Научная статья на тему 'Позиция самоутверждения как показатель потенциала самоутверждения личности'

Позиция самоутверждения как показатель потенциала самоутверждения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1126
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчагина Галина Ивановна

В статье говорится о компонентах позиции самоутверждения, а также о возможных их сочетаниях, которые образуют различные варианты позиции в потенциале самоутверждения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиция самоутверждения как показатель потенциала самоутверждения личности»

В. М. Бехтерев выступил одним из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Его педагогические взгляды связаны с идеями К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX вв.

В основу своих педагогических взглядов им положено экспериментальное изучение рефлекторной деятельности ребенка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет).

В. М. Бехтерев подчеркивал необходимость воспитания человека с самого раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и т. д.). Под воспитанием он понимал создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». (И здесь Бехтеревым развивалась излюбленная тема рефлекса!)

В. М. Бехтерев ратовал за гармоническое сочетание физического и психического развития, обеспечивающего совершенствование личности. Он выступал против формального обучения и основную задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления.

К методам воспитания он относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая при этом роль гипноза.

Свои педагогические взгляды В. М. Бехтерев изложил в таких работах, как «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» (СПб., 1909), «Вопросы общественного воспитания» (М., 1910), «Значение музыки и эстетического воспитания ребенка с первых дней его детства» (М., 1916), «О социально-трудовом воспитании» (Пг., 1917), «Культура социального героизма в воспитании детей», «Вестник знания», 1926, № 24), «Внушение и воспитание» (Пг., 1923).

Названия работ указывают на их содержание и показывают широту интересов В. М. Бехтерева в области педагогики.

В. М. Бехтерев стал, по существу, предтечей ученых целого ряда научных направлений.

Но В. М. Бехтерев дорог и близок нам не только своими научными заслугами; в личности выдающегося ученого-россиянина нас привлекает, прежде всего, его гражданское мужество и патриотизм, стремление все свои силы отдать во благо народа.

В. М. Бехтерев похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. В 1974 г. ему поставлен «прекрасный памятник» с «широкой каменной площадкой вокруг постамента» [9].

Десятилетия, прошедшие после смерти ученого, подтвердили значимость его наследия; несомненно, что Владимир Михайлович Бехтерев -один из самых выдающих сынов русского народа, великая и светлая личность.

Примечания

1. Мясищев, В. Н. В. М. Бехтерев - замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель [Текст] / В. Н. Мясищев. Киров, 1956. С. 3.

2. Там же. С. 16.

3. Петровский, А. В. История советской психологии [Текст] / А. В. Петровский. М., 1967. С. 32.

4. Бехтерев, В. М. Основные задачи рефлексологии физического труда [Текст] / В. М. Бехтерев // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. С. 51.

5. Мясищев, В. Н. Указ. соч. С. 20.

6. Степанов, С. С. Психология в лицах [Текст] / С. С. Степанов. М., 2001. С. 45-46.

7. Мясищев, В. Н. Указ. соч. С. 33.

8. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. М., 2001. С. 486.

9. Любимов, В. А. Вглядываясь в лица домов [Текст] / В. А. Любимов. Киров, 1995. С. 110.

Г. И. Корчагина

ПОЗИЦИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье говорится о компонентах позиции самоутверждения, а также о возможных их сочетаниях, которые образуют различные варианты позиции в потенциале самоутверждения личности.

В современную эпоху резких социальных преобразований вновь приобрело актуальность обращение к возможностям личности, т. е. к потенциалу ее реализации в разных жизненных сферах. Мы называем это - потенциал самоутверждения.

Понятие «потенциал самоутверждения» -производное от понятия «человеческий потенциал» как более широкого, представляющего собой «способность индивида к самовыражению, самореализации, что характеризуется адекватным восприятием окружающей реальности, спонтанным реагированием, самоутверждением, чётким выделением себя из социума, независимостью и самостоятельностью в отношении культуры и природной среды, наличием социального чувства, заинтересованным доброжелательным отношением к другим людям, этнической определённостью, уверенностью в себе, чувством юмора и креативностью» [1].

Потенциал самоутверждения человека состоит из суммы потенциалов биологического индивида, социального индивида, личности, реализуемых в конкретной сфере самоутверждения через утверждение сущностных сил (хочу, могу, надо).

