УДК 658 О.Б. ЕРГОДОЕВА
ББК 65.29 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предложена трактовка понятия «муниципальное промышленное предприятие». Рассмотрены особенности структуры управления муниципальными промышленными предприятиями, выявлены причины, обусловливающие их кризисное состояние. Предложен методический подход к разработке и финансированию программ развития муниципальных промышленных предприятий.
Ключевые слова: муниципальное промышленное предприятие, управление, программа, частно-муниципальное партнерство.
O.B. ERGODOEVA
post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
FORMATION OF THE METHODICAL APPROACH
TO THE DEVELOPMENT AND FINANCING OF THE PROGRAMS OF MUNICIPAL INDUSTRIAL ENTERPRISES DEVELOPMENT
The interpretation of the concept «municipal industrial enterprise» is offered. Some features of management structure of municipal industrial enterprises are considered; the reasons for their crisis state are elicited. The methodical approach to the development and financing of the municipal industrial enterprises' development programs is offered.
Keywords: municipal industrial enterprise, management, program, private-municipal partnership.
Важнейшей задачей органов местного самоуправления является обеспечение жизнедеятельности населения. Местное самоуправление относится к той структуре общества, в ведении которой оказываются повседневные потребности и интересы жителей муниципального образования. Разработке концептуальных и экономических основ местного самоуправления посвящены работы Р.В. Бабуна, А.Е. Балабанова, С.В. Воб-ленко, А.Г. Воронина, А.Н. Широкова и др. Экономика общественного сектора, муниципальная экономика являются предметом исследований Л.А. Велихова, Е.Н. Жильцова,
В.И. Самарухи, X. Циммермана, А.Ф. Шуп-лецова и др.
На сегодняшний день одну из самых проблемных сфер деятельности органов местного самоуправления представляет собой управление муниципальными промышленными предприятиями (МПП). Отметим, что до настоящего времени в теории и практике муниципального управления отсутствует определение понятия «муниципальное промышленное предприятие».
Под муниципальным промышленным предприятием понимается организация, не преследующая коммерческие цели, конт-
© О.Б. Ергодоева, 2010
ролируемая органами местного самоуправления, оказывающая промышленные услуги населению и организациям муниципального образования, имеющие жизненно важное значение для потребителей, обслуживающая коммунальную инфраструктуру территории. Преимущественной организационно-правовой формой действующих МПП является муниципальное унитарное предприятие.
Особенность структуры управления МПП выражается во взаимодействии двух субъектов — органов местного самоуправления и руководства МПП, выступающих поочередно обеими сторонами в отношениях «принципал-агент». Существование двух уровней связано с делегированием части полномочий по управлению МПП со стороны муниципального органа руководству МПП и специализированному отделу в органах местного самоуправления, который представляет интересы МПП. Особенность каждого вида управления зависит от субъекта управления. Отличительной чертой управления, осуществляемого органом местного самоуправления, служит то, что он является органом публичной власти и должен руководствоваться удовлетворением социальных функций — обеспечивать бесперебойное и качественное оказание услуг МПП населению и организациям муниципального образования в необходимом объеме. Задача руководства МПП заключается в обеспечении эффективной работы МПП.
Проблемы у МПП накапливались многими годами. Особенно остро кризисное состояние МПП проявляется в осенне-зимний период. Так, в среднем за отопительный сезон в России происходит около 250 тыс. различных нарушений в системах теплоснабжения, около 200 тыс. — в системах водоснабжения. Среди этих нарушений более 100 крупных аварий. Общий уровень аварийности на 100 км сети в теплоснабжении составляет до 250 аварий, а в водоснабжении — более 70 [2, с. 12]. Это означает, что снизилась надежность и устойчивость работы систем жизнеобеспечения городов.
На рисунке показаны причины, обусловливающие кризисное состояние МПП.
Из рисунка следует, что кризисогенные причины обусловливают и усиливают друг друга. А кроме того, система управления МПП неустойчива и у предприятий отсутс-
твуют механизмы разрешения возникающих между МПП и органами местного самоуправления противоречий.
Причины, обусловливающие кризисное состояние МПП
Кризисное состояние МПП напрямую связано с неэффективной системой управления и характеризуется:
- отсутствием необходимых финансовых ресурсов;
- высоким уровнем монополизации и отсутствием конкуренции;
- отсутствием экономических стимулов к снижению издержек и повышению качества производимых продукции и услуг;
- применением устаревших технологий и высоким износом основных фондов.
