DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10884
Н.Ю. Веселова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],
N.Yu. Veselova - Associate Professor of the Department of Industry and Project Management, Kuban State Technological University, [email protected];
Н.П. Бычкова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],
N.P. Bychkova - Associate Professor of the Department of Sectoral and Project Management, Kuban State Technological University;
А.А. Панкова - магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],
A.A. Pankova - Master's student of the Kuban State Technological University;
Я.В. Дмитрушко - магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],
Ya.V. Dmitrushko - Master's student of the Kuban State Technological University.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ, ТВОРЧЕСТВА И ИСКУССТВА PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING MUNICIPAL GOVERNANCE IN THE SPHERE OF DEVELOPMENT OF CULTURE, CREATIVITY AND ARTS
Аннотация. Изучены проблемы и даны рекомендации по взаимодействию органов власти и местного сообщества в сфере развития культуры и в частности творческой среды для улучшения качества жизни граждан, проживающих на территории муниципалитета. Проведен анализ политика муниципального района в области народного творчества и искусства, как компонента устойчивого социально-экономического развития территории. Обоснована роль социальных проектов в развитии народного творчества и искусства.
Abstract. The problems were studied and recommendations were given on the interaction of authorities and the local community in the development of culture and, in particular, the creative environment to improve the quality of life of citizens living in the territory of the municipality. The analysis of the policy of the municipal district in the field of folk art and art, as a component of sustainable socio-economic development of the territory. The role of social projects in the development of folk art and art has been substantiated.
Ключевые слова: местное самоуправление, культура, народное творчество, социально-экономическое развитие, социальный проект.
Keywords: local government, culture, folk art, socio-economic development, social project.
В новой поправке в Конституции записано: что культура должна быть доступной всем. И это право тоже обязывает государство к ее защите и поддержке. «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством. Культура - генетический код нации и символ страны» [1].
Основной целью органов местного самоуправления в сфере культуры признается развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности» [1].
Одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития является культура, поэтому должны создаваться такие условия, чтобы культурные ценности, самобытные традиции бережно передавались от поколения к поколению.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы изучить проблемы и предложить пути достижения поставленной цели путем взаимодействия органов власти и местного сообщества как инструмента развития культуры и в частности творческой среды для улучшения качества жизни граждан проживающих на территории муниципалитета.
Основные культурные события и акценты культурной политики сегодня перенесены на региональный и муниципальный уровни, где создаются стратегии развития сферы творчества с учетом социально-экономических особенностей развития территории, интересов различных категорий населения.
В работах таких авторов как Гренадерова Л.В., Неценко О.В. изложены проблемы культурно-творческого развития молодежи, авторы Еремян В. В., Ежевский Д. О. в своих работах раскрывают пути решения данных проблем путем . создания условй развития личности молодого человека, мотивации стремление молодых людей к активному проведению досуга в свободное время.
В условиях нестабильности процессов развития стремительно меняющегося мира, современных трансформационных процессов в российском обществе, новейших информационно-компьютерных технологий проблема становления личности приобретает актуальное значение, так как влияет на развитие познавательных и созидательных способностей детей и молодежи
На сегодняшний день существует ряд проблем, тормозящих развитие данного процесса а именно:
- отсутствие необходимой материально-технической базы в образовательных и культурных учреждениях района;
- сокращение числа сельских школ и концентрация развития творчества и искусства в районных центрах и крупных поселениях;
- исчезновение бесплатных кружков и секций на базе образовательных учреждений и развитие культурных центров развития на платной основе;
- рост цен на культурные услуги в сфере творчества и искусства;
- недостаток профессиональных кадров в этой сфере и уход и не желание их работать бесплатно, на добровольной основе;
- утрата духовно-нравственных ориентиров и ценностей среди молодежи и граждан района;
- отсутствие мотивации труда специалистов в сфере прикладного творчества и искусства;
- отсутствие мотивации со стороны органов власти по отношению к инициативным творческим учителям и специалистов;
- отсутствие социальных проектов по организации творческих кружков, объединений, общественных организаций и секций;
- недоработка органов власти по разработке концепции развития творчества и искусства в сельских поселениях и др.
Культурная политика муниципального района в области прикладного искусства и народного творчества должна опирается на понимание данной сферы как компонента устойчивого социально-экономического развития местного сообщества в координации с политикой и другими сферами народного хозяйства на данной территории. Органы местного самоуправления должны обеспечивать все необходимые предпосылки для социально -экономического, политического развития муниципального образования а также создавать достойные условия для сохранения и воспроизводства творческого потенциала её населения.
