Научная статья на тему 'О подходах к оценке эффективности инвестиционных проектов развития социального сектора муниципальной экономики'

О подходах к оценке эффективности инвестиционных проектов развития социального сектора муниципальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальные социально значимые организации / эффективность инвестиционных проектов / доступность услуг муниципальных социально значимых организаций / municipal socially significant organizations / efficiency of investment projects / availability of services of municipal socially significant organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ергодоева Оксана Бакасовна

Рассматриваются подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов. Проанализирована доступность услуг муниципальных социально значимых организаций. При выборе сценариев развития данных организаций предложено учитывать доступность их услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approaches to the estimation of the efficiency of investment projects are considered. The availability of services of municipal socially significant organizations is analyzed. It is suggested considering the availability of services of the organizations when choosing scenarios of their development.

Текст научной работы на тему «О подходах к оценке эффективности инвестиционных проектов развития социального сектора муниципальной экономики»

УДК 658 О.Б. ЕРГОДОЕВА

ББК 65.29 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

О ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматриваются подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов. Проанализирована доступность услуг муниципальных социально значимых организаций. При выборе сценариев развития данных организаций предложено учитывать доступность их услуг.

Ключевые слова: муниципальные социально значимые организации, эффективность инвестиционных проектов, доступность услуг муниципальных социально значимых организаций.

O.B. YERGODOEVA

post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

ABOUT THE APPROACHES TO THE ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS IN SOCIAL SECTOR DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

The approaches to the estimation of the efficiency of investment projects are considered. The availability of services of municipal socially significant organizations is analyzed. It is suggested considering the availability of services of the organizations when choosing scenarios of their development.

Keywords: municipal socially significant organizations, efficiency of investment projects, availability of services of municipal socially significant organizations.

Сегодня муниципальные социально значимые организации постоянно ощущают потребность в финансовых ресурсах. Финансовые ресурсы необходимы предприятию для создания, расширения, реконструкции или технического перевооружения основного и оборотного капитала. В связи с тем что потребность в финансовых средствах велика, а возможности ограниченны, выбор муниципальными социально значимыми организациями приоритетных направлений развития, привлечения инвестиций, а также выбор критерия оценки эффективности проектов — достаточно сложный, но вместе с тем необходимый процесс.

В последние годы как в нашей стране, так и за рубежом появился ряд исследо-

ваний, посвященных проблемам развития инвестиционных процессов муниципальных социально значимых организаций (работы Ф.Г. Тахи-Заде, В.Т. Леонтьева, А.Е. Когута, В.Ю. Рогова, В.И. Самарухи, Д.В. Шопенко, А.Ф. Шуплецова и других авторов).

Выбор критерия оценки эффективности инвестиционных проектов зависит от направленности инвестиционной программы развития муниципальных социально значимых организаций. При этом доходность инвестиций и возможный риск вложения капитала не всегда являются определяющими критериями при принятии решения о реализации проекта. В первую очередь это касается тех проектов развития, которые инициируются и полностью либо частично финансируются

© О.Б. Ергодоева, 2010

государственными органами власти и подконтрольными им организациями.

Частные инвесторы могут отказаться от того или иного проекта и выбирают экономически наиболее выгодный вариант. Особенность инвестиционных решений государственных и муниципальных органов заключается в том, что инвестиции должны в первую очередь направляться на развитие социально-экономической сферы, улучшение экологии и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения регионов [1].

Программы развития муниципальных социально значимых организаций, направленные на реконструкцию и модернизацию основных фондов, требуют вложения инвестиций на начальном этапе и предполагают получение денежных поступлений в последующем. Считается, что инвестиционная программа развития муниципального образования будет финансово реализуемой, если на начальном этапе имеется необходимая сумма собственных и привлеченных финансовых ресурсов.

Оценка эффективности инвестиционных проектов основана на использовании методов дисконтирования и расчетах стандартных показателей NPV (чистая текущая стоимость или доходность проекта), IRR (внутренняя норма рентабельности проекта), PI (срок окупаемости проекта).

На наш взгляд, важными этапами в процессе принятия решений по инвестированию муниципальных социально значимых организаций являются формулирование целей и определение в соответствии с ними критериев оценки инвестиционных проектов. При этом в каждом конкретном случае при разработке и реализации программ развития муниципальных социально значимых организаций окончательное решение должно быть обосновано органами местного самоуправления путем оценки программы по критериям.

Под критерием оценки эффективности инвестиционных проектов развития муниципальных социально значимых организаций нами понимается приближение реальных показателей объема и качества услуг муниципальных социально значимых организаций к заданным нормативам, включая доступность услуг для населения муниципального образования.

В Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Улан-Удэ на 2009-201 1 гг. рассматриваются следующие источники финансирования — бюджетные средства и инвестиционная составляющая в тарифе. По нашему мнению, включение инвестиционной составляющей в тариф в качестве одного из источников финансирования программ развития нецелесообразно, поскольку негативно скажется на уровне доступности услуг.

Доступность услуг муниципальных социально значимых организаций определяется как динамика тарифов и влияние этой динамики на платежеспособность населения. Сформировавшаяся платежная дисциплина является результирующим итогом соответствия проводимой тарифной политики пороговым значениям возможности и готовности населения платить за услуги муниципальных социально значимых организаций. В свою очередь, платежная дисциплина определяет финансовую устойчивость муниципальных социально значимых организаций и их привлекательность для частного бизнеса, а в конечном счете — надежность работы всех систем жизнеобеспечения.