КОРЧАГИНА Галина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ © Корчагина Г. И., 2007

Потенциал биологического индивида представляет собой тип конституции, уровень психического и физического здоровья, нейродинамичес-кие свойства мозга, способность к удовлетворению биологических потребностей для своего самоутверждения.

Потенциал социального индивида состоит в способности к присвоению конкретно-исторических общественных отношений через различные формы культурного общения с другими людьми.

Потенциал личности - способность к утверждению себя в качестве суверенной дееспособной личности через закрепление присвоенных отношений в предметной деятельности и полагании себя в других людях.

Слияние потенциалов самоутверждения у каждого человека в конкретной сфере жизнедеятельности получает своё выражение в позиции самоутверждения. Позиция самоутверждения — это специфическое сознательное отношение человека к разным сторонам действительности (к предметному миру и своему месту в нём, к людям и своему положению среди них, к себе и своему индивидуальному проявлению), реализующееся в деятельности по утверждению сущностных сил.

Позиция в психологии понимается в двух значениях.

Во-первых, это положение человека в социальной структуре или системе межличностных отношений, которое регламентирует поведение и действия личности (внешняя позиция).

Во-вторых, это система взглядов, установок, ценностей, мотивов, через которые выражаются отношения индивида к различным сторонам действительности (внутренняя позиция).

Данные аспекты понимания позиции не изолированы, а «отражают разные стороны организации человека как единого целого» (В. Г. Маралов). «Каждое внешнее событие имеет свою внутреннюю сторону... внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психологическое состояние человека, перестраивает его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе» (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская).

В первом значении понятие «позиция» характерно для социального индивида, во втором -для личности. Обе позиции объективно существуют (Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Г. Маралов).

Для социального индивида необходимо занять место, утвердить свое положение в социальной структуре, создать имидж в системе межличностных отношений, т. е. занять позицию. Позиция, выступающая во втором значении, также актуальна для социального индивида, но имеет второстепенное значение. На уровне личности позиция приобретает значение системы взглядов,

ценностей, которые становятся ориентирами в отношениях индивида к различным сторонам действительности.

Для личности также характерно наличие внешней позиции как места, или положения, имиджа, но это является второстепенным по отношению к внутренней позиции. На наш взгляд, между внешней и внутренней позициями самоутверждения есть существенная разница.

Позиция самоутверждения представляет собой «наиболее целостную характеристику человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) на трёх уровнях его организации. На уровне биологического индивида позиция самоутверждения отсутствует, на социально-индивидном уровне актуализируются только внешние её атрибуты, способы обретения которых могут быть негативными и позитивными. При реализации негативных способов овладения атрибутами позиции человек проявляет насилие, жестокость по отношению к людям, вещам, природе, при реализации позитивных способов человек стремится соответствовать нормам и ожиданиям общества. На уровне личности человек, овладевая внутренней позицией самоутверждения, «свободно, самостоятельно и ответственно определяет своё место в жизни, в обществе, культуре». Восхождение человека от социального индивида к личности сопровождается развитием внешней позиции во внутреннюю через процесс обогащения внешней с помощью присвоения человеческого опыта, воплощённого в социальных продуктах. Поэтому считаем оправданным введение ещё одной - обо-гащённой - позиции самоутверждения.

Понятие «позиция самоутверждения» человека является, на наш взгляд, частью более широкого понятия «жизненная позиция» (К. А. Абульха-нова-Славская, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин, В. И. Слободчиков). В нём как в части сохраняются «в наипристойнейшем виде свойства, присущие целому» (Л. С. Выготский).

Если жизненная позиция личности представляет собой «интеграцию побудительно-мотива-ционной, познавательно-интелектуальной, дея-тельностно-поведенческой сфер, включающую осознание требований общества, предъявляемых к личности [2], то позиция самоутверждения может быть представлена интеграцией мотива-ционного, деятельностного, когнитивного компонентов. Когнитивный компонент является содержательным в проблеме самоутверждения человека в разных сферах жизнедеятельности. Де-ятельностный компонент - соотношением сущностных сил в процессе утверждения человека в разных сферах. Мотивационный компонент - в виде мотивационно-смысловых образований, что определяет своеобразие проявления позиции в конкретной сфере жизнедеятельности.