Стратегической целью муниципального образования должно стать концепция сохранение самобытной русской и других национальных культур, культурного наследия, содействие развитию всех видов и направлений литературы и искусства, формирование среды, благоприятной для раскрытия креативных способностей профессионального художественного сообщества и художественной самодеятельности населения в целом, а также привлекательной для жителей и гостей муниципального района. [4; 5]
Органы власти района в результате культурной политики должны сформировать привлекательную среду проживания для граждан таким образом, чтобы возникло желания для занятий прикладным творчеством и искусством в целях благоустройства и социально-экономического развития муниципалитета.
Для этого необходимо разрабатывать социальные проекты и мероприятия, которые позволили бы решить следующие задачи:
1) Совершенствование нормативно-правового, информационного и кадрового обеспечения сферы культуры.
2) Способствовать изучению и развитию прикладного народного творчества и искусства во всех его формах и проявлениях.
3) Осуществлять взаимосвязь органов власти с местным сообществом в целях поддержки, пропо-гандвыи популяризации заниятиями прикладным народным творчеством и искусством, включая индустрию современного искусства и творчества.
4) Создавать условия для воспроизводства интеллектуальных, профессиональных кадровых ресурсов сферы культуры и в частности народного искусства и творчества на муниципальном уровне.
5) Сохранять и эффективно использовать объекты культурного наследия и иных культурных ценностей в интересах граждан.
6) Создавать условия для межпоселенческих мероприятий в сфере народного искусства и творчества.
Как предлагают авторы В.А., Тишков. А.Я Данилюк,. В.А.Кондаков, Вейс Г, органы местного самоуправления для решения вышеизложенных задач должны обозначить приоритетные направления в сфере искусства и народного творчества на муниципальном уровне и в соответствии со спецификой территории ее социально-экономическим развитием. В контексте изучения данного вопроса, такими направлениями развития культуры в целом могут быть:
- совершенствование нормативно-правового, информационного и кадрового обеспечения сферы культуры;
- создание условий для воспроизводства интеллектуальных ресурсов сферы культуры.
- сохранение и эффективное использование объектов культурного наследия и иных культурных ценностей в целях повышения конкурентоспособности и привлекательности района.
- создание банка методических и учебно-методических пособий и разработок по данному вопросу местного значения;
- формирование и размещение в сети Интернет информацию о развитии на территории района прикладного искусства и народного творчества [8];
- создание программ повышения квалификации в сфере прикладного , народного творчества и искусства;
- развитие и поддержка социально-культурных инициатив, стимулирование творческой активности населения по сохранению ценностей и традиций через развитие прикладного искусства и творчества;
- развитие муниципально-частного партнерства путем привлечения к участию некоммерческие организации, общественные организации, коллективыв народного творчества района с целью поддержки социальных проектов и культурно-массовых мероприятий в сфере народного искусства и творчества на муниципальном уровне;
- создание и стимулирование инноваций в работе домов народного творчества; проведение экспедиций и создание базы данных самодеятельных мастеров художественного и декоративно-прикладного искусства, фольклорных коллективов [9].
Организация и развитие прикладного искусства и творчества предусматривает проведение фестивалей народного творчества и современного прикладного искусства. Внедрение новых форм организации развития народного прикладного творчества и искусства.
Таким образом, для реализации данных направлений необходимо:
- привлекать внебюджетные средства, организаций и учреждений заинтересованных в развитии творчества и искусства на территории муниципалитета;
- внедрять инновационные методы в работу организаций культуры и образования с применением современных информационных технологий;
- создание единой информационной сети (единого интернет-портала для сферы культуры); использование рекламных и PR-технологий для продвижения продуктов культурной деятельности района.
- поддержка, грантовых инициатив, направленных на возрождение культурной жизни в сельской местности;
- создание условий для обобщения и распространения инновационного опыта развития организаций культуры района;
- создание наиболее эффективных моделей организации работы учреждений культуры и образо-ванияв сфере народного искусства и творчества;
- проведение общественных слушаний и дискуссий по основным проблемам культурной жизни и культурной политики района в том числе и . в сфере народного искусства и творчества.
Для устранения выше выявленных проблем, необходимо разрабатывать и внедрять социальные проекты с привлечением внебюджетных средств и спонсорских вложений, привлечения инвесторов.
Социальные проекты по развитию народного творчества и искусства на территории района позволят лучше осуществлять в установленном порядке сбор и обмен информацией по данному вопросу, улучшить управление по проведению мероприятий в сфере искусства и народного творчества с целью повышения уровня жизни населения на данной территории.
Цель проекта должны быть направлены на приобщение к творческой деятельности как можно большего числа детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, молодежь и граждан к участию их в социокультурных мероприятиях муниципалитета.
