Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса
Программы поддержки и стимулирования малых и средних в.В. Итыов, предприятий (МСП) разрабатываются федеральными и реги- Ю.С. Штурбабина ональными органами власти путем формирования синерге-тического эффекта от использования различных механизмов государственного регулирования, в том числе на основе использования статистических данных, формируемых с помо- УДК 339.9 : 658 щью инструментов управленческого учета [1, 36]. Это связано ББК 65.5 : 65.29 с тем, что в современных условиях малый и средний бизнес И-200 (МСБ) превращается в основной источник обеспечения устойчивого развития национальной экономики. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах малые предприятия составляют около 70-90% общего числа предприятий (например, США в этом секторе работает 53% всего работоспособного населения, в Японии - 71,7%, а в странах ЕС -50%). Более того, в странах-членах Европейского союза МСП составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения [38]. При этом более половины всех малых предприятий (а в Финляндии - более 80%) работают в сфере торговли и услуг. Россия также попадает в данный тренд, например, в отраслевой структуре предпринимательства на долю торговли и услуг приходится 52,9% и более 70% оборота всех малых предприятий РФ, занято свыше 3 млн человек [14, 33]. Это обусловлено рядом причин:
□ Во-первых, МСБ в торговле в среднем реинвестируют в локальную экономику в 10 раз больше, чем крупные розничные сети, что одновременно отражает их больший объем закупок у малых локальных производителей, т.е. происходит процесс образованиея малых торгово-производственных кластеров [1, 35].
□ Во-вторых, МСП способствуют диверсификации и повышению устойчивости экономики, обеспечивают больший уровень занятости по сравнению с сетевыми компаниями.
□ В-третьих, они создают необходимое потребителям разнообразие ассортимента. Сетевые игроки работают со стандартизованным массовым ассортиментом, а специфическую нишевую продукцию часто можно приобрести только на предприятиях малого и среднего торгового бизнеса.
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
21 ^
Современный тренд государственного управления большинства европейских стран и США также связан с активной политикой поддержки, стимулирования и защиты МСБ в розничном секторе торговли. Одна из самых распространенных технологий - выдача контролирующих разрешений на открытие магазинов, чья торговая площадь не должна превышать установленный пороговый уровень. Например, во Франции, начиная с 1973 г. был принят ряд законов, ограничивающих открытие магазинов площадью более 300 кв.м [19, 20]. Сегодня подобные требования используются в Австрии (пороговый уровень - 800 кв.м), Бельгии (400 кв.м), Дании (1000 кв.м), Финляндии (2000 кв.м), Германии (800 кв.м), Венгрии (3000 кв. м), Италии (1500 кв. м), Польше (2000 кв. м), Португалии (500 кв.м) и Испании (2500 кв.м) [18, 21, 22, 23].
В России отсутствуют аналогичные ограничения, поскольку большинство крупных городов, напротив, старается увеличить показатель обеспеченности населения объектами торговли за счет строительства крупных сетевых магазинов (например г. Москва), что «вытесняет» с местного рынка малый бизнес.
В большинстве стран МСБ законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования, поэтому в своем исследовании авторы опираются преимущественно на количественные показатели (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ количественных показателей малого и среднего бизнеса в России и за рубежом [2, 15, 16]
Страна Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.) Объем выручки
США 1. Микропредприятия - до 20 2. Малые предприятия - от 21 до 100 3. Средние предприятия - от 101 до 500 до 3,5-14,5 млн долл.
Страны ЕС 1. Микропредприятия - до 10 2. Малые предприятия - от 11 до 50 3. Средние предприятия - от 51 до 250 до 427 млн евро
Япония 1. Промышленность, строительство - до 300 2. Оптовая торговля - до 100 3. Розничная торговля и индустрия услуг -до 50 Нет ограничений
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
Страна Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.) Объем выручки
Россия 1. ИП 2. Микропредприятия - до 15 3. Малые предприятия - до 100 4. Средние предприятия - от 101 до 250 Микропредприятия - до 60 млн руб. Малые предприятия - до 400 млн руб. Средние предприятия - до 1000 млн руб.
На данный момент в России ежегодно разрабатывается большое количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В сфере торговли базовой является «Стратегия развития торговли в РФ на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года», которая главной своей целью провозглашает создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики, однако, по мнению экспертов, реализация этих программ не создает положительных системных эффектов на уровне страны в целом [34, 35].
