Научная статья на тему 'Практика формирования интереса к научным исследованиям у студентов педагогического университета'

Практика формирования интереса к научным исследованиям у студентов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / НАУЧНЫЙ КРУЖОК / УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДГПУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханов Закир Ибадулахович

Проанализирован опыт работы управления научных исследований университета по формированию у студентов интереса к научно-исследовательской работе, определены основные формы организации научно-исследовательской работы студентов, которые способствуют росту числа студентов, участвующих в научных кружках, конференциях, конкурсах, выставках и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика формирования интереса к научным исследованиям у студентов педагогического университета»

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

®2011 Алиханов З.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

Проанализирован опыт работы управления научных исследований университета по формированию у студентов интереса к научно-исследовательской работе, определены основные формы организации научно-исследовательской работы студентов, которые способствуют росту числа студентов, участвующих в научных кружках, конференциях, конкурсах, выставках и т.п.

The author of the article analyzes the working experience of the Scientific Research department of the university on formation of the students’ interest to the research work, determines the basic forms of organization of students’ scientific research work, which promote the growth of number of the students participating in scientific circles, conferences, competitions, exhibitions, etc.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов,

студенческое научное общество, научный кружок, управление научных исследований ДГПУ.

Keywords: students’ scientific research work, students’ scientific society, scientific circle, DSPU Scientific Research department.

Студенческое научное общество студентов содержит огромный потенциал для творческого развития его участников. В процессе научного исследования студент осуществляет перенос усвоенных знаний в новую ситуацию, у него формируются самостоятельное видение проблемы, альтернативные механизмы ее решения, он комбинирует

разнообразными способами

деятельности и т.д. В ходе научно-исследователь-ской работы

происходит осознание

необходимости непрерывного

профессионального самообразования и

самосовершенствования, стимулируется личностное и профессиональное становление, развиваются способности и т.д. Во время научно-исследователь-ской деятельности обеспечиваются

мотивация к постоянному

пополнению «багажа»

профессиональных знаний,

познавательная активность

студентов, ориентирующие на

деятельное участие в научном поиске, в рамках которого решается задача выявления и отбора студентов, склонных к

исследовательской деятельности на ранней стадии обучения в вузе.

Важным принципом научно-иссле-довательской работы студентов (НИРС) является преемственность методов и форм организации от курса к курсу, одной учебной дисциплины к другой, одних видов учебных занятий к другим и т.д. При этом необходимо учитывать, чтобы сложность и объем знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе выполнения различных видов научной работы, возрастали постепенно.

В Дагестанском государственном педагогическом университете работа студенческого научного общества предполагает включение в научно-исследова-тельскую деятельность через различные формы, среди которых: работа в научных кружках и проблемных группах; участие в конкурсах и выставках научных работ;

выступления на студенческих конференциях; подготовка

студенческих публикаций и т.д., которые, на наш взгляд, следует сгруппировать:

- учебно-исследовательская работа студентов, осуществляемая в рамках учебного плана изучения дисциплины;

- научно-исследовательская работа студентов, выполняемая сверх учебных планов.

Следовательно, студенты

университета, проявившие

способности и интерес к научной работе в основной учебной деятельности, привлекаются к исследовательскому процессу в подразделениях университета во внеучебное время (научноисследовательские институты,

научные лаборатории).

В целях совершенствования и активизации научно-

исследовательской деятельности студентов создано студенческое научное общество (СНО), которое включает наиболее активных и креативных студентов факультетов, студенческие научные кружки, проблемные и творческие группы. Каждый успевающий студент, проявляющий интерес к научноисследовательской работе и активно работающий в одном из объединений общества, может стать членом СНО.

С целью адаптации к учебной деятельности студентов 1 курса, активизации их в научной и общественной жизни отделом НИРС управления научных исследований ДГПУ разработана программа адаптации, предполагающая

организацию различных встреч первокурсников с деканатом, активом факультета, представителями

научных школ, тренинговые упражнения на сплочение и командообразование, экскурсии по университету и т.д. Отметим, что тренинги проводятся на всех факультетах университета, что позволило выработать единые подходы к организации научных обществ и программных групп.

В университете создан совет молодых ученых, который совместно со специалистами комитета по делам молодежи и экспертного совета грантов президента Республики Дагестан координирует вопросы

реализации государственной

молодежной политики, вовлечения молодых людей в научноисследовательскую деятельность, участия в региональных и международных мероприятиях. Деятельность совета получила высокую оценку научной

общественности.

В настоящее время в студенческое научное общество университета входят 500 студентов, объединенных в научные кружки, проблемные группы и лаборатории, для которых ежегодно проводятся Дни науки, организуются выставки творческих работ, конкурсы, научнопрактические конференции и т.д. При этом в конференциях ежегодно участвует более 2000 студентов, заслушивается более 1000 докладов.

