Вершинина А.П.
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ
УДК: 334.7 (045)
ББК: 65.290.31
Вершинина А.П.
МАЛЫЙ БИЗНЕС: КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Vershinina A.P.
SMALL BUSINESS: CRITERIA AND CLASSIFICATION
Ключевые слова: малый бизнес, классификация малых предприятий, критерии отнесения к малому бизнесу, предпринимательство.
Key words: small business, classification of small enterprises, criteria for small business, entrepreneurship.
Аннотация: В статье рассмотрены зарубежный и отечественный опыт отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу. Предложена классификация субъектов малого бизнеса. На основе классификационных признаков и статистических данных разработана матрица развития малого бизнеса.
Abstract: In article are considered foreign and domestic experience of reference of subjects of business to small business. The article shows classification of subjects of small business. On the basis of classification signs and statistical data the matrix of development of small business is developed.
Малое и среднее
предпринимательство относятся к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической
стабильности региона, динамичного освоения новых видов товаров, повышения качества работ, услуг, формирования среднего класса. Небольшие размеры по основным показателям деятельности субъектов малого предпринимательства (уставный капитал, величина активов, оборот, прибыль, долговая нагрузка, численность персонала) дают таким субъектам большую мобильность по сравнению с крупными предприятиями.
Критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу.
Установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к микро-, малому и среднему бизнесу, определение объекта государственной поддержки, является принципиальным моментом при анализе состояния малого предпринимательства, а также при разработке государственной
политики в области микро-, малого и среднего бизнеса. Также существенное значение имеет нахождение баланса между четкостью обозначаемых границ всего сегмента, к которому можно было бы применять меры стимулирования общего характера, направленные на защиту интересов всех представителей малого и среднего предпринимательства, и гибкостью в критериях [9].
В развитых странах система отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу (МБ) основывается на сочетании количественных (численность персонала, выручка и т.д.) и качественных (правовая независимость, системы управления, административные процедуры и
технологии) критериев.
Так, например, в Соединенных Штатах Америки (США) существуют следующие критерии отнесения
предприятий к субъектам малого бизнеса [14]:
- для большинства предприятий обрабатывающей и добывающей
промышленности - 500 сотрудников;
- среднегодовая выручка для большинства предприятий непроизводственных отраслей - 7 млн. долл.
Однако в каждой отрасли есть исключения. Рассмотрим детально критерии (среднесписочная численность персонала и среднегодовая выручка) отнесения к субъектам малого предпринимательства для основных отраслей экономики США.
1. Строительство [14]:
- генеральное строительство и подряд на тяжелые строительные работы: 33,5 млн. долл.
- специальные строительные работы: 14 млн. долл.
- земляные работы по выемке грунта: 20 млн. долл.
2. Розничная торговля [14]:
- большинство отраслей розничной
Первый критерий - численность занятых, характерен для США и ЕС, так как данный показатель позволяет провести быстрый и наглядный анализ в отраслевом, межотраслевом и международном аспектах для разработки наиболее эффективных направлений развития МБ, а также при определении малых предприятий, имеющих право доступа к системе государственной поддержки.
По сравнению с США в ЕС помимо объема продаж добавлен еще один критерий - сводный баланс, для которого установлен собственный показатель.
В США по сравнению с ЕС к малым предприятиям относятся достаточно крупные организации с числом занятых -500 чел., в то время в ЕС только 49 чел. Однако в ЕС увеличен критерий - объем продаж до 10 млн. евро, в то время в США только 7 млн. долл.
торговли: 7 млн. долл.
- некоторые отрасли розничной торговли (например, продуктовые магазины, универмаги, дилеры на автомобили и электрические устройства) имеют более высокие критерии размера предприятия 35,5 млн. долл. (или 200 сотрудников для предприятий по продаже новых автомобилей).
3. Услуги [14]:
- наиболее распространенные виды услуг: 7 млн. долл.
- компьютерное программирование, обработка данных и проектирование систем: 25,5 млн. долл.