В результате сплошного обследования субъектов МСБ Росстатом в 2011 г. впервые были получены данные о количестве реально действующих на территории страны МСП, которых оказалось существенно меньше формально зарегистрированных - почти на 1,5 млн единиц [17]. Общая доля занятого населения в малом бизнесе в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. человек, что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России [17]. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет в США - 60%, Германии, Франции, Италии - 65-80%, Японии - 80-88% [41]. При этом самая высокая ежегодная выручка - около 500 млн руб. на предприятие - приходится на долю ИП (здесь же и наиболее высокая занятость), а самая низкая - 1,4 млн руб. - на микробизнес, где работают, в среднем, 2 человека на предприятии. Анализ приведенных данных показал, что в настоящее время в России доля предприятий малого бизнеса незначительна, а в структуре МСБ преобладает микробизнес (85,9%), обеспечивающий каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСБ [17]. В этом и заключается одно из главных различий российского и зарубежного МСБ.
Для качественного изменения сложившейся ситуации в России целесообразно разработать эффективную систему комплексной поддержки и стимулирования МСБ, используя передовой международный опыт развитых европейских, США и азиатских стран, проанализированный авторами ниже.
В экономике США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), находящаяся в юрисдикции Федерального Правительства [9]. Эта структура
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
23 Q
имеет территориальные подразделения во всех штатах - SBDCs (Small Business Development Centers), финансируемые из федерального бюджета, которые оказывают предпринимателям самый широкий спектр услуг в любой сфере МСБ:
□ обеспечение финансовой поддержки малых и средних предприятий;
□ содействие в получении государственных заказов;
□ предоставление консалтинговых услуг;
□ предоставление информации о состоянии рынка и выполнении экспертных заключений для начинающих предпринимателей [24].
Кроме того, в SBA каждый год разрабатываются и реализуются специализированные программы развития малого бизнеса в разных отраслях. Сегодня их более полусотни, самые известные - «7a» и «504» [5].
Программа «7a» заключается в предоставление гарантии займов коммерческих банков. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице SBA гарантию их возврата в размере до 90% суммы займа. Срок займа устанавливается в зависимости от целей получения кредита и возможностей малого предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от 5 до 10 лет. При финансировании расширения основного капитала срок установлен в пределах до 20 лет.
Программа «504» предназначена для помощи предпринимателям в расширении и модернизации своего бизнеса через предоставление долгосрочных кредитов с гарантией под 40% займа (максимальная сумма кредита - 1 млн долл.). Кредитование экспортных операций МСБ проводят Центры содействия экспорту на базе SBA и Министерства торговли США.
Большое значение в SBA уделяется информационной поддержке и обучению предпринимателей, находящихся в компетенции специальных групп - SCORE (Counselors to America's Small Business), имеющих почти 500 филиалов и штат из 10 000 бывших и нынешних руководителей и владельцев МСП [30].
В ФРГ один из главных инструментов государственной поддержки МСБ - стимулирование микрофинансирования малого бизнеса. Для этого создана финансовая группа KfW Group, 80% которой принадлежит государству [25]. Данная организация кредитует на льготных условиях около 2,9 млн малых предприятий страны, предоставляя: низкие ставки по кредитам, среднесрочные и долгосрочные кредиты (максимум - 10 лет), освобождение от выплат по кредиту в первые 2 года, возможность долгосрочного возвращения кредита, возможность долевого финансирования и т. д. [5, 12]. Основное преимущество немецких государственных программ заключается в единых для всех правилах получения кредитов и стандартизованные прозрачные процедуры кредитования МСБ. Обращение для получения кредита принимают частные коммерческие банки, которые заключают с KfW-группой договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Далее государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кре-
^ 24
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
диты МСБ. При этом все последующие выплаты предпринимателей перечисляются государственному банку [3].