Все компоненты в структуре позиции взаимосвязаны между собой, их сочетание определяет способ реализации позиции. Видимых границ между их реализацией не существует, но теоретически они различаются. Критерием различения служит содержание компонентов структуры позиции самоутверждения.

Каждое из сочетаний компонентов структуры позиции выступает в двух функциях:

- как самостоятельная позиция самоутверждения;

- как предпосылка позиции более высокого уровня.

Позиционность человека в самоутверждении проявляется «по отношению к предметному миру, к людям, к себе» [3], что получает отражение в девяти самостоятельных позициях, одновременно взаимосвязанных между собой как предпосылки и уровни трёх основных видов позиций самоутверждения - утверждения себя в предметном мире, в других людях, утверждения своей человеческой уникальности.

Первый вид, утверждение человеком себя в предметном мире как специфическое сознательное отношение человека к миру, представляет собой иерархию трёх самостоятельных позиций. Принципом иерархии выступают уровни самоутверждения, соответствующие уровням социальной активности.

(1). Первая позиция представляет собой поиск места в социальной структуре. В качестве компонентов позиции выступают осознание самоутверждения на уровне представлений, направленность деятельности на задачу (способ, результат), ориентация на внешнюю позицию. Сочетание компонентов способствует ролевому самоутверждению человека - «делать как.». Общество оставляет множество возможностей человеку для обретения этой позиции - образование, труд, спорт, развлечения и т. д. На основе ролевого самоутверждения происходит «типизация личности обществом в соответствии с социальными кодами» (И. А. Фёдоров). Поэтому становятся понятными проявления позиции как моды на образование, профессию, тип развлечений. Данная позиция отражает нормативный уровень самоутверждения, который характеризуется ориентированием человека на нормы и ценности, принятые в его референтной группе. Самоутверждение не выходит за рамки «делать как все», но предполагает ответственность человека за выбор сфер и способов.

(1'). Вторая позиция формируется на основе первой и представляет собой обогащение отношений человека с предметным миром путём присвоения конкретно-исторических общественных отношений через различные формы культурного общения. В качестве её компонентов выступают осознание сущности самоутверждения, направлен-

ность деятельности на задачу, ориентация на внутреннюю позицию. В отличие от первой данная позиция характеризуется проявлением осознанной, избирательной активности человека к миру как совокупности отношений между людьми и вещами. В результате обретения позиции человек осознаёт своё место в предметном мире - укрепляет свои сущностные силы, практически применяя их в деятельности. Данная позиция отражает нормативно-личностный уровень самоутверждения, выходящий за пределы «делать как все», предполагающий наличие инициативы человека в выборе сферы и способа самоутверждения.

(1"). Третья позиция интегрирует в себе первую и вторую и представляет особую продуктивную позицию самоутверждения - утверждение человеком себя в предметном мире. По своей структуре это совокупность компонентов на новом качественном уровне - овладение сущностью самоутверждения, направленность деятельности на задачу, ориентация на позицию, которая образуется сочетанием внешней, обогащён-ной и внутренней позиций. Человек в этой позиции не просто занимает место в социальной структуре и обогащает свои отношения с предметным миром, но и сам преобразует мир. Средством преобразования выступает закрепление опыта овладения первой и второй позициями в третьей, в предметно-преобразовательной деятельности, в созидании объектов материальной и духовной культуры. Данная позиция соответствует уровню самоутверждения, результатом которого служит утверждение человеком себя в предметном мире, предполагающем создание продукта как воплощение индивидуальных сущностных сил человека - «культурализации» (Д. А. Леонтьев).

На основе описанной иерархии возможно самоутверждение на уровне, который теоретически совпадает с самореализацией личности, критерием которой выступает создание общественно значимого продукта.

Второй вид позиции самоутверждения, утверждение человеком себя в других людях, отражает специфическое сознательное отношение к другим людям и своему положению среди людей и представляет собой иерархию трёх самостоятельных позиций.

