пускной способности пунктов пропуска, налаживание взаимного обмена информацией о пересекаемых таможенную границу товарах, борьбу с контрабандой и оборотом наркотиков, противодействие международной преступности.
Во Владивостоке диалог таможенников соседствующих стран был продолжен. Российские и китайские таможенники обсудили разные аспекты российско-китайского сотрудничества. В частности, функционирование пунктов пропуска на российско-китайской границе. Недостаточное обустройство и слабая техническая оснащенность пунктов пропуска на российской стороне являются сдерживающими факторами для налаживания интенсивного пассажирского и товарного потоков. Однако, как заметили представители ДВТУ, положение постепенно меняется в лучшую сторону: в ДВТУ уже поступили 4 инспекционно-досмотровых комплекса, которые должны значительно ускорить процесс таможенного оформления и досмотра груза. В ближайшее время они начнут действовать в Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области и Амурской области. Начато проектирование нового пункта пропуска Пограничный-Суйфэньхэ, основного транспортного коридора в Приморье, через который из Китая идет значительный поток груза и пассажиров.
Кроме того, на базе приграничных таможен будет продолжена работа по организации экспериментального обмена информацией о перемещаемых через российско-китайскую границу товарах. Налаживание двустороннего информационного канала поможет справиться с негативными явлениями в таможенной сфере - недекларированием и недостоверным декларированием товаров.
Таможенники России и Китая подчеркнули важность совместных усилий в борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, противодействии международной преступности. Кроме непосредственных рабочих вопросов на встрече была рассмотрена возможность проведения спортивных соревнований и культурных мероприятий, в которых бы приняли участие таможенники двух стран.
По итогам переговоров был подписан Протокол о сотрудничестве Дальневосточного таможенного управления и Харбинской таможни. Обе стороны выразили мнение о необходимости продолжить начатое в 2004 г. сотрудничество. Принято решение проводить подобные встречи два раза в год. Следующая встреча российских и китайских таможенников должна состояться в Харбине в 2008 г.
Справка: Протяженность сухопутной таможенной границы с Китаем в зоне ответственности ДВТУ - 2 536 км. Таможенное оформление на границе с КНР ведется в 18 пунктах пропуска, 6 из них находятся в Приморском крае.
Данные таможенной статистики: за 9 мес. 2007 г. российско-китайскую границу в Приморском крае пересекли 2,9 млн физических лиц, 81 тыс. грузовых и 62 тыс. пассажирских транспортных средств.
Пресс-служба ДВТУ
Система
управления рисками в контексте ЕС
21-22 ноября 2007 г. во Владивостокском филиале Российской таможенной академии прошел международный семинар «Система управления рисками в таможенных органах государств - членов Европейского союза». В нем приняли участие представители таможенной службы России, Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений, Владивостокского филиала РТА, а также сотрудники таможен и таможенных постов из Сибири и Дальнего Востока.
Перед российскими таможенниками выступили эксперты Евротаможни Анто-нио Кантиани и Антонеппа Корронка. Федеральную таможенную службу представляли Игорь Мясоедов, первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля, и Андрей Ппоткин, начальник отдела военно-тех-
нического сотрудничества и экспортного контроля Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений.
Система управления рисками (СУР) как часть проекта «Упрощение таможенных процедур» находится в центре внимания таможенных служб европейских государств. В ходе оптимизации таможенных процедур СУР постоянно совершенствуется, а значит изменяется, что серьезно осложняет процесс гармонизации самой системы. Более того, в Европейский союз входят 27 стран, каждая из которых самостоятельна, суверенна, у каждой своя модель и свои правила. Цель ЕС - сделать так, чтобы все европейские государства в таможенной деятельности использовали одни правила, одну модель.
А. Кантиани и А. Корронка рассказали участникам семинара о работе европейских таможен, в частности итальянской. Они подчеркнули, что процесс управления рисками расценивается ими как логический и систематический метод определения, анализа и обработки рисков. Это интерактивный процесс, в котором информация постоянно обновляется, анализируется, ведет к принятию мер и пересматривается. В ней можно выделить 4 основных этапа: 1) изучение условий, в которых работает организация для того, чтобы определить цели управления рисками; 2) анализ рисков в целях их классификации и каталогизации; 3) обработка рисков - создание профилей рисков, объективных и субъективных, и определение конкретных мер реагирования, которые должны быть приняты для борьбы с выявленными угрозами; 4) мониторинг - должен быть непрерывным и оценивать стратегии, используемые для управления рисками.