Начиная с 1 января 2005 г. в Европейском Союзе (ЕС) действуют единые критерии градации мелких
(микропредприятий), малых и средних предприятий, представленные в таблице 1.
ЕС введено необходимое
дополнительное условие предельный (не более 25%) размер доли участия в уставном капитале или права участия в голосовании для других индивидуальных
предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц, которые не отвечают вышеперечисленным количественным характеристикам. В последнем случае исключение составляют компании, осуществляющие
государственные инвестиции, компании рискового (венчурного) капитала или институциональные инвесторы, если они по отдельности или вместе не осуществляют контроль над данным предприятием. Возможность стать соучредителем малых и средних предприятий получили
университеты, некоммерческие
исследовательские центры, органы местного самоуправления муниципалитетов с населением менее 5 тыс. чел. и годовым
Таблица 1 - Критерии отнесения субъектов предпринимательства к мелкому, малому и среднему бизнесу в ЕС [5]_
Категория предприятий Число занятых (чел.) Объем продаж (млн. евро) Сводный баланс (млн. евро)
Микропредприятия 0-10 < 5 < 2
Малые предприятия 10-49 < 10 < 10
Средние предприятия 50-249 < 50 < 43
бюджетом менее 10 млн. евро, фонды регионального развития [5].
В настоящее время в России существуют следующие критерии отнесения субъектов предпринимательства к микро-, малому и среднему бизнесу. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:
1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого
предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений
юридического лица [8].
2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства»
предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость составляют для [12]:
- микропредприятий - 60 млн. руб.;
- малых предприятий - 400 млн. руб.;
- средних предприятий - 1000 млн. руб.
3. Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
Под субъектами малого
предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Индивидуальный предприниматель (ИП) - физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированное в качестве
предпринимателя в установленном порядке. Основной нормой, определяющей правовое положение гражданина-предпринимателя, является статья 23 Гражданского кодекса РФ.
Сравним критерии отнесения субъектов предпринимательства к МБ в России и в развитых экономиках Европейского Союза и Соединенных Штатах Америки, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнение критериев отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу в США, ЕС и России [5, 14]
Государство / союз Число занятых (чел.) Объем продаж Сводный баланс
Соединенные Штаты Америки* < 500 < 7 млн. долл. -
Европейский Союз < 49 < 10млн. евро < 10 млн. евро
Российская Федерация < 100 < 400 млн. руб. < 400 млн. руб.
* - для каждой отрасли есть исключения
Из таблицы 2 видно, что в России действует Европейская модель отнесения субъектов предпринимательства к МБ. Так в РФ, как и в ЕС, введено необходимое дополнительное условие - предельный (не более 25%) размер доли участия в уставном капитале или права участия в голосовании для других индивидуальных
предпринимателей или юридических лиц (исключение составляют государственные инвестиции, венчурные фонды,
институциональные инвесторы). В законодательстве России, как и в Европейском Союзе, учитывается критерий объема продаж (выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость) или сводный баланс (балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год), однако в ЕС значение данных критериев совпадает только у малого бизнеса.
Значение критерия «Число занятых» в РФ в два раза больше, чем в ЕС, и значительно меньше, чем в США. Особенностями отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу в США является то, что критерий индивидуален для каждой отрасли и подотрасли экономики и критерий выделяется только один, либо число занятых, либо объем продаж. Похожая модель существовала в России до 01.01.2008 г., она учитывала только критерий по числу занятых и дополнительное условие. В соответствии с Федеральным Законом от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, а также средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 чел.;
- в строительстве - 100 чел.;
- на транспорте - 100 чел.;
- в сельском хозяйстве - 60 чел.;
- в научно-технической сфере - 60
чел.;
- в оптовой торговле - 50 чел.;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
По нашему мнению, данные значения критерия «Число занятых» более объективны, так как отрасли экономики неоднородны и имеют свои особенности.
Классификация малых предприятий.