С целью определения мнения студентов об эффективности научноисследовательской работы

проведено анкетирование среди студентов 2-4 курсов факультетов ДГПУ, которое включало вопросы о степени заинтересованности

студентов в научно-

исследовательской работе, формах участия в научных кружках и проблемных группах, механизмах мотиваций и путях активизации научной работы и т.д. Результаты проведенного опроса

свидетельствуют о том, что 13,0% опрошенных состоят в научных кружках и столько же - никогда о таковых не слышали. Не может не радовать желание и стремление студентов участвовать в научной деятельности (55,2%). На вопрос «Участвуете ли Вы в научноисследовательской деятельности в вузе?» 15,0% респондентов

ответили, что имеют публикации; 18,0% участвуют в грантовой деятельности, а 20,0% имели материал, подготовленный к изданию (рис. 1).

25- □ %

15'

10 ■

5

0 1 1

Есть публикация статей, Студежеский грант Материал к изданию

тезисов

Рис. 1. Участие в научно-исследова-тельской деятельности

Следует отметить наличие студентов, которым не интересно получать дополнительные знания -19,0%. Анализ анкетных данных показывает, что основными мотивами (рис. 2) участия в научно-исследовательской деятельности студентов выступает: возможность

попасть в интересный коллектив (45,0%), заинтересованность в самой исследовательской работе (30,2%), дополнительный заработок (12,2%), значимость для профессионального роста (14,5%).

2

О

я

&

§1

Не

■5 -®- О

8 К а г ф х Є

^ 9

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Хотели бы Вы принимать участие в научном кружке или проблемной группе?»

Основными показателями

включенности студентов в НИРС выступают: участие в конференциях, в олимпиадах, конкурсах разной направленности и уровня. Такие данные, содержащиеся в отчетах научной деятельности кафедр ДГПУ, отражены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Показатели НИРС за 2007-2010 гг.

ПОКАЗАТЕЛЬ Количественные данные

2007 2008 2009 2010

Конкурсы на лучшую НИР студентов, проведенные ДГПУ, 8 13 19 21

из них международные, всероссииские, региональные 1 3 4 3

Студенческие, конкурсы, проведенные ДГПУ, 0 23 29 31

из них международные, всероссииские, региональные 0 9 17 20

Выставки студенческих работ, проведенные ДГПУ, 3 20 24 26

из них международные, всероссииские, региональные 3 17 21 21

Численность студентов, 10736 9749 7265 6199

из них участвующих в НИР 780 1720 1968 3225

Доклады на научных конференциях, семинарах и т.п. всех уровней (в том числе студенческих), 581 1202 1480 1223

из них международных, всероссииских, региональных 581 418 501 572

Научные публикации студентов всего, 156 793 866 972

изданные за рубежом 0 0 7 16

без соавторов-работников вуза 45 172 257 695

Медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные на конкурсах на лучшую НИР и на выставках, 102 73 135 149

из них открытый конкурс, проводимый по приказу Минобрнауки РФ, на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам 3 4 8 17

Гранты, выигранные студентами 1 6 3 7

Стипендии Президента РФ, получаемые студентами 5 5 5 5

Анализ представленных данных свидетельствует о том, что с каждым годом в научно-исследова-тельской работе студентов заметны

существенные изменения в сторону роста количественных и

качественных показателей.

Только за 2010 год студенты университета приняли участие в конференциях: «На старте года

молодежи - 2010»; «Роль

молодежных объединений в патриотическом воспитании

молодежи»; «Молодежное

социальное добровольчество: опыт и перспективы развития»; «Прорыв 2010»; «Я - учитель XXI века»; «Межрегиональный студенческий фольклорный фестиваль»; «1Т -Планета 2010»; «Международный историко-патриотический форум»; международный форум «Неделя дружбы студенческой молодежи -2010».

Для лучшей организации научно-исследовательской работы

студентов на кафедрах избираются ответственные за НИРС из числа преподавателей. Основную помощь в осуществлении НИРС как преподавателям, так и студентам оказывает управление научных исследований университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в ДГПУ успешно функционирует структура НИРС. Наука без молодежи - общество без будущего. Только преемственность в научно-исследова-тельской деятельности, передача

накопленного опыта и полученных знаний молодым специалистам обеспечат инновационное развитие России.

Примечания

1. Залевский Г. Утечка мозгов из России // URL: http: www.proza.ru/2005/11/04-61. 2. Интеллект нации // Общероссийский ежемесячный журнал политических и деловых кругов «Наша власть». 2008. № 10(90) // URL: http: nashavlast.ru 3. Карловская А. А. Студенческая наука как фактор национального развития // Активность студенческой молодежи в формировании и развитии социокультурного пространства вуза. Материалы международной научно-практической конференции. Благовещенск : Изд-во Амурского государственного университета, 2008. 268 с. 4. Кочкина Н„ Николаев О., Павлов А. Кадровый потенциал российской науки: потери и пути преодоления спада // URL: http: www.chelt.ru 5. Соболев В. Н. Россия утрачивает научно-технический комплекс как основу устойчивого экономического роста // URL: http:

www.intellectuals.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.