Научная статья на тему 'Практика применения СУР: реализация принципа выборочности таможенного контроля (на примере Владивостокской таможни)'

Практика применения СУР: реализация принципа выборочности таможенного контроля (на примере Владивостокской таможни) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика применения СУР: реализация принципа выборочности таможенного контроля (на примере Владивостокской таможни)»

ТАМОЖНЯ В ДЕЙСТВИИ

Г.А. КИЧА

Практика применения СУР: реализация принципа выборочности таможенного контроля (на примере Владивостокской таможни)

Основная цель внедрения системы управления рисками (далее - СУР) в практику работы таможенных органов России - это повышение эффективности таможенного контроля. При этом непосредственным показателем такого повышения является сокращение времени таможенного оформления и таможенного контроля при условии достаточности последнего1.

Непосредственно на сокращение времени таможенного оформления и таможенного контроля товаров, по сравнению с периодом действия Таможенного кодекса РФ 1993 г., повлияло закрепление в действующем Таможенном кодексе РФ (далее - ТК РФ) следующих положений:

1) при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципов выборочности и достаточности (ст. 358 ТК РФ);

2) при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов и товаров должна быть завершена не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации (ст. 359 ТК РФ).

Выборочность при проведении таможенного контроля обеспечивается, прежде всего, за счет использования СУР при выборе форм таможенного контроля. Данное положение регламентировано Киотской конвенцией2 и также закреплено в ТК РФ.

В настоящее время при проверке таможенной декларации решение о необходимости проведения таможенного досмотра может быть принято только при наличии следующих оснований:

1) письменное обращение перевозчика или лица, осуществляющего перемещение товаров;

КИЧА Глеб Александрович - гл. государственный таможенный инспектор отдела применения системы управления рисками, Владивостокская таможня

1 Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ: приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069.

2 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Протокола 1999 г.) (Киотская конвенция). М.: ГТК РФ, 2004. 148 с.

2) необходимость проведения таможенного досмотра установлена выявленным профилем риска3.

В регионе деятельности Владивостокской таможни в 2006 г. подавляющее большинство таможенных досмотров проводится при выявлении соответствующих профилей риска4.

Именно этим объясняется существенное сокращение доли ГТД, по которым был проведен таможенный досмотр, на фоне значительного роста количества оформленных таможенный деклараций.

Так, за период с 01 января по 30 сентября 2006 г., по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., количество ГТД, оформленных во Владивостокской таможне, увеличилось в 1,4 раза и составило 46 291 ГТД (рис. 1).

шт. 50000

40000

30000

20000

10000

0

♦ Таможня - Ш - АТП - -А- - ПТП - МПВ - - • - - ВАТП

Примечание: АТП - Артемовский таможенный пост, ПТП - Первомайский таможенный пост, МПВ - таможенный пост «Морской порт Владивосток», ВАТП - Владивостокский автотранспортный таможенный пост.

Рис. 1. Количество ГТД, оформленных во Владивостокской таможне за период с 01 января по 30 сентября в 2004-2006 гг.

При этом тенденция увеличения количества оформленных ГТД наблюдается на всех таможенных постах, кроме Артемовского (табл. 1). Сокращение

3 Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров: приказ ГТК России от 28.11.2003 № 1356.

4 Исключение составляет Владивостокский автотранспортный таможенный пост, на котором большинство таможенных досмотров проводилось на основании межведомственного приказа от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств». В настоящее время данная практика прекращена, поскольку в соответствии с рекомендациями ДВТУ при оформлении автотранспортных средств применяется такая форма таможенного контроля, как таможенный осмотр, а таможенный досмотр проводится только по допустимым основаниям.

46291

29794 34417

22124

_ _ -X

14140 _.---""'"

11092 -------- 14330 15380

11281 ^847 _____________ ____А 7367 1420^

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Таблица 1

Количество ГТД, оформленных во Владивостокской таможне за период с 01 января по 30 сентября в 2004-2006 гг., с учетом доли ГТД, по которым проводился таможенный досмотр

Таможенный пост Направление перемещения товаров Период с 01 января по 30 сентября

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Количество ГТД ГТД с таможенным досмотром Количество ГТД ГТД с таможенным досмотром Количество ГТД ГТД с таможенным досмотром

Количество Доля от общего количества ГТД, % Количество Доля от общего количества ГТД, % Количество Доля от общего количества ГТД, %