Социальные проекты могут решить следующие задачи в данной сфере:
- создать условия для самореализации детей и молодежи;
- сформировать навыки взаимодействия детей с окружающим миром;
- привлечь внимание общественности к творческой деятельности детей, в том числе инвалидов через работу добровольцев, волонтеров;
- знакомить детей с разнообразием видов народного искусства и творчества в привлекательной и доступной форме.
Социальный проект должен включать такие мероприятия и целевые показатели, которые привлекали внимание всего местного сообщества муниципалитета, позволяли привлечь наибольшее количество граждан к участию, способствовали развитию способностей и желанию участвовать в различных культуроно-досуговых мероприятиях, сохранить историческую. ценность и традиции территории, например:
- проведение мастер-классов: лепка из глины, макроме, вязание и др;
- организация фестивалей ресни, танца, музыки и др.;
- проведение регулярных занятий по обучению народному творчеству и искусству;
- организация площадок для выставок, творческих встреч, аукционов;
- создание условий по возрождению истории района и истории казачества на данной территории;
- организация работы творческих мастерских: -художественная, творческая мастерская по декоративно-прикладному творчеству, мастерская ланшафтного дизайна, инсталяций и др;
- выпуск образовательной литературы по народному творчеству и искусству.
При внедрении проекта важно учитывать социально-экономический эффект, который может иметь качественные и количественные показатели, например выполнение мероприятий, доля населения участвующая, доля детей, молодежи, детей и граждан с ограниченными возможностями участвующмх в проекте, качество проведения меропиятий, занятий, мастер классов, выставок и т.д., а также повышение социальной адаптации детей и
молодежи; выявление и развитие творческих способностей у детей и граждан всех возрастов; повышение уровня знаний и умений детей и граждан в области искусства и творчества.
При выполнении намеченных в социальном проекте мероприятий предполагается создать эффективную скоординированную систему управления культурой населения, которая будет нацелена на развитие народного творчества и искусства.
Координаторы социального проекта:
- организуют работу по достижению целевых показателей социального проекта;
- осуществляют контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию социального проекта;
- проводят оценку эффективности социального проекта;
- несут ответственность за достижение целевых показателей. Исполнители социального проекта:
- выполняют мероприятия социального проекта в объеме бюджетного ассигнования;
- осуществляют подготовку предложений Координатору социального проекта по внесению изменений;
- осуществляют подготовку предложений Координатору социального проекта по уточнению показателей, применяемых для оценки эффективности;
- несут ответственность за реализацию мероприятий социального проекта.
Таким образом, анализ результатов и предложений в области совершенствования системы управления по развитию сферы народного творчества и искусства позволит:
1) Решить проблемы по повышению качества работы сотрудников галереи;
2) Пропагандировать среди молодежи любовь к искусству, творчеству, истории, традициям, культуре;
3) Проводить различные мероприятия по популяризации прикладного народного творчества и искусства;
4) Повысить квалификации работников культуры и качество проведения мероприятий;
6) улучшить качество жизни населения.
7) Совершенствовать нормативно-правовое, информационное и кадровое обеспечение сферы культуры.
8) Сохранять и развивать сферу искусства и народного творчества во всех ее формах и проявлениях;
9) Обеспечить качественное культурное обслуживание и равный доступ к культурным ценностям всех граждан в том числе и детей с ОВЗ.
10) Осуществлять со стороны органов власти поддержку в развитии профессионального искусства, прикладное искусство и творчество, включая современное искусство, творческую индустрию,
11) Создавать условия для воспроизводства интеллектуальных ресурсов сферы искусства и народного творчества на муниципальном уровне.
12) Сохранять и эффективно использовать объекты культурного наследия и иных культурных ценностей в интересах граждан.
13) Создавать условия для проведения межпоселенческих мероприятий.
14) Выявлять культурно-творческие способности у детей на ранних стадиях развития в садике, школе, с целью предотвращения попадания ребенка в группу риска;
15) создавать условия и благоприятную обстановку для самореализации детей и детей инвалидов;
16) привлекать внимания общественности к творческой деятельности детей,;
17) развивать волонтерское движение, привлекать добровольцев и активных граждан для развития и сохранения народного творчества и искусства;
18) Организовывать кружки и секции, показы поделок и достижений детей, фестивали, конкурсы. выставки, аукционы на различных площадках учреждений кулдьтуры и образования;
19) развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, повышать социальную адаптацию детей, выявлять, развивать творческие способностей, уровень знаний, интеллект, эрудицию, культурную грамотность у детей, в том числе у детей ОВЗ и детей инвалидов.
Таким образом, анализ результатов и предложений в области практических рекомендаций совершенствования деятельности муниципалитета в сфере прикладного творчества и искусства путем разработки социальных проектов доказывает необходимость и социально-экономическую целесообразность их внедрения.
