Научная статья на тему 'Практика разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий'

Практика разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РАЗРАБОТКА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ / MUNICIPAL INDUSTRIAL ENTERPRISE / WORKING OUT / PROGRAM OF DEVELOPMENT / EVALUATION OF SERVICE AVAILABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ергодоева Оксана Бакасовна

Рассмотрена практика разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий. Дополнена классификация программ развития муниципальных промышленных предприятий. Рассмотрена оценка доступности услуг для населения муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ергодоева Оксана Бакасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with matters of working out programs of evelopment of municipal industrial enterprises. Classification of these programs is enlarged. The article also deals with evaluation of availability of services for population of the municipality.

Текст научной работы на тему «Практика разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий»

О

УДК 658(571.54) ББК 65.29

О.Б. Ергодоева

ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрена практика разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий. Дополнена классификация программ развития муниципальных промышленных предприятий. Рассмотрена оценка доступности услуг для населения муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное промышленное предприятие, разработка, программа развития, оценка доступности услуг.

O.B. Yergodoeva

WORKING OUT PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with matters of working out programs of development of municipal industrial enterprises. Classification of these programs is enlarged. The article also deals with evaluation of availability of services for population of the municipality.

Keywords: municipal industrial enterprise, working out, program of development, evaluation of service availability.

Еще в советское время термин «программа» применялся как крупный комплексный раздел народнохозяйственного плана. В методических рекомендациях программа выступает как ведущие звено плана, есть особая форма концентрации усилий и ресурсов на решении важнейших задач планового периода [2].

По определению Б.З. Мильнера, программа — это комплекс документов среднесрочного планирования, ориентированный на достижение конечной цели [3, с. 160]. В этих документах дается характеристика мероприятиям по исследуемой проблеме во взаимосвязи с рациональным использованием ресурсов. Определяются направления развития, поэтапность их реализации, оценивается потребность; устанавливается межведомственная организация работ по выполнению программы.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210 для всех муниципальных образований начиная с 2006 г., является обязательной разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые направлены © О.Б. Ергодоева, 2010

О

“О!

на создание и плановое развитие коммунальной инфраструктуры для реконструкции, модернизации и нового строительства.

Муниципальные образования выступают в качестве субъекта — организатора разработки и реализации программ развития муниципальных промышленных предприятий.

Анализ практического опыта муниципальных образований выделяет два подхода к процессу разработки программ развития муниципальных промышленных предприятий. Первый подход можно назвать схемой разработки инвестиционных программ «сверху-вниз», при котором цели и задачи устанавливаются для федеральных программ с уровня народнохозяйственного комплекса РФ, для региональных программ — с уровня хозяйственных отношений между субъектами региона, для городских программ — с уровня городских проблем. Такой подход говорит о неподготовленности муниципальных промышленных предприятий к изменениям внешней среды, т.е. к ситуациям неопределенности. Данное обстоятельство весьма усложняет процесс формирования и принятия стратегических решений. Второй подход можно назвать «снизу-вверх», при котором программы развития муниципальных промышленных предприятий разрабатывают сами предприятия. Применение на практике второго подхода является наиболее целесообразным, с точки зрения принятия управленческих решений.

На сегодняшний день, программа развития муниципальных промышленных предприятий является основой для выделения всего комплекса мероприятий по рассматриваемой проблеме, начиная с разработки и заканчивая практическим выполнением программных мероприятий. Основной функцией программы развития муниципальных промышленных предприятий является повышение обоснованности управленческих решений органами местного самоуправления. Выделим основные требования, предъявляемые к разработке программ развития муниципальных промышленных предприятий:

- соответствие решения поставленной конечной цели (соответствие результатов программы четкой формулировке ее цели или определение степени достижения цели);

- полнота учета всех доступных средств и путей достижения цели (отсутствие исключенных из рассмотрения вариантов решений);

- реализуемость решения (возможность обеспечения решений проблем реальными мероприятиями и исполнителями, полнота учета всех существенных технологических, ресурсных и других связей и ограничений);

- возможность контроля процессов получения данным лицом, принимающим решение.

О

Приведенные требования к составу и обоснованности данных системы программ развития муниципальных промышленных предприятий в значительной мере структурируют и частично упорядочивают процедуру их формирования.

Процедуру формирования программ развития муниципальных промышленных предприятий начинают с процедур целеообразо-вания — от конечных целей к средствам. Их результатом является иерархическая система целей и проблем, для решения которых необходима разработка программ развития муниципальных промышленных предприятий.

Реализация программ развития связана в первую очередь со стратегическими решениями по приоритетным направлениям (территориальным, производственным, организационным, технологическим).

На уровне государства, как отмечает Л.Е. Басовский, государственное программирование играет важную роль стратегического планирования. Государственные программы формируются по приоритетным направлениям стратегии развития. В рамках этих программ государство в большинстве случаях выступает в роли заказчика, организатора и координатора в решении крупных общественно значимых проблем [1, с. 201].

На сегодняшний день, разработка программ развития муниципальных промышленных предприятий должна учитывать уровень доступности услуг для населения муниципального образования. Поскольку, услуги муниципальных промышленных предприятий являются социально значимыми, и требует обеспечения их доступности подавляющему большинству населения.

В связи с этим, предлагается дополнить классификацию программ развития муниципальных промышленных предприятий, включив в нее оценку доступности услуг для населения муниципального образования.