В Финляндии на долю МСБ приходится более 90% всех зарегистрированных предприятий страны. Суммарный годовой оборот МСП Финляндии составляет 52% от общего оборота всех компаний, а доля в производстве ВВП - 50%. На них занято 50% всех работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60% новых рабочих мест. Доля МСП в финском экспорте составляет 17% и растет быстрее, чем у крупных компаний [29]. Государственную поддержку МСБ в Финляндии осуществляет полностью государственное ОАО «Финнвера» [26], которое предоставляет предпринимателям кредиты с повышенным риском [4]. Чаще всего «Финнвера» выступает как соинвестор, разрабатывая схему многоканального финансирования для каждого предприятия в отдельности на основе анализа его хозяйственной деятельности [5]. Кроме того, анализируя финский опыт поддержки МСБ, авторы обращают внимание на территориальную дифференциированность и адресность государственной поддержки: Финляндия условно разделена на три «зоны развития» (assisted area) и размер субсидий для МСБ напрямую зависит от зоны местонахождения предприятия. Помимо этого, Финляндия усиленно привлекает инвесторов в сектор МСБ, для чего на законодательном уровне были сняты ограничения на получение кредитов и выбор организационно-правовой формы для иностранных граждан, желающих организовать свой малый бизнес в Финляндии.
В Китае, начиная с 2005 года, количество занятого городского трудового населения на предприятиях малого и среднего бизнеса возросло до 75%. До 80% современной продукции Китая производится малыми предприятиями, а доля малого бизнеса в общем объёме экспорта составляет более 60% [8]. Основным государственным органами поддержки малых предприятий в Китае выступает специализированное агентство - Китайский центр по координации и кооперации бизнеса - CCBCC [28], обеспечивающий создание необходимой инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки предпринимательства. В его функции входит:
□ исследование проблем малого бизнеса;
□ сбор информации и разработка политики в сфере малого бизнеса;
□ создание комплексной системы оказания услуг для малого бизнеса;
□ организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров;
□ обучение и консультирование бизнеса.
Поддержкой МСБ занимается также Государственный фонд развития малых и средних предприятий, полностью финансируемый государством, главной задачей которого является защита законных доходов малых и средних предприятий от посягательств любых лиц и организаций, а также отстаивание прав малого бизнеса
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
25 Q
во всех сферах (льготные кредиты, налоги и т.д.). Как и в других странах, в Китае созданы и активно усовершенствуются государственные фонды содействия развитию МСБ. Их основная задача - обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса [31]. Кроме того, финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и из региональных бюджетов. Так, администрация южно-китайской провинции Гуандун с 2003 по 2009 г. инвестировала более 5 миллиардов юаней (602,41 млн долларов США) в технологическую реструктуризацию МСБ, благодаря чему ежегодный прирост инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал составил 24% [13].
Одной из главных причин успешного развития малого бизнеса за рубежом является формирование эффективной системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы. Авторами были исследованы системы налогообложения зарубежных стран для определения наиболее перспективных инструментов поддержки и стимулирования МСБ в России.
В США на федеральном уровне, помимо ставки корпорационного налога в размере 34% при доходе более 75 тыс. долл., для налогообложения субъектов МСБ применяют еще две, более низкие ставки, - в размере 15% при доходе до 50 тыс. долл., и 25% при доходе до 75 тыс. долл. [31]. Кроме того, для малых предприятий с объемом продаж менее 200 тыс. долл. предусмотрены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на прибыль [9]. Помимо этого, в США, как и в Европе, широко распространена практика предоставления так называемого «бонуса первого года», например, такие налоговые льготы зачастую доходят до 50%, причем государство самостоятельно погашает около 90% кредитов, полученных малым предприятиями в коммерческих банках [2].
Во Франции на начальном этапе (2 года) малые предприятия освобождаются от местных налогов, от взносов в фонды социального обеспечения, снижаются и другие налоги для предпринимателей, если их предприятия работают в депрессивных зонах. Далее в течение третьего года уплачивается 25% обычной ставки налогов, четвертого - 50%, пятого - 75% [2, 32].
В Германии налоговые льготы включают три главных разновидности: специальные нормы амортизационных отчислений, создание резервов необлагаемой налогом прибыли и инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами. Предприятия, которые самостоятельно организуют подготовку и переподготовку своих работников, пользуются налоговыми льготами: сокращение взносов на социальное страхование варьируется от 50% общей суммы обязательных выплат до полного освобождения. Специальным решением в кризисные годы налог на прибыль был снижен с 39% до 30%, уменьшены отчисления в фонды соцстрахования (обязательный взнос по безработице уменьшился с 6,5% до 3,3%) [11].