Для рассмотрения внутренней структуры региона изучим классификацию малых предприятий. В своих работах отечественные исследователи, такие, как
A.О. Блинов, Л.А. Колесникова, Ю.Н. Нестеренко,
B.А. Гражданкин, В.В. Манаев и др. касались вопроса классификации субъектов малого бизнеса только при описании критериев отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Так, при анализе отечественного и зарубежного опыта они выделяли следующие критерии:
- численность персонала;
- объем продаж;
- величина уставного капитала;
- структура собственности.
Классификация субъектов малого
бизнеса (МБ) может быть использована органами государственной власти субъекта РФ:
- при разработке будущих программ по поддержке и развитию субъектов МБ, для более детального определения объекта программ;
- для нахождения прогрессивных и экономически развитых предпринимательских структур;
- для правильного учета и отчетности при создании статистической базы.
Рассмотрим, предложенные нами классификационные признаки малых предприятий:
1. По масштабу деятельности: малые предприятия (МП); микропредприятия. Критерии отнесения субъектов предпринимательства к микро- и малому бизнесу рассмотрены выше, включают такие показатели, как средняя численность работников и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС (или балансовая стоимость активов).
2. По видам экономической деятельности МП можем разделить на следующие, укрупненные группы:
- сельское хозяйство (в том числе охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство);
- добыча полезных ископаемых;
- промышленность (обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
- строительство;
- торговля;
- сфера услуг (гостиницы, рестораны, транспорт, связь, образование, здравоохранение и т.д.);
- финансовая деятельность;
- операции с недвижимым имуществом.
3. По виду организационно-правовой формы:
- юридические лица (потребительские кооперативы и коммерческие организации за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
- физические лица (индивидуальные предприниматели, крестьянские
(фермерские) хозяйства).
В таблице 3 представлены основные показатели деятельности субъектов малого бизнеса в зависимости от формы собственности. Среди регионов, входящих в состав СФО, выбраны те, в которых наиболее развито малое
предпринимательство (МП). Среди субъектов РФ, входящих в состав Сибирского Федерального округа (СФО), в Республике Алтай зарегистрировано 51 малое предприятие на 1000 чел. населения, Новосибирской области - 45 малых предприятий, Томской области - 38 малых предприятий. В Алтайском крае и Республике Хакасии на 1000 чел. населения региона приходится 37 малых предприятий, в Республике Бурятия и Омской области -36 малых предприятий, в Республике Тыва - 34 малых предприятия, в Забайкальском крае - 31 малое предприятие, а в Красноярском крае, Иркутской и Кемеровской области - 30, 28 и 27 малых предприятия на 1000 чел. населения региона, соответственно [7]. Однако, ввиду различной численности населения субъектов РФ, невозможно по данному показателю судить об уровне развития малого бизнеса в регионе.
Исходя из анализа основных показателей деятельности субъектов РФ, входящих в состав СФО, представленных в таблице 3, видно, что малые предприятия, созданные в форме юридических лиц (ЮЛ), наиболее развиты в Новосибирской области, так как в данном регионе значения по всем представленным показателям имеют максимальное значение. Алтайский край по уровню развития малого бизнеса входит в четверку наиболее развитых субъектов РФ, входящих в СФО. По уровню развития малых предприятий, образованных в виде индивидуальных предпринимателей (ИП), Алтайский край занимает одно из лидирующих позиций, так значение показателей количества индивидуальных предпринимателей, объема инвестиций в основной капитал МП и размера основных фондов имеют максимальное значение,
среди регионов, входящих в состав СФО. В целом по стране наблюдается превышение количества малых предприятий, созданных виде ИП, над малыми предприятиями - ЮЛ, данная тенденция характерна и для субъектов РФ, входящих в СФО. Исключение составляет только
Новосибирская область, в данном регионе количество малых предприятий - ЮЛ на 18% больше, чем количество малых
предприятий - ИП.
Малый бизнес играет важную роль для снижения социально-экономической напряженности в регионе, способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивая занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Следовательно, мы можем добавить в нашу классификацию субъектов малого бизнеса следующие
классификационные признаки.