(2). Первая позиция - обретение положения в обществе. В качестве её компонентов выступают осознание самоутверждения на уровне представлений, направленность деятельности на взаимоотношения с другими людьми и ориентация на внешнюю позицию. Сочетание компонентов способствует ролевому самоутверждению - «быть похожим на.». Общество предоставляет человеку условия для обретения этой позиции - возможность удовлетворения престижно-статусных потребностей. Средствами престижа могут стать

различные объекты, которые способны создать человеку положение в его референтной группе (образование, место его проживания, вещи, финансовая обеспеченность, должность и т. д.).

Данная позиция отражает нормативный уровень самоутверждения, который ориентирован на нормы и ценности референтной группы и не выходит за рамки «быть не хуже...». Соответственно этому выбираются сферы и способы самоутверждения.

(2'). Вторая позиция формируется на основе первой и представляет собой углубление связей человека с людьми путём присвоения духовного опыта других людей через различные формы культурного общения. В качестве её компонентов выступают осознание сущности самоутверждения, направленность деятельности на взаимоотношения с людьми, ориентация на внутреннюю позицию. В отличие от первой данная позиция характеризуется проявлением осознанного избирательного отношения к людям. Человек ищет Учителя, духовного наставника. Обретая позицию, человек познаёт любовь, веру, ответственность по отношению к другим людям, укрепляет свои сущностные силы. Данная позиция отражает нормативно-личностный уровень самоутверждения, сущность которого состоит «в увеличении человечности в повседневности» (Е. Богат).

(2"). Третья позиция интегрирует в себе первую и вторую и представляет особую позицию самоутверждения - утверждение человеком себя в других людях. По своей структуре она определяется как совокупность компонентов на качественно новом уровне: владение сущностью самоутверждения, направленность деятельности на взаимоотношения с другими людьми, ориентация на особую продуктивную позицию, образующуюся в слиянии внешней, обогащённой и внутренней позиций. Человек в этой позиции не просто обретает положение среди людей, углубляет отношение с другими людьми, но и утверждает себя в других людях. Средством выступает «идеальная представленность индивида в других людях», «личностный вклад», «инобытие» в других людях [4]. Поэтому человек постоянно озабочен своим наследием на уровне продолжения рода и своего духовного воплощения в сознании других людей. Иллюстрацией тому служат строки из бессмертного стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». Данная позиция соответствует личностно-продуктив-ному уровню самоутверждения «персонализации» [5], в результате которой человек утверждает сущность другого человека как «самого существующего из всех» [6] и тем самым свою сущность в нём. Продуктивно-творческий уровень самоутверждения теоретически совпадает с самореализацией личности как общественно зна-

чимого личностного вклада в других людей. Примером может служить жизнь великих учёных, педагогов, писателей, философов, художников, музыкантов и т. д.

И наконец, третий вид позиции, утверждение своей человеческой уникальности, отражающий специфическое сознательное отношение к себе и своему индивидуальному проявлению, представляет иерархию трёх самостоятельных позиций.

(3). Первая позиция - создание своего имиджа в социальной структуре, в системе межличностных отношений. Её компонентами являются осознание самоутверждения на уровне представлений, направленность деятельности на себя (на достижение личной выгоды), ориентация на внешнюю позицию. Сочетание компонентов способствует ролевому самоутверждению «казаться таким, как.». Общество в качестве условий для обретения этой позиции предлагает рекламу, услуги специалистов по имиджу, возможность удовлетворения престижно-статусных потребностей для внешнего поддержания стиля жизни (А. Тоффлер). Объектами имиджа могут стать и образование, и спорт, и вещи, и финансовая обеспеченность, и внешняя выразительность человека. Данная позиция отражает нормативный уровень самоутверждения, который ориентирован на нормы и ценности референтной группы, не выходящий за рамки «казаться своим». Соответственно этому выбираются сферы и способы самоутверждения.

(3'). Вторая позиция, выделение себя из своего окружения, формируется на основе первой, в качестве её компонентов выступают осознание сущности самоутверждения, направленность деятельности на себя, на достижение личной выгоды, ориентация на внутреннюю позицию. В отличие от первой данная позиция характеризуется осознанным выделением, обособлением себя от других людей. Средством обособления выступает присвоение человеком образцов общения, поведения, стиля жизни, внешности для создания собственного имиджа «как стороны коммуникации субъекта с миром, выражающей его влечение к социальному успеху, использующего в качестве средства самого себя» (И. А. Фёдоров). Данная позиция отражает нормативно-личностный уровень самоутверждения, который предполагает инициативу и активность личности в реализации стремления «казаться не таким, как все», и не только внешне.