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
Таким образом, на сегодняшний день мировая тенденция заключается в уменьшении налоговой нагрузки на малое и среднее предпринимательство. В России, начиная с 2011 года, налоговое бремя малого бизнеса возросло более чем в 2,5 раза: например, в части обязательных страховых платежей - с 26 до 34% (для МП, применяющих общую систему налогообложения), и с 14 до 34% (для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), что спровоцировало усиление оттока капитала малого бизнеса за границу [14]. Это негативно сказалась и на инвестиционной среде, низкая привлекательность которой уже давно является одним из основных препятствий на пути модернизации отечественной экономики.
Еще одним немаловажным элементом инфраструктуры государственной поддержки МСБ в развитых странах является представление информационного обслуживания. Наиболее позитивным в этой области является опыт Японии по созданию общенациональной системы поддержки предпринимательства. Элементы этой системы, взаимодействия через независимую Организацию поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии (Organization for SME and Regional Innovation of Japan) составляют государственную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства страны [6]. В процессе ее функционирования мониторинг состояния МСБ страны, комплексные исследования, анализ и оценка эффективности мер государственного регулирования осуществляются с помощью информационной системы J-Net21, основанной на краудсорсинговых технологиях, которая является эффективным инструментом построения обратной связи государства и предпринимательского сообщества, [7, 37].
Еще одним государством, с успехом применяющим возможности национальных комплексных информационных систем для поддержки национального МСБ, является Китай. В 2001 Правительством страны при поддержке Национальной комиссии по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission) была запущена государственная некоммерческая информационная служба Китая - China SME Online - CSMEO, которая обслуживает все регионы страны. Сайт этой службы представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, ежедневно осуществляется более 200 тыс. посещений [8]. Информационная сеть предоставляет оперативную информацию об изменениях в законодательстве, о результатах маркетинга местных и зарубежных рынков, публикует общую информацию о состоянии национального рынка МСБ, о потребностях в трудовых ресурсах для малых предприятий в различных регионах и т.п. [8, 10].
Таким образом, зарубежная государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства отличается креативной разработкой комплексных и быстро меняющихся программ государственной поддержки и стимулирования МСБ, что делает её эффективной. Подавляющее большинство малых предприятий, как за рубежом, и особенно в нашей стране наиболее успешно функциониру-
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
27 Q
ют в секторе торговли и услуг. Для данных субъектов экономических отношений актуальны следующие направления государственной поддержки:
□ Законодательное сдерживание экспансии крупных торговых сетей на локальных рынках путем ввода ограничений площади магазинов и запрета продаж в убыток.
□ Усиление координационного взаимодействия всех элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, создание централизованного органа по развитию МСБ на федеральном уровне с территориальными отделениями в каждом регионе (по аналогии с американской SBA) для повышения эффективности реализации действующих государственных программ, расширение пакета финансовых услуг, предоставляемых малому предпринимательству на всех этапах его функционирования государственными кредитными организациями.
□ Разработка и запуск федеральной системы комплексного информационного обслуживания малого бизнеса с целью мониторинга и анализа эффективности государственной политики в области поддержки и стимулирования МСБ.
□ Пересмотр действующих ставок налогообложения малого бизнеса с учетом состояния экономики страны, активное использование опыта налогового законодательства европейских стран, предусматривающий налоговые льготы для МСБ не в рамках отдельного режима налогообложения, а в качестве отдельного элемента налоговой политики.
□ Разработка модели и инструментов управления кредитными гарантиями для поддержки МСБ в целях расширения доступа к дешевым финансовым ресурсам, риск-менеджмента возврата денежных средств, стимулирования эффективных экспортно-импортных операций российских предприятий.
Таким образом, авторы считают, что вышеописанный практический опыт развитых европейских и азиатских стран по реализации комплексных программ поддержки и стимулирования малого бизнеса с успехом может быть адаптирован и использован для развития данного сектора предпринимательства в РФ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/ strategic/sectoral/9 (Strategija razvitija torgovli v Rossijskoj Federacii na 2010 - 2015 gody i period do 2020 - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
2. Митрофанова И. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 130-135 (Mitrofanova I. A. Nalogooblozhenie malogo predprinimatel'stva v Rossii i za rubezhom: realii i prognozy // Molodoj uchenyj. — 2012. — №1. T.1. — S. 130-135).
3. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы российско-германского проекта // под ред. Э. Макварта, И. Путинцевой. М.: OST-EURO - 2005, с. 206 (Kreditovanie malogo biznesa v Rossii i Germanii. Materialy rossijsko-germanskogo proekta // pod red. Je. Makvarta, I. Putincevoj. M.: OST-EURO - 2005, s. 206).
