ФИЛОСОФИЯ
УДК 165
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ВЫРАЖЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ПОЗНАНИИ
А.С. Алпатов
Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: [email protected]
В статье познавательный интерес рассматривается как проблема философии познания, относящаяся, прежде всего, к анализу субъективной стороны познавательной деятельности. Существенной автору представляется проблема соотношения познания и интереса, которая в новейшее время была поставлена Ю. Хабермасом. Познавательный интерес лежит в сфере уникального личностного отношения к миру. Рассматривается определение понятия «познавательный интерес» и выделяются характерные черты познавательного интереса. Тема имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Ключевые слова: познание, познавательный интерес, субъект познания, познавательная деятельность, познавательная способность, Ю. Хабермас, гносеология.
Cognitive Interest as a Way of Expressing Subjectivity in Cognition A.S. Alpatov
In the article the author considers cognitive interest as a problem of cognition that deals with a subjective side analysis of cognitive activity. The article represents the problem of cognition and interest correlation worked by J. Habermas. Cognitive interest is regarded as a unigue personal relation to the world. There had been regarding the definition of «cognitive interest» and defining the characteristic features of cognitive interest. The subject has both theoretical and practical importance.
Key words: cognition, cognitive interest, subject of knowledge, cognitive activity, cognitive ability, J. Habermas, gnosiology.
Следует различать два аспекта проблемы: интерес в познании и познавательный интерес. Тему познания и интереса в новейшее время рассматривает Ю. Хабермас. По существу, она эксплицируется им как тема ценности в познании и рассматривается через соотношение теории и практики1. Он считает претензии на непогрешимость научного познания «идеологией», поскольку интересы людей накладывают на познание неизгладимый субъективный, а значит, антиобъективный отпечаток. В конечном счете, познание служит «интересу» самосохранения людей и является его инструментом. Крайне существенно для него, что руководящие познанием интересы образуются в сфере труда, языка и господства.
Из повседневного опыта нам известно, что идеи достаточно часто служат для того, чтобы придать нашим действиям оправдательные мотивы вместо действительных. То, что на этом уровне называется рационализацией, на уровне коллективного действия мы называем идеологией. В обоих случаях, подчеркивает Хабермас, проявляющееся содержание высказываний искажается не-рефлектированной связью автономного только по видимости соз-
© Л.С. Алпатов, 2009
нания с интересами. Поэтому дисциплина квалифицированного мышления справедливо нацелена на исключение таких интересов.
Во всех науках формируются стандарты, которые препятствуют субъективности мнений; против неконтролируемого влияния глубоко лежащих интересов, зависящих, скорее, не от индивидуумов, а от объективного положения общественных групп, выступает такая дисциплина как социология знания. Но это только одна сторона дела. Наука, стремясь к объективности своих высказываний вопреки давлению и соблазну партикулярных интересов, обманывается, с другой стороны, фундаментальными интересами, которым она обязана самими условиями возможной объективности.
В греческой традиции еще в виде богов появляются те силы, которые в философии были сведены к силам души (стремления и аффекты). Они вплетаются в систему интересов. Эти интересы относятся к непостоянной и случайной практике. При таком понимании интереса установка чистой теории производить очищение именно от этих аффектов есть незаинтересованное созерцание, эмансипация. Отделение познания от интереса должно приводить не к чему-то вроде очищения теории от замутнений, создаваемых субъективностью, а наоборот, вести к экстатическому очищению субъекта от страстей2.
В центре внимания у Хабермаса находится связь логико-методологических правил и интересов, руководящих познанием. Она рассматривается им относительно трех категорий исследовательского процесса. В начало эмпирико-аналитических наук входит технический, в начало историко-герменевтических наук - практический, в начало критически ориентированных наук - эмансипационный познавательный интерес. Опытнонаучные теории исследуют действительность, будучи ведомы интересом наиболее полного информационного обеспечения и расширения контролируемого действия. В этом заключается познавательный интерес технического овладения опредмеченным процессом.
Историко-герменевтические науки добывают свои знания в других методологических рамках. Понимание смысла вместо наблюдений прокладывает дорогу к фактам.
Систематической проверке предложений соответствует толкование текстов. Однако и здесь факты конституируются лишь в отношении к стандартам их констатации. Подобно тому, как позитивистское самосознание неявно включает в себя связь измерительных операций и контроль успехов, оно скрывает также то предпонимание интерпретатора, которым постоянно опосредуется герменевтическое знание. Герменевтическое исследование действительности направляется интересом сохранения и расширения интерсубъективности возможного взаимопонимания, ориентирующего действия. Понимание смысла согласно своей структуре нацелено на установление согласия между людьми, действующими в рамках традиционного самосознания. В отличие от технического интереса Хабермас называет это интересом практическим, познавательным3.