АТП импорт 2 930 2 232 76,2 1 531 753 49,2 1 316 512 38,9

экспорт 644 565 87,7 119 41 34,5 104 30 28,8

всего 3 574 2 797 78,3 1 650 794 48,1 1420 542 38,2

ПТП импорт 2 507 1 028 41,0 3 220 1 273 39,5 6 341 2 120 33,4

экспорт 1 340 493 36,8 1 077 50 4,6 1 026 144 14,0

всего 3 847 1 521 39,5 4 297 1 323 30,8 7 367 2 264 30,7

МПВ импорт 10 435 7 379 70,7 13 391 3 951 29,5 21 519 1 514 7,0

экспорт 657 569 86,6 749 471 62,9 605 60 9,9

всего 11 092 7 948 71,7 14 140 4422 31,3 22 124 1 574 7,1

ВАТП импорт 11 277 9 093 80,6 14 328 13 501 94,2 15 373 12 685 82,5

экспорт 4 3 75,0 2 2 100,0 7 1 14,3

всего 11 281 9 096 80,6 14 330 13 503 94,2 15 380 12 686 82,5

ВСЕГО ПО ТАМОЖНЕ импорт 27 149 19 732 72,7 32 470 19 478 60,0 44 549 16 831 37,8

экспорт 2 645 1 630 61,6 1 947 564 29,0 1 742 235 13,5

всего 29 794 21 362 71,7 34 417 20 042 58,2 46 291 17 066 36,9

количества оформленных ГТД на последнем является следствием объективных причин (развитие приграничной складской инфраструктуры, а также ускорение процессов таможенного оформления способствовали сокращению объемов товаров, прибывающих по процедуре внутреннего таможенного транзита в регион деятельности Артемовского таможенного поста).

Доля ГТД, оформленных за период с 01 января по 30 сентября 2006 г., по которым был проведен таможенный досмотр5, по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., сократилась в 2,3 раза6; а по сравнению с тремя кварталами 2004 г. данный показатель снизился в 4,7 раза - с 66,3 до 14,2 % (рис. 2). При этом на таможенном посту «Морской порт Владивосток», на котором в рассматриваемом периоде 2006 г. было оформлено 48 % ГТД, доля ГТД, по которым был проведен таможенный досмотр, составила всего 7,1 % (см. табл. 1). Гораздо более высокое значение данного показателя для Первомайского таможенного поста объясняет тот факт, что в компетенцию этого поста, в отличие от таможенного поста «Морской порт Владивосток», входит совершение таможенных операций в отношении автотранспортных средств (в т. ч. легковых автомобилей)7. До поступления в июле 2006 г. рекомендаций ДВТУ при таможенном оформлении данной категории товаров проводился, как правило, таможенный досмотр. 90

%

80 70 60 50 40 30 20 10 0

2004 г. 2005 г. 2006 г.

- - Таможня —■—АТП - -А- ПТП - - • - - МПВ

Рис. 2. Доля ГТД, оформленных во Владивостокской таможне за период с 01 января по 30 сентября в 2004-2006 гг., по которым был проведен таможенный досмотр

5 Из расчета данного показателя исключен Владивостокский автотранспортный таможенный пост, поскольку ранее доля оформленных на нем ГТД, по которым был проведен таможенный досмотр, составляла практически 100 %. И только с августа 2006 г. при оформлении автотранспортных средств в таможне преимущественно применяется такая форма таможенного контроля, как таможенный осмотр.

6 Здесь и далее количество ГТД, по которым был проведен таможенный досмотр и таможенный осмотр, рассчитано с помощью КПС «АСТО-Анализ», по данным графы 30 электронной копии ГТД.

7 Таможенный пост «Морской порт Владивосток» утратил подобную компетенцию с 10.03.2006 г. в соответствии с приказом ФТС России от 28.10.2005 № 1005.

Таким образом, на таможенном посту, который производит оформление наибольших объемов товаров различных групп ТН ВЭД России, доля ГТД, по которым был проведен таможенный досмотр, значительно сократилась. Количество ГТД, по которым в результате таможенного досмотра в соответствии с профилями риска были составлены протоколы или вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, весьма незначительно: за три квартала 2006 г. 15 штук8.

Учитывая фактическое сокращение доли ГТД, по которым был проведен таможенный досмотр, логично предположить рост количества ГТД, по которым был проведен таможенный осмотр. Тем более, что данная форма таможенного контроля может быть применена самостоятельно таможенным постом без специального указания в профилях риска.