(3"). Третья позиция, интегрируя в себе первую и вторую, представляет утверждение своей человеческой уникальности. По структуре это совокупность компонентов на качественно новом уровне - владение сущностью самоутверждения, направленность деятельности на достижение личной выгоды, ориентация на особую продуктивную позицию, образующуюся в слиянии внешней,

обогащённой и внутренней позиций. Человек в этой позиции не просто создаёт себе имидж в социальной структуре, выделяет себя из своего окружения, но и утверждает свою человеческую уникальность, реализуя стремление «быть собой» [7]. Средством выступает обретение собственного уникального стиля общения, поведения, деятельности, внешности на основе самоценности и высокой степени самопринятия. Формой проявления выступает любовь человека к жизни, к природе, к себе, к другим людям как проявлению уникальности. Данная позиция соответствует личностно-про-дуктивному уровню самоутверждения, индивидуализации, в результате которой человек утверждает свою уникальную сущность.

Продуктивно-творческий уровень самоутверждения теоретически совпадает с самореализацией личности, результат которой можно оценить только в далёкой перспективе как гений, идеал, кумир.

Все перечисленные выше позиции можно различить между собой теоретически, в реальной человеческой жизни, в различных сферах жизнедеятельности они переплетаются. Характер «переплетения» можно отразить следующим образом:

Позиции могут вступать во внутривидовые (горизонтальные оси) и межвидовые (вертикальные оси), смешанные (диагональные оси) отношения.

1 - "

2

Внутривидовые отношения между позициями возникают при изменении когнитивного и дея-тельностного компонентов в структуре позиции. Источником изменения является личный опыт человека или целенаправленное воздействие, вызывающее одновременно изменение мотивацион-ного компонента. Внутривидовые отношения представлены 12 вариантами сочетания позиций: «самодостаточные» позиции (1-1, 2-2, 3-3), открытые позиции (1-1', 2-2', 3-3', 1'-1, 2'-2, 3'-3), обогащенные новым опытом позиции (1'-1', 2'-2', 3'-3'). Продуктивные позиции (1', 2', 3') возможно выделить в итоге жизненного пути человека.

Межвидовые отношения между позициями возникают при изменении мотивационного компонента, вследствие личного опыта или целенаправленного воздействия, вызывающего изменения когнитивного и деятельностного компонентов. Межвидовые отношения представлены 12 вариантами

сочетания позиций: внешняя позиция (1-2, 2-1, 2-3, 3-2, 1-3, 3-1); внутренняя позиция (1'-2', 2'-1', 2'-3', 3'-2', 1'-3', 3'-1'). Сочетание вариантов внешней и внутренней позиций находит своё выражение в продуктивных позициях (1", 2", 3"), что возможно оценить также в далёкой перспективе.

Смешанные отношения между позициями возникают при различных взаимодействиях всех компонентов, что получает отражение в 12 вариантах сочетания позиций. Эти сочетания можно обозначить как переходные от внешних к внутренним и наоборот (1-2', 1-3', 2 -1, 3 -1, 2-1', 2-3', 3-1', 3-2', 1'-2, 1'-3, 2'-3, 3'-2). Данные сочетания становятся актуальными при переоценке своей позиции под влиянием переживания нового личностного опыта или целенаправленного воздействия.

В целом обретение человеком позиции является критерием состоявшегося самоутверждения. Признаками состоявшегося самоутверждения выступают следующие:

1) принятие человеком своей позиции самоутверждения как единства внешней и внутренней позиции (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, В. Г. Маралов, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин);

2) самоудовлетворенность (К. А. Абульхано-ва-Славская, В. П. Каширин, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин, Н. Ф. Цыбра). «Удовлетворение является лакмусовой бумагой для определения качественности самоутверждения» [8];

3) адаптированность (А. А. Налчаджян, В. П. Каширин, Г. К. Чернявская), под которой понимается «состояние взаимоотношений личности и общества, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность; удовлетворяет свои основные социальные потребности; в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа; переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности» [9].

Итак, позиция самоутверждения является многоуровневым, иерархическим образованием и является показателем потенциала самоутверждения личности.