Вступивший в силу с 1 января 2006 г. федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ в значительной мере изменяет методику образования тарифов на услуги муниципальных и иных организаций коммунального комплекса, устанавливает систему инвестиционных надбавок к тарифам и ценам, изменяет порядок исчисления тарифов. Однако, на наш взгляд, применение инвестиционных надбавок к тарифам не способствует снижению уровня цен, а, напротив, обусловливает рост задолженности населения. При увеличении тарифов на услуги водоотведения в г. Улан-Удэ в 2007 г. по отношению к 2006 г. на 5% дебиторская задолженность населения выросла на 54% [1].
С нашей точки зрения, в механизме финансирования программ развития МПП
следует предусматривать применение иных способов, включая привлечение частных инвестиций при соответствующем изменении организационно-правовых форм МПП.
Для всех муниципальных образований начиная с 2006 г. в соответствии с названным законом является обязательной разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые направлены на создание и плановое развитие коммунальной инфраструктуры для нового строительства. На наш взгляд, особенностью механизма финансирования программ развития МПП может быть привлечение частных инвестиций в различных формах.
Так, Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Улан-Удэ на 2009-2011 гг. разработана на основании федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября
2003 г. № 131-Ф3, федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря
2004 г. № 210-Ф3, Устава г. Улан-Удэ, Программы социально-экономического развития города, а также в соответствии с Генеральным планом г. Улан-Удэ.
Программа определяет основные направления развития коммунальной инфраструктуры (т.е. объектов электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод), объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с потребностями промышленного, жилищного строительства в целях повышения качества услуг и улучшения экологии города. Основу документа составляет система программных мероприятий по различным направлениям развития коммунальной инфраструктуры.
Источниками финансирования программы развития коммунального хозяйства г. Улан-Удэ являются бюджетные средства и инвестиционная составляющая в тарифе.
Нами предложен методический подход к разработке и финансированию программ развития МПП, состоящий из следующих этапов.
Первый этап — формирование цели и задач разработки инвестиционных программ развития МПП города. Здесь органам местного самоуправления необходимо определить направленность инвестиционных программ
развития МПП (коммерческая, социальная, экологическая), так как это в последующем будет влиять на общий критерий оценки эффективности таких программ.
На втором этапе в администрации муниципального образования определяется подразделение, которое будет заниматься вопросами разработки, реализации и контроля инвестиционных программ развития МПП города.
Задачей третьего этапа является проведение SWOT-анализа деятельности МПП города. Здесь важно рассмотрение социальных, экономических и экологических условий, влияющих на разработку и финансирование программ развития МПП.
Четвертый этап — разработка инвестиционной программы развития МПП. На этом этапе органами местного самоуправления подготавливается программа развития в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования. Считаем, что программа должна разрабатываться в нескольких вариантах, предусматривающих различные сценарии развития города, его инфраструктуры, а также разные варианты финансирования программ.
Пятый этап — рассмотрение программы. Это самый ответственный этап, который включает в себя проверку программ на соответствие техническим заданиям, проверку расчетов финансовых затрат на реализацию программы, рассмотрение вариантов финансирования, подбор источников финансирования, включая частные инвестиции со стороны населения города, оценку эффективности программы.
Шестой этап — получение финансовых ресурсов на реализацию инвестиционной программы. Здесь рассматривается вопрос заключения публичного договора, который определяет порядок и условия подключения объекта к системам МПП, порядок внесения платы за подключение объекта и порядок распределения указанной платы между МПП, реализующими программу развития.
Седьмой этап — реализация программы развития МПП, в процессе которой осуществляется воспроизводство основных фондов, управление производственными издержками, повышение качества услуг, извлечение
прибыли. Срок реализации — от трех до пяти лет.
Восьмой этап — мониторинг реализации программы развития МПП, внесение необходимых изменений.
Таким образом, получение традиционных финансовых ресурсов на реализацию инвестиционной программы развития МПП осуществляется за счет средств, поступающих от реализации товаров, за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, заемных ресурсов,
субсидий из бюджетов различных уровней, бюджетного кредита и частных инвестиций.
Дальнейшее развитие теории и практики управления МПП, на наш взгляд, связано с тем, что предполагается создание институционального механизма частно-муниципального партнерства. Необходимо заинтересовать население муниципального образования в развитии собственного муниципального хозяйства, так как другие институциональные инвесторы по определению руководствуются только ростом собственных доходов.
Список использованной литературы
1. Годовые отчеты МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2006—2007.
2. Коммунальщик. 2009. № 5-6.
Bibliography (transliterated)
1. Godovye otchety MUP «Vodokanal» g. Ulan-Ude. Ulan-Ude, 2006-2007.
2. Kommunal'shchik. 2009. № 5-6.