Таблица 3 - Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства за 2010 г. [7]_
Малые предприятия
Показатель Всего В том числе микропредприятия
ЮЛ ИП ЮЛ ИП
Количество предприятий - всего - Российская Федерация (РФ); - Сибирский федеральный округ (СФО); - Новосибирская область; - Алтайский край; - Омская область; - Красноярский край; - Иркутская область; - Кемеровская область. 1644269 231682 63936 26601 21241 2926812 421465 54063 61083 49222 1415186 203189 58041 22915 18252 2885736 415553 53641 60373 48349
32570 23415 26716 52803 44915 47883 28529 19880 22856 51866 44175 47240
Число замещенных рабочих мест, тыс. - РФ; 11149 5292,4 3883,3 4135,8
- СФО; 1428,3 755 484,3 589,1
- Новосибирская область; - Алтайский край; 276 191,2 69,4 105,8 99,1 65,7 57,3 85,5
- Омская область; 149,5 89,1 50,6 62
- Красноярский край; - Иркутская область; - Кемеровская область. 204,6 172,1 203,8 107,6 83,5 95 70,9 58,3 62,2 85.4 62,7 76.5
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млрд. руб. - РФ; 18933,8 4209,5 5609,2 2635,2
- СФО; 2104,2 570,7 676,2 353,6
- Новосибирская область; - Алтайский край; 542,5 255,2 48,1 68,1 163,4 83,8 33,8 47,2
- Омская область; 196,5 73,3 68,5 40,2
- Красноярский край; - Иркутская область; - Кемеровская область. 300,1 281 245 114,9 62,6 59 100,4 86,2 77,3 64,4 41.2 39.3
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. - РФ; 520,3 128,1 199 103,1
- СФО; 69,4 16 27,6 12,1
- Новосибирская область; - Алтайский край; 14,1 10,9 1,6 2,7 5,3 4 1,3 1,9
- Омская область; 6,1 1,9 3,7 1,3
- Красноярский край; 8,1 1,6 2,8 1,2
- Иркутская область; 7,4 2 2,9 1,5
- Кемеровская область. 12,3 1,6 4,2 1,3
Основные фонды на конец года, млрд. руб.
- РФ; 3073,2 3073,2 1111,5 914,9
- СФО; 345,5 148,1 153,5 119,7
- Новосибирская область; 77,7 14,5 37,4 12,7
- Алтайский край; 46,9 23,2 19,4 18,6
- Омская область; 38 17,8 19,1 14
- Красноярский край; 38,7 14,3 14,5 10,8
- Иркутская область; 42,4 15,5 20,4 12,4
- Кемеровская область. 44,3 17,3 18 14,4
4. В зависимости от уровня занятости населения на малых предприятиях:
- низкий (менее 15 чел.);
- средний (16 - 50 чел.);
- высокий (51 - 100 чел.).
Критерии отнесения малого
предприятия к низкому, среднему или высокому выделены на основе законодательства РФ. Так малое предприятие со среднесписочной численностью занятых менее 15 чел. является микропредприятием,
следовательно, имеет низкий уровень занятости. А малое предприятие с числом занятых более 50 чел. является, как правило, стабильно развивающимся предприятием с установившейся организационной
структурой, налаженной системой сбыта и т.д., и в дальнейшем может перейти в разряд средних предприятий,
следовательно, уровень занятости в таких организациях можно оценить как высокий. Данные критерии могут быть применены как к отдельному малому предприятию, так и к отрасли экономики в целом, при расчете среднего значения занятых на одно малое предприятие.
Исходя из анализа данных видно, что уровень занятости населения на малых предприятиях в РФ по всем отраслям экономики является средним и находится в границах 16 - 50 чел. Самое низкое значение средней численности работников на МП зафиксировано в сфере образования.
5. В зависимости от уровня инвестиционной привлекательности малого
бизнеса можем выделить следующие критерии:
- низкий уровень (до 1 млн. руб.);
- средний уровень (от 1 до 5 млн. руб.);
- высокий уровень (свыше 5 млн. руб.).