Источники:
1. Конституция РФ от 12.12.93 г., с изменениями на 2018г. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.12.2020).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы (с изменениями на 31 марта 2017 года)
4. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы // Консультант Плюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=79661.
5. О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации Указ Президента РФ от 12 ноября 1993г. № 1904 (ред. от 07.06.2013). Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс".
6. Вейс Г. История культуры народов мира: обычаи и нравы, костюм, украшения, предметы быта, вооружение, храмы и жилища / Г. Вейс. - М.: Эксмо, 2015. - 143 с.: ил. - (Высокое Возрождение. Итальянский Ренессанс).
7. Гренадерова Л.В., Неценко О.В. Диагностика социально-педагогических возможностей художественно-культурной среды региона // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 281, №4. С. 19-23.
8. Данилюк А.Я. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009.
9. Еремян В. В., Ежевский Д. О. Правовое р егулирование м униципальной культурной политики в современной Р ос-сии / / А дминистративное и муниципальное право. 2 008. № 8.
10. Ильясова А.В., Зингер О.А. Патриотизм как элемент культуры [Электронный ресурс]. - 2015. - № 1 (часть 1).
11. Курячая М.М. Гражданин, общество, государство, инновации: современные механизмы взаимодействия. - Краснодар, 2017. - 108 с.
12. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке. Аналитический доклад ЮНЕСКО. - М., 2011.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.93, as amended for 2018. - [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399 / (date of access: 21.12.2020).
2. National educational initiative "Our new school" (approved by the President of the Russian Federation on February 4, 2010 No. Pr-271).
3. On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020 (as amended on March 31, 2017)
4. Concept for the development of education in the field of culture and art in the Russian Federation for 2008-2015 // Consultant Plus - [Electronic resource]. - Access mode: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? Req = doc; base = LAW; n = 79661.
5. On additional measures of state support for culture and art in the Russian Federation, Decree of the President of the Russian Federation of November 12, 1993. No. 1904 (as revised on 07.06.2013). Access from ref. - Legal system "ConsultantPlus".
6. Weiss G. The history of the culture of the peoples of the world: customs and mores, costume, jewelry, household items, weapons, temples and dwellings / G. Weiss. - M .: Eksmo, 2015 .-- 143 p .: ill. - (High Renaissance. Italian Renaissance).
7. Grenaderova L. V., Netsenko O. V. Diagnostics of the social and pedagogical possibilities of the artistic and cultural environment of the region // Izvestiya Voronezh State Pedagogical University. Series: Pedagogical Sciences. 2018.Vol. 281, No. 4. S. 19-23.
8. Danilyuk A.Ya. Kondakov, V.A. Tishkov. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. Grew up. acad. education. - M .: Education, 2009.
9. Eremian V. V., Ezhevsky D. O. Legal regulation of municipal cultural policy in modern Russia // Administrative and municipal law. 2008. No. 8.
10. Ilyasova A.V., Zinger O.A. Patriotism as an element of culture [Electronic resource]. - 2015. - No. 1 (part 1).
11. Kuryachaya M.M. Citizen, society, state, innovation: modern mechanisms of interaction. - Krasnodar, 2017 .-- 108 p.
12. Art education in the Russian Federation: the development of creative potential in the XXI century. Analytical report of UNESCO. - M., 2011.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10885
О.П. Воронина - кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
O.P. Voronina - PhD in Economics, Associate Professor of Department of Monetary Circulation and Credit, Kuban State Agrarian Universitynamed after I.T. Trubilina.
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ASSESSMENT OF PROSPECTIVE DIRECTIONS OF REGIONAL DEVELOPMENT OF
KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В статье рассмотрены сущность и значение регионального развития, проанализированы основные коэффициенты такого развития, характеризующие Краснодарский край. Проведен сравнительный анализ базовых характеристик регионального развития Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области. Отмечено, что в современных условиях повышение эффективности реализации политики импортозамеще-ния в крае является одним из важнейших направлений регионального развития. В формировании политики им-портозамещения существенное значение имеет функционирование отрасли растениеводства. Для Краснодарского края, являющегося преимущественно аграрным регионом, содействие функционированию отрасли растениеводства является перспективным направлением регионального развития, которое основано на экологизации сельского хозяйства, внедрении инноваций, привлечении человеческого капитала и содействии развитию малых форм хозяйствования.
Abstract. The article examines the essence and significance of regional development, analyzes the main factors of such development, which characterize the Krasnodar Territory. A comparative analysis of the basic characteristics of the regional development of the Krasnodar Territory, the Stavropol Territory and the Rostov Region has been carried out.