дом «Дашков и Ко», 2005. 360 с.
5. Шаронова С. А. Деловые игр ы учебное пособие. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004 г. 166 с.
E. A. Ramenskikh.
Business game as a form of activization of students creative search.
This article is devoted to the use of business game in the educational process in the university. The adoption of different arts of games seems to be very actual question of the modern education.
Different arts of games promote the effectiveness of the education. The game as a form of problem education is a strong means of awakening of student's interest to the current subject and to the whole process of education.
Key-words: game, business game, process of education, student's creative search, problem education.
Получено 20.03.2010
УДК 378.091.33-028.026.9
О.А. Миронова, аспирант, 8 (4872) 35-20-82,
olga.mironova111 @gmail.com (Россия, Тула, ТулГУ)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Раскрыты понятия творчества студентов, научно- исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов. Проведен анализ научно-
исследовательской работы студентов, подробно отражены ее основные элементы, а также приведены данные выполнения НИРС студентами университета.
Ключевые слова: образование, творчество, учебно-исследовательская работа, научно-исследовательская работа.
Образование - это результат, создаваемый в течение многих лет спланированной и организованной работы огромного количества людей. Здесь можно сказать об огромном вкладе разработчиков учебных планов и программ, авторов учебников и пособий, студентах и преподавателях.
Повседневная деятельность преподавателей направлена не только на проведение очередного занятия и вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, но и на развитие творческого потенциала учащихся. Именно творческий подход к решению различного рода задач, проблем и создание новых технических решений дает студенту возможность раскрыть свой потенциал в научно-исследовательской работе.
Творчество - процесс создания или выявления субъектом новых сведений или объектов духовной или материальной культуры, основанный на мышлении, выходящим за пределы известного, на реализации собственного видения объекта, задачи или проблемы и сознательном отказе
от сложившихся представлений или известных способов [1, с.166].
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [2]. Именно материальные и духовные ценности удовлетворяют потребности общества и каждого человека в отдельности. Интеграция потребностей позволяет людям направить все свои знания, умения и навыки на развитие науки и техники. Объединение теоретических знаний и практического опыта позволяет упростить решение различных научных и технических задач.
Для студентов, получивших в процессе обучения «багаж знаний», представляется возможность самореализоваться в учебно-научноисследовательской работе.
Термины «научно-исследовательская работа» и «учебноисследовательская работа» толкуются по-разному. Так, под научноисследовательской работой понимают такую работу студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование. Под учебноисследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой.
Как видно, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы студентов взаимодополняют друг друга [3, с.202-203].
В исследовании М.А. Байдман учебно-исследовательская работа студентов определяется как комплексная система интенсификации учебного процесса посредством внедрения во все виды учебной работы студентов на протяжении всего периода их обучения элементам научной работы, направленных на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов. Научно-исследовательская работа - это комплексная система участия студентов во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих, профессиональных качеств студентов, воспитывающая резерв ученых-исследователей, ученых-педагогов [4, с.61].
Существует множество различных толкований терминов «учебноисследовательская» и «научно-исследовательская работа студентов вне зависимости от места занимаемой ей в учебном плане. Научноисследовательская работа студентов - «процесс решения студентами целого ряда научно-исследовательских задач стериотипного и нестереотипного характера как в учебное, так и во внеучебное время, результатом которого является тот или иной уровень сформированности у них исследовательских умений и навыков по специальности» [5, с.75]. Учебно-исследовательская работа студентов - «разумное внедрение элементов научных исследований, элементов творчества в учебный процесс, в известные академические формы обучения, в лабораторные и практические занятия, дипломные и курсовые работы и т.д.» [6, с.36].
А.А. Лебедев эти два вида исследовательской деятельности студентов различает по этапам подготовки студентов к творческой исследовательской деятельности. Учебно-исследовательской
деятельностью он называет «работу студентов, обеспечивающую
приобретение ими необходимых навыков творческой исследовательской деятельности; завершается эта работа самостоятельным решением студентами задачи, уже разработанной в науке». Научно-исследовательской автор называет «такую работу студентов, выполнение которой дает новый для науки результат» [7, с.49].
