Научная статья на тему 'Разработка проблемы познавательной деятельности в отечественной психолого-педагогической науке (конец XIX начало XXI вв. )'

Разработка проблемы познавательной деятельности в отечественной психолого-педагогической науке (конец XIX начало XXI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / COGNITION / COGNITIVE INTEREST / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клейнос Ольга Николаевна

В статье исследована проблема познавательной деятельности учащихся. Рассмотрены сущностные характеристики таких понятий, как деятельность, познавательная деятельность, познавательный интерес, активность, самостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elaboration of the problem of cognition in the science of our country (since the end of 19th century till the beginning of 21th century)

In the article problem of students' cognition is examined. Main characteristics of such conceptions as activity, cognitive interest, independence are examined.

Текст научной работы на тему «Разработка проблемы познавательной деятельности в отечественной психолого-педагогической науке (конец XIX начало XXI вв. )»

УДК 370.153 ББК Ю 984.0

О.Н. Клейнос

разработка проблемы познавательной деятельности в отечественной психологопедагогической науке (конец XIX - начало XXI вв.)

В статье исследована проблема познавательной деятельности учащихся. Рассмотрены сущностные характеристики таких понятий, как деятельность, познавательная деятельность, познавательный интерес, активность, самостоятельность.

Ключевые слова: деятельность, познавательная деятельность, познавательный интерес, активность, самостоятельность.

O.N. Cleynos

Elaboration of the problem of cognition in the science of our country (since the end of 19th century till the beginning of 21th century)

In the article problem of students' cognition is examined. Main characteristics of such conceptions as activity, cognitive interest, independence are examined.

Key words: activity, cognition, cognitive interest, independence.

Новые экономические и социальные условия вносят изменения в модель подготовки специалиста, выделяя среди знаний, умений и навыков, необходимых выпускнику вуза в профессиональной деятельности, такие его качества, как гибкость, готовность самостоятельно учиться, мобильность, владение различными современными информационными технологиями. Как показывают исследования, в настоящее время в специалистах востребованы умение работать в команде, умение решать не-

стандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, работоспособность [1, с. 8]. Об актуализации роли мобильности и готовности самостоятельно учиться в течение трудовой жизни свидетельствуют и изменения, происходящие в различных сферах профессиональной деятельности специалистов. Так, список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет [4, с. 5].

Одним из условий, позволяющих сформировать умение самостоятельного получения знания в процессе обучения, выступает познавательная деятельность, которую осуществляет учащийся в процессе самостоятельной работы. В педагогической мысли конца XIX в. существовали различные взгляды на данную проблему. Вопросы познавательной деятельности рассматривались в единстве с вопросами самообразования, саморазвития, самодеятельности. П. Ф. Каптерев, считая, что потребность развития лежит в природе человека, изначально присущей ему, как всему живому вообще, что развитие есть форма существования и приспособления организма к окружающей среде, неотъемлемое его свойство, подчеркивал, что познавательная деятельность начинается под влиянием человеческих потребностей, являющихся первопричиной саморазвития человека [3, с. 108]. К. Н. Вентцель относил деятельность к источникам самообразования и саморазвития, которая, по его мнению, распадается на ряд взаимосвязанных этапов и целей. Избирательный характер деятельности определяется волей, а поскольку она постоянно сталкивается с препятствиями к своему удовлетворению, то в этом столкновении и заключается источник познания вообще и познавательной деятельности учащихся в частности, считал он [3, с. 113]. В. П. Вахтерев говорил, что стремление к познанию присуще человеку от

рождения, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы устранять помехи на пути этого стремления. Связанные с познавательной деятельностью процессы - память, внимание и другие - протекают успешно, если отсутствует всякое принуждение, если познавательная деятельность «возбуждается здоровыми человеческими стремлениями, природною любознательностью, интересом к предметам изучения» [3, с. 114]. Он называл чувства единственным источником и первопречиной познания и в то же время считал, что чувства возможно пробудить лишь посредством представления, образа, идеи. Л. Н. Толстой также указывал на то, что в основе самодеятельности лежат потребности учащихся. К примеру, если ученики убедились в том, что есть что читать и понимать и что для этого недостает у них умения, то они сами станут добиваться беглого чтения [6, с. 155].

Впоследствии проблема деятельности рассматривалась в трудах известных психологов Л. С. Выготского, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. Так, в концепцию деятельности было введено понятие предметной деятельности (Л. С. Выготский), сформулирован принцип единства сознания (психики) и деятельности (С. Л. Рубинштейн), определена «конкретная познавательная деятельность» индивида как познание и ее психологический аспект (механизм) -«мышление» как ведущая форма психической деятельности (Я. А. Пономарев), определены и описаны структурные составляющие, такие, как деятельность, действие, операция, цель, мотив, условия деятельности (С. Л. Рубинштейн,

А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

При рассмотрении деятельности как процесса, содержащего акты преобразования объектов и акты управления преобразованием на основе психического отражения объекта, продукта,

средства и самих актов преобразования в литературе [7] выделяются следующие компоненты: предмет преобразования, продукт преобразования (являющийся «предметом потребности» субъекта деятельности), исполнительные действия (операции) или исполнительная часть действия (средства, акты преобразования предмета в продукт). Неотъемлемым компонентом каждой деятельности является отражение предмета, продукта, средств и исполнительных актов деятельности, их состава и последовательности, выступающих в виде программы, или плана деятельности. Соответственно в деятельности имеются акты, создающие вновь или повторно данное отражение. Указанные акты называются ориентировочными действиями или ориентировочной частью действия либо планирующими действиями или познавательной частью действия. Кроме исполнительных и ориентировочных актов в деятельности выделяются также акты слежения и контроля за выполнением действий преобразования, т.е. контрольные операции (контрольная часть действия) или исполнительная регуляция.