Достаточно подробно итальянские специалисты остановились на выгодах, получаемых от управления рисками: самые серьезные правонарушения находятся под таможенным контролем; сдерживается коррупция (поскольку часть процесса автоматизирована, сокращается возможность действовать по собственному усмотрению); ускоряется процесс таможенного оформления, так как отдельные грузы могут сразу же выпускаться в свободное обращение; оптимизируются ресурсы и снижаются издержки
при том же уровне эффективности; увеличивается собираемость платежей; есть вероятность функциональной интеграции различных ведомств, содействующей упрощению таможенного оформления.
Как сообщили докладчики, проект интеграции таможен развивался в течение года. В европейских странах интеграция осуществляется и в рамках производств. В Италии, например, многие предприятия переводят свои производства за границу, что способствует росту импорта.
Основные принципы процесса управления рисками - селективность контроля (выборочность проверки); упрощение процедуры досмотра в зависимости от степени риска; более быстрое оформление, что сокращает затраты на границе, гарантированные сроки управления. Последнее очень важно, так как в европейских странах многие компании уже не работают на склад, не создают складские запасы, а буквально с колес подают грузы на производство, что исключает остановку производства. Все это способствует привлечению иностранных инвестиций.
Выборочные проверки включают: зеленый канал - полностью автоматизированный контроль, желтый канал - документальный контроль, оранжевый канал - в Италии рентгеновский контроль, а также проверки после выпуска товаров (в таможенных органах, у участников ВЭД). Предупредительный контроль, помимо всего прочего, ориентирован и на обеспечение безопасности в торговле, что особенно актуально после событий 11 сентября 2001 г. в США. В целях обеспечения безопасности разработана специальная программа сотрудничества со странами ЕС и США. Механизм взаимодействия начинает работать еще до оформления ГТД, затем при оформлении документов подключается компьютерная система, а далее используются различные каналы контроля.
В Италии с 2004 г. таможенными службами используются досмотровые комплексы. Достаточно активно практикуется контроль непосредственно в месте производства товаров, и тогда груз на границе не проверяется. Большие возможности предоставляет использование телекоммуникационных систем, которые позволяют автоматизировать
взаимодействие компаний, правительственных структур, различных ведомств.
В отношении СУР законодательством Европы предусматриваются: работа на основе рисков, электронные декларации, компьютеризированное оформление, упрощенные процедуры, послетаможенный аудит, совместное использование информации. По мнению итальянских экспертов, в России необходимо: более широко использовать авторизованных участников ВЭД (должна быть выработана своя система критериев их отбора), информацию до прибытия товаров, увеличить период времени для проведения проверок после выпуска товаров с 1 до 3 лет, принять меры по внедрению действительно зеленого канала.
Проведя сравнительный анализ организации СУР в странах ЕС и в России, итальянские коллеги дали рекомендации по созданию единого специализированного центрального подразделения по анализу рисков, включающего: таможенных экспертов по вопросам стоимости, товарной номенклатуры, валюты, статистики и анализу, борьбы с мошенничеством и т. п.; экспертов по таможенному контролю (сухопутная граница, морские порты, аэропорты, железнодорожные пункты пропуска и т. д.). И, на их взгляд, необходимо предоставить региональным и местным органам более высокий уровень самостоятельности.
Значительную часть семинарского времени Кантиани и Корронка отвели вопросам информационного обеспечения, в частности А. Корронка подробно рассказала о компьютерных программах, которые используются в таможенных органах Италии. Было отмечено, что в странах ЕС широко распространена подача электронных деклараций. В России же процент электронного декларирования, с точки зрения экспертов, незначителен, есть таможни, где такие технологии отсутствуют.
Как отметили итальянцы, оформление таможенных документов в России производится с большими задержками, хотя в ряде случаев контроль можно перенести на потом, предоставляя таможням возможность направить усилия на решение других задач. В России нет интегрированных информационных систем, связывающих с другими пред-
приятиями и ведомствами, так как документы большей частью передаются в бумажном виде. Поэтому требуется большое количество времени, чтобы, допустим, соотнести то или иное правонарушение с законодательством.
Зарубежный опыт показал, что сотрудничество между таможнями, между таможнями и другими структурами эффективно для получения оперативных данных, и здесь крайне важно иметь доступ к информационным базам данных партнеров, брокеров, перевозчиков. На основании оперативной информации проводится превентивный анализ. В рамках внешнего сотрудничества рекомендуется оформлять соглашения, направленные на обеспечение прямого доступа к информационным данным государственного уровня.