Действительно, данный показатель возрос. Так, за период с 01 января по 30 сентября в 2005 г. и 2006 г. (при декларировании товаров с применением ГТД) количество ГТД, по которым был проведен таможенный осмотр, увеличилось с 26 до 361. Соответственно, доля данных ГТД выросла с 0,1 до 1,2 %. Однако подобное увеличение не может компенсировать значительное снижения количества таможенных досмотров.

На снижение количества проводимых таможенных досмотров при декларировании товаров оказывает также влияние стремление выполнить такой контрольный показатель как «эффективность проводимых таможенных досмотров»9. Подобное стремление при том условии, что проведение таможенных досмотров существенно не компенсируется проведением таможенных осмотров (в т. ч. товаров, прибывающих в контейнерах), может привести к снижению эффективности таможенного контроля. Об этом свидетельствуют случаи выявления контрабанды правоохранительными подразделениями таможни после завершения таможенного оформления.

Действующими профилями риска № 11/101005/00227 и 11/101005/00228 предусмотрена возможность принятия начальником таможенного поста решения о проведении и таможенного досмотра на основании информации о возможном правонарушении. Доля импортных ГТД, оформленных в течение трех кварталов 2006 г., по которым таможенный досмотр был проведен в соответствии с профилем риска № 11/101005/00228, от общего количества импортных ГТД с таможенным досмотром составляет 21,4 %10. Аналогичный показатель по экспортным ГТД и профилю риска № 11/101005/00227 составляет 80 %.

8 Расчет произведен с помощью КПС «АСТО-Анализ» на основании информации, содержащейся в отчете о результатах применения прямых мер по минимизации рисков электронной копии ГТД.

9 Установлен также в соответствии с приказом ФТС России от 12.05.2006 № 5.

10 Без учета Владивостокского автотранспортного таможенного поста. По ГТД, оформленным на нем, данный показатель составляет менее 0,1 %.

Таким образом, по импортным ГТД при проведении таможенного досмотра только в одном случае из пяти он назначается на основании информации о возможном правонарушении, для экспортных ГТД данное соотношение составляет четыре случая из пяти. Другие случаи проведения таможенного досмотра приходятся на иные профили риска и заявления перевозчика.

Основным инструментом реализации СУР является массив профилей риска. По состоянию на 10.10.2006 во Владивостокской таможне действовало 86 профилей риска, из них при таможенном оформлении выявлялись только 46 (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика действующих во Владивостокской таможне профилей риска (ПР), по состоянию на 10.10.2006 г.

Показатель Профили риска

действующие выявленные

Общее количество профилей риска 86 46

Стоимостные ПР 41 23

ПР, по которым решение о выпуске принимает начальник таможенного поста 59 32

ПР, предусматривающие таможенный досмотр 39 17

Автоматически выявляемые ПР 25 17

Автоматизированные ПР 55 23

Практически половина действующих профилей риска являются «стоимостными», то есть главный индикатор риска - уровень стоимости. Данные профили риска, с одной стороны, являются самыми результативными, поскольку непосредственно направлены на корректировку таможенной стоимости. Но, с другой стороны, выявление данных профилей риска зачастую значительно увеличивает время таможенного оформления вследствие необходимости предоставления дополнительных документов в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости. Кроме того, «стоимостные» профили риска не предусматривают проведение таможенного досмотра, что может быть использовано недобросовестными участниками ВЭД.

80 % действующих профилей риска предусматривают принятие решения о выпуске начальником таможенного поста или лица, им уполномоченного. Необходимость реализации данной прямой меры фактически приводит к увеличению времени таможенного оформления.

По состоянию на 10.10.2006 в базе данных ПЗ «Сервис выявления рисков» из 25 автоматических профилей риска присутствовало 20, а из 55 автоматизированных - только 40. При этом данное программное средство не всегда правильно выявляет профили риска. Однако позитивный эффект прослеживается, поскольку еще в первом полугодии 2005 г. подобное про-

граммное средство отсутствовало и выявление профилей риска производилось исключительно с использованием бумажных носителей профилей риска.

В целом по таможне за период с 01 января по 30 сентября в 2006 г. доля ГТД, при оформлении которых были выявлены профили риска, по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. практически не изменилась (табл. 3).