Примечания

1. Фролов, И. Т. Человеческий потенциал [Текст]: опыт комплексного подхода / И. Т. Фролова. М.: Здиториал УРССР, 1999. С. 143.

2. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В. Ф. Сафин. Свердловск, 1986. С. 77.

3. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах норм и патологии [Текст] / В. Н. Мясищев // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара, 1999. 544 с.

4. Петровский, А. В. Индивид и его потребность быть личностью [Текст] / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44-53.

5. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д. А. Леонтьев // Пси-

Е. В. Сараева. Профессиональные самопрогнозы студентов с разным уровнем самооценки

хология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 336-340.

6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. 191 с.

7. Орлов, А. Б. Личность и сущность [Текст] : внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 30-38.

8. Цыбра, Н. Ф. Самоутверждение личности: социально-философский анализ [Текст] / Н. Ф. Цыбра. Киев; Одесса, 1989. С. 75.

9. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян. Ереван: [б. и.], 1988. С. 18.

10. Корчагина, Г. И. Позиция самоутверждения старшего школьника: теория, диагностика, условия развития [Текст] / Г. И. Корчагина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 134 с.

Е. В. Сараева

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ САМОПРОГНОЗЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

В статье рассматривается динамика профессиональных самопрогнозов студентов с разным уровнем профессиональной самооценки. Представлены данные эмпирического исследования профессиональных самопрогнозов студентов по модулям педагогической деятельности.

Особенности профессионального самопрогнозирования будущего специалиста определяются рядом факторов, среди которых приоритетное значение имеет специфика профессиональной самооценки.

Экспериментальные исследования В. С. Ма-гуна свидетельствуют, что люди способны адекватно оценивать собственные качества и возможности, будь то психические свойства, подготовленность к определенной деятельности или положение в обществе. Самооценки и основанные на них прогнозы зачастую не уступают по надежности специальным психологическим тестам и в определенных случаях могут служить источником информации о человеке. Адекватная самооценка способствует достоверным прогнозам о результатах деятельности. Однако самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, представляет собой не просто познавательный акт, но и выражает определенный уровень притязаний (И. Кон).

По мнению А. Н. Крылова, самооценка является формой рефлексии. Образ Я осуществля-

САРАЕВА Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ © Сараева Е. В., 2007

ет рефлексию посредством самооценок. Я-кон-цепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. «Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сообразно с этим самопознание выступает как деятельность Я в качестве субъекта по познанию (или осознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля.

Следует отметить, что феноменальное поле индивида включает и сознательное, и бессознательное восприятие, считая и то, которое он осознает, и то, о котором и не догадывается. Согласно ego-psychology, Я имеет собственный источник энергии и находит удовольствие в овладении окружающей средой. Эта концепция связана с понятием мотивации компетентности, предложенным Р. У. Уайтом [2]. При описании личности эта концепция особое значение придает способам, с помощью которых люди активно осваивают окружающий их мир, а также способам их мышления и восприятия.

Благодаря процессу подсознательного восприятия мы можем почувствовать, что данный опыт расходится с Я-концепцией, раньше, чем он дойдет до сознания. Тем не менее самые важные детерминанты поведения, особенно у здоровых людей, - те, которые осознаются или могут быть осознаны (К. Р. Роджерс).

К. Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятия человеком своего Я. Однако «индивид может иметь множество Я-кон-цепций - некоторые из них хорошие, а некоторые - плохие, некоторые актуализированы в настоящем, а некоторые - возможные Я-концеп-ции - предназначены для будущего» [3].

Представляемые или репрезентируемые Я имеют больше сходства с идеальным Я личности, чем с реальным Я, но они способствуют продвижению личности к осуществлению своего идеального Я (А. А. Налчаджян). Следует подчеркнуть, что идеальный образ отражает задачи прогноза по определению будущих ситуаций и возможных проблем, которые должны служить ориентиром при решении конкретных задач сегодняшнего дня.

На основе теоретического анализа литературы по важнейшим направлениям в изучении антиципации, прогнозирования и самопрогнозирования в отечественной и зарубежной психологической литературе нами была разработана методика самопрогнозирования успешности педагогической деятельности по модулям профессиональной деятельности педагога. За основу мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.