Крайне важно - подчеркивают эксперты - сотрудничество между таможнями на международном уровне. Примером может служить проект соглашения между таможенными администрациями стран приграничного сотрудничества (в направлении движения груза одной категории). Есть возможность, используя предварительную информацию, контролировать прохождение груза с самого начала, что удобно и с точки зрения фискального налогового контроля. Подобный проект существует между Италией и Албанией. Для албанцев, как и для россиян, решающую роль играет стоимость, так как основную часть поступлений в бюджет государства составляют таможенные отчисления. Отсюда двойная бухгалтерия, когда при движении товаров по Европе указывалась истинная цена, а на албанской таможне она резко (до 10 раз) уменьшалась. Благодаря совместным действиям удалось значительно сократить количество правовых нарушений на албано-итальянской границе.
В России также приоритетны фискальные задачи, и такую систему, для которой крайне важно наличие предварительной информации, необходимо создать хотя бы в отдельных пунктах пропуска.
И еще одно замечание в адрес российских таможен - эффективность использования зеленого коридора: вместо того чтобы движение на границе ускорялось, там образуются длинные очереди из грузови-
ков (до визита на Дальний Восток эксперты смогли оценить работу российских таможен, действующих на границе с Эстонией, Финляндией, Беларусью). Такие проблемы существуют практически на всех пунктах пропуска: территории не подготовлены для приема все возрастающего количества транспорта. В таком случае, считают эксперты, пред-ме-том проверки должны стать сами транспортные средства, а не грузы. Однако на Брусничном таможенном посту, заметили итальянцы, 70 % грузовиков были пустыми, а 30 % - с круглым лесом, и все равно стояли они в одной бесконечной очереди.
Вместе с тем эксперты Евротаможни с удовлетворением отметили, что российская таможня в стремлении к модернизации находится на правильном пути: активно развиваются информационные технологии, обустраиваются пункты пропуска, совершенствуется таможенное администрирование. Что касается системы управления рисками, то в Таможенном кодексе РФ заложен принцип селективности, в частности законодательно закреплено электронное и предварительное декларирование. Поэтому система управления рисками в России, заверили наши гости, обречена на развитие, а в содружестве с зарубежными коллегами - непременно успешное.
Л. Студенчикова
На рассмотрении Консультативного совета - лесные проблемы
27 ноября в Уссурийской таможне состоялось шестое в текущем году заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). На совместное обсуждение был вынесен вопрос «О таможенном оформлении лесо- и пиломатериалов в регионе деятельности Уссурийской таможни».
В заседании Совета наряду с лесоэкс-портерами, прибывшими из близлежащих и удаленных районов Приморского края,
приняли участие представители Дальневосточной железной дороги и Россельхознад-зора по Приморскому краю.
Перед участниками заседания Консультативного совета была поставлена задача поиска оптимальных решений по ряду проблем, существующих в сфере экспорта лесо-и пиломатериалов. В ходе заседания были подведены предварительные итоги работы лесоэкспортеров в регионе деятельности Уссурийской таможни за 9 месяцев 2007 г., дана оценка переработке лесоматериалов, обсуждены вопросы таможенного оформления и таможенного контроля, определена стратегия дальнейших совместных действий исходя из представленных лесоэкспортерами прогнозов своей внешнеторговой деятельности на предстоящий год.
В ходе обсуждения проблемных вопросов были выработаны следующие направления дальнейших совместных действий: 1) оптимизация в регионе мест складирования и отгрузки на экспорт лесо- и пиломатериалов исходя из размера складских площадей, наличия железнодорожных подъездных путей и достаточности погрузочно-разгрузочной техники и придание им статуса лесных терминалов (с правом проведения в дальнейшем на постоянной основе аукционных торгов лесо- и пиломатериалами - функции лесобиржи); 2) налаживание взаимодействия лесоэкспортеров, железной дороги и представительств карантинной и таможенной служб на основе делового сотрудничества; 3) повсеместное добровольное внедрение сквозной побревенной системы учета экспортных лесо- и пиломатериалов в местах их складирования и отгрузки (на лесных терминалах), с предоставлением возможности сортировки сведений - отдельно о поступлении на склад и об отгрузке со склада, а также по породе, размерам и сортности древесины; 4) внедрение в практику работы лесоэкспортеров поштучного маркирования деловой древесины, отгружаемой на экспорт, специальной биркой со штрихкодом для ведения электронного поштучного их учета (эксперимент Иркутской таможни); 5) обеспечение в перспективе удаленного доступа контролирующим органам, в том числе тамо-