Систематические практические науки, а именно - экономическая наука, социология, политика, как и эмпирико-аналитические науки, имеют своей целью производство но-мологического знания. Критическая социальная наука этим не довольствуется, она стремится установить, когда теоретические высказывания схватывают инвариантные закономерности социального действия, а когда
- идеологически застывшие, но в принципе изменяющиеся отношения зависимости. Устанавливая это, критика идеологии учитывает, что информация о закономерностях в озадаченном сознании сама вызывает процесс рефлексии; в результате может изменяться уровень нерефлектированного сознания, который входит в число начальных условий таких законов. Критически опосредованное посредством рефлексии знание закономерностей хотя и не способно лишить закон его значения, но может поставить его вне применения.
Методологические рамки, которые устанавливают смысл значимости этой категории критических высказываний, измеряются понятием саморефлексии. Последняя освобождает субъекта от зависимости гипостазированных им сил. Саморефлексия определяется эмансипационным познавательным интересом. Критически ориентированные науки разделяют его с философией .
Установки на техническое овладение, на жизненно практическое понимание и на эмансипацию от естественного принуждения формируют специфические точки зрения, под углом которых только и возможно постижение реальности как таковой.
Познавательный интерес как проблема философии познания касается характеристики субъективной стороны познавательной деятельности. В традиционной гносеологии под субъектом понимался, как правило, познающий человек с уже сформированными когнитивными способностями. В стороне оставались процессы формирования самого «познавательного репертуара» субъектов. Это - во-первых. Во-вторых, исследователи обсуждают эволюцию, прежде всего, научного знания. Собственно человеческие познавательные способности остаются при этом в стороне или рассматриваются сквозь призму их вклада в формирование научных пред-ставлений5. В еще меньшей мере исследование формирования познавательных способностей человека касается онтогенетического аспекта. В этой связи необходимо рассмотреть проблему происхождения знаний с точки зрения их предпосылок у отдельного человека, эмпирического субъекта, т.е. проанализировать познавательный интерес как фактор организации информации в связные структуры. И здесь, пожалуй, выглядит недостаточной ссылка на филогенетически приобретенные врожденные структуры, которые определяют человеческое познание и которые не зависимы от жизненного опыта индивида.
К числу субъективных аспектов познания относятся такие, как цель познания, направленность познания, избирательность познания. Так, формирование сознанием чувственных объектов на основе его (сознания) сенсорных контактов с «вещами в себе» существенно зависит от целевой установки (практической или познавательной). Целевая установка выполняет роль своеобразного фильтра, механизма отбора важной, значимой для познающего субъекта сенсорной информации, получаемой в процессе воздействия объекта на чувственные анализаторы. Чувственные объекты - результат «видения»
сознанием «вещей в себе», а не просто
6
«смотрения» на них .
Познавательный интерес можно интерпретировать как предпосылку познания, относящуюся в равной мере как к обыденному познанию, так и к научному исследованию. К. Ясперс писал, что «исследователь это нечто большее, чем простое вместилище знания». Будучи живым человеком, он сам неизбежно становится инструментом собственного исследования. Предпосылки, без которых его работа была бы бесплодна, коренятся в самой его личности. Мы можем освободиться от предрассудков, разъясняя их; но мы должны правильно понять наши предпосылки. Предпосылки либо возникают как пробные идеи, которые мы затем принимаем в качестве экспериментальных гипотез, либо выступают как фундаментальные, неотъемлемые от самой нашей сущности показатели нашего отношения к миру. Они определяют духовную жизнь исследователя и ход развития его идей. Их нужно всячески культивировать, они требуют самого серьезного к себе отношения, их надо исповедовать. Сами по себе они не доказывают правильность той или иной догадки, но являются источником
7
ее истинности и значимости .
Исследование познавательного интереса
- актуальная проблема, поскольку «интерес -это феномен, до сих пор не определенный, комплекс, образование которого трудно проследить по причине его многообразия. Интерес - не только совокупность различных актов, где этот интерес проявляется, но еще и структура, составленная из потребностей»8. В.Н. Леонтьев писал, что «познавательный интерес - это не более чем явление, сущность и основание которого еще должны быть найдены»9. Отмечается, что познавательный интерес лежит в сфере уникального личностного отношения к миру. В педагогической литературе подчеркивается, что одна из важнейших содержательных характеристик учебно-познавательного интереса - возникновение личностной значимости, смысла учения для самого учащегося. «Познавательный интерес - это сложнейшее интегральное личностное образование, проявляемое в избирательной направленности личности к процессу обучения»10.