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
4. Опыт Финляндии по вопросу государственного содействия субъектам предпринимательской деятельности в доступе к финансово-кредитным ресурсам - Центр аналитического и методологического сопровождения, исследование - [Электронный ресурс] -2013 - Режим доступа: http://www.agency-ako.ru/foreign/finnvera/(Opyt Finljandii po voprosu gosudarstvennogo sodejstvija sub#ektam predprinimatel'skoj dejatel'nosti v dostupe k finansovo-kreditnym resursam - Centr analiticheskogo i metodologicheskogo soprovozhdenija, issledovanie
- [Jelektronnyj resurs] - 2013 - Rezhim dostupa)
5. Сравнительный анализ систем и инструментов поддержки малого предпринимательства в 5 странах// Проект «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест» в рамках программы партнерства между DFID и Правительством Нижегородской области. - Н. Новгород - 2006 г. - С 37-49 (Sravnitel'nyj analiz sistem i instrumentov podderzhki malogo predprinimatel'stva v 5 stranah// Proekt «Jekonomicheskoe ozdorovlenie i sozdanie rabochih mest» v ramkah programmy partnerstva mezhdu DFID i Pravitel'stvom Nizhegorodskoj oblasti.
- N. Novgorod - 2006 g. - S 37-49).
6. Organization for SME and Regional Innovation of Japan. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smrj.go.jp.
7. Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Японии в 2000-2010 гг. - Глобальный информационно-аналитический центр - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.giac.ru/ (Sovershenstvovanie gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva (MSP) v Japonii v 2000-2010 gg. - Global'nyj informacionno-analiticheskij centr - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa)
8. China SME Online. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sme.gov.cn.
9. SBA, Frequently Asked Questions, Advocacy: the voice of small business in government. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sba.gov/advo/stats/sbfaq.pdf.
10. Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2011. — № 1 Вып. 2 (176).
- c. 36-43 (Kunin VA., Aleksandrova E.A. Analiz zarubezhnogo opyta podderzhki malogo predprinimatel'stva // Rossijskoe predprinimatel'stvo. — 2011. — № 1 Vyp. 2 (176). — c. 36-43).
11. Митрофанова, И.А. Предпринимательство и налог на прибыль: условия резонанс-ности интересов // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 44-47 (Mitrofanova, I.A. Predprinimatel'stvo i nalog na pribyl': uslovija rezonansnosti interesov // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. - 2011. - № 10. - S. 44-47).
12. Зверев А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. - 2009. - № 9.- C.12-13 (Zverev A. Mery gosudarstvennoj podderzhki malyh i srednih predprijatij v Germanii // Jekonomist. - 2009. - № 9.- C.12-13)
13. Сютин С. Антикризисные меры Китая по развитию малых и средних предприятий // Регион: экономика и социология. - 2010.-№ 2-C. 7-11 (Sjutin S. Antikrizisnye mery Kitaja po razvitiju malyh i srednih predprijatij // Region: jekonomika i sociologija. - 2010.-№ 2-C. 7-11)
14. Аналитические материалы Портала правовой поддержки предпринимательской деятельности - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. allmedia. ru (Analiticheskie materialy Portala pravovoj podderzhki predprinimatel'skoj dejatel'nosti - [Jelektronnyj resurs].
- Rezhim dostupa)
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
29 Q
15. Приказ Росстата от 31.12.2009 N 335 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96871/ (Prikaz Rosstata ot 31.12.2009 N 335 «Ob utverzhdenii Ukazanij po zapolneniju formy federal'nogo statisticheskogo nabljudenija N PM «Svedenija ob osnovnyh pokazateljah dejatel'nosti malogo predprijatija» - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa)
16. Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС; SBA SIZE STANDARDS METHODOLOGY - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru/common/upload/documents/committee/komrazv/analitik/a3.doc (Rekomendacii Evrokomissii ob opredelenii mikro-, malyh i srednih predprijatij 2003/361/ES; SBA SIZE STANDARDS METHODOLOGY - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa)
17. Сплошное федеральное статистическое наблюдение 2011 «Малый бизнес большой страны» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sploshnoe-nabludenie. ru/ (Sploshnoe federal'noe statisticheskoe nabljudenie 2011 «Malyj biznes bol'shoj strany» -[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa)
18. Poole R., Clarke G., Clarke D. Growth, Concentration and Regulation in European Food Retailing // European Urban and Regional Studies - 2012, 167-186.