Возникающие у муниципальных социально значимых организаций проблемы связаны прежде всего с ценовой доступностью услуг. Значительное повышение расходов населения на услуги муниципальных социально значимых организаций вступает в противоречие с принципом ценовой доступности этих услуг как социально значимых благ, что ведет к обострению социальной напряженности и повышению степени конфликтности в обществе.

Социальная значимость услуг этих организаций требует обеспечения их доступности для подавляющего большинства населения. В настоящее время для значительной части населения расходы на оплату услуг являются слишком высокими, т.е. в социальной поддержке при оплате нуждается большинство граждан. Существующая система социальной поддержки при оплате ЖКУ — жилищные льготы и субсидии — соответствует потребностям отдельных групп домохозяйств с расходами на оплату ЖКУ более 30% дохода и не соответствует потребностям других групп с пограничным уровнем расходов на

ЖКУ или не имеющих право на субсидии по разным причинам.

У большей части населения реформа в сфере ЖКХ ассоциируется только с регулярным повышением размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги без улучшения их качества.

Цены на услуги муниципальных социально значимых организаций имеют устойчивую тенденцию к росту, что создает существенную угрозу обеспечению доступности услуг для населения муниципального образования. Действие этого фактора смягчается в ситуации симметричного повышения доходов населения, его платежеспособности.

Однако в последние пять лет темп роста тарифов практически на все услуги муниципальных социально значимых организаций значительно превышает темп роста среднемесячной заработной платы.

Одним из индикаторов платежеспособности населения при оплате услуг муниципальных социально значимых организаций является уровень собираемости платежей. Так, при резком повышении тарифов вместо ожидаемого прироста платежей населения можно получить лишь ускоренный рост задолженности.

По статистике, при росте тарифа на ЖКУ (скорректированного на индекс цен потребительских товаров или на индекс цен набора товаров в бюджете прожиточного минимума) на 1% собираемость платежей снижается на 0,2%. Поэтому политика повышения тарифов на ЖКУ обязательно должна учитывать степень платежеспособности населения и чутко реагировать на снижение уровня собираемости платы за услуги.

Таким образом, между темпами неизбежного роста тарифов на услуги муниципальных социально значимых организаций и темпами повышения доходов населения существует значительный разрыв, который представляет существенную угрозу доступности жизнеобеспечивающих услуг для большинства населения. В этих условиях государственная поддержка населения при оплате услуг муниципальных социально значимых организаций — наиболее существенный фактор обеспечения их доступности.

В соответствии с Жилищным кодексом в России бремя ответственности за свое жилье, его содержание и оплату коммуналь-

ных услуг возложено на собственников. И единственной мерой поддержки населения, согласно кодексу, являются предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям населения.

Для оценки уровня доступности услуг муниципальных социально значимых организаций необходимо определить долю жителей, для которых существующий уровень оплаты услуг слишком высок или находится на грани ценовой доступности.

Из существующих проблем в сфере управления муниципальными социально значимыми организациями самая болезненная для основной массы потребителей заключается в высокой стоимости оказываемых услуг при их низком качестве.

В среднем по России для большинства населения расходы на оплату ЖКУ являются слишком высокими. Только у трети потребителей расходы на оплату жилищных и коммунальных услуг не превышают 15% общего дохода домохозяйства. Для четвертой части потребителей этот показатель доходит до 20%. Для пятой части потребителей уровень ценовой доступности стандартного набора ЖКУ составляет от 20 до 30% совокупного дохода семьи. Остальное население (17,9%) тратит на оплату ЖКУ свыше 30% общего бюджета домохозяйства.

В то же время желаемый уровень оплаты ЖКУ, по мнению подавляющего большинства, не должен быть больше 15% совокупного дохода семьи.

Динамика дебиторской задолженности при разных тарифах может служить критерием доступности услуг. Так, при относительно небольшом росте тарифов происходит значительное увеличение задолженности населения. По данным Комитета экономического развития г. Улан-Удэ, при росте тарифов на жилищные услуги в 2006 г. по отношению к 2005 г. на 13% дебиторская задолженность населения выросла на 80%, и лишь в 2007 г. задолженность населения начала снижаться, при этом тарифы на жилищные услуги не менялись. Задолженность населения за услуги по теплоснабжению растет, несмотря на то что тариф на тепло незначительно снижается. Такая динамика задолженности населения го-

ворит о недоступности услуг муниципальных социально значимых организаций.

Таким образом, при разработке программ развития муниципальных социально значимых организаций необходимо учитывать критерий доступности их услуг. Так, введение инвестиционной составляющей в тариф может вызвать социальную напряженность в муниципальном образовании. Критерий доступности услуг муниципальных социально значимых организаций определяется по формуле

„ ^ (П- + ДДЗ- -1-)

критерии доступности = ^ —-----------т——,

- = 0 (1 + г)-

где п — число периодов; П( — прибыль в момент времени; АДЗ( — изменение деби-

торскои задолженности в момент времени; If — объем инвестиций в момент времени; r — норма прибыли.

Нами были рассмотрены два сценария развития муниципальных социально значимых организаций: первый — с повышением тарифа, второй — с привлечением частных инвестиций населения муниципального образования. Были произведены расчеты при помощи программного продукта Project Expert и методом подбора выбран оптимальный вариант. Данные расчетов показали, что наиболее оптимальным является второй вариант — с привлечением частных инвестиций населения муниципального образования.

Список использованной литературы

1. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Т. 1.

Bibliography (transliterated)

1. Samuel'son P. Economika. M., 1992. T. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.