Одно из значений этого слова в переводе с латинского языка - важно (interest). Исходное толкование термина - «направлен-
ность» - позволяет рассматривать его как «целеустремленную сосредоточенность на чем-нибудь мыслей, интересов» (С.И. Ожегов)11. Категория познавательного интереса в современной науке означает более или менее устойчивую и результативную познавательную направленность человека на предметы и явления окружающей реальности, сосредоточенность на них, связанную по преимуществу с положительными эмоциями, впечатлениями и переживаниями. Познавательный интерес напрямую связан с познавательной деятельностью, может возникнуть в ее процессе, обусловлен ее характером.
Проблема познавательного интереса достаточно широко обсуждается в педагогической литературе. «Интерес есть стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе»12.
Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Первые попытки определения понятия «интерес» находим в трудах античных философов. У Аристотеля интерес - общая потребность человека как гражданина, члена общества13. Значительное внимание уделялось проблеме интереса мыслителями Нового времени. По К.А. Гельвецию, «интерес - есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета»14. Гельвеций пытается раскрыть природу интереса, его влияние на отношение человека к окружающим вещам, а главное, на побуждение воспринимать их по-новому. И. Песталоцци уже делает акцент на том, что обучение расчищает путь к развитию способностей удивляться, который, в свою очередь, является залогом интереса к познанию15. В России ученые также занимались проблемой познавательного интереса. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «интерес - это особая эмоциональная окраска мыслей, сопутствующих процессу овладения знаниями»16.
Современные исследователи вносят свою лепту в понимание интереса как элемента познавательной деятельности. А.Г. Волостнико-
ва настаивала, что «познавательный интерес
- это соединение волевых, эмоциональных и мыслительных процессов»17. Д.А. Лукашенко выделяет следующие условия, характерные для познавательного интереса: свобода выбора, новизна, направленность, избирательный характер18.
Таким образом, признаками и сторонами познавательного интереса могут быть: избирательный характер; сосредоточенность на объекте; устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту.
Формирование интереса начинается с осознания потребностей. В сформировавшемся интересе тяготение к объекту определяется не только эмоциональной привлекательностью, но и осознанием жизненной значимости объекта или деятельности. Л.И. Божович пишет, что «познавательный интерес есть потребность в знании, ориентирующем человека в действительности» . Ход формирования интереса может быть и обратным: от осознания жизненной значимости к увлечению, которое и порождается положительной эмоциональной окрашенностью познания.
Г.И. Щукина подчеркивает, что «предметом познавательного интереса является самое значительное свойство человека - познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении к миру - в стремлении проникать в его многообразие»20. Интерес формируется и развивается в деятельности. И сам выступает непосредственным побудителем познавательной деятельности.
А.Г. Волостникова полагает, что психологическая структура познавательного интереса представляет собой объединение эмоциональных, волевых, мыслительных процессов. В интересе выражается отношение человека к предметному миру. «Познавательный интерес - это интенсивные действия, активный, целеустремленный поиск лучших путей в решении познавательной задачи, он связан с усилиями, с преодолением препятствий и поэтому является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие» .
Проблема познавательного интереса обнаруживает свой практический, прикладной характер в дидактике. В.Б. Бондаревский справедливо отметил, что источниками формирования познавательного интереса являются содержание учебного материала, многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся и общение между участниками учебного процесса. Он представил познавательный интерес как процесс, постоянно взаимодействующий с устойчивыми способами поведения22.
Итак, большинство исследователей считают, что интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы, побуждающую человека к различным видам деятельности и активизирующую ее. Познавательный интерес имеет существенное значение в жизни и деятельности человека, выступает активатором психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, чувств, эмоций).
Примечания
1 См.: Хабермас Ю. Познание и интерес // Филос. науки. 1990. № 1. С.90-99.
2 Там же. С.92.
3 Там же. С.94
4 Там же.
5 Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Происхождение знания: истоки и основы // Вопр. филос. 2008. № 4. С.98-99.
6 См.: Лебедев С.А. Структура научного знания // Филос. науки. 2005. № 10. С.84.
7 Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С.14.
8 Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С.113.
9 Цит. по: Васильева О.С. Система средств развития познавательного интереса у студентов младших курсов вузов: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2002. С.51.
10 Васильева О.С. Указ. соч. С.36.
11 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1991. С.387.
12 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т.1. С.373.
13 Кобзев М.С. Выдающиеся историки о педагогике. Саратов, 1994. С.9.
14 Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М., 1981. С.240.
15 Песталоцци И. Избранные педагогические сочинения. М., 1981. С.86.
16 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М., 1981. Т.3. С.152.
17 Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. Свердловск, 1971. С.5.
18 Лукашенко Д.А. Формирование познавательного интереса школьников в компьютерно-развивающем обучении: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2004. С.28.
19 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2001. С.72.
20 Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. С.16.
21 ВолостниковаА.Г. Указ. соч. С.6.
22 Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. С.12.