19. Закон Роера (Loi № 73-1193 du 27 décembre 1973 d'orientation du commerce et de l'artisanat) - Journal Officiel - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archives.assem-blee-nationale.fr/ (Zakon)
20. Закон Раффарина (Loi n№ 96-603 du 5 juillet 1996 relative au développement et à la promotion du commerce et de l'artisanat) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ladocumentationfrancaise.fr/ (Zakon Raffarina)
21. Baar, K., Institute for Transportation and Development Policy (ITDP), Legislative tools for preserving town centres and halting the spread of hypermarkets and malls outside of cities -2008 - New York
22. Italy: Competition and price regulations// The Economist Intelligence Unit - 2011 -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economist.com/topics/italyf
23. Закон Берсани (Bersani Law) - Italy Magazine - 2007 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wwwitalymagazine.com/community/post/decreto-visco-bersani-found-violate-eu-directive (Zakon Bersani)
24. The Small Business Development Centers of USA - - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sba.gov/community/discussion-boards/504-and-7a-loans
25. KfW Group - - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kfw.de/KfW-Group/About-KfW/
26. Finnvera - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.finnvera.fi/eng/Finnvera
27. The National Development and Reform Commission - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://en.ndrc.gov.cn/
28. The China Center for Business Cooperation & Coordination - [Электронный ресурс] -Режим доступа: www.usachinatrade.org/en04.html"
29. Государственная поддержка МСБ - Портал Информация о Финляндии - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.infofin.ru/p_23.php (Gosudarstvennaja podderzhka MSB - Portal Informacija o Finljandii - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
30. Шепелев С. Государственная поддержка малого предпринимательства за рубежом.// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/ekon46.html (Shepelev S. Gosudarstvennaja podderzhka malogo predprinimatel'stva za rubezhom.// Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov.
- [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
31. Как развивается малый бизнес за рубежом? - Торгово-промышленная палата Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/ news/913.html (Kak razvivaetsja malyj biznes za rubezhom? - Torgovo-promyshlennaja palata Rossijskoj Federacii. - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
32. Митрофанова, И.А. Механизм налогообложения прибыли на макроуровне: особенности, трансформация и перспективы модернизации: монография [Текст] / И.А. Митрофанова. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing - 2011. (Mitrofanova, I.A. Mehanizm nalogooblozhenija pribyli na makrourovne: osobennosti, transformacija i perspektivy modernizacii: monografija [Tekst] / I.A. Mitrofanova)
33. Шаров А.В. (Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России) - тезисы доклада - II ежегодный деловой форум «Развитие малого и среднего бизнеса», 18 мая 2010 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. economy.gov.ru (Sharov A.V. (Departament razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva Minjekonomrazvitija Rossii) - tezisy doklada - II ezhegodnyj delovoj forum «Razvitie malogo i srednego biznesa», 18 maja 2010 g. - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
34. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 383 с. - (Национальные проекты) (Ivanov V.V., Korobova A.N. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij. - M.: INFRA-M, 2012. - 383 s. - (Nacional'nye proekty)).
35. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление. - М.: ИНФРА-М, 2013.
- 718 с. - (Национальные проекты) (Ivanov VV., Korobova A.N. Municipal'noe upravlenie. -M.: INFRA-M, 2013. - 718 s. - (Nacional'nye proekty))
36. Иванов В.В., Хан О.К. Управленческий учет для эффективного менеджмента - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с. - (Национальные проекты) (Ivanov V.V, Han O.K. Upravlencheskij uchet dlja jeffektivnogo menedzhmenta - M.: INFRA-M, 2012. - 208 s. - (Nacional'nye proekty)).
37. Иванов В.В., Коробова А.Н. Использование краудсорсинга для муниципального управления // Менеджмент в России и за рубежом - 2014, №1, с.52-59 (Ivanov VV., Korobova A.N. Ispol'zovanie kraudsorsinga dlja municipal'nogo upravlenija // Menedzhment v Rossii i za rubezhom - 2014, №1, s.52-59).
38. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития [Текст] / Т. А. Финк // Молодой ученый. - 2012. - №4. - с. 177-181 (Fink T. A. Malyj i srednij biznes: zarubezhnyj opyt razvitija [Tekst] / T. A. Fink // Molodoj uchenyj. - 2012. - №4. - s. 177-181).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
31 Q