Г. И. Щукиной, определившей деятельность как основу учебного процесса, была выделена учебно-познавательная деятельность учащихся как специальная деятельность, в которой совершаются как познавательные процессы, так и социализация обучающихся. Рассматривая деятельность как феномен, она сформулировала существенные свойства, присущие любому ее виду, такие, как:

целеполага- ние Важнейшее сущностное свойство любой деятельности

преобразующий характер деятельность с перспективой совершенствования своего окружения, преобразования мира, революционизирующий характер деятельности

предметность выражает объективно материальную основу деятельности, ее связь с предметным миром

осознанный характер раскрывает субъект деятельности, проявляющегося в целеполагании, в прогнозировании деятельности, в перспективных устремлениях человека

В настоящее время одними из основных целей профессионального образования являются формирование у студента навыков самостоятельной работы, критического и независимого мышления, способности обучаться на протяжении всей жизни. Одним из способов, обеспечивающих достижение поставленных целей, является формирование субъектной позиции учащегося в учебно-познавательной деятельности, которая определяется наличием таких личностных образований, как активность, самостоятельность, познавательный интерес. Познавательный интерес в данном случае выступает как мотив учебно-познавательной деятельности. Исследования мотивов представлены в работах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович,

Н. Г. Морозовой и др. Они выделяют смыслообразующие мотивы, которые, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие мотивы, с их точки зрения, сосуществующие с указанными, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных, а также эмоциональных, аффективных), лишены смыслообразующей функции и определяются как мотивы-стимулы. Мотив также рассматривается как внутреннее побуждение, а стимул как внешнее (А.Г. Здравомыслов,

В.Н. Рожин, В.Я. Ядов). Иерархические отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредования-ми, поэтому в структуре одной деятельности мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой -функцию дополнительной стимуляции [5, с. 154].

К проблеме познавательного интереса как мотива учения обращались Л. С. Славина, Г. И. Щукина, В. Н. Липник, В. Н. Максимова и др. Анализ исследований показывает, что как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ, так как может существовать и наряду с другими мотивами (например, мотив самоутверждения, профессиональные и т.д.). В литературе [2, 8, 9] познавательный. интерес рассматривается как важнейший побудитель любой деятельности, изначальная форма субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности. Это личностное образование учащегося, которое охватывает и сферу его социальной жизнедеятельности. Следовательно, познавательный интерес может выступать и как мотив - стимул и как основа смыслообразующих мотивов.

С позиции современных исследований, познавательный интерес, входя в основную группу, способствует развитию активности личности, ее профессиональных мотивов. Это подтверждается опросом студентов Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права, который показал, что к основной группе мотивов относятся: стремление получить профессию (85,7 %), быть образованным (59 %), собственно познавательный интерес (46 %). В другую группу входят: быть полезным (34,7 %), учиться нужно, без этого не прожить (44,9 %)

0 20 40 60 80 100

Побуждаемое познавательным интересом к учебной деятельности активное поведение личности в процессе обучения развивает субъектную позиции личности, которую можно определить как (Г. И. Щукина) «искать самому», «не ожидать подсказки и помощи», «преодолевать трудности», что способствует формированию у учащегося умения самостоятельного поиска знаний.

Исследование проблемы самостоятельности связано с изучением сущности активности личности. Понятие активности рассматривается исследователями с разных позиций и как деятельность, и как результат деятельности, и как более широкое понятие, чем деятельность. Активность, как личностное образование, описывается в литературе через особое состояние учащегося и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реаги-

рование на изменение обстоятельств деятельности). Устойчивая активная позиция учащегося, в свою очередь, влияет на формирование его самостоятельности по отношению к учебному процессу. Самостоятельность, как личностное образование, характеризуется инициативностью - поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без постороннего вмешательства. Рассматривая соотношение понятий активность, самостоятельность в деятельности, можно сделать следующий вывод, активность определяет ее уровень, а самостоятельность - характер.

Таким образом, высокая степень развития комплекса рассмотренных личностных образований позволяет учащимся осуществлять познавательную деятельность в ходе выполнения самостоятельной работы, что способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.

Список литературы

1. Требование работодателей к системе профессионального образования / Е.М. Аврамова [и др.]. - М.: МАКС Пресс, 2006, серия «Управление. Финансы. Образование». - С. 8

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова [и др.] ; под ред. Г.И. Щукиной - М.: Просвещение, 1984.

3. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала ХХ века.- М.: Педагогика, 1987. - С. 108, 113, 114.

4. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2007. - С. 5.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - С. 154.

6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). - М.: Педагогика, 1989.

7. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляудис - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - С. 37.

8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: «Педагогика», 1971.

9. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.