Для оценки МП по предложенным
критериям необходимо использовать данные по отдельному малому предприятию, для оценки уровня инвестиционной привлекательности
отрасли экономики, следует применять данные в расчете на одно МП в регионе. Значения критериев определены на уровне средних по стране. Так из анализа данных основных показателей деятельности МП в России за 2012 г., следует, что высокий уровень инвестиционной
привлекательности имеют следующие виды экономической деятельности: добыча топливно-энергетических полезных
ископаемых (12,68 млн. руб./ед.), добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (7,05 млн. руб./ед.), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (5,69 млн. руб./ед.), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (5,02 млн. руб./ед.) [6].
6. В зависимости от уровня оборота, малые предприятия можно разделить на следующие группы:
- низкий уровень (до 10 млн. руб.);
- средний уровень (от 10 до 50 млн. руб.);
- высокий уровень (свыше 50 млн. руб.).
Для оценки уровня оборота МП по
предложенным критериям необходимо использовать данные по отдельному малому предприятию либо по отрасли экономики, но в расчете на одно малое предприятие. Значения рассматриваемых критериев определены на уровне средних данных по РФ. Объем оборота
менее 10 млн. руб. [6] характерен для микропредприятий, а среднее значение оборота малых предприятий (в расчете на 1 МП) по РФ составляет 48,01 млн. руб.
Составим матрицу уровня развития малого бизнеса по четвертому, пятому и шестому классификационным признакам (таблица 4).
Исходя из анализа таблицы 4, можно сделать вывод, что уровень занятости населения на МП в России по всем отраслям экономики соответствует критерию со средними показателями. Однако, в сфере образования значение показателя средней численности занятых на МП находится рядом с нижней границей и составляет 19 чел./ед. Такие виды экономической деятельности, как: текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; прочие производства;
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды; оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны; научные исследования и разработки; образование; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, - нуждаются в дополнительных инвестициях. Значения показателя оборота малых предприятий, в целом по РФ, находятся в границах среднего и высокого уровней. Но, в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из дерева; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, значения критерия находится у нижней границы.
Вид экономической деятельности Уровень занятости населения на МП Уровень инвестиционных вложений в МБ Уровень оборота МП
Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство средний высокий средний
Раздел В. Рыболовство, рыбоводство средний средний высокий
Раздел С. Добыча полезных ископаемых средний высокий высокий
Подраздел СА. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых средний высокий высокий
Подраздел СВ. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических средний высокий высокий
Раздел D. Обрабатывающие производства средний средний средний
Подраздел DA. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак средний средний средний
Подраздел DB. Текстильное и швейное производство средний низкий средний
Подраздел DC. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви средний низкий средний
Подраздел DD. Обработка древесины и производство изделий из дерева средний средний средний
Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство; Издательская и полиграфическая деятельность средний средний средний
Таблица 4 - Матрица развития малого бизнеса в России по основным видам экономической деятельности
Подраздел DG. Химическое производство средний средний высокий
Подраздел DH. Производство резиновых и пластмассовых изделий средний средний высокий
Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов средний высокий высокий
Подраздел DJ. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий средний низкий средний
- Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) средний средний средний
Подраздел DL. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования средний средний высокий
Подраздел DM. Производство транспортных средств и оборудования средний средний высокий
Подраздел DN. Прочие производства средний низкий средний
Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды средний низкий Продолжение средний таблицы 4
Раздел F. Строительство средний средний высокий
Раздел й Оптовая и розничная торговля. Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования средний низкий высокий
Раздел Н. Гостиницы и рестораны средний низкий средний
Раздел I. Транспорт и связь средний средний средний
Раздел К. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг средний средний средний
Раздел Ь. Научные исследования и разработки средний низкий средний
Раздел М. Образование средний низкий средний
Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг средний средний средний
Раздел О. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг средний низкий средний
Таким образом, ряд видов экономической деятельности отстает в развитии и нуждается в дополнительной поддержке. Однако, субъекты РФ
неоднородны, для каждого региона характерна определенная специфика. В субъекте РФ необходимо провести анализ МП по предложенным классификационным признакам, в результате необходимо выделить слабо развитые виды экономической деятельности и для них ввести исключения. Исключения могут быть выражены в виде налоговых льгот, увеличения финансирования
государственной поддержки для отстающих отраслей экономики или увеличения
критериев отнесения субъектов
предпринимательства к МБ, до 200 чел. занятых на МП и до 500 млн. руб. выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (или балансовой стоимости активов) за предшествующий календарный год.