Таким образом, из приведенных определений учебно-
исследовательской и научно-исследовательской работы студентов видно, что различием является степень самостоятельности выполнения задания студентом и новизна полученного им результата.
Существующее деление исследовательской работы студентов на учебную и внеучебную весьма условно, так как эти два вида научной деятельности служат одной цели - подготовке творческого специалиста высокой квалификации. Едины и задачи общих видов научной работы: повышение профессиональных знаний, выработка исследовательских умений, углубление полученных фундаментальных знаний, выработка исследовательских умений, развитие творческой активности, самостоятельности и другие.
Таким образом, вводим термин «учебно-научно-исследовательская работа студентов» (УНИРС), под которой понимаем процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей с этой целью на начальном этапе внедрение элементов научных исследований в учебный процесс в вузе, а в дальнейшем - самостоятельную исследовательскую работу студента по проблеме; при этом используются аудиторные и внеаудиторные формы организации педагогического процесса в вузе [8, с.205].
Сегодня ситуация такова, что индивидуальные наклонности и способности студентов проявляются начиная с третьего курса, выполняя, например, курсовую работу или разбирая какую-то проблему, студент находится в постоянном общении с преподавателем и только в этот период может раскрыть свои индивидуальные способности.
На кафедрах и факультетах университета используются следующие организационные формы научно-исследовательской работы студентов:
- студенческие научные кружки;
- проблемные творческие группы, выполняющие исследования по проблемам, связанным с интересами как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом;
- участие в научных обществах (научная микро-школа «Ступени мастерства», Совет молодых ученых, Студенческое научное общество по направлению «Обеспечение безопасности человека в продно-техногенной
среде»);
- участие в научных программах и грантах (рис. 1);
- участие в научных выставках и конференциях, выступления с научными докладами и сообщениями, публикации статей (рис. 1, 2);
- подача заявок и получение охранных документов на объекты промышленной собственности.
Г ранты
■Заявки
Выставки
Медали
Дипломы I
Рис. 1. Участие студентов ТулГУ в конкурсах и выставках
5000
4500
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
1502 1553
113 2850 2872
2520
914
2006 2007 2008 2009
I □ Публикации с соавторами □ Публикации без соавторов I
Рис. 2. Публикации студентов ТулГУ
Так, в 2009 году в НИРС было вовлечено 2385 студентов, что составляет почти 20 % от общего числа обучающихся (рис. 3).
Таким образом, научно-исследовательская работа студентов содействует формированию у студентов таких качеств личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность и т.п.
721; 31%
□ И BTC
■ Киб.
□ г- с
□ Е - Н
■ М - М
□ Техн.
■ ЭнП
□ Гум.
■ Мед.
■ Иностр.
Рис. 3. Результаты НИРС ТулГУ за 2009 г.
Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию.
Список литературы
1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
2. Психологический словарь. М., 1983.
3. Стефанская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: метод. пособие. Второе издание. М.: Изд-во «Совершенство», 2000. С. 202-203.
4. Байдман М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности: дис. ... канд. пед. наук. Одесса, 1985. С.61.
5. Неспадова В.Г. Особенности деятельности преподавателя высшей школы по руководству научно-исследовательской работой студентов// Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. Барнаул, 1982. С.75.
6. Воробьев В.А. Научно-исследовательская работа студентов в учебной и научной деятельности вуза// Студенческое научное творчество. М., 1968. С.36.
7. Лебедев А.А. УНИРС и НИРС// Вестник высшей школы. №7. 1976. С. 49.
8. Стефанская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: метод. пособие. Второе издание. М.: Изд-во «Совершенство», 2000. С. 205.
О.А. Mironova
Development of students ’ creative potential during research work
The article touches upon the notions of students ’ creative work, their scientific and research activities. The analysis of students ’ research activities has been carried out, and the main elements of the work are dwelt upon. Some data is also given on the University students ’ participation in the scientific research activities.
Key words: education, creative work, educational work, research activity.
Получено 10.02.2010