Оценка доступности услуг муниципальных промышленных предприятий определяется как динамика изменения тарифов и влияние этой динамики на платежеспособность населения. Сформировавшаяся платежная дисциплина является результирующим итогом соответствия проводимой тарифной политики пороговым значениям возможности и готовности населения платить за услуги муниципальных промышленных предприятий. Платежная дисциплина определяет финансовую устойчивость муниципальных промышленных предприятий и его привлекательность для частного бизнеса, а, в конечном счете — надежность работы всех систем жизнеобеспечения.

О

Классификация программ развития (уточненная и дополненная автором)

Классификационный признак Вид программы

Уровень координации Международные Президентские Федеральные Региональные Муниципальные Межотраслевые Отраслевые Корпоративные

Функциональная направленность Социально-экономические Производственно-экономические Научно-технические Экологические Организационно-хозяйственные

Временная продолжительность Среднесрочные Долгосрочные

Характер поставленных целей в решении проблем Конъюнктурные Структурные

По уровню, доступности услуг для населения муниципального образования (авторский подход) С инвестиционной составляющей в тарифе

Привлечение частных инвестиций

Одним из индикаторов платежеспособности населения по услугам муниципальных промышленных предприятий является уровень собираемости платежей. Так, при резком повышении тарифов вместо ожидаемого прироста платежей населения можно получить лишь ускоренный рост задолженности. По статистике, рост тарифа на ЖКУ (скорректированного на индекс цен потребительских товаров или на индекс цен набора товаров в бюджете прожиточного минимума — БПМ) на 1%, собираемость платежей снижается на

0,2%. Поэтому политика повышения тарифов на услуги муниципальных промышленных предприятий обязательно должна учитывать степень платежеспособности населения и чутко реагировать на снижение собираемости оплаты услуг.

Для оценки уровня доступности услуг муниципальных промышленных предприятий необходимо определить долю жителей, для которых существующий уровень оплаты услуг является слишком высоким или находится на грани ценовой доступности.

Для основной массы потребителей наиболее выраженными являются проблемы ценовой доступности услуг муниципальных промышленных предприятий. Несмотря на постоянный рост расходов населения на услуг муниципальных промышленных предприятий,

О

ни улучшения качества предоставляемых услуг, ни повышения уровня благоустройства жилья не происходит.

При разработке программ развития муниципальных промышленных предприятий необходимо акцентировать внимание органов местной власти на уровне обеспеченности услугами и платежеспособности населения.

Платежеспособность населения тесно связана с его совокупными доходами и долей расходов на услуги муниципальных промышленных предприятий. Анализ показал, что федеральный норматив максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% слишком велик и не соответствует мировой практике применения такого рода нормативов. С учетом сложных процедур получения субсидий, а также опережающего роста расходов населения на ЖКУ по отношению к доходам это приводит к снижению общего уровня жизни и увеличению неплатежей.

В ряде случаев снижение стоимости на услуги муниципальных промышленных предприятий возможно только за счет перехода на альтернативные схемы снабжения. Как показывает практика, такой переход может снизить расходы на услуги муниципальных промышленных предприятий в несколько раз. Таким образом, государственная политика должна стимулировать энергосбережение, снижение потерь и энергопотребления на всех этапах производства, передачи и реализации энергии. В частности, одним из методов такого стимулирования может стать инициация заключения долгосрочных договоров между потребителями и ЭСО с фиксированными ценами.

Таким образом, обеспечение доступности услуг муниципальных промышленных предприятий как можно большему числу горожан — важная задача органов местного самоуправления. Уровень регулируемого тарифа должен определяться соглашением, достигаемым во взаимодействии власти, общества и бизнеса. Для достижения этого соглашения необходима реализация трех основных мероприятий:

- введение обязательных публичных слушаний при установлении тарифов организаций коммунального комплекса;

- разработка четких и согласованных с общественностью критериев доступности услуг муниципальных промышленных предприятий;

- определение предельно допустимого уровня расходов граждан на услуги муниципальных промышленных предприятий исходя из реальных потребностей населения в субсидиях на оплату услуг.

О

Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 260 с.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная): утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477 // Доступ из справ.-правовой система «КонсультантПлюс».

3. Программно-целевое управление социалистическим производством: (Вопросы теории и практики) / под ред. А.Г. Аганбегяна, Б.З. Мильнера, Г.Х. Попова. — М.: Экономика, 1980. — 208 с.

Bibliography (transliterated)

1. Basovskii L.E. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka: ucheb. posobie / L.E. Basovskii. — M.: INFRA-M, 2002. — 260 s.

2. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke effektivnosti investitsion-nykh proektov (Vtoraya redaktsiya, ispravlennaya i dopolnennaya): utv. Minekonomiki RF, Minfinom RF i Gosstroem RF ot 21 iyunya 1999 g. № VK 477 // Dostup iz sprav.-pravovoi sistema «Konsul’tantPlyus».

3. Programmno-tselevoe upravlenie sotsialisticheskim proizvodstvom: (Voprosy teorii i praktiki) / pod red. A.G. Aganbegyana, B.Z. Mil’nera, G.Kh. Popova. — M.: Ekonomika, 1980. — 208 s.

Информация об авторе

Ергодоева Оксана Бакасовна — аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательской деятельности Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Author

Yergodoeva Oksana Bakassovna — post-graduate student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

“Oi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.