Введение предложенных исключений, по отнесению субъектов
предпринимательства к малому бизнесу, позволит увеличить количество заявок для участия в программах по поддержке малого бизнеса, что, в свою очередь, позволит отобрать наиболее перспективных и экономически развитых кандидатов.
Таким образом, исходя из анализа
зарубежного и отечественного опыта по выделению критериев отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу, следует отметить, что до 01.01.2008 г. в Российской Федерации преобладала американская модель, а с 01.01.2008 г. -европейская модель. Основным отличием данных моделей является то, что в американской модели для каждого вида экономической деятельности существует собственный и единственный критерий либо число занятых, либо среднегодовая выручка. В европейской модели для всех отраслей экономики введены единые критерии отнесения субъектов
предпринимательства к малому бизнесу, к ним относятся и число занятых, и объем продаж (или сводный баланс), а также дополнительное условие.
На сегодняшний день в России, в соответствии с законодательством, существуют общие для всех отраслей экономики критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому бизнесу, однако они не учитывают внутреннюю структуру субъектов Российской Федерации.
Предложенная нами классификация субъектов малого бизнеса может быть полезна органам государственной власти субъекта РФ при разработке будущих программ по поддержке и развитию субъектов МБ, для нахождения прогрессивных и экономически развитых предпринимательских структур, а также для правильного статистического учета МП. Данная классификация включает
следующие признаки: по масштабу деятельности, по видам экономической деятельности МП, по виду организационно-правовой формы МП, в зависимости от уровня занятости населения на малых предприятиях, в зависимости от уровня инвестиционной привлекательности МБ, в зависимости от уровня оборота МП.
Рассмотренные классификационные признаки позволяют определить уровень развития вида экономической деятельности региона. Для более динамичного развития отстающего вида деятельности, а, следовательно, и для улучшения социально-
экономической системы региона, необходимо ввести исключения.
Исключения могут быть выражены в виде налоговых льгот, увеличения
финансирования государственной
поддержки для отстающих отраслей экономики или увеличения критериев отнесения субъектов предпринимательства к МБ. Увеличение критериев по отстающим отраслям будет способствовать более качественному отбору кандидатов для оказания помощи со стороны государства и более динамичному развитию социально-экономи-ческой системы региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блинов, А.О.: Эволюция развития малого предпринимательства в России. URL: http://www.e-xecutive .ru/knowledge/smb/632821/
2. Блинов, А.О. Проблемы и особенности развития малого предпринимательства в России. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/391/694/1219/057.BLINOV.pdf
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. № 53 от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Гражданкин, В. А. Малое предпринимательство в современных условиях: монография / под ред. А.Б. Крутика. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. - С. 126.
5. Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса / Под редакцией В.Л. Верникова. - М.: Весь мир, 2010. - С. 176.
6. Институциональные преобразования в экономике. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#
7. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, 2011. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/prom/ small_business/inter_itog/index.html
8. Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2000. - С. 623.
9. Манаев, В.В. Малое предпринимательство Алтайского края: монография / Федер. агентство по образованию, Рубцов. индустриальный ин-т, Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2009. - С. 89.
10. Нестеренко, Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России: монография. - М.: Издательский центр РГГУ, 2007. - С. 260.
11. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 № 88-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 25. - Ст. 2343.
12. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 09 февраля 2013 № 101 // Собрание законодательства РФ. 2013. - № 7. - Ст. 646.
13. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
14. Summary of Size Standards by Industry. URL: http://www.sba.gov/content/summary-size-standards-industry