushhego razvitija, Available at: http://tolyatti-news.net/economy/2017/04/27/60445.html

21. Postanovlenie Pravitel'stva ot 22.06.2015 g. № 614 Ob osobennostjah sozdanija territory operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija na territorijah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov), Available at: http://base.garant.ru/71107924/

22. Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoj oblasti ot 21.11. 2016 g. № 658 Ob obespechenii funkcionirovanija territorii operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija «Toljatti», Available at: http://base.garant.ru/44460832/

23. Postanovlenie Pravitel'stva ot 22.06.2015 g. № 614 Ob osobennostjah sozdanija territorij operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija na territorijah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov), Available at: http://base.garant.ru/71107924/

24. Mjerija pokazala budushhee Tol'jatti, Available at: http://www.tgl.ru/news/item/6637-meriya-pokazala-buduschee-tolyatti

25. Pjat' shagov, kotorye izmenjat gorod. Tol'jattincy vkljuchajutsja v programmu blagoustrojstva povsednevnosti, Available at: http://моногорода.рф/news/16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.