Таблица 3

Доля ГТД, при оформлении которых за период с 01 января по 30 сентября 2005 г. и 2006 г. были выявлены профили риска

Таможенный пост Направление перемещения товаров Период с 01 янва ря по 30 сентября

2005 г. 2006 г.

Количество ГТД Доля от общего количества ГТД Количество ГТД Доля от общего количества ГТД

АТП импорт 583 38,1 572 43,5

экспорт 8 6,7 38 36,5

всего 591 35,8 610 43,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПТП импорт 474 14,7 1 585 25,0

экспорт 18 1,7 160 15,6

всего 492 11,4 1 745 23,7

МПВ импорт 2 044 15,3 2 041 9,5

экспорт 6 0,8 97 16,0

всего 2 050 14,5 2 138 9,7

ВАТП импорт 250 1,7 55 0,4

экспорт 0,0

всего 250 1,7 55 0,4

ВСЕГО ПО ТАМОЖНЕ импорт 3 101 9,6 4 198 9,4

экспорт 26 1,3 295 16,9

всего 3 127 9,1 4 493 9,7

Одним из контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов является количество ГТД, срок выпуска по которым составляет 1 день. Значение данного показателя в сентябре 2006 г. во Владивостокской таможне составило 95,7 %п.

Анализ фактических сроков оформления ГТД (разница между датами приема и выпуска), оформленных в таможне за период с 01 января по 30 сентября в 2004-2006 гг., по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., демонстрирует существенные изменения (рис. 3)12.

11 Алгоритм расчета показателя установлен распоряжением ГТК России от 12.08.2004 № 377-р, в которое внесены изменения распоряжением ФТС России от 05.07.2005 № 290-р.

12 В расчете не учитывались таможенные декларации, признанные не подаными, а также декларации, которые были отозваны или выпуск которых был запрещен. Из расчета не исключались выходные и праздничные дни.

■ в день приема или на слуедующий день ^ на второй день после дня приема

■ на третий день после дня приема ГТД □ позже чем на третий день после дня приема ГТД

Рис. 3. Фактическое время оформления ГТД за период с 01 января по 30 сентября в 2003-2006 гг.

Так, доля ГТД, оформленных в день приема или на следующий день, за три квартала 2006 г., по сравнению с таким же периодом 2003 г., увеличилась с 27,5 до 54,0 %; доля ГТД, оформленных на второй день после дня приема, увеличилась с 12,1 до 18,7 %; а доля ГТД, оформление которых заняло более 3 дней, снизилась с 49,7 до 19,5 %. Однако положительной динамики за период 2004-2006 гг. не прослеживается. Так, доля ГТД, срок оформления по которым составляет не более двух дней, за три квартала 2006 г., по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., снизилась с 80,2 до 72,7 %; а доля ГТД, срок оформления которых составляет свыше трех дней, увеличилась с 12,8 до 19,5 %.

Практика применения СУР во Владивостокской таможне свидетельствует о том, что в настоящее время СУР в таможенных органах России находится на этапе становления и для достижения ее главной цели необходимо активизировать работу по следующим направлениям:

1) создание региональных аналитических центров13;

2) повышение доли аналитической составляющей в работе функциональных подразделений таможни (в т. ч., обеспечение условий для оперативного реагирования, например, установка специализированных программных модулей, осуществляющих анализ рабочей базы ГТД), а также активизация их работы по разработке предложений по актуализации профилей риска;

3) обеспечение конструктивного взаимодействия подразделений таможни - не только функциональных отделов, но и функциональных отделов с отделами ТО и ТК;

4) полная автоматизация процесса выявления рисков, что также исключит (или значительно уменьшит) возможность передачи информации из профилей риска третьим лицам;

13 В настоящее время в ДВТУ проводится работа по созданию такого центра.

5) более подробная детализация действующих профилей риска (например, «стоимостные» профили риска должны содержать не только такие индикаторы риска как код товара и уровень стоимости, но также страну происхождения товаров, торговые марки и т.д.;

6) активизация работы по разработке целевых методик выявления рисков на уровне региональных таможенных управлений и ФТС России;

7) более широкое использование тех форм таможенного контроля, которые могут быть применены без специального указания в профилях риска;

8) организация специализированных курсов по СУР.

По мнению автора, устранение недостатков в перечисленных выше направлениях работы позволит значительно повысить эффективность СУР в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.